Обязательное медицинское страхование в Украине к концу 2014 г.: результаты комитетских слушаний

С развалом СССР бесплатная медицина в странах бывшего Союза осталась лишь декларацией, поэтому многие из них занялись поиском оптимального пути дальнейшего развития системы здравоохранения. Все эти годы Украина не сидела сложа руки, но если ее ближайшие соседи — Россия и Молдова — давно определились с моделью здравоохранения, то наша страна до сих пор не выбрала свой путь. Сегодня украинская система здравоохранения находится в плачевном состоянии. Для большинства граждан нашей страны доступность медицинской помощи и лекарственных средств ограничена. Угрожающая демографическая ситуация в Украине требует от законодателей политической воли в принятии решения о выборе дальнейшей модели здравоохранения.

Оценив масштаб проблемы, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (далее — комитет) инициировал проведение комитетских слушаний на тему: «Реформирование системы медицинского обслуживания населения и перспективы введения обязательного медицинского страхования в Украине». В слушаниях приняли участие народные депутаты Украины, представители министерств и ведомств, общественных организаций, ученые, а также Сергей Калашников, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья, Владимир Хотиняну, министр здравоохранения Республики Молдова, и Мирча Буга, генеральный директор Национальной компании медицинского страхования Республики Молдова.

Мероприятие прошло под председательством Татьяны Бахтеевой, главы комитета. Открывая слушания, она поблагодарила представителей России и Молдовы за визит в нашу страну.

«Для нас сегодня будет очень важно и познавательно услышать выступления коллег из России и Молдовы — стран, где медицинская реформа состоялась, где действует система государственного медицинского страхования уже не один год», — отметила глава комитета.

Т. Бахтеева выразила готовность приложить усилия, чтобы создать необходимое нормативно-правовое поле для успешной реализации реформы в нашей стране. По ее словам, глубочайший демографический кризис, в котором Украина пребывает на протяжении более чем 20 лет уже не просто говорит — а кричит о необходимости кардинальных изменений в этой сфере.

В настоящее время в Украине самые высокие темпы сокращения численности населения в Европе — ежегодно умирает около 700 тыс. наших граждан, причем треть из них составляют лица трудоспособного возраста. За последние 15 лет население Украины сократилось почти на 7 млн человек (с 52,2 млн до 45,6 млн). Эти потери сопоставимы с населением таких стран, как Дания, Грузия, Финляндия, Норвегия.

По словам Т. Бахтеевой, о необходимости реформ в сфере здравоохранения Украины свидетельствует состояние ее финансирования. С одной стороны, система здравоохранения нашей страны задыхается от многолетнего хронического дефицита государственного финансирования. С другой — эта система крайне неэффективно использует имеющиеся ресурсы.

«Учитывая такую ситуацию, государство обязано обеспечить системное решение проблем в области охраны здоровья населения. Без изменений системы здравоохранения мы не сможем остановить негативные тенденции в демографии Украины», — подчеркнула народный депутат.

Она напомнила, что Президент Украины Виктор Янукович определил реформу здравоохранения одним из главных приоритетов Программы экономических реформ на 2010–2014 гг. В этом документе предусмотрено, что условия для введения обязательного медицинского страхования должны быть созданы до конца 2014 г.

По словам главы комитета, для того чтобы изменить ситуацию в системе здравоохранения, необходимо принять ряд непопулярных решений. «Первое, что мы должны сделать — это честно и открыто признать, что существующая в Украине система здравоохранения не в состоя­нии удовлетворить запросы граждан на медицинскую помощь. Причина банальна: у государства нет возможности финансировать медицину в достаточном объеме», — отметила Т. Бахтеева.

Одним из самых сложных, но крайне необходимых этапов реформы медицинского обслуживания в Украине является переход к обязательному медицинскому страхованию. В обществе сложилось положительное отношение к необходимости его введения. Однако, даже если соответствующие законы будут приняты в ближайшее время, реорганизация системы здравоохранения де-факто будет достаточно длительным и болезненным процессом.

«Но этого процесса не нужно бояться, как и нельзя его откладывать. Хуже, чем есть, точно не будет», — подчеркнула народный депутат.

За последние годы в Парламент было подано множество законопроектов об обязательном медицинском страховании. Последний из них зарегистрирован 13 августа текущего года депутатом Антоном Яценко.

Т. Бахтева сообщила о том, что во время работы над этим проектом вопрос о статусе организации, которая будет проводить страхование, решался путем голосования депутатов. Единогласно было принято решение о том, что такой организацией будет Фонд обязательного медицинского страхования Украины с государственным статусом.

Создание государственного Фонда позволит обеспечить жесткий контроль за целевым использованием средств страхования. Контроль за его деятельностью будет осуществлять наблюдательный совет, состоящий из представителей Верховной Рады Украины, Кабинета Министров и представителей органов местного самоуправления.

Т. Бахтеева подчеркнула, что государственное финансирование сохранится, а страховые вклады — это дополнительный источник средств. «Никто не снимает с государства ответственности за здоровье граждан. Особенно с малообеспеченных, пенсионеров, инвалидов и детей», — отметила глава комитета.

Предложенная в законопроекте модель основана на принципах объединения трех основных источников финансирования.

1. Бюджет, который наполняется за счет обязательных налогов.

2. Обязательное медицинское страхование, которое обеспечивается путем обязательных взносов.

3. Добровольное медицинское страхование и другие источники, которые базируются на добровольных платежах.

Бюджетное финансирование планируется сконцентрировать на таких социально важных направлениях, как иммунопрофилактика, лечение туберкулеза, СПИДа, сахарного диабета, онкологических заболеваний. Кроме того, из государственного бюджета будут финансироваться экстренная медицинская помощь и мероприя­тия по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения.

Медицинская помощь, направленная на обес­печение здравоохранения населения, будет финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования, а потребность в дополнительных медицинских услугах повышенного сервисного уровня — за счет добровольного страхования и других источников.

В завершение выступления Т. Бахтеева отметила, что комитет открыт и готов к дальнейшей совместной работе по обеспечению поддержки реформы отрасли. «Реформа здравоохранения должна стать объединяющим фактором для всех ветвей власти, независимо от политической и экономической конъюнктуры», — подчеркнула она.

Опытом внедрения системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации поделился Сергей Калашников. Он отметил, что прежде чем внедрять обязательное медицинское страхование необходимо оптимизировать организационную структуру системы здравоохранения, поскольку финансы должны быть направлены именно в те сферы, которые оказывают существенное влияние на качество медицинской помощи, оказываемой населению.

С. Калашников сообщил, что в России система обязательного медицинского страхования была создана в 1991 г. с принятием закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499-1 (измененный в 1993 г.). В рамках реформы были созданы государственные некоммерческие организации — Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в каждом субъекте Российской Федерации. Федеральный фонд является независимой организацией и не подчиняется МЗ России. Однако, в его правление входят представители профильного министерства, которые контролируют его деятельность.

Основные функции территориальных фондов — сбор страховых взносов и их распределение, а также обеспечение населения определенным набором медицинских услуг. Деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования контролирует федеральный фонд, основной функцией которого является обеспечение равных финансовых условий для получения медицинской помощи во всех регионах страны. Руководители территориальных фондов назначаются правлением федерального фонда обязательного медицинского страхования. Кроме того, федеральный фонд имеет право закрывать территориальные фонды.

Базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает МЗ и утверждает Совет Министров России. На ее основе создаются территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование предусматривает оплату препаратов, применяемых при стационарном лечении. Лекарственные средства, использующиеся при амбулаторном лечении, пациенты (за исключением детей, ветеранов, больных сахарным диабетом и других), по-прежнему приобретают за свой счет. Поэтому следующим важным шагом, запланированным российским правительством, станет внедрение системы возмещения стоимости лекарственных средств для амбулаторного лечения. Ожидается, что это произойдет в 2014–2015 гг.

Владимир Хотиняну рассказал об опыте Респуб­лики Молдова по внедрению обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование было внедрено в Республике Молдова с 1 января 2004 г. Оно предусматривает полное или частичное возмещение стоимости лекарственных средств, входящих в список реимбурсируемых, в который включаются только препараты, зарегистрированные в Республике Молдова и содержащие только одно активное вещество. В первую очередь, в этот список включаются генерики и препараты местных производителей.

Лекарственные средства, стоимость которых возмещается в рамках обязательного медицинского страхования, подразделяются на частично (50; 70; 90%) и полностью компенсируе­мые (для детей, беременных, психотропные, противоэпилептические и противодиабетические препараты).

Пополнение списка реимбурсируемых препаратов осуществляется в соответствии с финансовыми возможностями Национальной медицинской страховой компании. В период 2005–2011 гг. общее количество международных непатентованных наименований лекарственных средств, вошедших в список подлежащих компенсации, увеличилось с 9 до 92, а торговых наименований — с 87 до 934.

Право отпуска лекарственных средств, стоимость которых возмещается в рамках обязательного медицинского страхования, имеют только аптеки, заключившие с Национальной медицинской страховой компанией соответствующие договоры. Розничная надбавка на такие препараты не должна превышать 15% закупочной цены.

Препараты отпускаются пациентам только на основании действительных рецептов при предъявлении удостоверения личности и полиса обязательного медицинского страхования пациента. Замена назначенного в рецепте медикамента другим препаратом запрещена. По окончании месяца аптека предоставляет Национальной медицинской страховой компании счет к оплате, которая осуществляется в течение месяца.

Благодаря внедрению обязательного медицинского страхования в Молдове удалось эффективно увеличить финансирование системы здравоохранения. Так, в 2006–2011 гг. расходы на компенсацию лекарств увеличились с 23,8 до 153,5 млн леев. В течение последних лет в стране отмечено снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

Подводя итоги расширенных комитетских слушаний, Т. Бахтеева отметила, что опыт соседних стран в вопросе внедрения обязательного медицинского страхования будет учтен Украиной. Предположительно, обязательное медицинское страхование в Украине может быть введено к концу 2014 г. До того времени для внедрения этого механизма будут изучать опыт соседних стран, подготавливать законодательную базу, а также совершенствовать инфраструктуру и процессы оказания медицинских услуг.

По результатам расширенных комитетских слушаний был подготовлен проект рекомендаций, которым предусмотрены первоочередные и долгосрочные меры, направленные на внедрение обязательного медицинского страхования в Украине.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Комментарии

Алла 29.03.2013 11:25
В Украине не нужно вводить обязательное медстрахование, как многие приводят в пример ЕС. Евросоюзовский режим, введший в мировую банковскую систему норму узаконенного казнокрадства не может быть ориентиром для Украины в плане социальных стандартов ( и тем более финансовых механизмов в т.ч. и страховых продуктов) . Нужны новые подходы в системе здравохранения и их не нужно заимствовать - а создавать новые, в контексте не сегодняшних а завтрашних реалий...

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи