Ratiopharm: продукция достойна имени

Продукция немецкой фармацевтической компании ratiopharm хорошо известна отечественным операторам рынка, врачам и  пациентам. Компания завоевала отличную репутацию не только в Украине. В Германии ratiopharm — безусловный лидер среди всех производителей по  количеству проданных упаковок. По данным IMS Health (2003 г.), помимо немецкого фармацевтического рынка, ratiopharm также лидер среди компаний — производителей генерических препаратов в  Испании, Австрии, Швейцарии, Финляндии. В 2003 г. компания вошла в список десяти наиболее узнаваемых брэндов всех отраслей промышленности Германии. Это послужило одним из поводов для нашей встречи с главой представительства компании ratiopharm в Украине Виталием Кириком.

Виталий Кирик, глава представительства компании ratiopharm в  Украине

— Виталий Витальевич, как Вы можете объяснить такой успех компании ratiopharm в 2003 г.?

Прежде всего хочу отметить, что ведущие позиции ratiopharm на рынках многих стран Европы — не просто удача, а закономерный результат ее продуктивной деятельности.

Ключевым фактором успеха в первую очередь является то, что деятельность компании ratiopharm с самого начала и вот уже на протяжении 30 лет была сфокусирована на экономии бюджетов здравоохранения многих стран. Основанная в 1974 г., компания стала первым в Германии и одним из первых в Европе производителем, избравшим своей специализацией выпуск генерических препаратов. Стратегическое направление деятельности ratiopharm — производить качественные лекарственные средства, свободные от патентной защиты, не уступающие по эффективности и безопасности оригинальным продуктам, — себя оправдало. Эта концепция с самого начала имела грандиозный успех: доходы компании за первый год работы возросли почти в 10 раз (с 0,25 млн до 2,5 млн немецких марок). Важным в истории развития компании стал 1979 г. Тогда ratiopharm вывел на рынок Германии генерический препарат доксициклин, что вызвало ожесточенные прения в суде. Компания предоставила результаты крупномасштабного исследования, проводившегося в трех странах, доказавшие, что генерический препарат от ratiopharm по эффективности и безопасности идентичен оригинальному, и выиграла дело. В 1986 г. был расширен портфель безрецептурных лекарственных средств; доходы ratiopharm превысили 200 млн немецких марок и он вошел в десятку ведущих немецких фармацевтических компаний, а через 3 года возглавил этот список. Компания ratiopharm быстрыми темпами вышла за пределы Германии. В 80-е годы были открыты филиалы компании в Испании, Португалии и Люксембурге, в середине 90-х — в странах Западной и Восточной Европы, существующие представительства в Австрии, Чехословакии и Венгрии были преобразованы в филиалы компании; в 2000 г. открыт филиал во Франции. За пределами Европы первое представительство ratiopharm было открыто в Китае, в 2002 г. — в Бразилии. На сегодняшний день филиалы компании открыты в 23 странах мира (17 из них — в Европе): Австрии, Бельгии, Канаде, Китае, Чехии, Дании, Германии, Финляндии, Франции, Великобритании, Венгрии, Италии, Казахстане, Люксембурге, Норвегии, Польше, Португалии, России, Словакии, Испании, Швеции, Украине, США. В этом году ratiopharm приобрел генерическую компанию в Нидерландах.

Вторым фактором успеха компании является всемирно признанное качество производимых ею препаратов и их документированная биоэквивалентность. Лекарственные средства помогают сохранить людям важнейшую ценность — здоровье. Поэтому производители фармацевтической продукции несут ответственность за ее качество и безопасность. Субстанции закупаются у поставщиков с хорошей репутацией на международном рынке. Лекарственные препараты под маркой ratiopharm изготавливаются на современном оборудовании с обязательным контролем качества на промежуточных этапах производства. Особое внимание уделяется изучению биодоступности и биоэквивалентности лекарственных средств — обязательной процедуре, которой подвергается каждый препарат. Данные по биоэквивалентности документируются в соответствии с требованиями международных и национальных регуляторных органов. Можно привести такой факт: в системе обеспечения качества заняты около 10% сотрудников компании.

Следующий фактор — это сбалансированный портфель рецептурных и безрецептурных препаратов, наличие в разработке новых лекарственных средств. Объем производства готовых лекарственных средств компании составляет 299 млн упаковок в год: 7 млрд таблеток, 123 млн ампул, 965 т мазей и кремов, 95 млн суппозиториев, 95 тыс. л суспензий. Ассортимент компании составляет более 700 наименований, около 960 препаратов — на стадии регистрации, 215 — в процессе внедрения в производство. В Германии около 80% продаваемых препаратов — рецептурные, остальные — безрецептурные; новые продукты выводятся на рынок довольно быстро, поскольку постоянное пополнение портфеля препаратов имеет очень большое значение для компании. Около 30% препаратов производства ratiopharm составляют лекарственные средства для лечения пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы; значительная доля ассортимента приходится на лекарственные средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм, а также действующие на нервную систему.

Рисунок. Структура портфеля компании

Среди других факторов успеха ratiopharm следует отметить принцип выбора названий для лекарственных препаратов, выпускаемых компанией, — фирменное наименование состоит из международного непатентованного названия (INN) и названия компании ratiopharm. Это позволяет потребителям ориентироваться среди множества аналогов, представленных на рынке, а компании — гарантировать качество препаратов под своим именем.

— В Украине компания придерживается того же направления деятельности, что и в странах Западной Европы?

Опыт работы, полученный в странах Западной Европы, нельзя немедленно переносить на украинский рынок, поскольку он имеет свои особенности. Однако накопленные знания и общие принципы деятельности применимы везде. На каждом рынке компания стремится подобрать такой ассортимент препаратов, чтобы они были востребованы и актуальны для данного конкретного рынка, учитывая предпочтения врачей и потребителей. В Украине зарегистрировано около 30 различных лекарственных форм, из которых 12 — рецептурные. Это в первую очередь препараты, применяемые в кардиологии, и антибиотики. В 2003 г. мы вывели на рынок 4 препарата: ЛИЗИНОПРИЛ-РАТИОФАРМ®, ДОКСАЗОЗИН-РАТИОФАРМ®, БИСОПРОЛОЛ-РАТИОФАРМ®, ТИКЛОПИДИН-РАТИОФАРМ®. В безрецептурной группе представлены препараты, занимающие сильные позиции в своих сегментах фармацевтического рынка и которые уже стали визитной карточкой ratiopharm: ПРЕГНАВИТ®, ХИЛАК®, ГЕПАБЕНЕ®, ДОЛОБЕНЕ®. Так, по данным IMS (III квартал 2003 г.), ПРЕГНАВИТ® — абсолютный лидер среди витаминных препаратов, рекомендуемых для применения в период беременности и кормления грудью. ЭХИНАЦЕЯ-РАТИОФАРМ® — первая появившаяся на украинском рынке таблетированная форма эхинацеи. Муколитик АМБРОБЕНЕ® (амброксол) выпускается в разных лекарственных формах (сироп, раствор для ингаляций, таблетки, капсулы ретард). Дальнейшее формирование портфеля включает элемент творчества, поскольку из множества доступных молекул требуется найти такие, которые будут и востребованы, и конкурентоспособны на локальном рынке. В Украине портфель препаратов меньше, чем в западных странах, что открывает представительству ratiopharm дальнейшие перспективы, в том числе и в определении новых показаний к применению.

— Каковы планы компании на 2004 г.?

По прогнозам IMS (Scrip, 30.01.2004), среднегодовой прирост рынка генерических препаратов в мире за период 2003–2008 гг. составит в среднем 10%; максимальный прирост будет наблюдаться в США (12,5%) и Западной Европе (10,8%). Подобные тенденции отмечаются и в Украине. Второй год подряд увеличение объема продаж ratiopharm в Украине превышает 50%, в 2003 г., по данным IMS (III квартал 2003 г.), он занял 31-е место по объемам продаж в денежном выражении среди около 800 компаний, присутствующих на украинском рынке. В этой связи планируется дальнейшая работа по укреплению позиций ratiopharm в Украине и расширению рецептурной группы препаратов. Кроме того, будет продолжена работа по закреплению позиций безрецептурной группы препаратов, традиционно пользующихся повышенным спросом на украинском рынке. В планах этого года — более тесная работа с аптечными учреждениями, укрепление сотрудничества с дистрибьюторами, расширение внешней службы ratiopharm, развитие новых препаратов и как результат — укрепление рыночных позиций.

— Что бы вы хотели пожелать своим партнерам?

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить дистрибьюторов и провизоров, которые работают с препаратами ratiopharm, за активную и плодотворную работу. На сегодняшний день система дистрибьюции в основном уже сформирована. Мы работаем с 15 компаниями, которые уделяют большое внимание тому, чтобы их сервис был востребован аптеками. ratiopharm и в дальнейшем будет стремиться к укреплению партнерских отношений с дистрибьюторами и созданию интересных и выгодных для обеих сторон условий работы. Обращаясь к провизорам, хочется пожелать им профессиональных успехов. Провизоры, располагая данными о препарате, его качестве, показаниями к применению и ориентируясь в возможных альтернативах, могут оказать помощь пациенту в принятии правильного решения и повлиять на результат и стоимость фармакотерапии.

P.S. Предлагая генерические препараты в качестве альтернативы оригинальным препаратам, ratiopharm экономит бюджет здравоохранения независимо от того, это деньги государства, страховых компаний, различных фондов либо самих пациентов. Это позволяет высвобождать ресурсы для диагностики и более качественного медицинского обслуживания. n

Елена Кучерук, фото Евгения Чорного?

ИНТЕРЕСНО

Любопытен подход компании ratiopharm к рекламной политике. Folke и Gyde, Klaus и Michael — это имена близнецов, рекламирующих продукцию компании на баннерах, постерах, телевидении в Германии. Идея, которую они собой отождествляют, заключается в том, что генерические препараты ratiopharm эквивалентны оригинальным.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи