Helicopter view: аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2012 г.

Предметом анализа этой публикации станет пазл из 26 элементов, отражающих целостную картину аптечных продаж в нашей стране по итогам I полугодия 2012 г. Иными словами, речь пойдет о рынке аптечных продаж в региональном аспекте. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research» и синдикативных баз данных «AxiomaTM», данные Государственного комитета статистики Украины.

При проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами была выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Общий объем аптечных продаж в Украине по итогам I полугодия 2012 г. составил 15 млрд грн. за 939 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 15% в денежном и 1,5% в натуральном выражении.

Вклад отдельных регионов в итоговый показатель аптечных продаж географически распределен весьма неоднородно. Лишь топ-6 из 26 регионов страны по объему аптечных продаж в денежном выражении — Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Одесская области и АР Крым — суммарно аккумулируют половину общенациональной аптечной выручки (рис. 1).

Рис. 1
 Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г., %
Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г., %

В структуре аптечных продаж в денежном выражении во всех регионах Украины львиную долю составляют лекарственные средства — 80–90% при сравнительно невысоком вкладе прочих категорий товаров «аптечной корзины» (табл. 1). Лидерами по долевому участию парафармацевтической продукции (косметики и диетических добавок) в структуре продаж являются Киев и Одесская обл. — суммарно удельный вес этих категорий товаров в анализируемый период составил 11 и 12% соответственно при среднем показателе по стране на уровне 7%.

Таблица 1 Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г.
Регион Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки
Млн грн. Доля, % Млн грн. Доля, % Млн грн. Доля, % Млн грн. Доля, %
Киев 1411 81 141 8 125 7 62 4
Донецкая обл. 1380 85 124 8 61 4 54 3
Днепропетровская обл. 1212 86 105 7 51 4 39 3
Харьковская обл. 760 82 92 10 51 6 27 3
АР Крым 758 85 77 9 36 4 22 2
Одесская обл. 720 80 70 8 73 8 34 4
Запорожская обл. 592 87 53 8 18 3 17 2
Львовская обл. 585 84 63 9 31 4 20 3
Луганская обл. 566 88 48 8 15 2 15 2
Киевская обл. 424 83 46 9 23 5 17 3
Полтавская обл. 373 89 31 7 9 2 8 2
Винницкая обл. 344 84 37 9 16 4 13 3
Херсонская обл. 332 84 31 8 17 4 15 4
Ивано-Франковская обл. 310 86 30 8 13 3 9 2
Черкасская обл. 305 86 31 9 9 3 10 3
Житомирская обл. 303 86 30 9 10 3 8 2
Николаевская обл. 288 90 18 6 7 2 9 3
Хмельницкая обл. 275 89 19 6 8 3 8 3
Ровенская обл. 249 82 27 9 17 6 9 3
Сумская обл. 249 89 20 7 6 2 6 2
Черниговская обл. 240 88 21 8 5 2 6 2
Черновицкая обл. 218 86 17 7 9 4 8 3
Кировоградская обл. 209 87 20 9 5 2 6 2
Волынская обл. 209 83 24 10 12 5 7 3
Закарпатская обл. 182 85 16 7 9 4 7 3
Тернопольская обл. 177 86 15 7 8 4 6 3
В целом по рынку 12671 85 1206 8 643 4 441 3

Потенциал расходов населения на товары «аптечной корзины» неразрывно сопряжен с его благосостоянием в регионах Украины, о чем наглядно свидетельствует корреляция располагаемого дохода населения в регионе с объемом аптечных продаж в денежном выражении (рис. 2).

Рис. 2
 Объем аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в регионах Украины по итогам I полугодия 2012 г. и располагаемый доход населения в I кв. 2012 г.
Объем аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в регионах Украины по итогам I полугодия 2012 г. и располагаемый доход населения в I кв. 2012 г.
Рис. 3
 Объем аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении на душу населения в регионах Украины по итогам I полугодия 2012 г.
Объем аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении на душу населения в регионах Украины по итогам I полугодия 2012 г.

В 8 регионах Украины — преимущественно области с крупнейшими мегаполисами и Южные регионы — среднедушевое потреб­ление товаров «аптечной корзины» превышает среднерыночный показатель, который по итогам I полугодия 2012 г. составил 328 грн. (рис. 3). Максимальное значение по этому показателю традиционно отмечено для столицы — 617 грн., что вполне характерно для мегаполиса со сравнительно высокими доходами населения на фоне других регионов. Кроме того, следует учитывать, что показатель рассчитывается на основании официальных данных о численности населения, а Киев, как известно, является ключевым центром притяжения приезжих — с целью обучения, работы, туризма и др. Минимальный уровень среднедушевого потребления аптечной продукции в анализируемый период зафиксирован для таких регио­нов, как Закарпатская и Тернопольская области — 170 и 191 грн. соответственно, что почти вдвое ниже среднерыночного уровня.

Раскрытие потенциала аптечного рынка Украины сдерживается некоторым снижением физической доступности лекарственных средств на фоне сокращения общего количества розничных торговых точек и, как следствие, обеспеченности населения аптечными учреждениями. Так, в анализируемый период в среднем по Украине на 1 аптечное учреждение приходится 2323 человека, для сравнения еще буквально 2 года назад этот показатель составлял 1978 человек. В региональном разрезе этот показатель варьирует по итогам I полугодия 2012 г. в диапазоне 1900–2776 человек на 1 торговую точку (рис. 4).

Рис. 4
 Обеспеченность населения аптечными учреждениями в регионах Украины
Обеспеченность населения аптечными учреждениями в регионах Украины

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

В целом по Украине объем аптечной реализации лекарственных средств по итогам I полугодия 2012 г. составил 12,7 млрд грн. за 602 млн упаковок, что на 15,6% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в денежном и на 2,6% в натуральном выражении.

Рис. 5
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины по итогам I полугодия 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины по итогам I полугодия 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В анализируемый период во всех без исключения регионах в денежном выражении отмечена положительная динамика аптечных продаж лекарственных средств по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 5). В натуральных величинах ситуация была менее однородной — в 6 регионах (Днепропетровская, Харьковская, Луганская, Киевская, Кировоградская и Волынская области) объем розничной реализации лекарственных средств в этот период сократился. При этом в отдельных регионах (АР Крым, Херсонская и Черниговская области) были отмечены двузначные темпы прироста объема реализованных упаковок. Эти регионы также проявили себя как одни из наиболее быстрорастущих по объему продаж в денежном выражении, причем преимущественно за счет значительного прироста реализации в денежном выражении препаратов украинского производства (рис. 6).

Рис. 6
 Темпы прироста аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Напомним, что в целом по аптечному рынку Украины в денежном выражении опережающие темпы прироста продаж характерны для лекарственных средств украинского производства, а в натуральном выражении — для зарубежных препаратов. В региональном разрезе отмечено аналогичное соотношение динамики, за некоторым исключением. Так, в отличие от общерыночного тренда в Черкасской, Житомирской, Ровенской и Закарпатской областях зарубежные производители опередили в анализируемый период украинских конкурентов по темпам прироста аптечных продаж в денежном выражении (см. рис. 6). Примечательно, что в наиболее платежеспособных регионах, лидирующих по объему аптечных продаж в денежном выражении, наиболее ярко выражена тенденция к опережающей динамике сегмента украинских препаратов по сравнению с зарубежными (в отличие от других регионов). Можно предположить, что такая ситуация отмечается на фоне общерыночной тенденции к развитию потенциала украинских производителей в высокостоимостном сегменте, при том что продажи этой продукции в лидирующих регионах подкреплены платежеспособным спросом.

В натуральных величинах отклонение от среднерыночного соотношения динамики украинских и зарубежных препаратов зафиксировано в Харьковской и Херсонской областях (рис. 7), почти на равных увеличились продажи украинских и зарубежных препаратов в таких регионах, как Одесская, Запорожская и Тернопольская области.

Рис. 7
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в натуральном выражении по итогам I полугодия 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в натуральном выражении по итогам I полугодия 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 8
 Удельный вес регионов в объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2012 г.
Удельный вес регионов в объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2012 г.

Анализ соотношения удельного веса регио­нов в объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении показал, что доля большинства из них (19 регионов) в общем объеме реализованных упаковок лекарственных средств превышает аналогичный показатель в денежном выражении (рис. 8). И только в 7 регионах отмечена противоположная ситуация, что обусловлено более высокой средневзвешенной стоимостью 1 упаковки лекарственных средств по сравнению с другими регионами (рис. 9) на фоне превалирования в структуре их продаж в денежном выражении препаратов высокостоимостной ниши (их доля составляет 50% и более, для сравнения в среднем по рынку этот показатель равен 48%).

Рис. 9
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на рынке аптечных продаж в регионах Украины по итогам I полугодия 2011–2012 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на рынке аптечных продаж в регионах Украины по итогам I полугодия 2011–2012 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств по итогам I полугодия 2012 г. в среднем по аптечном рынку Украины составила 21 грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 13%. В большинстве регионов динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств приближалась к среднерыночному показателю, однако были «отличившиеся», в частности, Херсонская и Черновицкая области, где этот показатель составил лишь +1 и +5% соответственно (см. рис. 9), что было обусловлено опережающим приростом объема аптечных продаж препаратов низко- и среднестоимостной ниши по сравнению с более дорогостоящими препаратами (рис. 10). В свою очередь, противоположная ситуация в этот период отмечена, например, в Закарпатской обл., где средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств повысилась на 23% на фоне значительного прироста продаж высокостоимостных препаратов.

Рис. 10
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе ценовых ниш по итогам I полугодия 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе ценовых ниш по итогам I полугодия 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Структура аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе АТС-классификации в регионах Украины весьма схожа — львиную долю продаж (68–72% в денежном выражении) аккумулируют препараты групп A «Cредства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», C «Cредства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Cредства, действующие на респираторную систему», N «Cредства, действующие на нервную систему», J «Противомикробные средства для системного применения». Предпочтения в брэндах лекарственных средств, лидирующих по объему продаж, несколько отличаются. При этом топ-5 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении всех регионов объединяет наличие в этом рейтинге препарата АКТОВЕГИН (табл. 2).

Таблица 2 Топ-5 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении в регионах Украины по итогам I полугодия 2012 г.
Регион 1 2 3 4 5
Киев КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН ФАРМАСУЛИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА
Донецкая обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КОДТЕРПИН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА
Харьковская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН КОФЕКС НАЛБУФИН КАРДИОМАГНИЛ
АР Крым КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ
Одесская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА МИЛДРОНАТ
Запорожская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ
Львовская обл. КАРДИОМАГНИЛ ТИОТРИАЗОЛИН АКТОВЕГИН НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ
Луганская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН НАТРИЯ ХЛОРИД НО-ШПА ЦЕРАКСОН
Киевская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕРАКСОН
Полтавская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН РЕОСОРБИЛАКТ ЦИТРАМОН ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ
Винницкая обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД КОРВИТИН
Херсонская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД МУКОСАТ МЕТАМАКС
Ивано-Франковская обл. НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ АКТОВЕГИН ТИОТРИАЗОЛИН ЭССЕНЦИАЛЕ
Черкасская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ ЦИТРАМОН НО-ШПА
Житомирская обл. СЕРЕТИД АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ
Николаевская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА
Хмельницкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА НАТРИЯ ХЛОРИД
Ровенская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ТИОТРИАЗОЛИН КАРДИОМАГНИЛ АУГМЕНТИН
Сумская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ МЕТАМАКС МИЛДРОНАТ
Черниговская обл. АКТОВЕГИН МЕТАМАКС КОРВИТИН МИЛДРОНАТ РЕОСОРБИЛАКТ
Черновицкая обл. НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ КАРДИОМАГНИЛ ТИОТРИАЗОЛИН АКТОВЕГИН
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ ЭССЕНЦИАЛЕ
Волынская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД КАРДИОМАГНИЛ МИЛДРОНАТ ЦЕРАКСОН
Закарпатская обл. ЦЕФТРИАКСОН КАРДИОМАГНИЛ АКТОВЕГИН ЛИПРАЗИД НО-ШПА
Тернопольская обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ТИОТРИАЗОЛИН КАПТОПРЕС
В целом по рынку АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА

Среди маркетирующих организаций по итогам I полугодия 2012 г. по объему аптечных продаж лекарственных средств в целом по Украине лидировала компания «Фармак», что вполне закономерно, так как в этот период она возглавила аналогичные рейтинги в 20 регионах Украины. В 5 регионах Украины (Житомирской, Ивано-Франковской, Львовской, Одесской и Черновицкой областях) пальма первенства принадлежит компании «Berlin-Chemie/Menarini Group», а в Донецкой обл. — «Takeda».

ИТОГИ

Каждый регион Украины по-своему уникален — различия в площади, количестве населения и его благосостоянии предопределяют специфику развития его аптечного рынка. Топ-6 из 26 регионов Украины генерирует половину объема аптечных продаж в стране в денежном выражении. Это Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Одесская области и АР Крым — регионы с крупнейшими городами и Южный регион, для которых характерны сравнительно высокие доходы населения на фоне других регионов, а также активное перемещение населения (с целью работы, обучения и туризма). Для всех регионов Украины I полугодие 2012 г. на аптечном рынке выдалось в той или иной степени плодотворным — в денежном выражении объем розничной реализации лекарственных средств повсеместно продемонстрировал положительную динамику. В натуральных величинах в целом по рынку в этот период отмечен невысокий прирост объема аптечных продаж лекарственных средств на уровне +2,6%, однако в регио­нальном разрезе не всем областям удалось увеличить количество реализованных упаковок фармацевтической продукции — в 6 регио­нах зафиксирована отрицательная динамика по этому показателю, а в остальных 20 прирост был представлен в широком диапазоне. 

В крупнейших регионах Украины, занимающих ведущие позиции по объему розничного фармрынка, в текущем году отмечена тенденция к доминирующему участию в приросте аптечных продаж продукции украинского производства. Напомним, что в последнее время наметилось смещение структуры продаж в сегменте лекарственных средств украинского производства в сторону продукции высокостоимостного сегмента, которая нашла благодатное пристанище именно в наиболее платежеспособных регионах.

Все регионы разные, а страна одна. И понимание региональных особенностей позволяет нам еще лучше увидеть целостную картину аптечного рынка.

Анна Шибаева

По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстан­дарт»/«Pharm­Xplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +38 (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected].

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті