Нужен комплексный подход

Выполняя постановление КМУ от 07.12.2005 г. № 1151 «Об организации взаимодействия Кабинета Министров Украины с Верховной Радой Украины», Министерство здравоохранения издало приказ от 27.01.2006 г. № 29, в котором описан непосредственный механизм координации действий между двумя ветвями власти: законодательной и исполнительной ( см. полный текст документа). Этому предшествовало заседание Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, охраны материнства и детства, на которое был приглашен заместитель министра здравоохранения Валентин Снисарь, курирующий вопросы, связанные с фармацией. За комментариями мы обратились к заместителю заведующего секретариатом комитета Олегу Виноградову.

Олег Виноградов
Олег Виноградов

— Олег Всеволодович, что стало причиной проведения недавнего заседания комитета?

— В комитет регулярно поступают обращения, связанные с теми или иными аспектами обеспечения населения лекарственными средствами. Это и противоречия в нормативно-правовой базе, и качество реализуемых лекарств, и государственные закупки, и ценообразование. Неоднократно отмечалось, что действия различных структур хаотичны и не скоординированы, нет целостной картины происходящего. Чтобы изменить ситуацию, было проведено заседание комитета с участием представителей Министерства здравоохранения. После того, как народные депутаты заслушали и обсудили предоставленную им информацию, было принято решение о том, какими должны быть приоритетные действия в реформировании фармацевтической отрасли. Так, Министерству здравоохранения рекомендовано до 10 марта текущего года привести подзаконные нормативно-правовые акты в сфере оборота лекарств в соответствие с действующим законодательством, в частности с Законом Украины «О  лекарственных средствах». Несколько редакций проекта находятся на рассмотрении в Верховной Раде, и ни одна из них пока не удовлетворяет большинство народных депутатов. Причина такого положения — отсутствие единого подхода к концепции развития фармацевтической отрасли, многие основополагающие вопросы до сих пор дискутируются. Учитывая несовершенство существующего законодательства, все же следует помнить, что до принятия новых законов следует жить в соответствии с действующими, которых никто не отменял. Депутаты рекомендовали 10 марта провести коллегию Министерства здравоохранения, на которой были бы подробно рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением населения лекарственными средствами и реформированием фармацевтической отрасли.

— Какие действия на сегодняшний день депутаты считают приоритетными?

— Формирование и утверждение Перечня основных лекарственных средств, составленного в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Такой перечень станет шагом к формулярной системе и новым стандартам лечения различных заболеваний. Важно разработать общегосударственную программу развития производства необходимого ассортимента эффективных и безопасных препаратов высокого качества, а также проект национальной политики обеспечения населения лекарственными средствами.

Также поступило предложение относительно возможности государственной регистрации цен на медикаменты с целью сдерживания неоправданного повышения цен. Попытки государства контролировать цену — вопрос дискуссионный. Такой шаг не слишком хорошо сочетается с законами рыночной экономики и может стать сдерживающим фактором развития предприятий и фармацевтического бизнеса в целом. В ряде европейских стран существуют ценовые ограничения на лекарства, однако не следует забывать, что там давно создана и действует система медицинского страхования, да и в целом состояние здравоохранения, фармацевтического рынка и фарминдустрии — совершенно иное. Поэтому нам необходимо учитывать не только опыт других стран, но и жизненные реалии для принятия взвешенного решения. Кроме того, в арсенале государства имеются и другие, рыночные инструменты воздействия на цены лекарственных препаратов: госзакупки, дотации, льготы, усовершенствование механизмов проведения тендеров и др. К сожалению, эти механизмы сегодня или совсем не используются или используются малоэффективно.

— Как Вы оцениваете ближайшие перспективы отечественного здравоохранения?

— К сожалению, я далек от оптимизма. Нужна коренная реформа, которая затронула бы всю отрасль, потому что при помощи полумер положение уже не исправишь. Краеугольным камнем является вопрос о финансировании. Здравоохранение стало заложником статьи 49 Конституции Украины. Объемы государственного финансирования не позволяют содержать отрасль на должном уровне. Исходя из того, что эту норму Конституции в ближайшем будущем изменить не удастся, можно воспользоваться «подсказкой» Конституционного Суда. Выход  — в разграничении терминов «медицинская помощь» и «медицинская услуга», чтобы определить гарантируемый государством объем медицинской помощи, который будет предоставляться бесплатно, а на все, выходящее за его рамки, установить оплату.

— Позволят ли доходы наших граждан платить за медицинские услуги?

— Это сложный вопрос. Все мы знаем, насколько далек от желаемого уровень жизни нашего населения. Однако следует учитывать и то, что дешевой медицины не бывает, как не бывает дешевого ракетостроения. Это наукоемкая отрасль, в которой качество зависит от вложенных ресурсов — материальных и интеллектуальных. Мировой опыт подталкивает нас к введению медицинского страхования, но для решения этого вопроса нужна политическая воля. Находясь в состоянии хронического недофинансирования, отечественное здравоохранение приходит в упадок, потому что отрасль перестает быть потребителем инноваций, она не развивается, а деградирует. Как врачу мне очень неприятно это признавать, но нельзя не замечать очевидного. Если у нас такое хорошее бесплатное медицинское обслуживание, то почему граждане европейских стран не выстраиваются в очереди, чтобы пройти у нас лечение? Наоборот, те наши соотечественники, которым удается изыскать средства, отправляются лечиться за границу. И это не оттого что «нет пророка в своем отечестве», это подтверждение факта, что наша медицина с каждым годом все больше отстает от мировых стандартов.

— Большая часть выделяемых на здравоохранение денег идет на заработную плату, и лишь незначительный процент остается собственно на пациента. В таких условиях сложно говорить о каком-то развитии…

— Нужно искать оптимальный выход. Сократить зарплату медицинским работникам нереально, она и так мизерна и совершенно не соответствует уровню квалификации, статусу и социальной ответственности врача. Мне также представляется эфемерной идея о более рациональном использовании средств, выделяемых на здравоохранение. Нельзя сэкономить на норковую шубу, латая «тришкин кафтан».

Раньше мы упоминали о подготовленном законопроекте, касающемся прогрессивной системы начисления заработной платы врачам, учителям и работникам сферы культуры, где предусматривалось начисление надбавок за квалификацию, стаж, работу в сельской местности, а также дополнительные поощрения за высокое качество выполнения своих служебных обязанностей. Закон был принят Верховной Радой, однако Президент Украины наложил на него вето, мотивировав тем, что данные вопросы находятся не в компетенции Верховной Рады и высказав еще ряд замечаний. При всем уважении к главе государства народные депутаты, члены нашего и других профильных комитетов не согласны с таким решением, так как принятие закона полностью соответствует Конституции, не могут согласиться с таким решением и планируют на одном из ближайших заседаний рассмотреть вопрос о преодолении президентского вето. Данный закон представляется нам очень важным, поскольку речь идет о медицинских работниках, в том числе фармацевтах, — тех, кому каждый из нас доверяет свое здоровье. Нищий учитель и врач — это позор для страны. Уверен, что такая позиция найдет поддержку. n

Виктория Матвеева, фото автора

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті