«Еженедельник АПТЕКА» завершает цикл публикаций, посвященных обзору украинского фармацевтического рынка. В предыдущих публикациях («Еженедельник АПТЕКА», № 8 (329) от 25 февраля 2002 г., № 10 (331) от 4 марта 2002 г., № 11 (332) от 11 марта 2002 г.) были освещены: рекламная активность фармацевтических компаний на украинском фармацевтическом рынке, экспорт и импорт лекарственных средств (ЛС), отечественное производство ЛС. В сегодняшнем номере «Еженедельника АПТЕКА» приведены обобщенные данные, характеризующие функционирование украинского фармацевтического рынка в 2001 г. и за период 1997–2001 гг. Более подробно все перечисленные выше темы будут освещены в книге «Рынок лекарственных средств в Украине. 1997–2001 гг.», которая в настоящее время готовится к печати.
ВВЕДЕНИЕ
Объем фармацевтического рынка Украины рассчитан по формуле: собственное производство ЛС + импорт – экспорт. Эта формула описывает поступление ЛС на фармацевтический рынок Украины. Естественно, при этом не учитываются такие факторы, как нелегальные (в том числе неучтенное) производство, экспорт и импорт ЛС, их реэкспорт и реимпорт. Проблема, однако, состоит в том, что поступление ЛС на фармацевтический рынок еще не означает их потребление. Есть несколько причин, которые обусловливают разницу между поступлением ЛС на рынок и их потреблением: потребление неучтенной и нелегальной продукции, поступление на рынок продукции, которая не может быть востребована (некачественные, с истекшим сроком годности, неправильно маркированные препараты) и т.д. Учет всех этих факторов весьма затруднен. В России государство осуществляет более жесткий контроль за фармацевтическим рынком, однако и российские эксперты осторожны в своих оценках. Например, как сообщает информационно-аналитический сайт www.marketsurveys.ru, президент ассоциации «Росфарма» Александр Апазов полагает, что доля «серого» фармацевтического рынка в России колеблется в пределах от 10 до 30%.
При подготовке материала использованы данные Государственного комитета статистики Украины (Госкомстата), предоставленные Государственным агентством по распространению статистической информации, Украинско-европейского консультационного центра по вопросам законодательства (UEPLAC), приведенные в издании «Тенденції української економіки» (декабрь, 2001), сведения, изложенные в книге «Рынок лекарственных средств в Украине» (Киев, 2001).
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В 2001 г.
Как уже сообщалось в предыдущих публикациях, объем фармацевтического рынка Украины в 2001 г. составлял 571,8 млн долл. США (производство — 298,4, импорт — 321, экспорт — 47,6 млн долл. США). В отчетном году вновь отчетливо прослеживается сезонность функционирования фармацевтического рынка (рис. 1).
|  | 
Рис. 1. Помесячная динамика украинского фармацевтического рынка в 2001 г.
Долю отечественных препаратов на рынке определили по формуле: (производство – экспорт)/объем рынка•100%. Изменение доли отечественных ЛС показано на рис. 2. Как видим, картина достаточно привычная: доля отечественных ЛС на рынке больше в начале года, меньше — в конце. Эти изменения повторяются из года в год и связаны с резким увеличением поступления зарубежных ЛС на рынок в декабре.
|  | 
Рис. 2. Помесячное изменение доли отечественных ЛС на украинском фармацевтическом рынке
|  | 
Рис. 3. Динамика украинского фармацевтического рынка по годам за период с 1997 по 2001 г. в денежном выражении
Как уже отмечалось («Еженедельник АПТЕКА», № 10 (331) от 11 марта 2002 г.), в 2001 г. суммарная доля отечественных ЛС на украинском фармацевтическом рынке составляла 43,9% (в 2000 г. — 45,3%).
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В 1997–2001 гг.
Наиболее значительное уменьшение объема фармацевтического рынка произошло в 1999 г. (рис. 3). Интересно отметить, что отечественное производство ЛС быстрее оправилось от последствий кризиса, чем была восстановлена структура импорта, что отражено в табл. 1. Начиная с IV квартала 1999 г. на минимальном уровне стабилизировался объем импорта ЛС. Это состояние сохранялось практически на протяжении года (до IV квартала 2000 г.). За это время отечественное производство успело «подрасти». В 1999–2000 гг. возросла и доля отечественных ЛС на украинском фармацевтическом рынке (рис. 4). В это же время появилась концепция «импортозамещения», согласно которой более дешевые отечественные ЛС должны вытеснить с рынка дорогостоящие импортные аналоги.
Таблица 1
Поквартальная динамика объема украинского фармацевтического рынка и его составляющих в 1997–2001 гг.
| Год | Квартал | Экспорт, тыс. долл. США | Прирост/ | Импорт, тыс. долл. США | Прирост/ | Произво- | Прирост/ | Объем рынка, тыс. долл. США | Прирост/ | 
| 1997 | I | 14 671 | 60 011 | 89 652 | 134 992 | ||||
| II | 15 937 | 82 220 | 95 509 | 161 792 | |||||
| III | 17 399 | 80 996 | 63 847 | 127 444 | |||||
| IV | 15 061 | 152 154 | 77 802 | 214 895 | |||||
| 1998 | I | 14 924 | 1,7 | 59 769 | -0,4 | 91 520 | 2,1 | 136 365 | 1,0 | 
| II | 23 017 | 44,4 | 82 201 | -0,02 | 92 354 | -3,3 | 151 538 | -6,3 | |
| III | 24 381 | 40,1 | 63 700 | -21,4 | 49 075 | -23,1 | 88 394 | -30,6 | |
| IV | 25 881 | 71,8 | 79 787 | -47,6 | 32 540 | -58,2 | 86 446 | -59,8 | |
| 1999 | I | 19 852 | 33,0 | 39 888 | -33,3 | 46 914 | -48,7 | 66 950 | -50,9 | 
| II | 21 030 | -8,6 | 52 266 | -36,4 | 42 436 | -54,1 | 73 672 | -51,4 | |
| III | 10 260 | -57,9 | 55 148 | -13,4 | 40 727 | -17,0 | 85 615 | -3,1 | |
| IV | 8015 | -69,0 | 80 312 | 0,7 | 55 399 | 70,2 | 127 696 | 47,7 | |
| 2000 | I | 6537 | -67,1 | 37 645 | -5,6 | 58 247 | 24,2 | 89 355 | 33,5 | 
| II | 6648 | -68,4 | 51 010 | -2,4 | 52 583 | 23,9 | 96 945 | 31,6 | |
| III | 8604 | -16,1 | 55 999 | 1,5 | 56 861 | 39,6 | 104 257 | 21,8 | |
| IV | 7682 | -4,2 | 100 470 | 25,1 | 75 761 | 36,8 | 168 549 | 32,0 | |
| 2001 | I | 10 079 | 54,2 | 66 821 | 77,5 | 74 483 | 27,9 | 131 225 | 46,9 | 
| II | 13 832 | 108,1 | 81 320 | 59,4 | 66 312 | 26,1 | 133 800 | 38,0 | |
| III | 10 018 | 16,4 | 58 781 | 5,0 | 69 683 | 22,5 | 118 446 | 13,6 | |
| IV | 13 673 | 78,0 | 114 123 | 13,6 | 87 721 | 15,8 | 188 171 | 11,6 | 
|  | 
Рис. 4. Доля отечественных ЛС на украинском фармацевтическом рынке по годам за период с 1997 по 2001 г.
Однако указанная концепция не выдержала проверки временем. С одной стороны, в 2000 г. на украинский рынок из развивающихся стран поступали генерические препараты по ценам, которые сравнимы с ценами на отечественные ЛС или даже ниже таковых (в 2000 г. объем импорта, например индийских препаратов составил около 14% всего объема украинского импорта ЛС, или около 7,4% объема рынка). С другой стороны, по мере восстановления рынка увеличивалась доля брендированных и высокотехнологичных препаратов, импортируемых из стран ЕС (в 2001 г. доля индийских ЛС в структуре импорта уменьшилась до 12% и составила около 6,7% объема украинского фармрынка, доля ЛС, поставляемых из стран ЕС, увеличилась до 51% (46% — в 2000 г.) и составила 28,6% объема рынка). Таким образом, отечественные производители ЛС работают в состоянии прессинга как со стороны импортируемых дешевых генерических препаратов, так и со стороны дорогостоящих оригинальных и высокотехнологичных препаратов, также поступающих из-за рубежа. Кроме того, отечественные производители ЛС конкурируют между собой на достаточно узком фармацевтическом рынке.
Результаты анализа поквартального изменения доли отечественных препаратов на украинском фармацевтическом рынке позволяют предположить, что в 1998–1999 гг. объем рынка и доля отечественных ЛС на нем определялись не только уровнем отечественного производства и объемом импорта. Важным фактором оказывается экспорт ЛС из Украины. Данные Госкомстата свидетельствуют о том, что в 1998 г. около 40% произведенных в Украине ЛС были экспортированы (рис. 5). Например, в IV квартале 1998 г. объем экспорта составил около 80% от производства украинских ЛС. Влияние экспорта на украинский фармрынок было существенным в 1998 и 1999 гг. и сравнительно несущественным как в 2000, так и в 2001 г. В 1997 г. экспорт ЛС составил 10,8% от всего рынка, в 1998 г. — 21%, в 1999 г. — 16,5%, в 2000 г. — 6,4%, в 2001 г. — 8,3%.
|  | 
Рис. 5. Доля экспорта в объеме производства отечественных ЛС по годам за период с 1997 по 2001 г.
Вопрос о том, какое количество ЛС украинского производства может быть востребовано за рубежом, в настоящее время, видимо, следует считать открытым (подробнее — см. «Еженедельник АПТЕКА», № 11 (332) от 18 марта 2002 г.).
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Как известно, объем фармацевтического рынка зависит от покупательной способности населения. С любезного разрешения UEPLAC приводим динамику денежных доходов населения Украины (табл. 2).
Таблица 2
Денежные доходы на душу населения Украины по годам
| Год | Доход на душу населения, грн. | Курс     доллара США  | Доход на душу населения, долл. США | 
| 1997 | 987,6 | 1,8617 | 530,4829 | 
| 1998 | 1081 | 2,4495 | 441,3146 | 
| 1999 | 1239,6 | 4,13044 | 300,1133 | 
| 2000 | 1752,3 | 5,44023 | 322,1004 | 
| 2001 | 2209,9 | 5,37216 | 411,3615 | 
Для расчета годового потребления ЛС на душу населения использованы расчетные данные «Еженедельника АПТЕКА» об объеме украинского фармацевтического рынка и сведения Госкомстата о среднегодовом количестве населения Украины в 1997–2001 гг.
Таким образом, можно рассчитать среднегодовое потребление ЛС на душу населения в 1997–2001 гг. Для этого использовали формулу: объем фармацевтического рынка / среднее количество населения Украины в отчетный период.
Обобщенные данные Госкомстата позволяют определить долю расходов на ЛС в денежных доходах населения (рис. 6).
|  | 
Рис. 6. Ежегодное среднедушевое потребление ЛС и доля расходов на потребление ЛС в сумме общих доходов на душу населения в 1997–2001 гг. в Украине
Как видим, среднедушевое потребление ЛС в 2001 г. приблизилось к 12 долл. США на человека. В 2000 г. доля расходов на приобретение ЛС составила почти 3% среднедушевого денежного дохода населения в долл. США и начала уменьшаться в 2001 г. На протяжении последних 5 лет доля расходов на приобретение ЛС является более стабильным показателем (уровень расходов был не ниже 2% и не выше 3%), чем потребление ЛС на душу населения.
Таким образом, есть основания полагать, что среднедушевые расходы населения на приобретение ЛС в 2002 г. увеличатся, однако доля расходов на приобретение ЛС в денежных доходах населения не превысит таковой в 2000 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня мы являемся свидетелями роста украинского фармацевтического рынка. Рост рынка ограничен количеством денежных средств, которые наши соотечественники готовы израсходовать на приобретение ЛС (как самостоятельно, так и посредством государственного социального или частного медицинского страхования).
Украинские производители ЛС вынуждены работать в условиях ограниченного фармацевтического рынка, когда дальнейшее снижение цен на отечественные препараты бесперспективно как в связи с ценовой конкуренцией между отечественными предприятиями, так и в связи с тем, что зарубежные компании в состоянии предложить аналогичные препараты-генерики по конкурентоспособным ценам.
Зарубежные компании-производители через два–три года после кризиса 1998 г. начали наращивать объем поставок на украинский фармрынок. При этом отмечено увеличение поставок высокотехнологичных, брендированных препаратов.
По мере развития украинского фармрынка в 2002 г. можно ожидать увеличения доли зарубежных ЛС на рынке Украины.
Предпринятые регулирующими органами шаги (например, ограничение наценки в распределительной сети (аптеки+дистрибьюторы) на уровне 35%) могут привести к «вымыванию» с рынка сравнительно дешевых ЛС, что также косвенно будет способствовать увеличению доли высокотехнологичных, брендированных (следовательно, дорогостоящих импортных препаратов).
В 2002 г. операторы рынка ожидают увеличения денежных доходов населения. Соответственно, вполне вероятно, что в 2002 г. фармацевтический рынок Украины будет расти. Следует ожидать увеличения как импорта ЛС из стран с развитой экономикой (страны ЕС, США и др.), так и отечественного производства, а также повышения цен на отечественные препараты.
Разумеется, все приведенные выше оценки и прогнозы могут быть справедливы только при условии, что финансово-экономическая ситуация в стране будет оставаться стабильной.
Тарас Махринский
 
						
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим