С препаратом ТОНЗИПРЕТ® Ваше горло в безопасности!

Хотя в текущем году, зима упорно не желает с нами распрощаться, все же вскоре солнечные лучи подарят весеннее тепло. Но в игривое романтическое время года — весной — когда душа просыпается от долгой холодной спячки, не стоит забывать о «зимних» простудах. Вирусные инфекции подстерегают нас в обманчивую весеннюю погоду. И в это время необходимо постараться не попасть в ловушку сезонных заболеваний. Как правило, они связаны с недостатком витаминов и микроэлементов, поступающих в наш организм в ограниченном количестве. На фоне вирусных заболеваний, а также в результате не вовремя начатого лечения может возникнуть воспалительный процесс — тонзиллит, ларингит, фарингит. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Воспалительный процесс

ТОНЗИПРЕТЗачастую виновниками воспаления горла при фарингите, тонзиллите, ларингите, являются вирусные инфекции, провоцирующие вирусный процесс и отечность в горле.

Ларингит — это воспалительный процесс, поражающий гортань, который может возникнуть одновременно с гриппом, острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ) или насморком, в результате воспаления слизистой оболочки гортани и голосовых связок.

Тонзиллит — это воспаление небных миндалин. Заболевание возникает в результате изменения способности организма человека определенным образом отвечать на воздействие внешних раздражителей — неблагоприятных факторов, а также вследствие ослабления иммунитета, когда в миндалинах воспаляется лимфоидная ткань и др.

Фарингит — воспаление слизистой оболочки и лимфоидной ткани глотки. Это заболевание зачастую может возникнуть вследствие перенесенного гриппа или острой респираторной вирусной инфекции.

терапия

Современная фармацевтическая отрасль предлагает различные методы и средства для лечения острых и хронических воспалений глотки, гортани и миндалин. Среди украинских потребителей одни предпочитают лекарственные средства химического происхождения, другие — растительного, а некоторые полагаются на народные методы лечения.

Сегодня аптечные полки изобилуют множеством наименований лекарственных средств, в том числе и противовирусных. Поэтому вовсе немудрено, что потребителю порою сложно сделать выбор. Как свидетельствуют результаты недавних исследований, жители нашей страны при выборе противовирусных и противогриппозных препаратов прежде всего ориентируются на рецепт врача, но при этом их собственное мнение (знание препарата по предыдущему опыту) является вторым по значимости критерием в этом вопросе (более подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 11 (882) от 18.03.2013 г.).

Маркером приверженности потребителей к лекарственным средствам для лечения острых и хронических воспалений глотки, гортани и миндалин (тонзиллит, ларингит, фарингит) может служить динамика объема их аптечных продаж.

Давайте рассмотрим рыночное развитие растительного лекарственного средства ТОНЗИПРЕТ®, хорошо знакомого украинцам уже много лет. Для начала отметим, что производителем этого брэнда является немецкая фармацевтическая компания «Бионорика СЕ», которой в текущем году исполняется 80 лет. «Бионорика CE» — одна из первых фармацевтических компаний, начавших испытывать препараты на основе лекарственных растений в исследованиях с контролем, проводимых по двойному слепому методу. Благодаря накопленному компанией «Бионорика CE» многолетнему опыту в разработке препаратов растительного происхождения в фарминдустрии возникло новое направление — фитониринг. Таким образом, ТОНЗИПРЕТ® является фитониринговым препаратом.

Он показан к применению при острых и хронических воспалениях глотки, гортани и миндалин (тонзиллит, ларингит, фарингит). В составе ТОНЗИПРЕТА такие растительные компоненты, как лаконос американcкий, гваяковое дерево и перец стручковый, которые издавна известны своими лечебными свойствами. Эффективная комбинация действующих веществ позволяет быстро добиться устранения типичных симптомов заболеваний — боли в горле, затруднений при глотании, покраснений и отечности в области ротоглотки.

Перец стручковый содержит жгучие вещества капсаициноиды, основная составная часть которых — капсаицин (до 77%). За счет этого ТОНЗИПРЕТ® обладает отличительной особенностью: обезболивающий эффект наступает быстро благодаря анальгезирующему действию алкалоида капсаицина (C18H27NO3). Механизм действия этого вещества уникален, при первом контакте капсаицин усиливает раздражение нервных рецепторов, боль ненадолго усиливается, но при повторном воздействии чувствительность нервных окончаний теряется, боль уходит. Именно поэтому ТОНЗИПРЕТ® рекомендуется не глотать, а медленно рассасывать под языком и применять повторно через небольшой промежуток времени.

Лаконос американский благодаря сапонинам и пектинам повышает выработку интерферона, стимулирует Т- и В-лимфоциты, то есть, оказывает противовирусное и иммуномодулирующее действие. Это важное свойство для лечения как острого, так и хронического ларингита. В первом случае ТОНЗИПРЕТ® устраняет воспаление и тем самым не дает ему перейти в хроническую форму, во втором — способствует выздоровлению, стимулируя иммунитет, в определенной степени подавленный при хроническом процессе.

Гваяковое дерево содержит смолы, эфирное масло и сапонины, поэтому ТОНЗИПРЕТ® обладает противовоспалительным и обезболивающим свойствами.

ТОНЗИПРЕТ® принимают до полного исчезновения всех симптомов заболевания горла, он отличается хорошей переносимостью, отсутствием токсического действия на организм.

Аптечные продажи ТОНЗИПРЕТА по итогам 2012 г. увеличились более чем на 25% в денежном и натуральном выражении по сравнению с 2011 г.

ТОНЗИПРЕТ® В АПТЕКАХ

О востребованности ТОНЗИПРЕТА среди населения можно судить, исходя из динамики его аптечных продаж. Так, темпы прироста объема аптечной реализации препарата ТОНЗИПРЕТ® уже не первый год исчисляются двузначными цифрами как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 1 и 2). И хотя в конце 2012 г. всплеска заболеваемости не отмечено, потребительский спрос на ТОНЗИПРЕТ® был. Это объясняется тем, что пациентам с хроническим тонзиллитом, ларингитом, фарингитом в прохладное время года лечение особо необходимо.

Рис. 1
 Объем аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов конкурентной группы R05X в денежном выражении по итогам 2010–2012 гг. с указанием прироста относительно аналогичного периода предыдущего года
Объем аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов конкурентной группы R05X в денежном выражении по итогам 2010–2012 гг. с указанием прироста относительно аналогичного периода предыдущего года
Рис. 2
 Объем аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов конкурентной группы R05X в натуральном выражении по итогам 2010–2012 гг. с указанием прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущего года
Объем аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов конкурентной группы R05X в натуральном выражении по итогам 2010–2012 гг. с указанием прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущего года

Что касается рыночного развития препаратов конкурентной группы — R05X «Прочие препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях», — то по итогам минувшего года оно было более сдержанным по сравнению с динамикой ТОНЗИПРЕТА в денежном выражении. А в натуральном выражении в аптечных учреждениях отмечено сокращение количества реализованных упаковок препаратов конкурентной группы.

Исходя из ежемесячных темпов прироста объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА, можно отметить, что препарат востребован даже в летний сезон (рис. 3). Очевидно, это свидетельствует о необходимости более частого его применения у пациентов с хроническим воспалением глотки и гортани не только в прохладное время года, но и в период летних отпусков. В это же время динамика препаратов конкурентной группы R05X традиционно характеризуется сокращением объем­а аптечной реализации.

Рис. 3
 Темпы прироста/убыли (%) объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов конкурентной группы R05X в натуральном выражении в январе 2012 – феврале 2013 г. относительно аналогичных периодов предыдущего года
Темпы прироста/убыли (%) объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов конкурентной группы R05X в натуральном выражении в январе 2012 – феврале 2013 г. относительно аналогичных периодов предыдущего года

Что касается развития ТОНЗИПРЕТА в начале текущего года видны уверенные перспективы, ведь темпы прироста его аптечных продаж сохраняются на высоком уровне (см. рис. 3).

Лекарственные формы ТОНЗИПРЕТА

ТОНЗИПРЕТ® представлен на отечественном фармацевтическом рынке в двух удобных для приема лекарственных формах — таблетках для рассасывания и каплях для приема внутрь. При сублингвальном применении достигается быстрый терапевтический эффект. Капли перед приемом необходимо взбалтывать и смешивать с небольшим количеством жидкости. Эту лекарственную форму применения рекомендуют самой юной аудитории — детям в возрасте от 1 до 3 лет. По желанию ее могут применять и взрослые пациенты.

Как свидетельствуют данные, сегодня среди потребителей наиболее популярен ТОНЗИПРЕТ®, таблетки для сосания, № 50. Удельный вес этой лекарственной формы в общей структуре аптечных продаж брэнда ТОНЗИПРЕТ® составляет более 65% в денежном и натуральном выражении. При этом закономерно, что предпочтения жителей в различных областях Украины отличаются. В то время как в целом по рынку доля ТОНЗИПРЕТ®, капли оральные, флакон 30 мл, занимает около трети в общей структуре продаж брэнда, в Волынской, Луганской и Тернопольской областях этот показатель значительно выше (рис. 4). Противоположная ситуация отмечена в Херсонской, Хмельницкой и Харьковской областях, где население чаще всего покупает ТОНЗИПРЕТ®, таблетки для сосания, № 50, а удельный вес этой лекарственной формы в натуральном выражении достигает соответственно 85,3; 77,6 и 77,0% в общей структуре продаж брэнда.

Рис. 4
 Структура аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА в разрезе форм выпуска в регионах Украины в натуральном выражении по итогам 2012 г.
Структура аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА в разрезе форм выпуска в регионах Украины в натуральном выражении по итогам 2012 г.

Суммарный объем аптечных продаж брэнда ТОНЗИПРЕТ® по итогам 2012 г. демонстрирует положительную динамику в денежном и натуральном выражении практически во всех регионах Украины (рис. 5). Максимальные темпы прироста объема розничной реализации ТОНЗИПРЕТА в денежном и натуральном выражении отмечают в нескольких крупных регио­нах — в АР Крым, Луганской и Киевской областях. При этом следует отметить, что для менее крупных областей характерна опережающая динамика реализации по сравнению с брэндом в целом. Следовательно, общее увеличение потребления ТОНЗИПРЕТА обусловлено не только динамикой продаж в крупных регионах, но и в менее развитых областях.

Рис. 5
 Объем аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА в натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2011–2012 гг.
Объем аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА в натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2011–2012 гг.

Еще одним аргументом успешного рыночного развития ТОНЗИПРЕТА является стабильность его цены. Так, если сравнить средневзвешенную стоимость 1 упаковки за 2011 г. с таковой за 2012 г., мы увидим незначительный рост показателя на уровне всего 0,5%. В абсолютном значении средневзвешенная стоимость ТОНЗИПРЕТА составила 45,6 грн. При этом для препаратов конкурентной группы повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки было более значительным — 17,5% в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Учитывая тот факт, что сегодня украинцы чаще всего (22%) готовы потратить на противовирусные препараты до 100 грн., ТОНЗИПРЕТ попадает в этот ценовой сегмент, ведь его стоимость примерно в 2 раза ниже.

Также важно сказать, что популярность ТОНЗИПРЕТА на отечественном фармрынке была достигнута вовсе не за счет рекламы на телеэкранах. Этот канал коммуникации с потребителями ни разу не был задействован, реклама в массовых печатных изданиях использовалась несколько лет назад. Сегодня используется лишь информация, размещенная в специализированной прессе. Аптечные продажи ТОНЗИПРЕТА демонстрируют уверенный рост. Очевидно, ключевую роль в этом процессе играют, с одной стороны, признание и репутация в профессиональном сообществе, и с другой — положительный опыт его применения среди потребителей, которые доверяют препарату и при необходимости неоднократно возвращаются к его применению, что подтверждается динамикой его аптечных продаж.

ТОНЗИПРЕТ® СРЕДИ ПРОФЕССИОНАЛОВ

В профессиональных кругах ТОНЗИПРЕТ® благодаря качеству и эффективности достиг успешных результатов. Врачи вспоминают не только о его промоциях, но и о назначениях, количество которых ежегодно увеличивается (рис. 6 и 7). Причем число воспоминаний врачей о назначениях ТОНЗИПРЕТА увеличивается быстрее, чем таковое о промоциях по сравнению с 2011 г. При этом для препаратов конкурентной группы R05X отмечают противоположную ситуацию — по итогам 2012 г. врачи вспомнили о промоциях и назначениях меньшее количество раз, чем это было в 2011 г.

Рис. 6
 Количество воспоминаний врачей о промоциях ТОНЗИПРЕТА в 2011 и 2012 г. с указанием прироста по сравнению с предыдущим годом
Количество воспоминаний врачей о промоциях ТОНЗИПРЕТА в 2011 и 2012 г. с указанием прироста по сравнению с предыдущим годом
Рис. 7
 Количество воспоминаний врачей о назначениях ТОНЗИПРЕТА в 2011 и 2012 г. с указанием прироста по сравнению с предыдущим годом
Количество воспоминаний врачей о назначениях ТОНЗИПРЕТА в 2011 и 2012 г. с указанием прироста по сравнению с предыдущим годом

Таким образом, безупречная репутация ТОНЗИПРЕТА в профессиональных кругах оказывает положительное влияние на динамику аптечных продаж препарата. Ведь, как уже отмечалось ранее, из года в год при выборе противовирусного препарата украинские потребители чаще всего ориентируются на рецепт врача.

ТОНЗИПРЕТ® ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЮНых пациентов

Многие десятилетия компания «Бионорика СЕ» с помощью современных научных методик изучает полезные свойства лекарственных растений, определяет механизм действия каждого из них на детский организм. Поэтому отдельного внимания заслуживает возможность применения ТОНЗИПРЕТА у детей. Впрочем, эта особенность характерна и для других противовирусных препаратов производства немецкой компании «Бионорика СЕ», которая заботится о здоровье юных пациентов. Ведь для их лечения по сравнению со взрослой аудиторией, существует меньший ассортимент лекарственных средств.

ТОНЗИПРЕТ® имеет высокий профиль безопасности, поэтому разрешен к применению у детей начиная с 1 года. Комбинация экстрактов из трех лекарственных растений, входящих в состав препарата, позволяет не только добиться устранения боли и исчезновения воспаления, но одновременно укрепляет иммунную систему ребенка, что имеет важное значение при хронических заболеваниях (тонзиллит, ларингит, фарингит). Следует отметить, что ТОНЗИПРЕТ® входит в состав топ-10 брэндов лекарственных средств группы R05X, назначаемых педиатрами и отоларингологами.

Таким образом, учитывая активное рыночное развитие препарата, выгода от наличия ТОНЗИПРЕТА на полках аптечных учреждений очевидна. В зависимости от финансовой характеристики торговой точки (ТТ) потенциал количества реализованных упаковок препарата будет отличаться. Как свидетельствуют данные за январь 2012 г., в группе ТТ с товарооборотом 100–200 тыс. грн. в месяц было реализовано 20 упаковок ТОНЗИПРЕТА, в то время как в ТТ с большим товарооборотом, например 200–450 тыс. грн., почти в 2 раза меньше (рис. 8). Следовательно, не всегда количество реализованных упаковок ТОНЗИПРЕТА зависит от суммарной величины торговой выручки ТТ. В этом вопросе необходимо учитывать индивидуальные особенности ТТ, например такие, как территориальная расположенность, конкурентное окружение, платежеспособность и возрастная характеристика населения и др.

Рис. 8
 Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок ТОНЗИПРЕТА в различных ТТ, сгруппированных по финансовым характеристикам, в январе 2013 г.
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок ТОНЗИПРЕТА в различных ТТ, сгруппированных по финансовым характеристикам, в январе 2013 г.

Для того чтобы ориентироваться в величине месячного товарного запаса этого препарата, мы подготовили рекомендации на основании его реализации в аптечных учреждениях с различными финансовыми характеристиками в январе 2012 г. (таблица).

Таблица Рекомендуемый месячный товарный запас для ТОНЗИПРЕТА в различных ТТ, сгруп­пированных по финансовым харак­теристикам (по данным об аптечных продажах за январь 2013 г.)
Объем месячной выручки, тыс. грн. Аптеки Аптечные пункты
До 100 тыс. 2—5 2—4
100–200 тыс. 3—8 3—5
200–300 тыс. 4—10 4—6
300–450 тыс. 5—12 5—8
450–600 тыс. 5—14 5—10
600–750 тыс. 6—16 5—12
Более 750 тыс. 7—18 6—14

P.S.

При инфекциях глотки и гортани не всегда показано применение антибактериальных препаратов. Поэтому растительные лекарственные средства, обладающие обезболивающими, противовоспалительными, анальгезирующими, а также иммуномодулирующими свойствами, к которым относится ТОНЗИПРЕТ ®, являются препаратами выбора при этой патологии.

О востребованности ТОНЗИПРЕТ А среди населения свидетельствует рыночное развитие — объем его аптечных продаж уверенно из года в год увеличивается, темпы прироста исчисляются двузначными цифрами. Секрет успеха препарата кроется не в масштабной рекламной кампании в средствах массовой информации, как можно было бы подумать, а в его эффективности и качестве благодаря комбинации экстрактов трех лекарственных растений (лаконос американский, гваяковое дерево, перец стручковый), входящих в его состав. Фитониринговый препарат ТОНЗИПРЕТ ® по достоинству оценивают в профессиональных кругах, потому рекомендуют пациентам и, что немаловажно, — даже самым юным — в возрасте от 1 года. ТОНЗИПРЕТ ® относится к числу ведущих препаратов среди лекарственных средств конкурентной группы R05 Х, которые рекомендуются педиатрами и отоларингологами.

Наличие ТОНЗИПРЕТА на полке аптечного учреждения в оптимальном количестве будет способствовать увеличению товарооборота и повышению маржи розничной точки.

Оксана Сергиенко

Реализован II БЛОК ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ фармацевтов — «ЭКСПЕРТ В ФИТОТЕРАПИИ»

19–20 февраля 2013 г. реализован II блок обучающей программы для фармацевтов «Эксперт в фитотерапии». На этот раз фармацевты прошли обучение по таким нозологиям: мочеполовая система, пищеварительная система, гинекологические заболевания.

Напомним, что мероприятие было инициировано и организовано совместными усилиями Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ) и Национального фармацевтического университета (НФаУ) при поддержке компании «Бионорика».

Разработанную организаторами образовательную программу для фармацевтов реализуют специалисты клинической фармакологии НФаУ. Обучающая программа для фармацевтов предусматривает 3 блока в разные временные периоды.

С препаратом ТОНЗИПРЕТ® Ваше горло в безопасности!I блок стартовал 16 октября 2012 г. и включал обучение по трем нозологиям: сердечно-сосудистая система; респираторная система; иммунотерапия.

Прекрасную возможность пройти сертифицированное обучение получили фармацевты ряда аптечных сетей столицы.

Для оценки эффективности обучения в каждом блоке программы предусмотрено тестирование участников. Фармацевты проверяют понимание обсуждаемых тем, закрепляют полученные знания, совершенствуют свои навыки.

В рамках обучающей программы II блока с докладом о проекте Phytothek®/Фитотека® выступил доктор Уве Бауман, член Правления компании «Бионорика СЕ». Он рассказал участникам об опыте и достижениях проекта Phytothek® в Германии, перспективах его развития в Украине и других странах.

По окончании обучающей программы доктор У. Бауман торжественно вручил сертификаты пятнадцати лучшим по итогам результатов тестирования двух этапов обучения фармацевтам.

Следующий, завершающий III блок запланирован на апрель и будет включать обучение фармацевтов по таким нозологиям: дерматология; неврология; опорно-двигательный аппарат.

О финальных результатах обучающей программы мы расскажем в дальнейших публикациях.

Бионорика

По материалам, предоставленным компанией «Бионорика»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті