ВВЕДЕНИЕ
В предыдущих публикациях, посвященных анализу структуры аптечных сетей Киева («Еженедельник АПТЕКА», № 41 (362) от 21 октября 2002 г.) и Украины («Еженедельник АПТЕКА», № 42 (363) от 28 октября 2002 г.), отмечалось, что каждому региону отводится особое место в системе розничной продажи лекарственных средств (ЛС). Сегодня мы проанализируем структуру аптечных сетей Западного региона Украины. В приведенных диаграммах отражена доля, занимаемая розничной аптечной сетью Западного региона в аптечной сети Украины с точки зрения количества розничных торговых точек и розничного товарооборота (рис. 1).
Рис. 1. Доля торговых точек Западного региона в общем количестве торговых точек Украины в 2001 г.
Настоящей публикацией мы начинаем цикл статей, посвященных более подробному анализу аптечных сетей Украины по регионам и областям. В связи с этим уточним ряд терминов, которые мы использовали в предыдущих публикациях и будем использовать далее, с тем, чтобы к каждому региону (и ко всей Украине в целом) подходить с одной меркой.
Итак, под малыми мы подразумеваем сети размером 1–5 торговых точек, под средними — аптечные сети размером 6–10 торговых точек, под крупными — сети, в состав которых входит 11–24 торговых точки. Особый интерес представляют мегасети, в которые мы включаем централизованные сети с количеством торговых точек 25 и более.
Такое определение термина «мегасеть» следует считать не вполне удовлетворительным, поскольку оно включает как сети размером 30 торговых точек, так и сети размером более 300 торговых точек. Поэтому в настоящей и в последующих публикациях мы будем использовать такие термины, как: мегасеть25–50 — централизованная сеть размером 25–50 торговых точек; мегасеть51–100 — 51–100 торговых точек; мегасеть101 — централизованная сеть, насчитывающая более 100 торговых точек. Кстати, последних в Украине всего 4, из которых 3 размером более 300 торговых точек. Напомним, что централизованной мы называем такую сеть, всем подразделениям которой присвоен единый код по классификации ЄДРПОУ (Єдиний державний реєстр підприємств і організацій України), розничная реализация ЛС этими подразделениями, как правило, осуществляется на основании одной лицензии, снабжение — централизованное, собственный счет в банке открыт только «головной» организацией такой сети. Холдинговой сетью мы называем совокупность сравнительно самостоятельных аптек и/или сетей централизованного типа, каждой из которых присвоен код ЄДРПОУ. Подразделения мегасети холдингового типа могут функционировать сравнительно самостоятельно, так как имеют, как правило, собственный банковский счет и взаимосвязаны между собой посредством общего учредителя.
Нами использовано также достаточно распространенное деление Украины на 4 региона: Западный, Южный, Восточный и Центральный, которое в определенной степени отражает экономические особенности входящих в них областей.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей краткий анализ аптечных сетей Западного региона Украины. В состав этого региона включены: Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ривненская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области.
Для анализа использованы данные, предоставленные информационным агентством ДП «Банк информации, исследований и технологий» (ДП «БИИТ»). Отметим, что погрешность при составлении базы данных по торговым точкам, осуществляющим розничную торговлю ЛС в Украине, может достигать 10%. Для того чтобы частично отразить эту погрешность, обобщенные данные по Западному региону приводятся с точностью до двух знаков перед запятой, по областям — с точностью до одного знака перед запятой.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АПТЕЧНЫХ СЕТЯХ
По данным ДП «БИИТ», по состоянию на 1 июня 2002 г. розничную торговлю в Западном регионе Украины осуществляли около 1200 субъектов предпринимательской деятельности, которым принадлежало приблизительно 4300 торговых точек, в том числе 1700 аптек, 1400 аптечных пунктов и 1300 аптечных киосков (несовпадение данных является результатом их округления). Для сравнения: по данным Государственного комитета статистики Украины (Госкомстата), на 1 января 2002 г. в Западном регионе было зарегистрировано 3750 торговых точек, в том числе 2580 аптек и аптечных пунктов, 1170 аптечных киосков («Еженедельник АПТЕКА», № 15 (336) от 15 апреля 2002 г.).
Анализируя структуру аптечных сетей как Западного региона, так и Украины в целом, мы рассматривали аптечные киоски и аптечные пункты как торговые подразделения аптек. Таким образом, на 1700 аптек приходится 2700 торговых подразделений, или около 1,6 на одну аптеку. Аналогичный показатель для Украины составляет около 1,5.
На долю Западного региона приходится 21,4% всех торговых точек Украины. Интересно, что, по данным Госкомстата, в этом регионе проживает 12595,3 человека (Рынок лекарственных средств в Украине. — Киев, 2002), или около 25,7% всего населения страны. Иными словами, обеспеченность населения аптеками, аптечными пунктами и аптечными киосками здесь ниже, чем в целом по Украине. Обеспеченность населения аптеками, аптечными пунктами и аптечными киосками мы предлагаем рассчитывать делением количества торговых точек в регионе (единиц) на численность населения, постоянно проживающего в данном регионе (тыс. человек). Таким образом, обеспеченность населения Западного региона аптеками, аптечными пунктами и аптечными киосками составляет 4300/12595,3 = 0,34, а в целом по Украине — 20200/49036,5 = 0,41. Ниже мы покажем, что эти данные отличаются не только от региона к региону, но и в пределах одного региона.
СТРУКТУРА СЕТЕЙ
Структура аптечных сетей централизованного и смешанного типа в Западном регионе Украины в той части, где они функционируют как централизованные, рассматривалась на всем массиве данных.
Прежде всего нас интересовало соотношение количества субъектов предпринимательской деятельности и количества торговых точек, которые этим субъектам принадлежат (рис. 2). Часть графика, на котором отражены мегасети размером более 25 торговых точек, не приводится ввиду ее графической неинформативности.
Рис. 2. Количество организаций в зависимости от числа принадлежащих им торговых точек (структуры аптечных сетей)
Особое внимание традиционно уделено мегасетям. Это связано с тем, что заключение договоров с несколькими мегасетями может быть привлекательным в плане развития бизнеса в регионе или отдельной области.
В настоящее время в Западном регионе Украины функционирует 14 мегасетей, которые объединяют около 560 торговых точек, или около 13% всех торговых точек, действующих в Западном регионе.
Необходимо отметить, что в Западном регионе как выделенная нами холдинговая мегасеть, так и большинство централизованных мегасетей являются «наследниками» структур, которые существовали до начала приватизации и децентрализации, и до сих пор сохраняют государственную или коммунальную форму собственности.
Данные, отражающие соотношение общего количества торговых точек и размеров торговой сети в Западном регионе, представлены на рис. 3.
Рис. 3. Общее количество торговых точек, принадлежащих аптечным сетям в зависимости от их размера
Сегменты «длины прилавка» распределены в пределах Западного региона следующим образом: 45,1% составляют торговые точки, принадлежащие малым торговым сетям, 20,2% — средним, 21,8% — крупным, 12,9% — мегасетям. Таким образом, в Западном регионе централизованные мегасети оказывают меньшее влияние на структуру розничной сети, чем в целом по Украине (всего в Украине централизованным мегасетям принадлежит около 16,5% торговых точек).
ДАННЫЕ ПО ОБЛАСТЯМ
Как уже отмечалось выше, количество торговых точек и обеспеченность ими населения в отдельных областях различаются (табл. 1).
Таблица 1
Обеспеченность населения
Западного региона торговыми точками
Область |
Количество торговых точек (единиц) |
Население на 1 января 2001 г. (тыс. человек) |
Обеспеченность населения аптеками, аптечными пунктами и аптечными киосками |
Волынская |
420 |
1051,4 |
0,40 |
Закарпатская |
640 |
1275,3 |
0,50 |
Ивано-Франковская |
570 |
1443,4 |
0,39 |
Львовская |
1050 |
2683,0 |
0,39 |
Ривненская |
430 |
1179,0 |
0,36 |
Тернопольская |
400 |
1146,2 |
0,35 |
Хмельницкая |
550 |
1441,6 |
0,38 |
Черновицкая |
270 |
932,0 |
0,29 |
Существует достаточно много оценок розничного фармацевтического рынка. Одной из точек отсчета являются данные Госкомстата, полученные на основании сведений, которые самостоятельно предоставляют субъекты хозяйственной деятельности (владельцы аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков) в Госкомстат. Очевидно, что данные, которые приводит Госкомстат, имеют определенную погрешность. Как показали результаты исследования, проведенного «Еженедельником АПТЕКА», наличие систематической погрешности в данных Госкомстата обусловлено, в частности, тем, что количество субъектов хозяйственной деятельности, отчеты которых учитывает в порядке очередности кодов Госкомстат, меньше количества субъектов хозяйствования, реально осуществляющих свою деятельность на фармацевтическом рынке. Следовательно, розничный фармацевтический рынок в Украине больше фиксируемого Госкомстатом как минимум на величину, которая соответствует разнице между количеством торговых точек, реально функционирующих на фармацевтическом рынке, и количеством точек, учитываемых Госкомстатом. Знание этого факта позволяет уточнить реальный объем фармацевтического рынка, используя опубликованные официальные данные Госкомстата (Рынок лекарственных средств в Украине. — Киев, 2002).
Казалось бы, для того, чтобы вычислить объем розничного фармацевтического рынка Украины, достаточно умножить соответствующие данные Госкомстата на число, которое равно отношению количества реально функционирующих торговых точек к количеству таковых торговых точек, учитываемых Госкомстатом. К сожалению, такой подход не является в достаточной степени корректным.
Мы произвели расчет коэффициента соотношения данных о розничном фармацевтическом рынке, которые предлагает Госкомстат, и данных, которые были получены «Еженедельником АПТЕКА» в результате анализа структуры аптечных сетей в различных областях Украины. Умножив данные Госкомстата на полученный коэффициент, мы вычислили как объем фармацевтического рынка Украины в целом, так и по областям, исходя из данных Госкомстата. Совокупный объем розничного фармацевтического рынка Украины в IV квартале 2001 г., вычисленный таким образом, составил около 1 млрд грн. На рис. 4 приведены расчетные данные о доле Западного и других регионов в общем объеме фармацевтического рынка Украины в 2001 г., в табл. 2 — расчетные данные по областям Западного региона.
Рис. 4. Доля розничного товарооборота Западного и других регионов в общем розничном товарообороте ЛС в Украине в 2001 г.
Таблица 2
Розничный товарооборот ЛС в Западном регионе Украины в 2001 г.
Область |
Розничный товарооборот ЛС по данным «Еженедельника АПТЕКА» (тыс. грн.) |
Розничный товарооборот ЛС в пересчете на одного человека в год по данным «Еженедельника АПТЕКА» (грн.) |
Волынская |
63405,6 |
60,3 |
Закарпатская |
76268,4 |
59,8 |
Ивано-Франковская |
76936,4 |
53,3 |
Львовская |
199175,0 |
74,2 |
Ривненская |
52844,0 |
44,8 |
Тернопольская |
57970,9 |
50,6 |
Хмельницкая |
81141,1 |
56,3 |
Черновицкая |
56381,8 |
60,5 |
Всего по Западному региону |
664123,2 |
59,6 |
Таким образом, обеспеченность населения аптеками, аптечными пунктами и аптечными киосками может не коррелировать с потреблением ЛС населением. Наиболее высокая обеспеченность населения аптеками наблюдается в Закарпатской области, в то время как наивысшее потребление ЛС через розничную сеть — во Львовской. В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что во Львовской области доля торговых точек, которые принадлежат малым аптечным сетям, — наибольшая в Западном регионе, а в Закарпатской — наименьшая. В табл. 3 приведены абсолютные данные о структуре аптечных сетей Западного региона по областям. Графически эти данные представлены на рис. 5–13.
Таблица 3
Количество субъектов хозяйствования и принадлежащих им торговых точек в зависимости от размеров торговой сети в Западном регионе по областям по данным «Еженедельника АПТЕКА»
Область |
Количество субъектов хозяйствования и принадлежащих им торговых точек |
Количество торговых точек в сети |
|||||
1-5 |
6-10 |
11-24 |
25-50 |
50-100 |
Всего |
||
Волынская |
Количество субъектов хозяйствования |
69 |
13 |
3 |
1 |
1 |
87 |
Количество торговых точек |
155 |
99 |
50 |
26 |
89 |
419 |
|
Закарпатская |
Количество субъектов хозяйствования |
82 |
11 |
6 |
8 |
0 |
107 |
Количество торговых точек |
167 |
79 |
89 |
302 |
0 |
637 |
|
Ивано-Франковская |
Количество субъектов хозяйствования |
148 |
21 |
5 |
1 |
0 |
175 |
Количество торговых точек |
307 |
165 |
59 |
36 |
0 |
567 |
|
Львовская |
Количество субъектов хозяйствования |
351 |
24 |
14 |
1 |
0 |
390 |
Количество торговых точек |
648 |
183 |
196 |
25 |
0 |
1052 |
|
Ривненская |
Количество субъектов хозяйствования |
60 |
14 |
10 |
0 |
1 |
85 |
Количество торговых точек |
133 |
100 |
139 |
0 |
56 |
428 |
|
Тернопольская |
Количество субъектов хозяйствования |
101 |
12 |
8 |
0 |
0 |
121 |
Количество торговых точек |
192 |
88 |
124 |
0 |
0 |
404 |
|
Хмельницкая |
Количество субъектов хозяйствования |
80 |
13 |
15 |
1 |
0 |
109 |
Количество торговых точек |
197 |
102 |
230 |
25 |
0 |
554 |
|
Черновицкая |
Количество субъектов хозяйствования |
71 |
8 |
4 |
0 |
0 |
83 |
Количество торговых точек |
153 |
61 |
56 |
0 |
0 |
270 |
|
Всего по Западному региону |
Количество субъектов хозяйствования |
962 |
116 |
65 |
12 |
2 |
1157 |
Количество торговых точек |
1952 |
877 |
943 |
414 |
145 |
4331 |
Рис. 5. Распределение количества субъектов хозяйствования и количества торговых точек в зависимости от размеров торговых сетей Волынской области
Рис. 6. Распределение количества субъектов хозяйствования и количества торговых точек в зависимости от размеров торговых сетей Закарпатской области
Рис. 7. Распределение количества субъектов хозяйствования и количества торговых точек в зависимости от размеров торговых сетей Ивано-Франковской области
Рис. 8. Распределение количества субъектов хозяйствования и количества торговых точек в зависимости от размеров торговых сетей Львовской области
Рис. 9. Распределение количества субъектов хозяйствования и количества торговых точек в зависимости от размеров торговых сетей Ривненской области
Рис. 10. Распределение количества субъектов хозяйствования и количества торговых точек в зависимости от размеров торговых сетей Тернопольской области
Рис. 11. Распределение количества субъектов хозяйствования и количества торговых точек в зависимости от размеров торговых сетей Хмельницкой области
Рис. 12. Распределение количества субъектов хозяйствования и количества торговых точек в зависимости от размеров торговых сетей Черновицкой области
Рис. 13. Распределение количества субъектов хозяйствования и количества торговых точек в зависимости от размеров торговых сетей Западного региона Украины
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Реальное количество аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков в Западном регионе, как и в целом по Украине, превышает таковое, учитываемое Госкомстатом, однако в рассматриваемом регионе превышение составляет всего 13%. Согласно нашим расчетам, объем розничного фармацевтического рынка в Западном регионе больше приведенного Госкомстатом примерно на 20% и составляет около 664,1 млн грн.
Значительная доля в структуре аптечных сетей (45,1%) в Западном регионе приходится на малые аптечные сети, которые принадлежат примерно 960 субъектам предпринимательской деятельности (80% всех субъектов предпринимательской деятельности, розничных реализаторов ЛС в Западном регионе). Доля средних, крупных и мегасетей составляет 54,9%. Этот сегмент контролируют 240 (20%) субъектов предпринимательской деятельности. Распределение торговых точек в зависимости от размера сетей в пределах одного региона заметно различается.
В качестве показателя, который, возможно, окажется полезным для принятия конкретных управленческих решений, мы предлагаем коэффициент возможной доступности (Квд) — отношение количества наиболее крупных субъектов хозяйствования, которым принадлежит 50% торговых точек, к общему количеству субъектов хозяйствования. Заметим, что при вычислении данного показателя мы использовали данные только о так называемых централизованных сетях. Холдинговые сети, которые как в Западном регионе, так и в стране в целом в основном являются «наследниками» структур, функционировавших еще 10 лет назад, оказывают заметное влияние на весь розничный рынок и еще более заметное — на розничный рынок некоторых регионов. Однако методология, используемая в этом исследовании, не позволяет учитывать все параметры холдинговых сетей.
Итак, Квд для 50% торговых точек (Квд50%) — это отношение количества крупнейших субъектов хозяйствования, которым принадлежит 50% торговых точек (К50%), к общему количеству субъектов хозяйствования в регионе (К100%), то есть Квд50% = К50%/К100%. В целом по Украине Квд50% = 580/4500 = 0,129. Для Западного региона Квд50% = 160/1200 = 0,133.
На практике Квд50% позволяет предполагать, сколько договоров на поставку необходимо заключить дистрибьютору с субъектами предпринимательской деятельности, которые контролируют крупнейшие централизованные аптечные сети в исследуемом регионе, чтобы охватить 50% точек реализации. Для того чтобы охватить 50% торговых точек Западного региона, необходимо заключить как минимум 0,133 • 1200 = 160 договоров, чтобы охватить 50% точек реализации в Украине, — как минимум 0,129 • 4500 = 580 договоров.
В следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА» мы проанализируем аптечные сети других регионов Украины.
Тарас Махринский
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим