Реклама, вводящая в заблуждение, или Как не наступить на те же грабли дважды

2012 год оказался урожайным на законодательные нововведения в сфере рекламы лекарственных средств. Кстати, в конце декабря в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект (регистрационный № 1123) относительно разрешения рекламы лекарственных средств исключительно в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также рекламы, которая будет распространяться на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике. Новые ограничения вызвали среди участников рынка волну обсуждений, критики и предложений касательно изменения регулирования рекламы препаратов. В свою очередь, юристами, подловившими всплеск волнения со стороны операторов рынка, в разное время давались советы, как не попасть на крючок, рекламируя тот или иной препарат. Со временем субъекты хозяйствования приспособились к очередным законодательным ограничениям, продолжая заниматься рекламированием препаратов уже по новым правилам. Но порой бывает так, что за увлеченностью в создании рекламы и подаче готового продукта конечному потребителю субъекты хозяйствования не замечают (или не хотят замечать), что такая реклама может быть расценена контролирующими органами как недобросовестная.

Согласно ст. 1 Закона Украины от 03.07.1996 г. № 270/96-ВР «О рекламе» недобросовестной является реклама, которая вводит или может ввести в заблуждение потребителей, нанести вред лицам, государству или обществу вследствие неточности, недостоверности, двусмысленности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований относительно времени, места и способа распространения. Приведем примеры нескольких показательных случаев, которые рассматривались Антимонопольным комитетом Украины (далее — АМКУ) в течении 2012 г.

Активность органов АМКУ на фармрынке проявляется в увеличении количества дел о нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции, ужесточении политики штрафов и т.д. Однако органы АМКУ могут давать рекомендации субъектам хозяйствования, в случае выполнения которых может быть отказано в возбуждении дела. Одними из таких могут быть рекомендации по проведению мероприятий, направленных на предотвращение нарушений, прекращение действий, содержащих признаки нарушения.

Так, например, в мае прошлого года на выполнение рекомендаций АМКУ ООО «Фармацевтическая компания «Максима» (Киев) обязалось не распространять неправдивую информацию о свойствах препарата Лавинал. Как установил АМКУ, компания отмечала в рекламной листовке указанного средства такое утверждение: «защищает от повторного заражения» (на языке оригинала). У потребителей могло создаться впечатление о невозможности повторного заражения вшами после применения препарата. Однако это не соответствовало действительности. Впоследствии ООО «Максима» предоставило АМКУ рекламную листовку нового образца, в которой изъяты спорные слоганы.

В июне 2012 г. подобный случай произошел с участием компании «Pharmazeutische fabrik Montavit GmbH» (Австрия). Как установил АМКУ, рекламная листовка лекарственного средства Тусавит содержала следующее утверждение: «Быстро лечит кашель». На самом деле препарат облегчает отхождение слизи и смягчает кашель, а не лечит. В связи с этим АМКУ порекомендовал не распространять неправдивую рекламу о свойствах препарата. Представительство компании, в свою очередь, прислушалось к рекомендациям: остатки рекламных материалов были изъяты и уничтожены, а среди работников была проведена разъяснительная работа.

В сентябре того же года была прекращена еще одна реклама, вводившая в заблуждение. Так, АМКУ рекомендовал компании «Berlin-Chemie AG (Menarini Group)» (Германия) не допускать распространения ложных сведений во время рекламирования лекарственного средства Эспумизан. Реклама этого препарата содержала следующее утверждение: «Эспумизан — уникальный препарат из Германии». Как показало расследование, основное действующее вещество препарата — симетикон, также содержится в 12 других лекарственных средствах, влияющих на пищеварительную систему. Следовательно, информация, содержавшаяся в рекламе, является преувеличением потребительских свойств и характеристик препарата. Компания «Berlin-Chemie AG (Menarini Group)» по рекомендации АМКУ устранила указанное нарушение.

В ноябре произошел инцидент с участием компании «Herbion (Pakistan) Pvt. Limited» (Исламская Республика Пакистан), которой АМКУ рекомендовал не распространять ложную и неточную информацию во время рекламирования препарата Энтобан. АМКУ установил, что компания распространила ложную и неточную информацию о применении препарата (сироп и капсулы) для отдельной возрастной категории. В частности, рекламные листовки содержали такое утверждение: «Детям (от 2 до 10 лет) 1–2 чайные ложки каждые 4 часа». Однако на сайте компании сказано: «Младенцы: 1/2 чайных ложки». А в инструкции, утвержденной приказом МЗ Украины, указано, что средство противопоказано детям до 4 лет. Нарушение было прекращено.

Если все-таки признаки нарушения конкурентного законодательства есть, и у АМКУ нет оснований для отказа в возбуждении дела, он выносит распоряжение о рассмотрении дела. По результатам рассмотрения дела, если доказано нарушение, органы АМКУ принимают одно или несколько решений, среди которых признание совершения нарушения; прекращение нарушения; наложение штрафа; устранение последствий нарушений.

Так, в начале 2012 г. Луганским отделением АМКУ были прекращены действия ООО «Фалби-Луганск» и ЧП «Лугмедторг» по размещению вывесок над аптечными учреждениями со словосочетанием «социальная программа аптека» (ООО «Фалби-Луганск») и «социальная аптека» (ЧП «Лугмедторг»). Как было установлено, в соответствии с Законом Украины «О социальных услугах» оба предприятия не были субъектами хозяйствования, предоставляющими социальные услуги. Таким образом, распространяя информацию, которая не подтверждена и может вводить в заблуждение неопределенный круг лиц (потребителей лекарственных средств) относительно особенностей реализации товара, ООО «Фалби-Луганск» и ЧП «Лугмедторг» нарушили Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» в виде распространения информации, вводящей в заблуждение. За такие действия на нарушителей наложен штраф. Нарушение прекращено.

В III кв. 2012 г. АМКУ рассмотрело дело, согласно которому ООО «Аптека низких цен плюс» распространяло неправдивую информацию на визитках и во внешнем оформлении аптечных учреждений неопределенному кругу лиц. Такие действия могли повлиять на намерения потребителей относительно приобретения товара ООО «Аптека низких цен плюс» и являлись нарушением законодательства о защите от недобросовестной конкуренции. За совершенное нарушение на ООО «Аптека низких цен плюс» наложен штраф. Нарушение прекращено.

В конце ноября 2012 г. временная административная коллегия АМКУ оштрафовала ПАО «Фармак» (Киев) за распространение неправдивой рекламы лекарственного средства Амизон. Как установило Хмельницкое областное территориальное отделение АМКУ, ПАО распространило ложные сведения во время рекламирования этого препарата на телевидении. В частности, рекламный ролик содержал такое утверждение: «9 из 10 украинцев выбирают Амизон». У граждан могло сложиться впечатление, что 90% — это процент всего числа украинцев, являющихся потребителями Амизона. Как показало маркетинговое исследование, на которое и ссылается ПАО «Фармак» в этом рекламном ролике, 90% — это лишь количество людей с гриппом, простудой и кашлем, принимавших данный препарат. Распространение на телеканалах Украины рекламного ролика могло способствовать выбору потребителями именно этого препарата и в результате повлиять на объем реализации лекарственного средства Амизон. Нарушение прекращено.

Однако наложение штрафа не означает его уплату. Если лица, принимающие участие в деле, не согласны с решением органов АМКУ, они могут его оспорить: если вынесено решение территориальным органом АМКУ, лицо, принимающее участие в деле и имеющее соответствующие основания, может подать заявление в АМКУ о проведении проверки. Если дело доходит до суда, лица, принимающие участие в деле, могут обратиться в хозяйственный или административный суд.

Чтобы не отягощать себя судебными разбирательствами, которые затягиваются на месяцы, необходимо осуществлять свою деятельность, придерживаясь буквы закона. А она, среди прочего, говорит о том, что в рекламе лекарственных средств запрещается размещение информации, которая может вводить потребителя в заблуждение относительно состава, происхождения, эффективности, патентной защищенности (ст. 21 Закона Украины «О рекламе»).

В конце концов, каждому решать, на чьих ошибках учиться: на чужих или на своих.

Екатерина Горбунова
по материалам www.amc.gov.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті