|
Конференция состояла из десяти разных тематических сессий и одного заседания круглого стола. Насыщенную программу этого форума можно условно разделить на четыре части: ситуация на российском фармацевтическом рынке, в том числе изменения, связанные с внедрением системы монетизации льгот; маркетинг и продвижение лекарственных препаратов; консолидация отрасли и инвестиционные возможности российских и зарубежных фармацевтических компаний; инновации и развитие биотехнологий в России.
Анализ ситуации на фармацевтическом рынке России был представлен в докладах Михаила Гетьмана — советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Айдара Ишмухаметова – председателя Совета директоров группы компаний «Ремедиум», Виталия Смердова — первого заместителя генерального директора «Центра внедрения «Протек», Марии Власовой — сопредседателя Комитета по здравоохранению Американской торговой палаты, Юрия Крестинского — председателя центра исследования рынка «Фармэксперт», Олега Фельдмана — генерального директора «КОМКОН-Фарма». В прозвучавших докладах состояние российского фармацевтического рынка было рассмотрено с двух основных позиций: существовавшие ранее тенденции его развития, к освещению которых мы обратимся в настоящей публикации, и несколько последних месяцев, на протяжении которых продолжается внедрение системы монетизации льгот.
|
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ
Согласно данным, которые привел в своем докладе Айдар Ишмухаметов, сравнительный анализ объема продаж препаратов на фармацевтическом рынке с объемами продаж таких групп товаров, как крепкие спиртные напитки, парфюмерия и косметика, как в России, так и в мире демонстрирует соотношение не в пользу российского фармрынка, но позволяет говорить о его значительном потенциале. В последние годы фармрынок России развивается быстрыми темпами: по данным RMBC, с 2000 г. его объем вырос почти вдвое и составил 5,6 млрд дол. США.
Структура изменений свидетельствует о том, что доля объемов продаж в денежном выражении недорогих лекарственных средств (стоимостью менее 1 дол. США за упаковку) в течение последних лет сокращается, тогда как дорогих (5–20 и более дол. США) — постоянно увеличивается. Так, по данным компании «Фармэксперт», средняя стоимость одной упаковки лекарственного средства в 2004 г. по сравнению с аналогичным показателем 2003 г. выросла на 25% при общем показателе роста рынка 15%. Интересно, что показатель роста средней стоимости упаковки ЛС отечественного производства был выше, чем импортного, и составил 32%, тогда как импортного — 18%. Как отметил Олег Фельдман, в последние годы наблюдается следующая тенденция: пациенты все чаще предпочитают покупать более современные и дорогие лекарственные препараты, причем на динамику изменений и структуру объема продаж значительное влияние оказывает рекламная активность фармацевтических компаний.
Отрицательно воздействует на объем фармацевтического рынка, по мнению Олега Фельдмана, быстро растущий рынок БАД, объем которого по разным оценкам составляет 1–2 млрд дол. США. В немалой степени причиной этого является неэтичная подача информации о специальных пищевых продуктах.
СТРУКТУРА РЫНКА
Одной из особенностей российского рынка, объединяющей его с украинским, является то, что объемы продаж генерических лекарственных средств на них заметно превышают таковые оригинальных. В настоящее время, как отметил Олег Фельдман, о России говорят как о «рынке брэндированных генериков». Согласно данным RMBC, в 2004 г. рыночная доля оригинальных препаратов составляла 25%, при этом характерным является увеличение этого показателя, который в 2002 г. равнялся 9%. Олег Крестинский, оперировавший информацией компании «Фармэксперт», указал, что доля инновационных ЛС на российском рынке в 2004 г. в натуральном выражении составляла 12 тыс. наименований. Интересная тенденция — увеличение доли брэндированных генериков и сокращение доли «традиционных» препаратов, выпуск которых начат десятки лет назад. Соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в 2004 г. составило 68 и 32% в денежном и 46 и 54% в натуральном выражении.
Количество представленных международных непатентованных наименований за последние годы несколько увеличилось и достигло плато — около 5 тыс., что с учетом форм выпуска составляет около 17 тыс. единиц. Структура объема продаж препаратов по АТС-классификации не изменилась: по-прежнему лидирующие позиции занимают средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм, сердечно-сосудистую и нервную системы, антибактериальные средства для системного применения.
|
Еще одной важной особенностью фармрынка России является существенная доля импортируемых лекарственных препаратов — 83% в денежном выражении. Олег Фельдман подчеркнул, что в настоящее время наблюдается тенденция возрождения российской фарминдустрии. На внутреннем рынке, по данным «Фармэксперт», присутствует продукция 520 иностранных и 350 российских производителей. Вновь создаваемые предприятия, как правило, проектируются и строятся в соответствии с высокими европейскими стандартами. GMP-зация стала способом освоения рынка, и скорое расслоение компаний по критерию соответствия их производства нормам GMP неминуемо.
Продолжается сокращение числа дистрибьюторов (примерно вдвое за 6–7 последних лет) и их концентрация в оптовом сегменте. В 2004 г., по данным RMBC, первая тройка дистрибьюторов охватывала 40% оптового рынка, а десятка — 50%. Среди каналов дистрибьюции 80% приходится на аптечные продажи, 15% — больничные закупки и 5% — прямые государственные закупки. В 2004 г. наблюдалось увеличение количества аптечных учреждений, а сегмент аптечных сетей является наиболее активно развивающимся.
Интерес к маркетинговым исследованиям в настоящее время приобрел «взрывной» характер, наблюдается готовность использовать их результаты в стратегиях деятельности компаний. Существенным моментом является резкое усложнение задач, которые ставятся перед исследовательскими компаниями, и использование ими все более тонких фильтров при изучении целевых групп.
Олег Фельдман предложил вниманию аудитории интересный анализ различных компонентов маркетинговых стратегий отечественных, восточно-европейских и мультинациональных компаний. По его мнению, производители из стран Восточной Европы располагают лучшим портфелем продукции и ведут более активную промоционную деятельность. Мультинациональным компаниям принадлежит условное лидерство по взаимодействию с целевой аудиторией (конгрессы, семинары, презентации и т.д.), тогда как эффективность контактов с регуляторными органами является их «слабым местом».
Российские компании занимают не лучшие позиции по контактам с целевой аудиторией, оставляет желать лучшего и организация промоционной работы, зато сотрудничество с регуляторными органами их сотрудники ведут лучше всего.
ПРОГНОЗЫ
Прогнозы дальнейшего развития российского фармацевтического рынка выступающими строились с учетом внедрения системы монетизации льгот, с началом которого существенно увеличился объем розничного рынка. В случае успешной реализации проекта эксперты прогнозируют дальнейшее расширение этого сегмента. По данным «КОМКОН-Фарма», без учета фактора монетизации и изменений ВВП и предполагаемого денежного дохода населения к началу 2006 г. объем фармацевтического рынка России может вырасти до 5,6 млрд дол. США, тогда как с учетом вышеперечисленных факторов этот показатель может составить 6,7–7,3 млрд дол. США.
По мнению докладчиков, российский фармацевтический рынок обладает большим потенциалом, динамично растет и развивается. Рост рынка связан с качественным изменением структуры потребления: в последнее время появилась тенденция предпочтения пациентами препаратов высокостоимостной группы, что приводит к закономерному падению объема продаж «традиционных» — давно используемых лекарственных средств. В 2004 г. продолжалась консолидация дистрибьюторского сектора и рост числа аптечных сетей. Количество российских производителей стабилизировалось, и в промышленном секторе также продолжаются процессы концентрации. Таким образом российский фармацевтический рынок претерпевает как качественные, так и количественные изменения и накапливает серьезный опыт, связанный с возрастанием роли государства как одного из полноправных участников рынка. Об этом и других актуальных вопросах развития российского фармацевтического рынка мы расскажем в следующих публикациях. n
Дарья Полякова,
фото автора
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим