EBA: кодекс принят — дело за имплементацией

12 февраля 2004 г. под  эгидой Европейской бизнес-ассоциации (European Business Association — ЕВА) произошло событие, подготовка к  которому длилась почти 4 года: представители 25 зарубежных фармацевтических компаний, работающих на рынке Украины, подписали «Кодекс маркетинговой практики фармацевтических производителей и их представительств (компаний)» (тексты Кодекса и соответствующего Меморандума комитета по здравоохранению ЕВА опубликованы в  «Еженедельнике АПТЕКА», № 6 (427) от 16 февраля 2004 г.). А 24 февраля в представительстве Европейской Комиссии в Украине состоялся круглый стол комитета по здравоохранению EBA, в ходе которого обсуждались актуальные вопросы и происходил обмен мнениями в плоскости практического применения Кодекса. Первое обсуждение Кодекса маркетинговой практики ЕВА как состоявшегося документа прошло в конструктивно-прикладном ключе, что дает веские основания предполагать: Кодекс станет для операторов украинского рынка не абстрактной «декларацией о намерениях» и не «клубной картой» для узкого круга «элитных» компаний, а доктриной для их самосовершенствования, действующей моделью этичного поведения и сводом моральных принципов, неукоснительность соблюдения которых — тем более соблюдения добровольного — станет выгодно отличать его от канувшего вместе с советской эпохой Морального кодекса строителя коммунизма.

Александр Марков

По словам исполнительного директора комитета по здравоохранению EBA, доктора медицинских наук Александра Маркова, подписание и опубликование Кодекса — это лишь первые шаги на пути приведения взаимоотношений операторов украинского фармацевтического рынка в соответствие с международными стандартами бизнес-поведения. Кодекс не является «идеальным мерилом», это рабочий документ, в который могут вноситься необходимые изменения и дополнения (по предложению любой компани, обратившейся в ЕВА). В то же время, согласно процедуре, определенной в Меморандуме, Кодекс открыт для подписания любой компанией, которая:

•?в процессе производства лекарственных средств обеспечивает выполнение минимальных требований стандартов GMP;

•?изъявляет готовность добровольно выполнять положения Кодекса.

А. Марков считает, что всем членам ЕВА предстоит серьезно поработать над созданием позитивного имиджа Кодекса, дабы присоединение к документу новых компаний служило для них стимулом и дополнительным фактором повышения престижа на рынке.

Владимир Игнатов

Председатель Комитета по здравоохранению EBA, глава представительства компании «Авентис» в Украине Владимир Игнатов отводит Кодексу роль инструмента для вынесения профессионального третейского решения в тех случаях, когда предполагается факт нарушения этических норм поведения на фармацевтическом рынке одной компании со стороны другой. В таких ситуациях компания, усмотревшая в действиях другого оператора рынка ущемление своих прав, может подать соответствующую жалобу в маркетинговый подкомитет ЕВА, снабдив ее вескими доводами и убедительными аргументами. В случае подтверждения факта нарушения этических норм Комитет по здравоохранению ЕВА может обнародовать информацию об этом, например, на страницах СМИ, в том числе международных. «Чтобы другим было не повадно» — на этом принципе базируется и его выполнением исчерпывается «наказующая» функция Кодекса.

Таким образом, с одной стороны, Кодекс является платформой для решения спорных вопросов на локальном уровне, с другой — не имея юридической силы, ни в коей мере не «подменяет» действующее законодательство Украины: наоборот, подчеркивается главенство последнего при решении всевозможных спорных и конфликтных вопросов, связанных с ведением коммерческой деятельности на украинском фармацевтическом рынке. По мнению В. Игнатова, на последнем давно пора установить единые «правила движения», а с точки зрения международного опыта в области этики ведения фармацевтического бизнеса, Кодекс в его нынешнем, первоначальном виде — это максимально редуцированный (с учетом реалий и специфики украинского рынка) вариант по сравнению с подобными документами, принятыми на развитых фармацевтических рынках — в странах ЕС, США, Канаде — и использовавшимися при его подготовке.

Участников фармацевтического рынка становится все больше, а времени для решения наиболее животрепещущих проблем — все меньше. Глава комитета по здравоохранению ЕВА заявил о намерении продолжить сотрудничество с Министерством здравоохранения Украины в поисках оптимальных путей регулирования фармацевтического бизнеса, основывая этот поиск на принципах, нашедших отражение в Кодексе.

Валерий Кидонь

Председатель маркетингового подкомитета комитета по здравоохранению EBA, глава представительства компании «Берингер Ингельхайм» в Украине Валерий Кидонь проинформировал собравшихся о том, что несмотря на недавнее подписание Кодекса и Меморандума ЕВА, в подкомитет уже поступило несколько жалоб, которые находятся на рассмотрении. По его мнению, это служит подтверждением актуальности появления на украинском рынке площадки для открытых дискуссий между медицинскими директорами, директорами по маркетингу, руководителями представительств компаний, бизнес-интересы которых так или иначе пересеклись, а модели этического бизнес-поведения не совпали.

После всестороннего изучения жалобы членами маркетингового подкомитета и в случае, если подкомитету не удалось урегулировать конфликтную ситуацию между сторонами, для рассмотрения жалобы создается группа из 5 его участников — представителей фармацевтических компаний, подписавших Кодекс и не выпускающих продукцию, которая может конкурировать с продукцией сторон, вовлеченных в конфликт, и принимается соответствующее решение. Глава маркетингового подкомитета заострил внимание собравшихся на том, что группа экспертов формируется из числа участников рынка — каждый член ЕВА должен быть готов выполнить роль присяжного. В этой связи не исключена возможность привлечения к рассмотрению некоторых жалоб независимых экспертов: практическое использование Кодекса не должно стать прерогативой одной или нескольких компаний и тем более — «дубинкой» для сведения счетов между отдельными операторами рынка. В процессе создания платформы для цивилизованного общения между ними необходимо строго соблюдать формат и качество аргументирующих жалобу документов («вещественных доказательств» нарушения этики бизнес-поведения), отработать алгоритмы ее прохождения и рассмотрения, механизмы вынесения решения и его обнародования. По мнению В. Кидоня, начинать имплементацию Кодекса следует с грубых нарушений (например, недостаточно обоснованный выбор референтного препарата; некорректная экстраполяция результатов исследований одного препарата на эффективность и/или безопасность другого и т.д.).

Виктор Гречановский

В ходе дискуссии свое мнение высказал медицинский директор представительства компании «Пфайзер» в Украине, заместитель главы комитета по здравоохранению Американской торговой палаты в Украине (AmСham), кандидат медицинских наук Виктор Гречановский. Он заявил, что компания «Пфайзер» и AmСham активно сотрудничают с ЕВА и намерены продолжать конструктивное партнерство, в том числе и по вопросам этики маркетинга. Он также заметил, что корпоративный кодекс компании «Пфайзер» предъявляет куда более жесткие требования к этике поведения на рынке, чем Кодекс маркетинговой практики ЕВА.n

Филипп Снегирёв, фото Евгения Чорного

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи