Пилотный проект: неделя 2-я, она же 32-я.
Полет проходит нормально

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященный анализу реализации утвержденного постановлением КМУ от 25 апреля 2012 г. № 340 пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для больных гипертонической болезнью (далее — пилотный проект). При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Напомним, что действие пилотного проекта распространяется на 7 международных непатентованных наименований (МНН) генерических лекарственных средств для лечения больных гипертонической болезнью. В соответствии с требованием постановления КМУ № 340 приказом МЗ Украины № 419 был утвержден реестр предельного уровня оптово-отпускных цен на 244 препарата, подпадающих под действие пилотного проекта. В сегменте 7 МНН за кадром осталось всего 41 торговое наименование, для которых не был определен граничный уровень оптово-отпускных цен. Речь идет о препаратах, рыночная динамика которых сдержанна и демонстрирует нисходящий тренд в денежном и натуральном выражении. В это же время из 244 позиций, включенных в реестр предельного уровня оптово-отпускных цен, не все реализуются на фармрынке.

Мы уже рассказывали читателям о результатах пилотного проекта в динамике — 1–31-я неделя 2012 г. (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 31 (852) от 13.08.2012 г.). Напомним, что изменения в постановление КМУ № 340 были приняты 30 июля в соответствии с постановлением № 707, которое вступило в силу только 7 августа. Согласно изменениям до 1 октября 2012 г. разрешается оптовая и розничная торговля лекарственными средствами для лечения лиц с гипертонической болезнью по ценам ниже предельного уровня оптово-отпускных цен, независимо от их внесения в реестр оптово-отпускных цен. Однако до вступления в силу указанных изменений аптеки с 1 августа не имели права продавать лекарственные средства, подпадающие под действие пилотного проекта, в том случае, если на них не была зарегистрирована оптово-отпускная цена не выше граничного уровня. В результате на 31-й неделе начали сокращаться объемы аптечных продаж лекарственных средств, на которые распространяется регуляция. Кроме того, в этот период было отмечено снижение средневзвешенной стоимости 1 упаковки, обусловленное сегментом лекарственных средств украинского производства.

По состоянию на 16 августа 2012 г. количество зарегистрированных оптово-отпускных цен на лекарственные средства, соответствующих граничному уровню, определенному приказом № 419, увеличилось до 65 позиций (см. с. 4). Уже на 32-й неделе средневзвешенная стоимость 1 упаковки этих 65 позиций начала повышаться как в сегменте зарубежных, так и украинских лекарственных средств (рис. 1 и 2). Объем аптечных продаж этих лекарственных средств на 32-й неделе увеличился как в денежном, так и в натуральном выражении. То есть, возросло физическое потребление лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню, определенному приказом № 419.

Рис. 1
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 2
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки украинских препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки украинских препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.

С одной стороны, можно предположить, что первые результаты работы пилотного проекта эффективны. Но, с другой, для того чтобы так предполагать, необходимо взглянуть на такой показатель, как DDD — defined daily dose. Напомним, DDD — это расчетная средняя поддерживающая суточная доза лекарственного средства, применяемого по основному показанию у взрослых. В результате анализа выяснилось, что количество потребленных DDD лекарственных средств зарубежного и отечественного производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые (65 позиций) соответствуют граничному уровню согласно приказу № 419, демонстрируют рост на 32-й неделе, как и на 31-й (рис. 3 и 4). В это же время аналогичный тренд отмечен и для средневзвешенной стоимости DDD (рис. 5 и 6). Хотя, казалось бы, повышение экономической доступности лекарственных средств для лечения лиц с артериальной гипертензией предполагает снижение стоимости потребляемых DDD ввиду ценовой регуляции препаратов. Однако, как мы видим, этого не происходит. Зато в целом в сегменте препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта, где для преимущественного их количества цены не зарегистрированы или не соответствуют предельному уровню оптово-отпускных цен, на фоне увеличения количества DDD, напротив, отмечено снижение стоимости потребляемых DDD (рис. 7 и 8). Это обусловлено тем, что снижается средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта, но цены на которые не зарегистрированы.

Рис. 3
Количество потребленных DDD лекарственных средств зарубежного производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Количество потребленных DDD лекарственных средств зарубежного производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 4
Количество потребленных DDD лекарственных средств украинского производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Количество потребленных DDD лекарственных средств украинского производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 5
Средневзвешенная стоимость 1 DDD лекарственных средств зарубежного производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 DDD лекарственных средств зарубежного производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 6
Средневзвешенная стоимость 1 DDD лекарственных средств украинского производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые (65 позиций) соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 DDD лекарственных средств украинского производства, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые (65 позиций) соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 7
Количество потребленных DDD лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Количество потребленных DDD лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 8
Средневзвешенная стоимость 1 DDD лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 DDD лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.

Что касается оригинальных препаратов из сегмента 7 МНН, не подпадающих под действие пилотного проекта, то на 32-й неделе, как и на 31-й, сохраняется тенденция планомерного повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки таковых (рис. 9). Аналогичным образом развиваются их аптечные продажи в денежном выражении, а в натуральном динамика реализации более стабильна.

Рис. 9
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 МНН, не подпадающих под действие пилотного проекта по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 МНН, не подпадающих под действие пилотного проекта по итогам 1–32-й недели 2011–2012 гг.

В сегменте препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые соответствуют предельному уровню оптово-отпускных цен, отмечают увеличение объема аптечных продаж на 32-й неделе. Аналогичное развитие характерно и для стоимости потребленных DDD этих препаратов. Такой результат свидетельствует о снижении экономической доступности лекарственных средств для лечения лиц с артериальной гипертензией, зарегистрированные оптово-отпускные цены которых не превышают граничного уровня. В какой-то степени утешением в этой ситуации может стать тот факт, что сегодня более доступны для населения препараты, для которых производители еще не зарегистрировали оптово-отпускные цены, соответствующие граничному уровню. Количество DDD таких препаратов увеличивается, но при этом стоимость потребленных DDD, напротив, снижается.

Итак, на повестке дня сегодня такие вопросы: вызван ли рост потребления исследуемых препаратов ажиотажным спросом (можно будет судить позже); когда появится проект по возмещению стоимости препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта?

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті