Январские сюрпризы 2005 г. Рынок аптечных продаж

Данная публикация начинает новый цикл статей, посвященных изучению процессов, происходящих на розничном фармацевтическом рынке Украины в 2005 г. Начало рыночного года преподнесло небольшие сюрпризы: во-первых, между компаниями-производителями перераспределились рыночные доли, что связано в первую очередь со слияниями некоторых крупных компаний; во-вторых, на украинском рынке появился новый лидер аптечных продаж. Кроме того, возникла возможность проверить обоснованность наших прогнозов по поводу ценовой и потребительской структуры рынка. Об этом и других аспектах функционирования отечественного рынка аптечных продаж в январе 2005 г. и пойдет речь в данной публикации. При подготовке материала использовали данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Рис. 1. Динамика объема розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Динамика объема розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в январе 2003, 2004
и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Общий объем аптечных продаж в январе 2005 г. составил 498 млн грн. в денежном и 119,5 млн упаковок — в натуральном выражении, что выше аналогичных показателей 2004 г. на 6,3 и 5,5% соответственно (табл. 1). При этом объем розничного рынка ЛС составил 438,6 млн грн. в денежном выражении, что выше показателя за аналогичный период 2004 г. на 5,7%, и 82,9 млн упаковок в натуральном выражении, что ниже показателя января 2004 г. на 2,1% (рис. 1).

Отметим, что количество потребляемых упаковок препаратов в январе из года в год уменьшается. При этом в общем объеме аптечных продаж удельный вес категории ЛС снижается, причем как в денежном, так и в натуральном выражении (см. табл. 1). Это обусловлено значительным приростом объемов продаж «нелекарственной» продукции (биологически активных добавок — БАД, косметики и изделий медицинского назначения — ИМН). Особо следует отметить прирост объема продаж БАД, который в исследуемый период составил 46,1% в денежном выражении и 67,9% — в натуральном по сравнению с январем 2004 г.

Разница между приростом объема продаж ЛС в денежном и натуральном выражении свидетельствует о том, что средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки повышается. Однако в январе 2005 г. рост средневзвешенной стоимости упаковки характерен не для всех категорий товаров аптечной корзины, а лишь ЛС и косметики, причем для импортных товаров по сравнению с отечественными таковая повышалась значительно быстрее (рис. 2, 3).

В целом за последние два года средневзвешенная стоимость одной упаковки импортных ЛС выросла на 30%, отечественных — на 19%. При этом объем продаж зарубежных препаратов в денежном выражении за два года увеличился на 18,9%, отечественных — на 16,5%, в натуральном выражении — уменьшился на 8,7 и 2% соответственно (табл. 2, 3). То есть даже при уменьшении количества потребляемых упаковок ЛС и для импортных, и для отечественных препаратов объемы продаж в денежном выражении увеличиваются.

Рис. 2. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий импортных товаров в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий импортных товаров в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий отечественных товаров в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий отечественных товаров в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

С одной стороны, это еще раз подтверждает постепенное изменение структуры потребления: потребитель все больше отдает предпочтение более дорогим препаратам, причем это касается как отечественных, так и импортных ЛС. С другой стороны, немаловажную роль в повышении стоимости 1 упаковки и уменьшении количества потребляемых упаковок импортных препаратов сыграло повышение курса евро по отношению к гривне, что соответственно вынуждает поставщиков повышать стоимость продукции, ввозимой из стран, входящих в зону евро. Другими словами, при прочих равных условиях импортеры вынуждены повышать цену на те препараты, которые он покупает за евро, и может не изменять стоимость ЛС, которые покупает за доллары или гривни. Такая ситуация не может не влиять на уровень потребления ЛС европейского производства, ведь их конкуренты, использующие для финансовых операций другие валюты, в том числе украинские производители, получают дополнительное преимущество. Как уже упоминалось выше, количество потребляемых упаковок зарубежных препаратов в январе 2005 г. уменьшилось на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., однако для ЛС производства стран зоны евро этот показатель снизился на 19,1%. При этом за счет повышения средневзвешенной стоимости объем продаж в денежном выражении практически не изменился (табл. 4). Более того, для некоторых ведущих стран-производителей, продукция которых представлена на украинском фармрынке, таких, как Польша и Франция, уменьшение количества проданных упаковок ЛС превысило отметку 25% (табл. 5). Единственной из рассмотренных стран, по которой отмечен прирост объема продаж в натуральном выражении, является Венгрия, однако это объясняется скоре низкими показателями января 2004 г., чем высокими показателями января 2005 г. Можно предположить, что если ситуация с курсом евро не изменится, то в 2005 г. появится еще одна основополагающая тенденция — перераспределение долей рынка в пользу отечественных и «долларовых» препаратов.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Период Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, %
ЛС
Январь 2003 г. 370,9 88,6 86,4 70,8
Январь 2004 г. 414,7 88,5 11,8 84,7 74,8 -2,0
Январь 2005 г. 438,6 88,1 5,7 82,9 69,4 -2,1
ИМН
Январь 2003 г. 28,9 6,9 32,1 26,3
Январь 2004 г. 36,1 7,7 25,1 26,0 23,0 -19,0
Январь 2005 г. 38,7 7,8 7,2 33,6 28,1 28,9
Косметика
Январь 2003 г. 9,7 2,3 2,3 1,8
Январь 2004 г. 10,6 2,3 9,3 1,5 1,4 -31,3
Январь 2005 г. 10,6 2,1 0,0 1,4 1,1 -11,5
БАД
Январь 2003 г. 9,0 2,1 1,2 1,0
Январь 2004 г. 6,9 1,5 -22,7 1,0 0,9 -17,9
Январь 2005 г. 10,1 2,0 46,1 1,7 1,4 67,9
Всего
Январь 2003 г. 418,4 122,0
Январь 2004 г. 468,4 11,9 113,2 -7,2
Январь 2005 г. 498,0 6,3 119,5 5,5

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении в разрезе категорий товаров отечественного
и зарубежного производства в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Период Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, % Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, %
ЛС
Январь 2003 г. 266,5 71,8 104,4 28,2
Январь 2004 г. 304,6 73,4 14,3 110,2 26,6 5,5
Январь 2005 г. 316,9 72,3 4,1 121,6 27,7 10,4
ИМН
Январь 2003 г. 20,3 70,3 8,6 29,7
Январь 2004 г. 23,9 66,2 17,7 12,2 33,8 42,6
Январь 2005 г. 24,8 64,2 4,0 13,8 35,8 13,4
Косметика
Январь 2003 г. 6,6 68,0 3,1 32,0
Январь 2004 г. 7,7 72,7 16,7 2,9 27,3 -6,5
Январь 2005 г. 7,6 71,9 -1,0 3,0 28,1 2,7
БАД
Январь 2003 г. 5,1 57,2 3,8 42,8
Январь 2004 г. 3,3 47,8 -35,5 3,6 52,2 -5,7
Январь 2005 г. 5,1 50,5 54,4 5,0 49,5 38,5
Всего
Январь 2003 г. 298,5 71,3 119,9 28,7
Январь 2004 г. 339,5 72,5 13,7 128,9 27,5 7,5
Январь 2005 г. 354,5 71,2 4,4 143,5 28,8 11,3

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении в разрезе категорий товаров отечественного
и зарубежного производства в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Период Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, %
ЛС
Январь 2003 г. 25,8 29,9 60,6 70,1
Январь 2004 г. 25,7 30,3 -0,5 59,0 69,7 -2,7
Январь 2005 г. 23,6 28,4 -8,3 59,3 71,6 0,6
ИМН
Январь 2003 г. 11,8 36,6 20,4 63,4
Январь 2004 г. 11,5 44,2 -2,1 14,5 55,8 -28,7
Январь 2005 г. 15,8 47,0 37,0 17,8 53,0 22,5
Косметика
Январь 2003 г. 1,2 53,5 1,0 46,5
Январь 2004 г. 0,8 49,5 -36,5 0,8 50,5 -25,3
Январь 2005 г. 0,6 44,2 -20,9 0,8 55,8 -2,3
БАД
Январь 2003 г. 0,6 50,3 0,6 49,7
Январь 2004 г. 0,2 24,6 -59,9 0,7 75,4 24,5
Январь 2005 г. 0,4 26,3 79,8 1,2 73,7 64,0
Всего
Январь 2003 г. 39,4 32,3 82,6 67,7
Январь 2004 г. 38,2 33,7 -3,0 75,0 66,3 -9,2
Январь 2005 г. 40,4 33,8 5,7 79,1 66,2 5,5

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС производства стран зоны
евро в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Период Млн грн. D, % Млн упаковок D, %
Январь 2003 г. 173,36 12,14
Январь 2004 г. 198,37 14,43 12,00 -1,13
Январь 2005 г. 198,11 -0,13 9,71 -19,08

Таблица 5

Объем аптечных продаж ЛС производства
некоторых стран зоны евро в натуральном выражении
в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Страна Объем аптечных продаж (млн упаковок)
Январь 2003 г. Январь 2004 г. D, % Январь 2005 г. D, %
Германия 3,32 3,44 3,75 3,06 -10,93
Словения 1,76 1,69 -3,90 1,29 -23,98
Венгрия 1,59 1,20 -24,27 1,27 5,73
Франция 1,18 1,23 3,44 0,90 -26,43
Польша 1,30 1,31 1,29 0,84 -35,99
Прочие 2,99 3,13 4,50 2,35 -24,96
Всего 12,14 12,00 -1,13 9,71 -19,08

Однако несмотря на все сложности, возникшие у операторов рынка, работающих с ЛС европейских производителей, для отечественного фармрынка характерны свои закономерные процессы. Так, помимо прямого повышения цен на препараты, существует также фактор изменения структуры потребления, и данные по ценовым нишам подтверждают это предположение (табл. 6). Ни для кого не секрет, что в низкостоимостной нише удельный вес продаж ЛС европейских производителей мизерный, однако и здесь в январе 2005 г. отмечено увеличение объемов продаж в денежном выражении (на 4,2% по сравнению с январем 2004 г.) на фоне практически не изменившегося количества проданных упаковок (–0,4% по сравнению с январем 2004 г.). То есть процессы, наметившиеся в конце 2004 г. («Еженедельник АПТЕКА» № 5 (476) от 7 февраля 2005 г.), набирают обороты. Препараты низкостоимостной ниши дорожают (на 4,63% по сравнению с январем 2004 г.), что приводит к увеличению объемов продаж в денежном выражении и небольшому уменьшению количества проданных упаковок. Кроме того, увеличивается потребление высокостоимостных препаратов, что сказывается на их объемах продаж в натуральном и, особенно, денежном выражении. Потребление же препаратов «среднего звена» в январе 2005 г. уменьшилось на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., но, видимо, за счет повышения стоимости вследствие влияния факторов, указанных выше, объемы продаж в денежном выражении остались практически на уровне января 2004 г.

То есть можно констатировать, что на данный момент предположения по поводу развития розничного фармрынка в 2005 г. оправдываются: увеличивается удельный вес продаж более дорогих ЛС, повышается средневзвешенная стоимость 1 упаковки как в целом по рынку, так и для низкостоимостных препаратов.

Среди групп третьего уровня АТС-классификации по объему продаж в денежном выражении в январе 2005 г. традиционно и со значительным отрывом лидирует группа N02B — «Прочие анальгетики и антипиретики» (табл. 7). Тем не менее, обращает внимание значительное уменьшение объема продаж препаратов этой группы в исследуемый период по сравнению с январем 2004 г. Такая же ситуация сложилась и для 3 иных групп из топ-10 — A11A «Поливитамины с добавками», R05C «Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства» и R01A «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа». По остальным АТС-группам, представленным в рейтинге, зафиксировано увеличение объема продаж в денежном выражении. В январе 2005 г. особо выделились 2 наиболее быстро «растущие» группы, для которых показатель прироста объема продаж превысил 30% — C01E «Прочие кардиологические препараты» и A09A «Средства, улучшающие пищеварение, включая ферменты».

Кроме того, отметим, что препараты, относящиеся к этим группам, занимают в топ-листе брэндов весьма видные позиции (табл. 8). Так ФЕСТАЛ и МЕЗИМ (группа A09A) разместились соответственно на 2-м и 6-м местах рейтинга, а МИЛДРОНАТ и ПРЕДУКТАЛ (группа C01E) — на 7-м и 13-м. Бессменный лидер — брэнд ЭССЕНЦИАЛЕ — пожинает лавры первенства и в январе 2005 г.

Таблица 6

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам
в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Период Млн грн. Удельный вес ниши, % D, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D, %
Низкостоимостная
Январь 2003 г. 87,5 23,6 65,3 75,6
Январь 2004 г. 84,8 20,4 -3,0 62,5 73,9 -4,2
Январь 2005 г. 88,4 20,2 4,2 62,3 75,1 -0,4
Среднестоимостная
Январь 2003 г. 176,5 47,6 18,2 21,1
Январь 2004 г. 197,0 47,5 11,6 19,2 22,6 5,1
Январь 2005 г. 197,3 45,0 0,2 17,6 21,3 -8,1
Высокостоимостная
Январь 2003 г. 106,9 28,8 2,8 3,3
Январь 2004 г. 132,9 32,1 24,3 3,0 3,5 4,0
Январь 2005 г. 152,9 34,9 15,0 3,0 3,6 1,5
Всего
Январь 2003 г. 370,9 86,4
Январь 2004 г. 414,7 11,8 84,7 -2,0
Январь 2005 г. 438,6 5,7 82,9 -2,1

Таблица 7

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе 2003, 2004 и 2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п АТС-код АТС-группа Январь, млн грн.
2003 г. 2004 г. D, % 2005 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 21,6 27,8 28,5 22,9 -17,7
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 8,8 11,3 28,6 14,0 24,4
3 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 8,3 10,6 27,7 13,3 26,2
4 C01E Прочие кардиологические препараты 7,6 8,9 17,8 12,0 34,5
5 A11A Поливитамины с добавками 12,3 13,3 8,2 11,8 -11,3
6 A16A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 10,1 9,7 -3,9 11,7 20,5
7 J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 4,5 9,8 116,4 11,0 12,1
8 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 10,3 15,2 47,5 10,9 -28,3
9 A09A Средства, улучшающие пищеварение, включая ферменты 7,5 8,2 8,8 10,7 31,2
10 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 10,4 12,4 19,1 10,3 -17,0
Прочие 269,5 287,6 6,7 309,9 7,8
Всего 370,9 414,7 11,8 438,6 5,7

Таблица 8

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном
выражении в январе 2005 г.

№ п/п

Титульное наименование

1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 ФЕСТАЛ
3 ЦЕФТРИАКСОН
4 АКТОВЕГИН
5 НО-ШПА
6 МЕЗИМ
7 МИЛДРОНАТ
8 ЦЕФАЗОЛИН
9 КОЛДРЕКС
10 ВИТРУМ
11 ЛАЗОЛВАН
12 ФЕРВЕКС
13 ПРЕДУКТАЛ
14 ЭНАП
15 КЕТАНОВ
16 ПРОСТАМОЛ УНО
17 ВИАГРА
18 НАТРИЯ ХЛОРИД
19 ДИКЛОБЕРЛ
20 СТРЕПСИЛС
21 КАПТОПРЕС
22 ФЕЗАМ
23 КАРСИЛ
24 АМБРОКСОЛ
25 РАНИТИДИН
26 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
27 МУЛЬТИ-ТАБС
28 КАЛЬЦЕМИН
29 ТРАУМЕЛЬ С
30 КАВИНТОН
31 КОФОЛ
32 КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ
33 БИСЕПТОЛ
34 ЦИТРАМОН
35 АМПИЦИЛЛИН
36 МАКРОПЕН
37 ФЛУКОНАЗОЛ
38 ФАРМАЗОЛИН
39 ДОКТОР МОМ
40 МОВАЛИС
41 НАФТИЗИН
42 ТЕРАФЛЕКС
43 ЛИНЕКС
44 АНАЛЬГИН
45 АЦЦ
46 ФАСТУМ
47 ГЕНТОС
48 ДИКЛОФЕНАК
49 НИЗОРАЛ
50 ЭНТЕРОСГЕЛЬ
?

Таблица 9

Топ-лист компаний — производителей ЛС
по объему аптечных продаж в денежном выражении
в январе 2003, 2004 и 2005 гг.*

Компания-производитель

№ п/п (январь)
2003 г. 2004 г. 2005 г.
sanofi-aventis (Франция) 1
Berlin Chemie/Menarini Group (Италия) 5 1 2
Артериум (Украина) 3
Дарница (Украина) 1 2 4
KRKA (Словения) 8 4 5
Novartis (Швейцария) 25 21 6
Фармак (Украина) 2 8 7
GlaxoSmithKline (Великобритания) 11 7 8
Борщаговский ХФЗ (Украина) 4 5 9
Здоровье ФК (Украина) 10 10 10
Gedeon Richter (Венгрия) 7 12 11
Heel (Германия) 9 11 12
Boehringer Ingelheim (Германия) 15 13 13
Sagmel (США) 19 19 14
Genom Biotech (Индия) 20 15 15
Bittner (Австрия) 18 18 16
Actavis (Исландия) 16 22 17
Pfizer Inc. (США) 17 20 18
Servier (Франция) 46 32 19
ratiopharm (Германия) 24 17 20
Nycomed (Норвегия) 23 23 21
Ranbaxy (Индия) 33 26 22
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 28 29 23
BMS (США) 14 14 24
Schering (Германия) 43 25 25
Pliva (Хорватия) 27 27 26
Sopharma (Болгария) 36 38 27
Egis (Венгрия) 58 57 28
Киевский витаминный завод (Украина) 31 34 29
Bayer (Германия) 95 88 30
Концерн Стирол (Украина) 22 28 31
IVAX (США) 34 39 32
Grindeks (Латвия) 69 45 33
Johnson & Johnson (США) 26 33 34
Биофарма (Украина) 44 48 35
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) 29 30 36
Naturwaren (Германия) 21 24 37
Zentiva (Чешская Республика) 38
Сперко Украина (Украина) 61 41 39
Dr. Reddy’s (Индия) 50 47 40
Yamanouchi Europe (Нидерланды) 38 37 41
Bionorica (Германия) 59 56 42
Unipharm (США) 32 44 43
Ferrosan (Дания) 40 43 44
Лектравы (Украина) 35 46 45
Витамины (Украина) 64 52 46
Нижфарм (Россия) 51 54 47
Boots Healthcare International (Великобритания) 45 35 48
Hexal AG (Германия) 70 49 49
Mili Healthcare (Великобритания) 95 50
* В связи со значительными изменениями в рейтинге производителей было принято решение указывать то место компании, которое она занимала в прошлые годы без учета объема продаж ЛС производителей, присоединившихся в дальнейшем к корпорации.

Рис. 4. Удельный вес групп компаний-производителей в общем объеме аптечных продаж ЛС в январе 2003, 2004 и 2005 гг.

Рис. 4. Удельный вес групп компаний-производителей в общем объеме аптечных продаж ЛС в январе 2003, 2004 и 2005 гг.

Что касается топ-листа производителей, то прежде чем перейти к его рассмотрению, отметим несколько моментов, которые значительно изменили расстановку сил среди компаний в январе 2005 г. Самые важные события 2004–2005 гг. — это официальное объединение двух крупных зарубежных производителей — Aventis Pharma и Sanofi-Synthelabo в одну компанию sanofi-aventis. Отечественные производители также не остались в стороне от общемировых тенденций слияния фармкомпаний: «Киевмедпрепарат», «Галичфарм» и «У Фарма» представлены в рейтинге одной корпорацией под названием «Артериум», компания Lek включена в корпорацию Novartis. Коснулись изменения и принадлежности различных торговых марок ЛС компаниям-производителям. Так, фирма Roche продала ОТС-бизнес компании Bayer, компания UCB Pharma передала права на продвижение своих торговых марок компании Solvay Pharmaceuticals, а фирма Merck KGaA — компании Nycomed. Поскольку эти производители — авторитетные операторы украинского рынка, все эти процессы соответствующим образом отразились на распределении позиций в рейтинге. Компания sanofi-aventis с момента своего появления сразу же заняла 1-ю позицию, «Артериум» — 3-ю (табл. 9). В целом четыре компании, лидировавших в январе 2004 г., традиционно вошли в первую пятерку рейтинга.

Столь существенные изменения не могли не сказаться на уровне концентрации объема продаж ЛС по группам компаний-производителей. В январе 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. удельный вес первой пятерки рейтинга увеличился на 4,5% (рис. 4). Увеличился также удельный вес производителей, находящихся на 6-10-м местах. При этом отмечено сокращение удельного веса по группе компаний, занимающих с 11-й по 50-ю позиции рейтинга.

Игорь Хмилевский, Евгений Кунда

Результаты первого месяца 2005 г. дают определенную пищу для размышлений. Изменение структуры потребления, начавшееся в конце 2004 г., продолжается и в январе 2005 г. Основные тенденции пока сохраняются — количественные показатели потребления снижаются, но увеличивается сумма, потраченная потребителями на приобретение ЛС, что соответственно влечет за собой повышение средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки ЛС. Однако увеличивается также давление на рыночные процессы со стороны внешних экономических факторов. Разница между курсами мировых валют и гривни привела к тому, что операторы рынка вынуждены повышать стоимость препаратов, ввозимых из стран зоны евро, что сказалось на их конкурентоспособности. Соответственно у отечественных компаний и производителей «долларовой» зоны появились дополнительные преимущества в конкурентной борьбе. На данный момент они имеют отличный шанс расширить сферу своего влияния на фармацевтическом рынке и завоевать более высокие позиции. Но смогут ли они воспользоваться этим шансом, и если смогут, то в какой степени? На этот вопрос даст ответ только дальнейшее исследование украинского фармрынка.n

Cистема исследования рынка «Фармстандарт» — компания «Морион», тел.: (044) 569-44-70
или e-mail: sergey@morion.kiev.ua

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Последние новости и статьи