Helicopter View: Аптечный рынок Украины в 2011 г.

В продолжение начатого периодического обзора фармацевтического рынка подведем итоги развития аптечного рынка в 2011 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Общий объем розничных продаж товаров всех категорий «аптечной корзины», включая лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН), косметику, диетические добавки, по итогам 2011 г. составил 27,2 млрд грн. за 1,9 млрд упаковок, превысив показатель предыдущего года на 15,9% в денежном и 0,1% в натуральном выражении (рис. 1). В долларовом эквиваленте этот показатель достиг 3,4 млрд дол. США, увеличившись на 15,4%.

Рис. 1
Объем розничных продаж товаров всех категорий «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем розничных продаж товаров всех категорий «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Рис. 2
Структура розничных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.
Структура розничных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.

В структуре аптечных продаж львиную долю аккумулируют лекарственные средства — 84,6% в денежном и 63,9% в натуральном выражении, причем этот показатель увеличился по сравнению с предыдущими годами (рис. 2). По сравнению с 2010 г. в 2011 г. в денежном выражении для всех категорий товаров «аптечной корзины» были отмечены двузначные темпы прироста розничной реализации, кроме сегмента косметики. В натуральном выражении положительная динамика характерна только для диетических добавок и лекарственных средств, в то время как в сегментах косметики и ИМН в 2011 г. реализовано меньшее количество упаковок, чем годом ранее (рис. 3).

Рис. 3
Темпы прироста/убыли объема розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 2010–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом
Темпы прироста/убыли объема розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 2010–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом
Рис. 4
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров «аптечной корзины» в розничном сегменте по итогам 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров «аптечной корзины» в розничном сегменте по итогам 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» в целом по рынку по итогам 2011 г. составила 14,5 грн., увеличившись почти на 16% по сравнению с предыдущим годом (рис. 4). Сегменты лекарственных средств и ИМН являются рынкообразующими, соответственно, именно они задают темпы роста общерыночного прироста средневзвешенной стоимости. Минимальные темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки были отмечены для диетических добавок и косметики, что, как свидетельствуют итоги 2011 г., в первом случае косвенно способствовало увеличению объема продаж, а во втором — не повлияло положительным образом на динамику аптечных продаж этой продукции.

Рынок ЛЕКАРСТВЕННЫх СРЕДСТВ

Динамика поставок лекарственных средств в аптечные сети близко коррелирует с таковой их реализации, однако если в 2010 г. в натуральном выражении прирост поставок несколько опережал динамику продаж, что характерно для растущего рынка, то в 2011 г. наметилась противоположная тенденция, что свидетельствует о замедляющемся характере развития рынка (рис. 5). В денежном выражении динамика этих показателей также сопоставима с поправкой на изменение средней розничной наценки.

Рис. 5
Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и их розничной реализации в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и их розничной реализации в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

В разрезе помесячной динамики был задан высокий старт по темпам прироста аптечного рынка лекарственных средств, однако в середине года произошло преломление положительной тенденции и этот показатель как в денежном, так и в натуральном выражении пошел на спад (рис. 6).

Рис. 6
Темпы прироста/убыли объема поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и их розничной реализации в денежном и натуральном выражении по итогам января 2010 — декабря 2011 г. по сравнению с предыдущим годом
Темпы прироста/убыли объема поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и их розничной реализации в денежном и натуральном выражении по итогам января 2010 — декабря 2011 г. по сравнению с предыдущим годом
Рис. 7
Объем розничного рынка лекарственных средств и маржи аптечных учреждений от их реализации по итогам 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом, а также средняя аптечная наценка в сегменте лекарственных средств по итогам 2009–2011 гг.
Объем розничного рынка лекарственных средств и маржи аптечных учреждений от их реализации по итогам 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом, а также средняя аптечная наценка в сегменте лекарственных средств по итогам 2009–2011 гг.

Развитие рынка лекарственных средств в денежном выражении в 2011 г. продолжило тенденцию, заложенную годом ранее, — темпы прироста объема аптечных продаж составили 17% (рис. 7). Параллельно с рынком увеличивается и маржа аптечных учреждений. Средняя розничная наценка в анализируемый период практически не изменилась по сравнению с 2010 г. и составила 26,2%. Отметим, что в 2011 г. при стабильных по сравнению с предыдущим годом розничной наценке и количестве проданных упаковок темпы прироста аптечной маржи соответствовали динамике аптечных продаж в денежном выражении. В 2010 г. прирост рынка в деньгах при снизившейся наценке стимулировался увеличением физического объема потребления лекарственных средств.

Прирост рынка аптечных продаж лекарственных средств в 2011 г. обеспечивался в равной степени индексом замещения, характеризующим прирост физического объема потребления и смещение ценовой структуры продаж, и инфляционной составляющей (рис. 8). Вклад индексов эластичности спроса (степень реакции покупателя на изменение цен) и инновационного индекса (лонч новых и уход с рынка старых препаратов и лекарственных форм) в суммарный прирост розничного рынка лекарственных средств в денежном выражении остается незначительным — -0,3 и +1,1% соответственно.

Рис. 8
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2009–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2009–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом

Возвращаясь к первым двум составляющим роста рынка, можно сделать вывод, что при стагнации аптечных продаж в натуральном выражении прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств на уровне 15,5% практически в равной степени обусловлен инфляционной составляющей и смещением структуры потребления с дешевых на дорогостоящие препараты, о чем также свидетельствуют опережающие темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств высокостоимостной ниши в натуральном выражении — +10% по сравнению с 2010 г. Для сегмента препаратов среднестоимостной ниши этот показатель в анализируемый период составил +5%, для низкостоимостных и вовсе отмечена убыль количества реализованных упаковок (рис. 9).

Рис. 9
Темпы прироста/убыли объема поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и их розничной реализации в разрезе ценовых ниш в натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом
Темпы прироста/убыли объема поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и их розничной реализации в разрезе ценовых ниш в натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом

В структуре аптечных продаж лекарственных средств в анализируемый период продолжилась наметившаяся в 2010 г. тенденция к увеличению на рынке доли препаратов локального производства в денежном выражении, в то время как в натуральных величинах отмечена противоположная тенденция (рис. 10).

Рис. 10
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе локального и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе локального и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.

Тенденция к опережающему развитию сегмента лекарственных средств локального производства наметилась еще в кризисный период, когда сокращение платежеспособности населения способствовало пересмотру их предпочтений с дорогих на более дешевые препараты, в значительной степени представленные украинскими производителями. В 2010–2011 гг. тренд к опережающему росту объема аптечных продаж препаратов этого сегмента сохранился в денежном выражении, в то время как в натуральных величинах отмечается противоположная ситуация — объем розничной реализации лекарственных средств зарубежного производства прирастает более высокими темпами по сравнению с локальными конкурентами (рис. 11). Таким образом, в течение последних 2 лет развитие сегмента препаратов локального производства стимулируется преимущественно за счет прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки (рис. 12). В сегменте украинских производителей на рынке аптечных продаж индекс эластичности спроса стабильно приближен к нулю, что свидетельствует об отсутствии ценовой чувствительности потребителей к препаратам локального производства (рис. 13). Однако, учитывая некоторый спад количества реализованных упаковок этих препаратов в 2011 г. на фоне опережающих темпов прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки, можно предположить, что ресурс роста цен в этом сегменте исчерпывается.

Рис. 11
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе локального и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 2010–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе локального и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 2010–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом
Рис. 12
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в разрезе локального и зарубежного производства по итогам 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в разрезе локального и зарубежного производства по итогам 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Рис. 13
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств локального и зарубежного производства в денежном выражении по итогам 2009–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств локального и зарубежного производства в денежном выражении по итогам 2009–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом

Напомним, что прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств обес­печивается не только инфляционной составляющей, но и смещением структуры розничного потребления с дешевых на дорогостоящие лекарственные средства. В 2010–2011 гг. вклад инфля­ционной составляющей в суммарный прирост рынка аптечных продаж лекарственных средств локального производства значительно превышал таковой для сегмента зарубежных препаратов (см. рис. 13). Кроме того, для обоих сегментов в текущем году характерно перераспределение структуры потребления с низкостоимостных на средне- и высокостоимостные препараты (рис. 14). В сегменте лекарственных средств зарубежного производства существенный вклад в прирост аптечных продаж в денежном выражении обеспечивается увеличением физического объема потребления.

Рис. 14
 Ценовая структура аптечных продаж лекарственных средств локального и зарубежного производства в натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.
Ценовая структура аптечных продаж лекарственных средств локального и зарубежного производства в натуральном выражении по итогам 2009–2011 гг.

Топ-30 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в течение последних 3 лет новыми участниками не пополнялась, перестановки происходят среди уже устоявшихся на рынке брэндов (табл. 1).

Таблица 1 Топ-лист брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за 2009–2010 гг.
Брэнд 2011 2010 2009
АКТОВЕГИН 1 1 1
КОДТЕРПИН 2 15 32
ЭССЕНЦИАЛЕ 3 2 2
НО-ШПА 4 4 6
КАРДИОМАГНИЛ 5 13 34
МИЛДРОНАТ 6 3 3
НАТРИЯ ХЛОРИД 7 5 7
ПРЕДУКТАЛ 8 6 10
АУГМЕНТИН 9 7 14
ЦЕРАКСОН 10 14 27
КАНЕФРОН 11 16 17
ЛИНЕКС 12 10 16
ЛАЗОЛВАН 13 11 9
ТРАУМЕЛЬ С 14 18 63
ЭНАП 15 19 18
ЦЕФТРИАКСОН 16 12 12
ТИОТРИАЗОЛИН 17 20 24
СПАЗМАЛГОН 18 22 37
АМИЗОН 19 8 4
МЕЗИМ 20 9 5
АНАФЕРОН 21 23 11
КЕТАНОВ 22 17 13
АРБИДОЛ 23 28 15
НИМЕСИЛ 24 42 38
ЦИТРАМОН 25 37 40
ВИТРУМ 26 24 19
КАРСИЛ 27 21 22
ФАРМАЦИТРОН 28 38 26
РЕОСОРБИЛАКТ 29 45 52
НУРОФЕН 30 35 47
Таблица 2 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за 2009–2010 гг.
Маркетирующая организация 2011 2010 2009
Фармак (Украина) 1 2 2
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 1 1
Sanofi (Франция) 3 3 3
Nycomed (Норвегия) 4 5 6
Teva** (Израиль) 5 4 4
Дарница (Украина) 6 6 5
Артериум Корпорация (Украина) 7 7 8
Здоровье Группа компаний (Украина) 8 8 10
Servier (Франция) 9 10 11
KRKA (Словения) 10 9 9
Gedeon Richter (Венгрия) 11 12 12
Sandoz (Швейцария) 12 11 7
Heel (Германия) 13 14 20
GlaxoSmithKline (Великобритания) 14 13 14
Actavis Group (Исландия) 15 16 16
Борщаговский ХФЗ (Украина) 16 15 13
ИнтерХим (Украина) 17 24 30
Дельта Медикел (Украина) 18 19 21
Abbott Products (Германия) 19 21 18
Bayer Consumer Care (Швейцария) 20 17 15
Киевский витаминный завод (Украина) 21 23 25
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 22 18 22
Boehringer Ingelheim (Германия) 23 20 17
ПРО-фарма (Украина) 24 25 33
Bittner (Австрия) 25 22 19
Юрия-Фарм (Украина) 26 36 39
Bionorica (Германия) 27 27 24
Alpen Pharma (Швейцария) 28 31 34
Novartis Consumer Health
(Швейцария)
29 33 32
Mili Healthcare (Великобритания) 30 29 26

Топ-лист маркетирующих организаций по итогам 2011 г. по сравнению с 2009–2010 гг. остается относительно стабильным по составу, однако в минувшем году сменился лидер — рейтинг возглавила украинская компания «Фармак» (табл. 2). Также за последние 3 года существенно улучшили свои позиции в данном рейтинге такие отечественные компании, как «ИнтерХим», «ПРО-фарма» и «Юрия-Фарм». Уровень консолидации на розничном рынке лекарственных средств среди маркетирующих организаций в течение последних лет остается невысоким (топ-30 компаний аккумулируют менее 60% рынка) и неизменным, происходят лишь внутренние ротации и перераспределение влияния на рынке между игроками (рис. 15). В рамках анализируемой топ-30 маркетирующих организаций нами были отобраны топ-10 компаний по показателю Evolution Index, который отражает изменение удельного веса компаний в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств (табл. 3).

Таблица 3 Топ-10 маркетирующих организаций по Evolution Index по итогам 2011 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в 2011 г.
Маркетирующая организация Ei
ИнтерХим (Украина) 41,9
Юрия-Фарм (Украина) 24,1
Alpen Pharma (Швейцария) 12,1
Gedeon Richter (Венгрия) 10,0
Дельта Медикел (Украина) 8,6
ПРО-фарма (Украина) 8,0
Novartis Consumer Health (Швейцария) 7,6
Nycomed (Норвегия) 7,1
Фармак (Украина) 6,9
Киевский витаминный завод (Украина) 6,3
Рис. 15
Долевое распределение маркетирующих организаций в соответствии с занимаемыми ими позициями в рейтинге по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2009–2011 гг.
Долевое распределение маркетирующих организаций в соответствии с занимаемыми ими позициями в рейтинге по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2009–2011 гг.

Среди дистрибьюторов неизменной по итогам 2010–2011 гг. остается тройка лидеров по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения — «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Альба Украина» (табл. 4, рис. 16). Уровень консолидации в сегменте дистрибьюции традиционно остается самым высоким по сравнению с другими сегментами рынка и имеет тенденцию к дальнейшему усилению. По итогам 2011 г. топ-10 дистрибьюторов суммарно аккумулировали 91,7% объема поставок лекарственных средств в аптечные сети в денежном выражении.

Таблица 4 Рейтинг дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам 2011 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам 2009–2010 гг.
Дистрибьютор 2011 2010 2009
БаДМ 1 1 1
Оптима-Фарм 2 2 2
Альба Украина 3 3 4
Фра-М 4 5 5
Вента 5 6 6
Фито-Лек 6 8 9
Каскад-Медикал 7 9 8
АВС Логистик Парк 8
Фармако 9 10 11
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. 10 15 17
Рис. 16
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам января 2010 — декабря 2011 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам января 2010 — декабря 2011 г.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

По итогам 2011 г. суммарный объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 27,2 млрд грн. за 1,9 млрд дол., превысив показатель предыдущего года на 15,9% в денежном и 0,1% в натуральном выражении. Рост рынка в этот период в денежном выражении практически в равной степени стимулировался развитием всех сегментов, за исключением косметики. В натуральных величинах максимальные темпы прироста объема аптечных продаж отмечены для диетических добавок, в сегменте лекарственных средств также зафиксирована положительная динамика, в то время как в сегментах ИМН и косметики — убыль по сравнению с 2010 г.

Сегмент лекарственных средств по итогам 2011 г. продемонстрировал опережающую среднерыночную динамику развития как в денежном, так и в натуральном выражении — на 17 и 1,3% соответственно. В абсолютных величинах его объем достиг 23 млрд грн. за 1,2 млрд упаковок. В разрезе помесячной динамики с начала 2011 г. были заданы высокие темпы развития аптечного рынка лекарственных средств, однако в середине года положительная тенденция пошла на спад, приведя к значительному замедлению динамики рынка к концу года, что сопряжено с нестабильной макроэкономической ситуацией в нашей стране (более детальную информацию см. «Еженедельник АПТЕКА», № 50 (821) от 26.12.2011 г.). В структуре потребления укрепилась тенденция к смещению с дешевых на дорогостоящие препараты.

 

В сегменте маркетирующих организаций уровень консолидации остается невысоким, ротации между устоявшимися на рынке игроками приводят лишь к перераспределению рыночного влияния между ними. В сегменте дистрибьюции уровень концентрации объема поставок в руках первой пятерки компаний в 2011 г. продолжил повышение.

 

Уже сегодня следует позаботиться о базисе для развития рынка в 2012 г., чтобы, подводя его итоги, можно было смело оглянуться назад, оценив результаты проделанной за год работы, и смело продолжить уверенное движение вперед.

Анна Шибаева
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**В объеме аптечных продаж компании «Teva Pharmaceutical» учтен объем продаж приобретенной ею в 2011 г. компании «Mepha Group».
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +380 (44) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи