Наше воображаемое путешествие мы начнем с далекого 1996 г. — именно тогда произошло главное событие в жизни компании «Novartis». 21 апреля 1996 г. она была основана путем слияния таких двух крупных производителей фармацевтической продукции с практически вековой историей, как «Ciba-Geigy» и «Sandoz».
Название новая компания получила особенное — «Novartis» (Novae Artis) в переводе с латыни означает «новые достижения», ведь не зря говорят: «Как корабль вы назовете, так он и поплывет». С тех самых пор профессионалы, работающие в компании над созданием инновационных лекарственных средств, не устают подтверждать, что свое имя компания носит заслуженно.
С момента образования «Novartis» активно развивал свой бизнес, в том числе посредством приобретения других компаний, например, «Hexal», «Eon Labs» и «Chiron Corporation», что позволило существенно укрепить его позиции на мировом фармацевтическом рынке. Hexal» и «Eon Labs» вошли в состав «Sandoz», подразделения «Novartis», специализирующегося на производстве и маркетинге генериков.
— Мультинациональная фармацевтическая компания «Novartis», штаб-квартира которой находится в швейцарском городе Базель, объединяет около 120 тыс. специалистов в более чем 140 странах мира, что позволяет ей предлагать современные медицинские решения, отвечающие новым вызовам постиндустриального общества и потребностям пациентов. Возможно, именно благодаря этому в 2011 г. «Novartis» стала самой уважаемой фармацевтической компанией в мире по версии издания «Forbes».
Компания обладает диверсифицированным продуктовым портфелем, который сегодня позволяет ей удерживать одну из ведущих позиций в таких сферах, как производство инновационных препаратов, брэндированных генериков, безрецептурных лекарственных средств, препаратов, применяемых в офтальмологии, вакцин и диагностических тест-систем.
В настоящее время в состав швейцарской мультинациональной фармацевтической компании «Novartis» входит 6 подразделений — бизнес-дивизионов:
- «Pharma»: инновационные рецептурные препараты;
- «Alcon»: весь спектр продукции, применяемой в офтальмологии;
- «Sandoz»: биоаналогичные и брэндированные генерические препараты;
- «OTC»: безрецептурные средства;
- «Vaccines and Diagnostics»: вакцины и диагностические тест-системы;
- «Animal Health»: препараты для животных.
— R&D-разработки и внедрение инновационных технологий являются стратегическими приоритетами «Novartis». Так, компания ежегодно в течение последних нескольких лет вкладывает около 16% доходов от продаж в разработку инновационных лекарственных средств и не перестает совершенствовать уже представленные на рынке препараты.
В 2010 г. компания инвестировала в R&D-разработки более 8 млрд дол., которые были направлены на обеспечение 147 проектов. Благодаря высокому профессионализму сотрудников исследовательского центра «Novartis» (The Novartis Institute for BioMedical Research) компания с гордостью представляет вниманию потребителей один из самых обширных на мировом фармацевтическом рынке продуктовых портфелей в сфере биопрепаратов.
Главное подразделение исследовательского центра «Novartis» находится в Кембридже (США), наряду с которым по всему миру функционирует множество филиалов. Такое расположение главного подразделения позволяет ему быть в центре научной жизни, поскольку в этом городе размещено множество научно-исследовательских университетов, большинство из которых ведут свои исследования в сфере биотехнологий.
В исследовательских центрах компании по всему миру, по самым скромным оценкам, работает более 5 тыс. ученых, которые проводят исследования по разработке инновационных лекарственных средств для терапии наиболее распространенных заболеваний. «Novartis» проводит свои исследования не только опираясь на собственную обширную научную и материальную базу, но и активно сотрудничает с врачами и другими партнерскими организациями, преследуя общую для всех цель — повысить эффективность лечения пациентов.
Кроме того, компания ставит перед собой цель не только разрабатывать инновационные препараты, но и вносить изменения в лечебную практику.
«Novartis» прилагает много усилий для того, чтобы разрабатывать инновационные лекарственные средства в соответствии с возрастающими потребностями пациентов. Для достижения максимального результата компания планирует высвободить финансовые и трудовые ресурсы для разработки и продвижения инновационных лекарственных средств посредством выведения на аутсорсинг препаратов, которые в течение долгого времени маркетируются компанией и приносят львиную долю дохода от продаж.
— Компания «Novartis» за время своего существования сформировала собственные подходы к разработке инновационных препаратов, которые в первую очередь основываются на доскональном изучении ключевых триггеров и механизмов развития заболеваний, а уже затем с учетом результатов этих фундаментальных исследований организовывается процесс разработки новых лекарственных средств. Таким образом, инвестируя значительные финансовые средства и человеческие ресурсы, компания не только создает инновационные препараты, но и способствует глобальному научному прогрессу.
В своих разработках «Novartis» уделяет особое внимание разработке лекарственных средств для лечения заболеваний в тех терапевтических областях, которые отличаются неудовлетворенным потребительским спросом на качественные и эффективные препараты. Кроме того, компания проводит постоянный мониторинг изменения структуры заболеваемости, что дает ей возможность держать руку на пульсе и направлять свои ресурсы на разработку наиболее востребованных препаратов.
Еще один приоритет стратегии развития компании в долгосрочной перспективе, находящийся в непосредственной связи с первым, — дальнейшее расширение диверсифицированного продуктового портфеля, который позволяет обеспечивать потребности пациентов и системы здравоохранения в целом как на региональном, так и на глобальном уровне инновационными медицинскими решениями.
В будущем руководство «Novartis» намерено продолжить движение в направлении укрепления ведущих позиций в сфере инновационных разработок. В частности, планируется не только разработка новых препаратов, но и изучение новых показаний к применению лекарственных средств, уже выведенных на рынок. Также предполагается активизировать рост во всех дивизионах компании за счет выведения на рынок новых препаратов и расширения присутствия на развивающихся рынках.
Для обеспечения увеличения объема продаж будет проведено повышение производительности, что станет возможным за счет ряда важных корпоративных инициатив, внедряемых руководством компании и направленных на высвобождение финансовых средств с целью их инвестирования в научные исследования и разработку инновационных лекарственных средств.
Именно неукоснительное следование вышеизложенным приоритетам позволяет компании добиваться таких ошеломляющих результатов. Так, рост продаж компании опережает этот показатель в среднем по рынку, что позволяет «Novartis» быть стабильным финансовым источником для своих инвесторов и надежным партнером для пациентов и представителей национальных систем здравоохранения.
Планы дальнейшего развития компании созвучны девизу олимпийцев: «Быстрее, выше, сильнее», руководствуясь которым уже к 2016 г. «Novartis» намерена стать лидером по объему продаж на мировом фармацевтическом рынке. Достижение этой амбициозной цели связано в первую очередь с дальнейшей диверсификацией продуктового портфеля посредством создания инновационных высокоэффективных лекарственных средств, способных повысить качество жизни пациентов и доступность медицинского обслуживания.
— Представительство компании «Novartis» в Украине было открыто в 1993 г. Последний год «Новартис Фарма Сервисез АГ», представительство компании «Novartis» в Украине, работало в сложных условиях. Однако, даже несмотря на такие сложности, этот хорошо отлаженный механизм не переставал исправно работать, и компания «Novartis» в Украине продолжала уверенное движение к цели, ведь большой корабль, набравший скорость, не так уж просто остановить.
Однако теперь перед представительством «Novartis» в Украине стоят новые более сложные цели, уже недостаточно движения по инерции. Амбициозные мировые планы головного офиса мультинациональной корпорации обязывают соответствовать. Поэтому руководством представительства была поставлена задача-максимум на этот год — достичь по итогам 2012 г. высокого двузначного показателя прироста объема продаж по сравнению с предыдущим годом.
Среди основных предпосылок для такого быстрого роста руководство компании видит динамично развивающийся фармацевтический рынок Украины, а также продуктовый портфель компании, в состав которого входят инновационные лекарственные средства, что позволяет обеспечивать возрастающие потребности пациентов и повышать доступность терапии. При этом компания не останавливается на достигнутом и в этом году в мире и в Украине планируется лонч новых лекарственных средств.
Ожидается, что основными драйверами роста объема продаж станут препараты, относящиеся к таким терапевтическим направлениям, как трансплантология, ревматология и офтальмология.
Воплощение в жизнь столь грандиозных планов неразрывно связано с увеличением команды представительства «Novartis» в Украине. Сегодня в киевском офисе компании работает около 60 специалистов и уже полным ходом идет подбор персонала. Однако и тут планка поставлена достаточно высокая — сотрудниками компании «Novartis» могут быть только самыми лучшими в своем деле. Таким образом, компания растет и динамично развивается для того, чтобы заслуженно занимать высокие позиции в рейтинге фармацевтических компаний, представленных на украинском фармацевтическом рынке.
При этом руководство «Novartis» уделяет большое внимание соответствию подходов, применяющихся в компании, этике ведения бизнеса, поскольку социальная ответственность, забота о пациенте — одни из ключевых аспектов ее глобальной стратегии развития.
Цель компании неизменна — достижение высоких финансовых результатов при неукоснительном соблюдении принятых этических стандартов. Каждый бизнес-дивизион компании в дополнение к нормам национального и международного законодательства разработал собственный кодекс маркетинговой практики, соблюдение которого является персональной ответственностью каждого сотрудника «Novartis».
Руководство компании «Novartis» убеждено, что открытость в отношениях с пациентами и партнерами — основа доверия и уважения с их стороны, поэтому культура этического ведения бизнеса является обязательным условием успешного сотрудничества.
В рамках этого подхода компания «Novartis» в целом и ее представительство в Украине в частности намерены принимать активное участие в государственных программах по информированию населения о возможностях современной медикаментозной терапии.
P.S. Остается пожелать кораблю под названием «Novartis» попутного ветра, а всеми остальными качествами, необходимыми для достижения успеха, он обладает в полной мере.
«Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі