|
Напомним, что общий объем аптечных продаж в I квартале 2005 г. составил 1563 млн грн. Среди регионов Украины традиционно 1-е место занимает Киев с удельным весом 13,4% в общем объеме розничного рынка в денежном выражении. Далее следуют крупные промышленные регионы — Донецкая (9,3%), Днепропетровская (8,5%) и Харьковская (7,5%) области (рис. 1).
|
Однако доли регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении отображают лишь сумму, потраченную покупателями на приобретение товаров, составляющих аптечную корзину. При сравнении же показателей удельного веса областей в денежном и натуральном выражении очевидны значительные расхождения (рис. 2). Например, в Киеве, при наибольшем объеме средств, потраченных в аптеках, количество потребляемых упаковок меньше, чем в Донецкой области. Значительная разница отмечается и по ряду других областей, таких как Днепропетровская, Харьковская, Волынская и прочие.
|
Наибольший удельный вес ЛС среди товарных категорий аптечной корзины по объему продаж в денежном выражении зафиксирован в Крыму (92,1%), Ивано-Франковской (92,0%) и Донецкой (91,9%) областях, ИМН и косметики — в Харьковской области (11,4 и 4,7%), БАД — в Черкасской (3,5%) области (табл. 1). Поскольку подобное распределение удельного веса категорий по разным областям значительно отличается от такового в IV квартале 2004 г. («Еженедельник АПТЕКА»
Таблица 1
Объем розничных продаж категорий товаров аптечной корзины в денежном выражении в регионах в I квартале 2005 г.
Регион | ЛС | ИМН | Косметика | БАД | ||||
млн грн. | удельный вес категории, % | млн грн. | удельный вес категории, % | млн грн. | удельный вес категории, % | млн грн. | удельный вес категории, % | |
г. Киев | 177,52 | 85,0 | 15,27 | 7,3 | 9,03 | 4,3 | 7,10 | 3,4 |
Донецкая обл. | 133,22 | 91,9 | 8,94 | 6,2 | 1,44 | 1,0 | 1,39 | 1,0 |
Днепропетровская обл. | 118,68 | 89,5 | 8,98 | 6,8 | 2,75 | 2,1 | 2,17 | 1,6 |
Харьковская обл. | 95,30 | 81,1 | 13,40 | 11,4 | 5,55 | 4,7 | 3,29 | 2,8 |
Львовская обл. | 85,84 | 91,3 | 6,05 | 6,4 | 1,17 | 1,2 | 0,96 | 1,0 |
АР Крым | 83,27 | 92,1 | 4,57 | 5,1 | 0,99 | 1,1 | 1,62 | 1,8 |
Запорожская обл. | 64,43 | 87,2 | 6,71 | 9,1 | 1,23 | 1,7 | 1,51 | 2,0 |
Одесская обл. | 56,43 | 85,2 | 5,87 | 8,9 | 1,75 | 2,6 | 2,19 | 3,3 |
Полтавская обл. | 51,05 | 91,3 | 2,49 | 4,5 | 1,00 | 1,8 | 1,34 | 2,4 |
Луганская обл. | 47,96 | 89,5 | 4,13 | 7,7 | 0,51 | 0,9 | 0,99 | 1,8 |
Винницкая обл. | 44,35 | 88,3 | 3,85 | 7,7 | 1,02 | 2,0 | 1,00 | 2,0 |
Ивано-Франковская обл. | 39,40 | 92,0 | 2,24 | 5,2 | 0,61 | 1,4 | 0,59 | 1,4 |
Киевская обл. | 37,16 | 87,4 | 3,24 | 7,6 | 0,76 | 1,8 | 1,33 | 3,1 |
Черкасская обл. | 32,48 | 85,0 | 3,40 | 8,9 | 0,97 | 2,5 | 1,35 | 3,5 |
Кировоградская обл. | 32,30 | 86,6 | 3,50 | 9,4 | 0,63 | 1,7 | 0,86 | 2,3 |
Хмельницкая обл. | 28,14 | 85,2 | 3,25 | 9,8 | 0,91 | 2,7 | 0,73 | 2,2 |
Херсонская обл. | 27,36 | 89,0 | 2,25 | 7,3 | 0,47 | 1,5 | 0,66 | 2,2 |
Сумская обл. | 27,61 | 90,9 | 1,58 | 5,2 | 0,49 | 1,6 | 0,69 | 2,3 |
Черниговская обл. | 26,87 | 89,0 | 2,22 | 7,4 | 0,50 | 1,7 | 0,61 | 2,0 |
Волынская обл. | 25,83 | 85,9 | 2,99 | 9,9 | 0,62 | 2,1 | 0,63 | 2,1 |
Ровенская обл. | 24,14 | 87,2 | 2,50 | 9,0 | 0,48 | 1,7 | 0,58 | 2,1 |
Николаевская обл. | 23,67 | 86,8 | 2,31 | 8,5 | 0,56 | 2,1 | 0,73 | 2,7 |
Тернопольская обл. | 24,22 | 89,1 | 1,90 | 7,0 | 0,59 | 2,2 | 0,47 | 1,7 |
Житомирская обл. | 23,89 | 89,3 | 1,94 | 7,2 | 0,29 | 1,1 | 0,63 | 2,3 |
Черновицкая обл. | 21,97 | 86,8 | 2,15 | 8,5 | 0,62 | 2,5 | 0,57 | 2,3 |
Закарпатская обл. | 22,53 | 89,3 | 1,87 | 7,4 | 0,40 | 1,6 | 0,42 | 1,7 |
Всего | 1375,6 | 88,0 | 117,6 | 7,5 | 35,4 | 2,3 | 34,4 | 2,2 |
В исследуемый период зафиксирован пик заболеваемости ОРЗ и гриппом, о котором не раз говорилось в наших предыдущих публикациях. Однако предпочтения потребителей в выборе препаратов, относящихся к группе cough&cold, в разных областях значительно отличались. Это четко прослеживается при анализе объема продаж в денежном выражении препаратов групп АТС-классификации 3-го уровня, которые предназначены в основном для симптоматического лечения простудных заболеваний (рис. 3). Связано ли это с разным уровнем заболеваемости или с отличиями фармакотерапевтических традиций? Тем не менее, в некоторых областях, таких, как Запорожская, Одесская, Черниговская, удельный вес группы N02B («Прочие анальгетики и антипиретики»), наиболее популярной в категории препаратов cough&cold, в общем объеме продаж ЛС в I квартале 2005 г. был значительно ниже, чем в целом по Украине. То есть различия в уровне потребления по областям характерны не только для конкретных препаратов или компаний, но и для целых фармакотерапевтических групп. Схожая ситуация отмечена и по другим популярным группам этой категории — R01A («Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа») и R05C («Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства») — в некоторых областях удельный вес этих групп значительно отличается от среднерыночного.
|
Неоднородность структуры розничного рынка ЛС также отмечается и по принадлежности препаратов к отечественным или зарубежным (табл. 2). Наибольший удельный вес импортных ЛС в общем объеме продаж в денежном выражении в I квартале 2005 г. зафиксирован в Киеве (77,8%) и Харьковской области (76,2%), отечественных препаратов — в Житомирской (39,5%) и Кировоградской (36,3%) областях. Относительно объема продаж в натуральном выражении ситуация несколько иная: наибольший удельный вес зарубежных ЛС в Киеве (33,5%) и Днепропетровской области (32,1%), украинских — в Житомирской (76,7%) и Черкасской (74,8%) областях. Такие изменения первенства областей по удельному весу продаж в денежном и натуральном выражении свидетельствуют о том, что в разных регионах структура продаж даже в рамках одной категории препаратов (импортные или отечественные) значительно отличается. То есть средневзвешенная стоимость 1 упаковки как импортных, так и отечественных препаратов в разных областях разная. Распространено мнение, что в Киеве средняя стоимость 1 упаковки значительно выше, чем по Украине в целом. Если принимать во внимание только зарубежные ЛС, то это предположение верно (рис. 4). Однако преимущество это не столь впечатляюще, как можно было предположить: в Запорожской и Винницкой областях средневзвешенная стоимость импортных ЛС ненамного ниже. Средневзвешенная стоимость же украинских препаратов в Киеве находится лишь на 4-м месте после показателей по Запорожской, Луганской и Винницкой областях. Естественно, из-за того, что в структуре аптечных продаж Киева преобладают средне- и высокостоимостные препараты (рис. 5), средневзвешенная стоимость 1 упаковки здесь самая высокая по рынку. Но приведенные данные (см. рис. 4) свидетельствуют о том, что предположение о самой высокой стоимости на рынке столицы Украины верно не для всех категорий ЛС.
|
Таблица 2
Объем аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства
в денежном и натуральном выражении по регионам в I квартале 2005 г.
Регион | Объем продаж ЛС | |||||||
зарубежного производства | отечественного производства | зарубежного производства | отечественного производства | |||||
млн грн. | удельный вес, % | млн грн. | удельный вес, % | млн упаковок | удельный вес, % | млн упаковок | удельный вес, % | |
г. Киев | 138,1 | 77,8 | 39,4 | 22,2 | 8,2 | 33,5 | 16,2 | 66,5 |
Донецкая обл. | 99,1 | 74,4 | 34,1 | 25,6 | 8,0 | 30,7 | 18,1 | 69,3 |
Днепропетровская обл. | 90,1 | 75,9 | 28,6 | 24,1 | 6,2 | 32,1 | 13,0 | 67,9 |
Харьковская обл. | 72,6 | 76,2 | 22,7 | 23,8 | 4,8 | 31,9 | 10,3 | 68,1 |
Львовская обл. | 63,0 | 73,4 | 22,8 | 26,6 | 5,1 | 30,2 | 11,7 | 69,8 |
АР Крым | 60,0 | 72,1 | 23,2 | 27,9 | 5,2 | 29,7 | 12,2 | 70,3 |
Запорожская обл. | 46,8 | 72,6 | 17,7 | 27,4 | 2,9 | 30,3 | 6,7 | 69,7 |
Одесская обл. | 41,6 | 73,7 | 14,8 | 26,3 | 2,8 | 30,9 | 6,2 | 69,1 |
Полтавская обл. | 37,0 | 72,4 | 14,1 | 27,6 | 2,7 | 29,1 | 6,5 | 70,9 |
Луганская обл. | 31,1 | 64,9 | 16,8 | 35,1 | 2,3 | 25,5 | 6,7 | 74,5 |
Винницкая обл. | 31,1 | 70,1 | 13,2 | 29,9 | 1,9 | 25,9 | 5,4 | 74,1 |
Ивано-Франковская обл. | 28,4 | 72,1 | 11,0 | 27,9 | 2,3 | 31,5 | 5,1 | 68,5 |
Киевская обл. | 24,6 | 66,1 | 12,6 | 33,9 | 2,0 | 25,7 | 5,6 | 74,3 |
Черкасская обл. | 21,5 | 66,3 | 11,0 | 33,7 | 1,8 | 25,2 | 5,4 | 74,8 |
Кировоградская обл. | 20,6 | 63,7 | 11,7 | 36,3 | 1,8 | 25,4 | 5,4 | 74,6 |
Хмельницкая обл. | 18,9 | 67,1 | 9,3 | 32,9 | 2,0 | 27,9 | 5,2 | 72,1 |
Сумская обл. | 18,8 | 68,3 | 8,8 | 31,7 | 1,5 | 25,7 | 4,4 | 74,3 |
Херсонская обл. | 19,2 | 70,2 | 8,2 | 29,8 | 1,5 | 28,4 | 3,8 | 71,6 |
Черниговская обл. | 18,2 | 67,7 | 8,7 | 32,3 | 1,4 | 27,7 | 3,6 | 72,3 |
Волынская обл. | 16,8 | 65,0 | 9,1 | 35,0 | 1,9 | 26,2 | 5,5 | 73,8 |
Тернопольская обл. | 17,4 | 72,0 | 6,8 | 28,0 | 1,4 | 28,8 | 3,6 | 71,2 |
Ровенская обл. | 16,1 | 66,6 | 8,1 | 33,4 | 2,0 | 30,4 | 4,6 | 69,6 |
Житомирская обл. | 14,5 | 60,5 | 9,4 | 39,5 | 1,6 | 23,3 | 5,2 | 76,7 |
Николаевская обл. | 16,3 | 69,0 | 7,3 | 31,0 | 1,2 | 26,7 | 3,2 | 73,3 |
Закарпатская обл. | 15,3 | 67,9 | 7,2 | 32,1 | 1,6 | 29,9 | 3,8 | 70,1 |
Черновицкая обл. | 15,8 | 71,7 | 6,2 | 28,3 | 1,4 | 30,5 | 3,1 | 69,5 |
Всего | 992,8 | 72,2 | 382,8 | 27,8 | 75,4 | 29,5 | 180,6 | 70,5 |
Следует отметить, что в некоторых областях в I квартале 2005 г. объем продаж препаратов высокостоимостной ниши в денежном выражении практически соответствовал или даже превышал таковой для среднестоимостной ниши (см. рис. 5). Подобная ситуация отмечена в Запорожской, Одесской и Харьковской областях. Учитывая, что в целом по Украине удельный вес продаж ЛС среднестоимостной ниши в денежном выражении самый высокий (45,8%), можно говорить о том, что в данных областях сформировались определенные потребительские предпочтения, отличные от таковых в других регионах. Что это за препараты и почему они успешно продаются именно в этих областях — предмет отдельного исследования, которое не является предметом нашей публикации, но подобные тенденции производителям также нужно взять на заметку.
|
В период сезонного спроса на препараты для симптоматического лечения ОРЗ и гриппа нельзя обойти вниманием одни из наиболее популярных торговых марок группы cough&cold — Колдрекс и Фервекс. Напомним, что по итогам I квартала 2005 г. Колдрекс занял 5-е место среди брэндов по объемам продаж в денежном выражении, Фервекс — 8-е. Данные по этим торговым маркам по сути являются иллюстрацией того, что любой даже малозначимый регион Украины может играть определяющую роль в конкурентной борьбе. В некоторых крупных регионах, таких, как Киев, Днепропетровская, Харьковская, Киевская области, отмечено небольшое преимущество по объему продаж препаратов торговой марки Фервекс (рис. 6).
|
Однако это преимущество было нивелировано значительным отставанием от своего прямого конкурента в ряде небольших областей, преимущественно на Западе Украины: Хмельницкой, Ровенской, Закарпатской, Волынской, Черновицкой. Исходя из этого, вполне можно предположить, что новые ресурсы для увеличения объема продаж находятся именно в плоскости активизации деятельности не только в крупных регионах с большим количеством потенциальных потребителей, но и в небольших регионах, где потребителей намного меньше.
О том, что даже лидерам рынка непросто достичь равномерного распределения продаж своих ЛС по областям Украины, свидетельствуют региональные рейтинги по объему продаж в денежном выражении первых 5 брэндов (табл. 3). Примечательно, что состав пятерки брэндов-лидеров не повторяется ни в одной области.
Таблица 3
Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам в I квартале 2005 г.
Регион | № п/п в рейтинге брэндов ЛС по региону | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Украина | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН | КОЛДРЕКС |
Винницкая обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ФЕРВЕКС | АКТОВЕГИН |
Волынская обл. | МИЛДРОНАТ | КОЛДРЕКС | ЦЕФАЗОЛИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | АМПИЦИЛЛИН |
г. Киев | ЭССЕНЦИАЛЕ | ВИТРУМ | ФЕРВЕКС | КОЛДРЕКС | МЕЗИМ |
Днепропетровская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ФЕРВЕКС |
Донецкая обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ЦЕФТРИАКСОН | КОЛДРЕКС | ФЕСТАЛ |
Житомирская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ | ЦЕФАЗОЛИН | АМБРОКСОЛ |
Закарпатская обл. | ЦЕФАЗОЛИН | АМПИЦИЛЛИН | КОЛДРЕКС | ЭССЕНЦИАЛЕ | МЕЗИМ |
Запорожская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Ивано-Франковская обл. | ФЕРВЕКС | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЛАЗОЛВАН | ФЕСТАЛ | МЕЗИМ |
Киевская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФАЗОЛИН | ЦЕФТРИАКСОН | ФЕРВЕКС | КОЛДРЕКС |
Кировоградская обл. | ЦЕФАЗОЛИН | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | КОЛДРЕКС |
Луганская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦЕФАЗОЛИН | НО-ШПА |
Львовская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | МЕЗИМ | ЭНАП | КОЛДРЕКС |
Николаевская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ | АКТОВЕГИН | ЦЕФАЗОЛИН |
Одесская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ВИТРУМ | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ |
Полтавская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | МЕЗИМ | ЦЕФТРИАКСОН |
АР Крым | ВИТРУМ | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | МЕЗИМ |
Ровенская обл. | КОЛДРЕКС | ЦЕФАЗОЛИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ЦЕФТРИАКСОН |
Сумская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | КОЛДРЕКС | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ | АКТОВЕГИН |
Тернопольская обл. | МЕЗИМ | ЭССЕНЦИАЛЕ | КОЛДРЕКС | ФЕСТАЛ | ФЕРВЕКС |
Харьковская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | НО-ШПА | ФЕРВЕКС | ВИТРУМ |
Херсонская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН | ФЕСТАЛ | КОЛДРЕКС |
Хмельницкая обл. | КОЛДРЕКС | ЦЕФАЗОЛИН | МИЛДРОНАТ | АМПИЦИЛЛИН | АМБРОКСОЛ |
Черкасская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕФАЗОЛИН | КОЛДРЕКС | АКТОВЕГИН |
Черниговская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ЦЕФАЗОЛИН | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН |
Черновицкая обл. | МИЛДРОНАТ | КОЛДРЕКС | ЭССЕНЦИАЛЕ | ВИТРУМ | ЦЕФАЗОЛИН |
Подводя итоги, отметим несколько важных моментов. Исследуя региональную структуру аптечных продаж на протяжении достаточно длительного времени, уже можно с уверенностью говорить о том, что существует не только дифференциация между разными областями Украины по разным категориям аптечных товаров, но и внутри каждой области структура продаж не является стабильной — с течением времени она меняется.
Мнение о том, что для дорогостоящих препаратов существуют «свои» регионы, не совсем верно. Во-первых, круг этих регионов нельзя четко очертить, обычно под ними подразумевают крупные промышленные и культурные центры, такие, как Киев, Донецк, Днепропетровск. Однако как в таком случае объяснить то, что по результатам I квартала 2005 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки на рынке Винницкой или Полтавской области намного выше таковой в Донецкой? Во-вторых, понятие «дорогой препарат» само по себе достаточно условно. Дорогой по сравнению с каким? В целом по рынку? По сравнению с конкурентами? Дорогой в своей категории? Простой анализ по распределению ЛС на отечественные и импортные показал, что более дорогие украинские препараты продаются не в Донецке и не в Киеве, а в Запорожской, Луганской и Винницкой областях. Если же углубиться в структуру продаж отдельных фаркотерапевтических групп или ценовых ниш, вполне можно предположить, что определение «регион для дорогих/дешевых препаратов» станет еще более условным.
То, что при построении своей маркетинговой стратегии не следует забывать даже о самых, на первый взгляд, малозначимых региональных рынках, подтвердили приведенные примеры. С миру по нитке — хороший итоговый результат. Кроме того, следует учитывать значительные различия подходов к региональному охвату у отечественных и зарубежных производителей. В условиях, когда одной из основных проблем украинских предприятий является великое множество взаимозаменяемых препаратов, простое копирование промостратегии западных компаний, включающей мощную рекламную поддержку и армию региональных медпредставителей, может привести к плачевным результатам. Нужно учитывать реалии рынка. Успех отечественного производителя предопределяется правильной диверсификацией своего товарного портфеля. Так называемые биржевые препараты целесообразно продвигать с помощью активной работы с каналами сбыта, ведь потребителю по большому счету абсолютно все равно, кто производит Анальгин. А вот при продвижении оригинальных препаратов или брэндированых генериков уже целесообразно уделять больше внимания стратегии, охватывающей все звенья цепи — врач, провизор, пациент.
Проведенный анализ рынка аптечных продаж в I квартале 2005 г. еще раз подтвердил, что успех компании на рынке не в последнюю очередь зависит от правильной оценки его региональной структуры. n
|
Игорь Хмилевский
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим