Пилотный проект: итоги и выводы

В минувшем году в Украине были предприняты пробные шаги по формированию системы реимбурсации в сегменте антигипертензивных препаратов. Напомним, что первые месяцы реализации Пилотного проекта были посвящены удешевлению этих лекарственных средств посредством установления государством предельного уровня их цен. Под занавес сего действа из государственного бюджета были выделены средства в размере 40 млн грн. для возмещения расходов на участвовавшие в Пилотном проекте препараты. В рамках данной публикации мы подведем итоги этой инициативы. Ведь, исходя их выделенных в бюджете на 2013 г. средств на реализацию данного проекта, можно предположить, что его продолжение не за горами. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Пилотный проект: итоги и выводыМЕТОДОЛОГИЯ

В рамках данного исследования учитывались только твердые формы (таблетки и капсулы) лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, в частности препараты амлодипина, бисопролола, лизиноприла, метопролола, небиволола, нифедипина и эналаприла. Кроме этого, были исключены все оригинальные препараты.

ШАГ ЗА ШАГОМ

Согласно данным, опубликованным на сайте www.moz.gov.ua, в Украине зарегистрировано более 12 млн больных артериальной гипертензией, при этом только 14% из них получают систематическое лечение, а периодически принимают лекарственные средства 35%. Остальные пациенты обращаются за медицинской помощью от случая к случаю. Ежегодно популяция украинцев с артериальной гипертензией увеличивается на 1 млн человек.

В контексте наличия такой глобальной проблемы, как высокий уровень распространенности артериальной гипертензии, отсутствие адекватного лечения которой может приводить к весьма плачевным последствиям, в частности увеличению количества случаев инсультов и инфарктов, государство предприняло попытку повысить доступность антигипертензивных препаратов для жителей нашей страны и увеличить количество пациентов, получающих адекватное медикаментозное лечение.

По итогам 2012 г. общий объем розничных продаж препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, составил 517 млн грн. за 22,8 млн упаковок

25 апреля 2012 г. было принято постановление КМУ № 340 «О реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для больных гипертонической болезнью», послужившее отправной точкой для достижения поставленной цели. Согласно этому документу с 1 августа 2012 г. к обращению на рынке допускались лекарственные средства, подпадающие под действие Пилотного проекта, по зарегистрированным ценам, не превышающим граничного уровня, обозначенного в приказе МЗ Украины от 01.06.2012 г. № 419. Наряду с ограничением уровня оптово-отпускных цен также был установлен предельный уровень наценок в оптовом и розничном сегментах рынках. Напомним, что приказ МЗ № 419 за время своего существования неоднократно претерпевал изменения. В результате первоначальный уровень цен был снижен по многим позициям. По состоянию на 18.01.2013 г. из 247 позиций лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, цены на 160 из них не превышают граничного уровня.

Таким образом, результатом реализации первого этапа Пилотного проекта стало снижение цен на лекарственные средства для лечения артериальной гипертензии.

По итогам 2012 г. общий объем розничных продаж препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, составил 517 млн грн. за 22,8 млн упаковок, превысив показатель предыдущего года на 15,2% в денежном и 16,8% в натуральном выражении. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки этих препаратов за этот год снизилась на 1,4% с 23,0 до 22,7 грн. Причем снижение средневзвешенной стоимости 1 упаковки исследуемых препаратов легло на плечи всех звеньев товаропроводящей цепи.

В разрезе помесячной динамики средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, в июне 2012 г. сравнялась с аналогичным показателем годом ранее, а затем продолжила планомерное снижение, и по итогам декабря 2012 г. вышла на уровень на 13% ниже, чем в декабре 2011 г. (рис. 1). Наряду с удешевлением исследуемых препаратов отмечалось увеличение их физического потребления, причем наиболее стремительный взлет количества реализованных упаковок пришелся на декабрь, что могло быть обусловлено активной пропагандой среди населения старта системы возмещения расходов в рамках Пилотного проекта (рис. 2). Так, по итогам декабря 2012 г. на аптечном рынке Украины было реализовано на 42,5% больше упаковок препаратов, включенных в Пилотный проект, чем за аналогичный период предыдущего года.

Рис. 1
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам января–декабря 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам января–декабря 2011–2012 гг.
Рис. 2
Динамика розничных продаж препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, в натуральном выражении по итогам января–декабря 2011–2012 гг.
Динамика розничных продаж препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, в натуральном выражении по итогам января–декабря 2011–2012 гг.

Таким образом, ключевые цели Пилотного проекта были достигнуты — цены снижены, потребление увеличилось.

Как уже было отмечено, в конце 2012 г. Пилотный проект вышел на новый уровень — заработал механизм частичного возмещения стоимости антигипертензивных препаратов. Наряду с информационной пропагандой данного проекта среди населения Государственной службой Украины по лекарственным средствам были разработаны специальные рекомендации для провизоров и фармацевтов. А именно: аптечный работник, проверив у покупателя наличие соответствующего рецепта, должен предложить ему самый дешевый препарат по международному непатентованному наименованию, указанному в рецепте. При этом пациент платит не всю стоимость лекарств, а только разницу между розничной и референтной ценой, которая была определена МЗ Украины. Разницу в стоимости аптекам должно возмещать государство.

Как и следовало ожидать, чем ниже стоимость препарата, тем выше средний уровень возмещения, предусмотренный для него согласно приказу № 419. Такая ситуация предопределила динамику розничных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект, в разрезе ценовых ниш в натуральном выражении в декабре 2012 г., когда заработала системы возмещения расходов на них (рис. 3).

Рис. 3
Соотношение среднего уровня возмещения стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект, и темпов прироста их розничных продаж в упаковках в разрезе ценовых ниш по итогам декабря 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г.
Соотношение среднего уровня возмещения стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект, и темпов прироста их розничных продаж в упаковках в разрезе ценовых ниш по итогам декабря 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г.

Однако на примере Днепропетровской обл. по состоянию на 01.01.2013 г. сумма, которая подлежит возмещению в рамках Пилотного проекта, составила 35,6 тыс. грн. А если учесть, что на эти цели в минувшем году было выделено лишь 40 млн грн., то даже для одной области такая сумма выглядит как капля в море.

В структуре розничных продаж препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам 2012 г. доминирует зарубежная продукция с удельным весом 78% в денежном и 53% в натуральном выражении (рис. 4). Однако за последний год украинские производители увеличили свою долю с 19 до 22% в денежном и с 45 до 47% в натуральном выражении. Опережающая динамика розничной реализации препаратов украинского производства по сравнению с зарубежными конкурентами прослеживалась на протяжении всего 2012 г., однако в последние месяцы этот тренд стал проявляться наиболее ярко.

Рис. 4
Структура розничных продаж препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, в разрезе украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 2011–2012 гг.
Структура розничных продаж препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, в разрезе украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 2011–2012 гг.

Cредневзвешенная стоимость исследуемых препаратов зарубежного производства по итогам декабря 2012 г. составила 32 грн., для украинских лекарственных средств этот показатель втрое ниже — 10,3 грн. (рис. 5, 6).

Рис. 5
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки украинских лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам января–декабря 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки украинских лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам января–декабря 2011–2012 гг.
Рис. 6
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам января–декабря 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, по итогам января–декабря 2011–2012 гг.

Учитывая тот факт, что первые результаты Пилотного проекта проявились только в середине года, интересно проанализировать итоги его действия именно во II полугодии. Так, по итогам II полугодия 2012 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки исследуемых препаратов снизилась на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — с 23,6 до 21,6 грн. А физический объем потребления этих лекарственных средств в исследуемый период увеличился на 24,5%. Для сравнения по рынку аптечных продаж лекарственных средств в целом по Украине во II полугодии 2012 г. было реализовано на 8% больше упаковок, чем за аналогичный период 2011 г.

Для отдельных молекул результативность реализации Пилотного проекта варьирует, хотя для всех отмечены снижение средневзвешенной стоимости 1 упаковки и увеличение объема розничных продаж в натуральном выражении (рис. 7). Так, наилучшие результаты достигнуты для препаратов небиволола — средневзвешенная стоимость 1 упаковки по итогам II полугодия 2012 г. снизилась на 12% по сравнению с предыдущим годом, а объем натурального потребления увеличился на 50%. Также существенные положительные подвижки в этот период отмечены для препаратов амлодипина и бисопролола. Наименее значимый эффект от реализации Пилотного проекта характерен для препаратов нифедипина.

Рис. 7
Соотношение динамики средневзвешенной стоимости 1 упаковки и розничного потребления препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта (размер круга эквивалентен средневзвешенной стоимости 1 упаковки молекулы), по итогам II полугодия 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Соотношение динамики средневзвешенной стоимости 1 упаковки и розничного потребления препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта (размер круга эквивалентен средневзвешенной стоимости 1 упаковки молекулы), по итогам II полугодия 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

P.S.

Итак, сроки реализации Пилотного проекта истекли 31 декабря 2012 г. Однако на повестке дня — его продление. 25 января 2013 г. на официальном сайте МЗ Украины на общественное обсуждение вынесен доработанный с учетом замечаний Министерства финансов Украины проект изменений в постановление КМУ от 25.04.2012 г. № 340 «О реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью». В частности, изменениями предлагается продолжить реализацию Пилотного проекта до 1 ноября 2013 г. В Государственном бюджете на 2013 г. для возмещения стоимости антигипертензивных препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, запланирована сумма в размере 191,6 млн   грн .

По итогам 2012 г. суммарный объем расходов на исследумые препараты на аптечном рынке составил 517  млн грн ., из которых было возмещено лишь 3,87 млн грн., так как система возмещения заработала в ноябре. Старт системы реимбурсации антигипертензивных препаратов в последние месяцы прошлого года кардинально повлияла на динамику розничных продаж препаратов, включенных в Пилотный проект, в натуральном выражении. Наиболее ярко тенденция к увеличению потребления отмечена для препаратов с максимальным уровнем возмещения, в частности, для препаратов со средневзвешенной стоимостью 1 упаковки до 10 грн. Среди таких низкостоимостных препаратов представлена преимущественно продукция украинских производителей, что, соответственно, наиболее позитивно отрази­лось на динамике их продаж.

Таким образом, внедрение системы возмещения стоимости исследуемых препаратов со стороны государства продемонстрировало гораздо большую результативность в контексте увеличения физического объема их потребления, нежели государственное регулирование цен на эти препараты. 

Анна Шибаева

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи