Мировой фармрынок: кривая падения выпрямляется

Как заявил на  состоявшемся 2 июня 2003 г. ежегодном заседании Европейской ассоциации дистрибьюторов широкого ассортимента фармацевтических препаратов (Eurоpean Association of Pharmaceutical Full-Line Wholesalers; см. «Еженедельник АПТЕКА», № 26 (397) от 7 июля 2003 г.) исполнительный вице-президент IMS Health Жиль Пайо (Gilles Pajot), в последние месяцы наблюдается постепенное выравнивание кривой снижения роста объемов международного фармацевтического рынка. По представленным данным, общий рост мирового фармрынка, выраженный в скользящих годовых суммах (Moving Annual Total) объема реализации за 12 мес, сегодня составляет 6% (год тому назад — 11%), при этом увеличение объемов фармрынка США составляет 9–10% и Европы — около 6%.

Такие страны, как Великобритания, Испания и Германия демонстрируют стабильный темп роста рынка (6–7%), наблюдается некоторое его замедление в Италии — в связи с ограничением цен на препараты, и во Франции — в связи с  реформированием системы возмещения расходов на  лекарственные средства (ЛС). По мнению Ж. Пайо, общий рост фармацевтического рынка Европы в  календарном 2003 г. составит 5–6% (возможно, в связи с реформированием системы здравоохранения в  Германии этот показатель окажется несколько ниже).

С МАРТА ПО МАРТ…

Тенденция к поступательному снижению темпов роста мирового фармацевтического рынка, наметившаяся в 2002 г., продолжается: увеличение объемов продаж фармацевтической продукции при стабильном курсе валют на 13 ключевых рынках мира за 12 мес, по март 2003 г., составило около 6% (почти в два раза меньше по сравнению с 11% за аналогичный период по март 2002 г.).

По оценкам IMS Health Drug Monitor, розничные продажи через аптеки на 13 ключевых рынках мира составили 284,4 млрд долл. США. Однако снижение темпов роста свидетельствует о тенденции к стабилизации: после неуклонного ежемесячного падения темпа роста продаж на протяжении около года, за 12-месячный период по январь и по февраль 2003 г. темп роста также составил 6%.

Снижение темпа роста мирового рынка отражает непростой период для США, где рост объемов продаж в феврале и марте 2003 г. снизился до 10% (самый низкий показатель за последние два года). Такое положение дел в основном обусловлено снижением темпов продвижения новых препаратов, мощной «атакой» препаратов-генериков и снижением уровня потребления ЛС из-за увеличения выплат из кошелька пациентов.

В Канаде отмечен стабильный рост объема продаж ЛС, составивший за рассматриваемый период 16%.

Продолжается заметное замедление темпов роста продаж на пяти наиболее значимых фармацевтических рынках: 5% рост за 12 мес по март 2003 г. по сравнению с 10% за аналогичный период по март 2002 г.

На рынке Японии показатель роста объемов продаж ЛС за 12 мес по март 2003 г. остался на уровне 1%, что соответствует показателю за календарный 2002 г. и четко демонстрирует негативную динамику (за 12 мес по март 2002 г. в Японии отмечался рост фармацевтических продаж на уровне 5%).

Объемы продаж на трех основных рынках Южной Америки продолжают уменьшаться (в Аргенитине — на 60%) и только в Мексике объем рынка остается стабильным (табл. 1).

Таблица 1

Розничные продажи в аптечной сети ЛС на 13 ведущих рынках мира к марту 2003 г.

Страна

Объем продаж за 12 мес, по март 2003 г. (млрд долл. США)

Изменение (%) по сравнению с периодом по март 2002 г.

Северная Америка

158,009

+ 10

США1

150,587

+ 10

Канада

6,391

+ 16

Европа (5 ведущих рынков)

63,631

+ 5

Германия

16,707

+ 8

Франция

15,485

0

Великобритания

11,305

+ 9

Италия

11,042

+ 2

Испания

7,092

+ 10

Япония2

48,538

+ 1

Латинская Америка (3 ведущих рынка)

10,765

— 15

Мексика

6,055

+ 4

Бразилия

3,627

— 11

Аргентина

1,083

0

Австралия и Новая Зеландия

3,471

+ 8

Всего

284,414

+ 6

1 Включая продажи через систему почтовых заказов

2 Включая реализацию через больницы

 С марта 2002 г. по март 2003 г. наиболее значительное увеличение объемов реализации ЛС среди фармакотерапевтических групп установлено для препаратов, предназначенных для лечения сердечно-сосудистых заболеваний — рост продаж составил 6%, их объем превысил 55,5 млрд долл. США. Антинеопластические средства относятся к той фармакотерапевтической группе, препараты которой демонстрируют наиболее выраженную позитивную динамику продаж — более 15%.

Данные, приведенные в табл. 2, отражают прямые и непрямые каналы закупки ЛС (в том числе рецептурных и некоторых ОТС-препаратов) у крупооптовых компаний и производителей в ценах производителя при стабильном курсе валют на 13 лидирующих рынках мира (согласно IMS Health, их объем составляет 2/3 объема всего мирового рынка).

Таблица 2

Объемы реализации ЛС на мировом рынке по фармакотерапевтическим группам за 12 мес по март 2003 г.

Лекарственные средства

Объем продаж за 12 мес по март 2003 г. (млрд долл. США)

Изменение объема продаж по сравнению с показателем за аналогичный период 2002 г. (%)

Влияющие на  сердечно-сосудистую систему

55,512

+ 6

Действующие на ЦНС

50,187

+ 10

Влияющие на  пищеварительную систему и метаболизм

42,384

+ 5

Действующие на  дыхательную систему

26,544

+ 4

Противомикробные для системного применения

24,410

+ 3

Влияющие на  опорно-двигательный аппарат

17,316

+ 5

Влияющие на мочеполовую систему

15,942

+ 4

Антинеопластические

12,902

+ 15

Влияющие на систему крови и гемопоэз

9,305

+ 11

Дерматологические

8,797

+ 2

Действующие на органы чувств

5,710

+ 5

Диагностические

5,052

+ 6

Гормональные

4,394

+ 3

Другие

3,726

+ 4

Госпитальные растворы

1,828

— 4

Противопаразитарные

0,403

+ 2

Всего

284,414

+ 6

За рассматриваемый период наиболее продаваемой в мире субкатегорией препаратов были гиполипидемические средства (их объем продаж увеличился на 11% и составил 19,8 млрд долл. США), потеснившие прежнюю лидирующую субкатегорию — препараты для лечения пептической язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Гиполипидемический препарат компании «Пфайзер» Липитор (аторвастатин) сохранил свои позиции самого продаваемого препарата на планете (его продажи за рассматриваемый период возросли на 16%), за ним следуют Зокор (симвастатин) компании «Мерк Шарп энд Доум» и Лосек (омепразол) компании «АстраЗенека».

По данным за период с марта 2002 г. по март 2003 г. «пятерку» лидеров по объемам продаж в мире ЛС в мире вновь возглавил «Пфайзер» (США), за ним следуют компании «ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания), «Мерк Шарп энд Доум» (США), «АстраЗенека» (Великобритания) и «Новартис» (Швейцария).

ФАРМАЦИЯ В МИРОВОМ БИЗНЕСЕ

Согласно данным обзора FT Global 500 Survey газеты «Financial Times’» — обзору 500 крупнейших компаний на мировом рынке с учетом рыночной капитализации (общей стоимости всех выпущенных в обращение акций компании), опубликованному 28 марта, — фармацевтическая индустрия усилила свои позиции по сравнению с другими отраслями производства и, по данным за 2003 г., стоит на втором месте после банковского дела, несмотря на множество существующих проблем, таких, как низкая производительность в научно-исследовательской сфере фармацевтической отрасли, жесткая конкуренция генериков и многих других.

Общие экономические условия последних лет оказали негативное влияние практически на все отрасли производства и вызвали снижение их рыночной капитализации в 2002 г., однако старые экономические секторы, такие, как банковское дело, здравоохранение и сектор снабжения (водоснабжение, коммунальные услуги, теплоснабжение, энергоснабжение) пострадали меньше, чем новый экономический сектор, включающий технику, средства массовой информации и телекоммуникации, которые ранее занимали доминирующие позиции в списке FT500. Рыночная стоимость 500 мировых компаний в 2002 г. снизилась на 22,6% и составляет около 12,580 млрд долл. США.

Список фармацевтических компаний возглавляет «Пфайзер», поднявшись на одну позицию по сравнению с 2002 г. и являющийся теперь пятой по величине компанией в мире с рыночной капитализацией 195,9 млрд долл., несмотря на ее снижение в прошлом году на 21%. Но эти данные не учитывают результатов слияния с компанией «Фармация», которая с 58-го места переместилась на 47-е.

Наиболее заметный «скачок» осуществили компания «Шеринг-АГ», переместившись на 188 пунктов и оказавшись на 207-м месте, «Форест Лэбораториз» занимает 162-е место после подъема на 141 позицию.

Однако многие фармацевтичесткие компании уступили свои позиции по сравнению с прошлым годом, из-за проблем, связанных с прибылью за последние 12 мес. «ГлаксоСмитКляйн», таким образом, оказалась на 16-м месте, переместившись на 3 позиции вниз, «АстраЗенека» — на 43-м месте после 35-го в 2002 г., а «Шеринг-Плау» занял 119-е место по сравнению с прошлогодним 83-м. Однако самое значительное «падение» совершил «Байер», опустившись на 173 позиции и занявший 348-е место, что обусловлено убытками, которые понесла компания после изъятия в 2001 г. с фармацевтического рынка препарата Липобай/Байкол (церивастатин).

В данном обзоре больший удельный вес составили компании, занимающиеся разработкой новых биотехнологий. Одна из таких компаний «Амджен» «перескочила» 25 позиций и заняла 29-е место в списке. Компании «Эли Лилли», «Вайет», «Бристоль Майерс Сквибб» — приостановили рост рыночной капитализации. В списке появились и новые компании, такие, как «Джилеад Сайенсес» и «Джензим» (табл. 3).

Таблица 3

27 фармацевтических компаний, вошедших в список FT Global 500 Survey газеты “Financial Times’”, по данным 2003 г.

№ п/п

Название компании

Место

Страна

Рыночная капитализация (млн долл. США)

2003 г.

2002 г.

1

“Пфайзер”

5-е

6-е

США

195 948 000

2

“Джонсон и Джонсон”

7-е

9-е

США

170 417 000

3

“Мерк Шарп энд Доум”

12-е

15-е

США

124 291 500

4

“ГлаксоСмитКляйн”

16-е

13-е

Великобритания

107 092 300

5

“Новартис”

17-е

22-е

Швейцария

106 135 900

6

“Амджен”

29-е

54-е

США

75 679 000

7

“Эли Лилли”

38-е

38-е

США

65 519 400

8

“Эботт Лэбораториз”

42-е

40-е

США

59 704 700

9

“АстраЗенека”

43-е

35-е

Великобритания

59 117 200

10

“Рош”

44-е

45-е

Швейцария

58 392 800

11

“Фармация”*

47-е

58-е

США

57 648 000

12

“Вайет”

51-е

36-е

США

54 106 700

13

“Бристоль Майерс Сквибб”

63-е

42-е

США

41 781 200

14

“Санофи-Синтелабо”

72-е

77-е

Франция

38 690 700

15

“Авентис”

81-е

65-е

Франция

36 243 000

16

“Такеда”

84-е

110-е

Япония

34 056 100

17

“Шеринг-Плау”

119-е

83-е

США

26 433 700

18

“Форест Лэбораториз”

162-е

303-е

США

19 968 800

19

“Джинентек”

182-е

165-е

США

18 157 000

20

“Шеринг-АГ”

207-е

395-е

Германия

16 407 200

21

“Байер”

348-е

175-е

Германия

10 280 100

22

“НовоНордиск”

358-е

377-е

Дания

10 023 500

23

“Яманучи”

377-е

Япония

9 660 600

24

“МедИммун”

438-е

476-е

США

8 443 600

25

“Джилеад Сайенсес”

444-е

США

8 337 100

26

“Джензим”

472-е

США

7 842 300

27

“Сероно”

491-е

440-е

Швейцария

7 502 600

* С 16 апреля входит в состав компании “Пфайзер”

Американский журнал «Business Week» опубликовал очередной рейтинг 1000 крупнейших мировых компаний «The 2003 Global 1000 Scoreboard» по данным на 30 мая 2003 г. По результатам последнего рейтинга, позиции фармацевтического сектора на мировом рынке остались прочными. Однако наблюдаются некоторые изменения в расстановке мест, занимаемых компаниями. Так, например, компания «Пфайзер» после слияния с «Фармацией» в апреле этого года, поднялась еще на одну позицию и заняла 4-е место в рейтинге с рыночной капитализацией 244 886 тыс. долл. США. В то время, как «Эли Лилли» опустилась на 10 позиций и занимает теперь 48-е место. «Джонсон и Джонсон» и «ГлаксоСмитКляйн» остались на прежних позициях (7-е и 16-е места), в то время как «АстраЗенека» и «Эботт Лэбораториз» «поменялись» местами, заняв 42-е и 43-е места соответственно. В целом же, наблюдаются тенденции к стабилизации фармацевтического рынка.

Таблица 4

Список первых десяти фармацевтических компаний, вошедших в “The 2003 Global 1000 Scoreboard”
журнала “BusinessWeek”, по данным на 30 мая 2003 г.

№ п/п

Название компании

Май 2003 г., место

Страна

Рыночная капитализация (млн долл. США)

1

“Пфайзер”

4-е

США

244 886 000

2

“Джонсон и Джонсон”

7-е

США

161 359 000

3

“Мерк Шарп энд Доум”

15-е

США

124 808 500

4

“ГлаксоСмитКляйн”

16-е

Великобритания

118 955 000

5

“Новартис”

19-е

Швейцария

113 087 000

6

“Амген”

30-е

США

83 286 000

7

“Рош”

40-е

Швейцария

72 605 000

8

“АстраЗенека”

42-е

Великобритания

69 668 200

9

“Эботт Лэбораториз”

43-е

США

69 611 000

10

“Эли Лилли”

48-е

США

67 153 000

По материалам журнала «Scrip»;
businessweek.com

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи