Актуальные налоговые, таможенные и регуляторные вопросы фармацевтического сектора

Отдел юридических услуг международной аудиторской и консалтинговой фирмы PwC ежегодно организовывает мероприятия для сотрудников фармацевтических компаний, во время которых обсуждаются изменения в налоговой и финансовой сферах в Украине. 20 апреля 2012 г. состоялся очередной семинар, посвященный наиболее важным изменениям в налоговом, таможенном законодательстве и регуляторной сфере, которые являются актуальными для участников фармацевтического рынка. В роли докладчиков выступили специалисты PwC в Украине — Светлана Билык, Андрей Пронченко, Андрей Шимко, Олег Шмаль, Марина Тарнавская, Инна Андрущенко, Роман Гопций, Роберт Зелди, и Мариуш Игнатович, партнер фирмы PwC в Польше.

Актуальные налоговые, таможенные и регуляторные вопросы фармацевтического сектораМариуш Игнатович в общих чертах охарактеризовал состояние фармацевтического рынка Центральной Европы, рассказал об основных проблемных аспектах его регулирования. Так, по словам докладчика, в Польше система здравоохранения (равно как и ценообразования и налогообложения) находится на стадии развития, отмечается недостаток финансирования, что, в свою очередь, влияет на возмещение стоимости лекарственных средств. Наличие коллизий в нормативном регулировании и сложностей в реализации требований актов в сфере здравоохранения довольно часто объясняется отсутствием диалога между субъектами рынка и регуляторными органами.

Вопросы регистрации цен на препараты осветил Андрей Пронченко. Он напомнил, что требование относительно декларирования изменений цен на лекарственные средства действовало с 1 декабря 2010 г. по 8 сентября 2011 г. (постановление КМУ от 01.11.2010 г. № 1012). С сентября прошлого года постановлением КМУ от 08.08.2011 г. № 932 вместо декларирования изменений цен была внедрена система регистрации цен на препараты (на каждую форму и дозировку, потребительскую упаковку) и изделия медицинского назначения (на все типы, виды, марки). Согласно вышеупомянутому постановлению КМУ № 932 с 01.09.2011 г. обязательной регистрации подлежат оптово-отпускные цены на лекарственные средства (включенные в перечень, утвержденный постановлением КМУ от 05.09.1996 г. № 1071) и изделия медицинского назначения, закупаемые медицинскими учреждениями, которые полностью или частично финансируются из государственного или местных бюджетов. Таким образом, если цены на препараты не внесены в государственный реестр оптово-отпускных цен, то закупить их упомянутые медицинские учреждения не могут.

Действующая процедура регистрации цен МЗ является более жесткой по сравнению с процедурой декларирования. При этом перерегистрация цен возможна каждый квартал. Эта норма после принятия постановления вызывала много дискуссий из-за риска изменения курса валюты, поскольку до внесения в нее изменений перерегистрация разрешалась не чаще, чем раз в полгода.

Важную роль в процедуре регистрации оптово-отпускных цен играет Министерство экономического развития и торговли Украины, которое предоставляет заключение о расчете цены, на что отведено 10 дней. Порядок рассмотрения документов, критерии оценки калькуляции цены, порядок исправления/внесения изменений в документы, обжалование заключений, которые предоставляются этим министерством, не урегулированы.

Законодательством предусмотрена необходимость предоставления информации о зарегистрированных ценах на препараты в странах их происхождения, в странах СНГ (11 стран) и ЕС (27 стран), где используется государственное регулирование цен, а также наличия источника, по которому можно проверить указанную цену.

Участию Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) в контроле цен на препараты на семинаре было уделено отдельное внимание. Этот вопрос осветил Андрей Шимко. В конце прошлого года АМКУ начал исследование фармацевтического рынка, которое продолжается и сейчас. Так, АМКУ направляет производителям, дистрибьюторам и розничным операторам требования о предоставлении информации с целью выявить возможные нарушения в механизме ценообразования, уже начато рассмотрение дел по признакам нарушений конкурентного законодательства, направлено рекомендации субъектам хозяйствования. Запрещенными соглашениями между конкурентами являются, в частности, договоренности о ценах, скидках, наценках, ассортименте, объемах продаж, распределении покупателей, территории.

АМКУ также контролирует соблюдение норм законодательства в сфере защиты от недобросовестной конкуренции. Наиболее распространенными примерами нарушений в этой сфере могут быть незаконное использование коммерческих обозначений других компаний, дискредитация конкурента, реклама, вводящая в заблуждение и т.д. Законодательной базой для такого контроля являются законы «О защите от недобросовестной конкуренции» и «О рекламе».

Докладчик порекомендовал воздерживаться от неправдивых утверждений о лечебных свойствах при рекламировании лекарственных средств, а также от рекламы диетических добавок в качестве препаратов, упоминания об уникальности лекарственных средств благодаря преимуществам действующего вещества, информации о ценах как о самых низких, недостоверной или неполной информации о скидках, утверждений «безопасный», «натуральный», а также преувеличений типа «всегда стабильный результат», «уникальный», «новейший» и т.д.

Формами контроля АМКУ за рекламой лекарственных средств являются: предоставление заключений относительно соответствия рекламы требованиям конкурентного законодательства; предоставление рекомендаций относительно прекращения распространения рекламы, имеющей признаки недобросовестной; направление требований о предоставлении информации; проведение выездных проверок (с беспрепятственным доступом к компьютерам и другим носителям информации, принудительным извлечением документов); принятие обязательных к исполнению решений о прекращении распространения недобросовестной рекламы и наложении штрафа (до 5% годового дохода компании). По словам докладчика, за последние 3 года из более чем 300 расследований органов АМКУ по признакам рекламы, вводящей в заблуждение, четверть приходится на рекламу лекарственных средств и диетических добавок.

Светлана Билык, Олег Шмаль, Марина Тарнавская, Инна Андрущенко и Роман Гопций раскрыли вопросы налогового законодательства, а также рассказали о последних тенденциях в этой сфере. Относительно мотивационных выплат (премии, бонусы и т.п.) они отметили, что таковые рассматриваются как расходы на сбыт, уменьшающие объект налогообложения по налогу на прибыль при условии связи с хозяйственной деятельностью и наличии подтверждающих документов. Согласно обобщающей консультации Государственной налоговой службы Украины (ГНСУ) от 15.02.2012 г. № 123, размещенной в Единой базе налоговых знаний, мотивационные выплаты также могут рассматриваться и в качестве платы за маркетинговые услуги, то есть как объект обложения НДС.

Исходя из судебной практики (постановление Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 17.02.2011 г. № К-15527/08), мотивационные выплаты могут быть учтены для целей признания расходов предприятия и налогового кредита по НДС. Однако существует риск оспаривания расходов для целей налога на прибыль и налогового кредита по НДС в отношении рекламных затрат в случаях, если отсутствует договор об использовании торговой марки, либо не предусмотрено платежей за ее использование. Выходом из ситуации может быть заключение договора, предусматривающего плату за использование торговой марки или ее использование бесплатно на основании глобальной политики компаний группы (бесплатная лицензия).

В деятельности фармацевтической компании также стоит учитывать и риск создания постоянного представительства. На практике вопросы у представителей налоговых органов вызывают бесплатное распространение образцов и товара (особенно если эта продукция не производится/не продается материнской компанией, семплинг же не урегулирован в национальном законодательстве); услуги, предоставляемые в пользу нерезидента, который не является материнской компанией (клинические исследования, регистрация препаратов, участие в тендерах). Согласно Налоговому кодексу (НК) Украины деятельность, которая носит вспомогательный и подготовительный характер, не приводит к созданию постоянного представительства. Поэтому при анализе рисков создания постоянного представительства в Украине следует исходить из того, какую деятельность по уставным документам ведет материнская компания и представительство нерезидента в Украине. Исходя из практики налоговых органов, суммы финансирования, полученные от главного офиса, могут рассматриваться как плата за услуги представительства на территории Украины, подлежащие включению в налогооблагаемый доход представительства и обложению НДС (налоговая консультация от 25.03.2011 г.).

Докладчики уделили внимание соотношению понятий «реклама» и «маркетинг». Согласно ст. 14.1.108 НК Украины маркетинговые услуги — услуги, которые обеспечивают функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управлении движением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажное обслуживание потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика. К маркетинговым относятся такие услуги: по размещению продукции налогоплательщика в местах продажи; по изучению, исследованию и анализу потребительского спроса, внесению продукции (работ, услуг) налогоплательщика в информационные базы продаж; по сбору и распространению информации о продукции (работе, услугах).

Единого нормативного акта, который давал бы определение промоции лекарственных средств, сегодня не существует. Попыткой государственного регулирования сферы промоции является проект Правил надлежащей промоции фармацевтическими компаниями лекарственных средств профессионалам здравоохранения. Понятие «промоция» шире, чем понятие «реклама», поскольку включает любую деятельность, которую осуществляет компания в целях повышения уровня назначений, рекомендаций, поставки и использования ее продукции. В зависимости от специфики работы специалистов здравоохранения выделяют соответствующие виды промоции лекарственных средств: визиты медицинских представителей, проведение конференций, распространение POS-материалов, проведение разнообразных акции. В ходе семинара докладчики сделали заключение: если распространяемая информация содержит данные о самом субъекте предпринимательской деятельности или его продукции (товаре) с целью прямого или опосредствованного получения прибыли в результате распространения такой информации, и если ее можно четко отделить от другой — она является рекламой.

Относительно того, являются ли маркетинговые услуги объектом обложения НДС, было отмечено, что в соответствии с п. 185.1 НК Украины объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины согласно ст. 186 НК Украины. Однако согласно ст. 186 НК Украины маркетинговые услуги не входят в перечень услуг, место поставки которых определяется в данной статье. В таком случае местом поставки маркетинговых услуг является место регистрации поставщика. То есть, можно сделать вывод, что если маркетинг осуществляется предприятием — резидентом Украины, то маркетинговые услуги являются объектом обложения НДС, поскольку местом их поставки будет таможенная территория Украины. Если предприятие не является резидентом, в таком случае маркетинговые услуги не будут объектом обложения НДС, поскольку местом их поставки будет место регистрации поставщика-нерезидента — то есть не таможенная территория Украины.

Актуальные налоговые, таможенные и регуляторные вопросы фармацевтического сектора

Докладчики отметили, что правила определения места поставки рекламных и маркетинговых услуг для целей НДС разные: место поставки рекламных услуг определяется по месту регистрации получателя, маркетинговых — по месту регистрации продавца. Рекламные и маркетинговые расходы рассматриваются как расходы на сбыт, уменьшающие объект налогообложения по налогу на прибыль при условии их связи с хозяйственной деятельностью и наличия подтверждающих документов. Согласно налоговой консультации от 29.10.2011 г. «сведения о спонсоре не являются рекламной информацией, поэтому спонсорская помощь не учитывается в составе расходов на сбыт».

Для включения расходов на маркетинг в состав вычитаемых необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями ст. 9 закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которые подтверждают факт получения маркетинговых услуг от другого лица. Также необходимо подтверждение связи понесенных расходов с хозяйственной деятельностью (письмо ГНСУ от 29.07.2008 г. № 15176/7/15-0217, налоговая консультация от 25.02.2011 г.).

Юристы рассказали о том, в каких случаях судебная практика может быть негативной для налогоплательщиков. Например, в случае отсутствия связи с хозяйственной деятельностью, положительного экономического эффекта или разумной экономической цели маркетинговых услуг; если первичные документы не раскрывают суть услуг и/или не доказывают факт их получения (определение ВАСУ от 13.05.2010 г. № К-20982/07); если маркетинговые исследования не связанны с видами деятельности плательщика. Позитивными для налогоплательщиков будут доказательства экономической целесообразности получения услуг, и/или их связи с хозяйственной деятельностью с привлечением экспертов (определение ВАСУ от 07.09.2011 г. № К/9991/25224/11).

Внимание участников семинара также привлек вопрос налогообложения расходов на медицинских представителей. Так, расходы на их участие в семинарах и конференциях могут расцениваться как расходы на консультационные и информационные услуги, приобретаемые для обеспечения хозяйственной деятельности налогоплательщика (налоговая консультация от 04.08.2011 г.). Расходы, связанные с содержанием, эксплуатацией и обслуживанием легковых автомобилей, признаются расходами отчетного периода без ограничений (абзац «в» ст. 138.10.2 НК Украины). Следует иметь в виду, что необходимо документально подтверждать связь таких расходов с хозяйственной деятельностью, поэтому особого внимания требует использование автомобиля в нерабочее время (даже в пределах установленных лимитов), поскольку оно не является обязательным для выполнения трудовых функций. Для учета использованных горюче-смазочных материалов налоговые органы настаивают на применении путевого листа и утвержденных норм расходов таковых в зависимости от характеристик автомобиля и т.д.(консультация ГНСУ от 28.02.2012 г. № 3535/6/15-1415).

Актуальные вопросы таможенного законодательства осветил Роберт Зелди. Он рассказал о проблеме импорта спиртосодержащих лекарственных средств. Позиция таможенных органов базируется на том, что вне зависимости от того, как зарегистрированы товары МЗ, многие из них являются спиртосодержащими настойками (товарные позиции 2106 и 2208) для укрепления здоровья, а не для лечения и профилактики определенных заболеваний (товарная позиция 3004). Разница же между налогообложением данных товарных позиций очевидна — пищевые продукты товарной позиции 2106 (составные спиртовые продукты): пошлина — 4%–10%; НДС — 20%; спиртосодержащие напитки товарной позиции 2208: пошлина — 0%; акцизный налог — 3,5 евро; НДС — 20%; лекарственные средства товарной позиции 3004: пошлина — 0%; НДС — 0%.

Время покажет, как принятие парламентом нового Таможенного кодекса, который вступит в силу с 1 июня 2012 г., отразится на деятельности субъектов хозяйствования, какие полномочия получат таможенные органы, а также, как будут распределены их права и обязанности.

Наталья Спивак,
фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи