По данным IMS Health, общий объем продаж безрецептурных лекарственных средств (ЛС) на мировом фармацевтическом рынке в 2001 г. увеличился на 3% по сравнению с 2000 г. и составил 48,2 млрд долларов США. Крупнейшим потребителем ОТС-препаратов является Европа. Общий объем продаж ЛС в этом регионе в 2001 г. составил 15,3 млрд долларов США, что на 4% больше, чем в 2000 г. За этот период объем продаж безрецептурных ЛС в Северной Америке увеличился на 2%, и составил 12,8 млрд долларов США. Значительное увеличение объема продаж безрецептурных ЛС отмечено в странах Дальнего Востока, где общий объем продаж возрос на 12% и достиг 2,7 млрд долларов США. При этом Южная Корея вошла в число основных потребителей ОТС-препаратов в данном регионе.
В Западной Европе в 2001 г. (по сравнению с 2000 г.) наиболее значительно увеличился объем продаж безрецептурных ЛС в Ирландии (более чем на 10%). Существенно, хотя и в меньшей мере, увеличился объем реализации ОТС-препаратов в Австрии, Португалии и Великобритании.
Многообещающей частью мирового фармацевтического рынка для безрецептурных ЛС являются страны Восточной и Центральной Европы, а также Китай. Так, в Венгрии объем продаж безрецептурных ЛС увеличился на 24%. Интенсивно развивается рынок ОТС-препаратов в Чешской Республике и Болгарии. Объем продаж безрецептурных ЛС в госпитальном секторе Китая увеличился на 20% или до 623 млн долларов США (аудит аптечного розничного сектора экспертами IMS Health не проводился). Лидирующие позиции на рынке безрецептурных ЛС Китая занимают компании «Johnson & Johnson», «Wyeth» и «Bayer».
Лидирующие компании, осуществляющие маркетинг ОТС-препаратов
«Johnson & Johnson» продолжает занимать лидирующие позиции в маркетинге безрецептурных ЛС (табл. 1). В 2001 г. компания «Wyeth» заняла второе место, компания «GlaxoSmithKline» — третье. Наиболее высокие темпы роста объема продаж безрецептурных ЛС на мировом фармацевтическом рынке были зафиксированы у компании «Boots Healthcare International», специализирующейся на маркетинге ОТС-препаратов, которая в списке компаний-лидеров 2001 г. поднялась с 25-го места (2000) на 21-е.
Таблица 1
Общий объем продаж ОТС-препаратов фармацевтическими компаниями в 2001 г. на мировом фармацевтическом рынке (млн долларов США)
Название компании |
Объем продаж в 2001 г. |
Johnson & Johnson |
1722,3 |
Wyeth |
1536,1 |
GlaxoSmithKline |
1503,8 |
Pfizer |
1296,0 |
Novartis |
1159,4 |
Bayer |
119,9 |
Taisho |
743,7 |
Aventis |
722,3 |
Bristol-Mayers Squibb |
708,5 |
Procter&Gamble |
651,4 |
Основные группы безрецептурных ЛС
В 2001 г. наиболее интенсивно развивался рынок безрецептурных ЛС для лечения никотиновой зависимости у лиц, бросивших курить. Объем продаж ЛС этой категории в определенной мере отстает от такового других категорий безрецептурных ЛС (табл. 2).
Таблица 2
Объем продаж ОТС-препаратов по категориям в 2001 г. на мировом фармацевтическом рынке (млн долларов США)
Категория ЛС |
Объем продаж |
Процент изменения |
Применяемые при кашле, простудных заболеваниях |
7866,5 |
+0,8 |
Анальгетики |
6407,7 |
+2,1 |
Витамины, минералы |
5946,8 |
–0,0 |
Влияющие на пищеварительную систему |
5497,2 |
+2,3 |
Для лечения кожных заболеваний |
3890,7 |
+3,0 |
Тонизирующие и стимуляторы |
2080,3 |
–0,3 |
Для лечения никотиновой зависимости |
549,9 |
+5,9 |
Другие |
5822,6 |
+4,0 |
По материалам журнала
«Scrip» (2740 / 17)
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим