БРОНХИПРЕТ®: рациональное лечение кашля и бронхита у взрослых и детей

Риску подхватить простуду человек подвергается практически круглый год, но особенно в зимний период. Не секрет, что с наступлением холодов повышается заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), которые часто сопровождаются кашлем. В некоторых случаях кашель может мучить пациента еще долгое время. В борьбе с этой навязчивой проблемой верным помощником может стать уже хорошо знакомый украинским потребителям препарат на растительной основе немецкой фармацевтической компании «Бионорика» — БРОНХИПРЕТ® . При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Безрецептурный препарат БРОНХИПРЕТ® показан к применению при острых и хронических воспалительных заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся кашлем и образованием мокроты (трахеит, трахеобронхит, бронхит). Препарат можно принимать как взрослым, так и детям (в возрасте старше 1 года). Растительные компоненты, входящие в его состав, оказывают секретолическое, бронхолитическое и антибактериальное действие. Основные составляющие БРОНХИПРЕТА — трава чабреца (Thymus vulgaris), листья плюща (Hedera helix), цветки первоцвета (Primula veris) — оказывают отхаркивающее действие, способствуют снижению вязкости мокроты и ускорению ее эвакуа­ции. БРОНХИПРЕТ® можно применять в комбинации с антибактериальными лекарственными средствами.

АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ

На отечественном фармрынке у БРОНХИПРЕТА долгая история. Среди украинских потребителей БРОНХИПРЕТ® пользуется стабильной популярностью, что подтверждается увеличением объема его аптечных продаж. А что может служить наилучшей характеристикой успешности препарата, как не динамика его продаж?

На украинском фармацевтическом рынке брэнд БРОНХИПРЕТ® представлен в конкурентной группе R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях». Следует отметить, что в рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в денежном выражении на отечественном фармрынке уже несколько лет компания «Бионорика» занимает лидирующую позицию. По итогам 11 мес 2013 г. компания также заняла 1-е место (табл. 1).

Таблица 1 Топ-5 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в денежном выражении по итогам 11 мес 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.


Маркетирующая организация 2013 2012 2011
Bionorica (Германия) 1 1 1
Omega Pharma (Бельгия) 2 2 2
Alpen Pharma AG (Швейцария) 3 6 5
Дельта Медикел ЧП (Украина) 4 8 10
Boiron (Франция) 5 10 11

БРОНХИПРЕТ® успешно развивается на отечественном фармрынке. Активная динамика препарата способствует укреплению его позиций в конкурентной среде. В конкурентной группе препаратов R05X БРОНХИПРЕТ® входит в топ-10 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 11 мес 2013 г. (табл. 2). В данной конкурентной группе представлено более 60 брэндов лекарственных средств. Удельный вес БРОНХИПРЕТА в структуре аптечных продаж группы по итогам 11 мес 2013 г. составил 3,7% в денежном и 2,3% в натуральном выражении.

Отметим, что в своей конкурентной группе долевое участие БРОНХИПРЕТА постоянно увеличивается. Заслуживает внимания и тот факт, что динамика БРОНХИПРЕТА опережает развитие препаратов конкурентной группы R05X.

Сегодня аптечные продажи БРОНХИПРЕТА демонстрируют перманентный рост в денежном и натуральном выражении. По итогам 11 мес 2013 г. объем аптечных продаж брэнда БРОНХИПРЕТ® составил 18,7 млн грн., превысив данный показатель за аналогичный период предыдущего года на 6,5% (рис. 1). В натуральном выражении объем продаж брэнда составил 371,5 тыс. упаковок, что на 3,8% больше по сравнению с январем–ноябрем 2012 г. (рис. 2).

Рис. 1
Объем аптечных продаж БРОНХИПРЕТА и препаратов группы R05X в денежном выражении за 11 мес
Объем аптечных продаж БРОНХИПРЕТА и препаратов группы R05X в денежном выражении за 11 мес 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста относительно аналогичного периода предыдущего года
Рис. 2
Объем аптечных продаж БРОНХИПРЕТА и препаратов группы R05X в натуральном выражении за 11 мес
Объем аптечных продаж БРОНХИПРЕТА и препаратов группы R05X в натуральном выражении за 11 мес 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущего года
Таблица 2 Топ-10 брэндов группы R05X по объему аптечных продаж в денежном выражении за 11 мес 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.


Брэнд 2013 2012 2011
СИНУПРЕТ 1 1 1
АФЛУБИН 2 2 2
БРОНХОСТОП 3 6 10
ДОКТОР МОМ 4 12 4
ОЦИЛОКОКЦИНУМ 5 9 14
ГЕРБИОН 6 7 6
УМКАЛОР 7 11 8
БРОНХИПРЕТ 8 10 11
ВИБУРКОЛ 9 4 5
КОФЕКС 10 3 3

Сравнительный анализ темпов прироста БРОНХИПРЕТА с таковыми препаратов его конкурентной группы свидетельствует, что брэнд БРОНХИПРЕТ® развивается более динамично (см. рис. 1, 2). Объем розничной реализации препаратов конкурентной группы R05X по итогам 11 мес 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 5,1% в денежном выражении. А в натуральном выражении отмечается отрицательная динамика — темпы убыли составили –11,6%.

Отметим, что по итогам 11 мес 2013 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки брэнда БРОНХИПРЕТ® повысилась на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., а для препаратов группы R05X этот показатель повысился на 18,9%.

В разрезе помесячной динамики объем аптечных продаж брэнда БРОНХИПРЕТ® и препаратов его конкурентной группы как в денежном, так и в натуральном выражении близко коррелирует. Традиционно для лекарственных средств, применяемых при лечении респираторных заболеваний, отмечается сезонность динамики объема продаж. Для сентября характерно оживление после летнего периода «несезона». В течение осенних месяцев и декабря объем реализации этой категории лекарственных средств достигает пиковых показателей. После небольшого затишья в начале года (в январе и феврале) следующий пик приходится на март, после чего динамика аптечных продаж препаратов данной группы снова идет на спад.

Региональная структура продаж БРОНХИПРЕТА неравномерна, что обусловлено демографическими и инфраструктурными факторами. Максимальный объем реализации БРОНХИПРЕТА как в денежном, так и в натуральном выражении, сконцентрирован в аптечных учреждениях Киева, Днепропетровской и Донецкой областей, АР Крым (рис. 3, 4). Вместе с тем, опережающие темпы прироста объема аптечных продаж БРОНХИПРЕТА в денежном и натуральном выражении по итогам 11 мес 2013 г. по сравнению с аналогичным перио­дом предыдущего года отмечены в Закарпатской (43% в денежном и 37% в натуральном выражении) и Черновицкой (20 и 23% соответственно) областях.

Рис. 3
Ежемесячная динамика объема аптечных продаж препаратов конкурентной группы R05X и брэнда БРОНХИПРЕТ® в денежном выражении в январе 2011 — ноябре 2013 г.
Ежемесячная динамика объема аптечных продаж препаратов конкурентной группы R05X и брэнда БРОНХИПРЕТ® в денежном выражении в январе 2011 — ноябре 2013 г.
Рис. 3
Динамика объема аптечных продаж БРОНХИПРЕТА в денежном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 11 мес
Динамика объема аптечных продаж БРОНХИПРЕТА в денежном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 11 мес 2011–2013 гг.
Рис. 4
Динамика объема аптечных продаж БРОНХИПРЕТА в натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 11 мес
Динамика объема аптечных продаж БРОНХИПРЕТА в натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 11 мес 2011–2013 гг.

Аргументом в пользу применения БРОНХИПРЕТА является разнообразие его продуктовой линейки. На отечественном фармрынке БРОНХИПРЕТ® представлен в 6 лекарственных формах: сироп во флаконе по 50 мл и 100 мл, таблетки, покрытые оболочкой, № 20 и № 50, капли для перорального применения во флаконе по 50 мл и 100 мл. Максимальным потребительским спросом пользуются сиропы (по 100 мл и 50 мл). Суммарно эти две лекарственные формы аккумулируют львиную долю в общем объеме аптечных продаж брэнда БРОНХИПРЕТ® в денежном и натуральном выражении — 50 и 53% соответственно (по итогам 11 мес 2013 г.). Таблетки, покрытые оболочкой, № 50 аккумулируют 18% в денежном и 9% в натуральном выражении, таблетки, покрытые оболочкой, № 20 — 16 и 18% соответственно. Капли во флаконе по 100 мл — 8 и 7%; по 50 мл — 8 и 13% соответственно.

ПРОМОЦИя

Информирование о продукции — важная составляющая успешной стратегии продвижения препаратов фармацевтическими компаниями.

Одним из ключевых инструментов в маркетировании лекарственных средств является их промоция среди специализированной аудитории — врачей и фармацевтов. Несмотря на безрецептурную форму отпуска препарата БРОНХИПРЕТ®, его промоция среди специалистов здравоохранения осуществляется преимущественно во врачебной аудитории.

В разрезе специальностей врачей основными прескрайберами препарата БРОНХИПРЕТ® выступают педиатры, терапевты/семейные врачи, аллергологи/пульмонологи и отоларингологи (рис. 5). Так, в январе–ноябре 2013 г. в общем количестве воспоминаний врачей о назначениях брэнда БРОНХИПРЕТ® максимальный удельный вес аккумулировали педиатры — 57%, доля терапевтов/семейных врачей составила 36,1%, отоларингологов — 3%, аллергологов/пульмонологов — 1,%. Остальные 2,1% распределены между врачами других специальностей. По итогам 11 мес 2013 г. долевое участие врачей различных специальностей в структуре воспоминаний обо всех видах промоции (POS-материалы, акции, конференции/семинары, почтовые рассылки, визиты медицинских представителей) БРОНХИПРЕТА выглядит следующим образом: доля педиатров составила 64%, терапевтов/семейных врачей — 23,7%, отоларингологов — 6,5%, аллергологов/пульмонологов — 1,8%.

Рис. 5
Удельный вес количества воспоминаний врачей различных специальностей обо всех видах промоции и назначениях препарата БРОНХИПРЕТ® по итогам 11 мес
Удельный вес количества воспоминаний врачей различных специальностей обо всех видах промоции и назначениях препарата БРОНХИПРЕТ® по итогам 11 мес 2013 г.

Следует отметить, что среди препаратов группы R05X БРОНХИПРЕТ® входит в состав топ-5 брэндов по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения обо всех видах промоции (табл. 3).

Таблица 3 Топ-5 брэндов лекарственных средств по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения обо всех видах промоции в группе R05X по итогам 11 мес 2013 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге за 2011–2012 гг.


Год 2013 2012 2011
СИНУПРЕТ 1 1 1
АФЛУБИН 2 2 2
БРОНХИПРЕТ 3 3 3
БРОНХОСТОП 4 4 5
ГЕРБИОН 5 5 4

ТОВАРНЫЙ ЗАПАС

Необходимо учитывать, что 2 аптеки с одинаковыми финансовыми и территориальными характеристиками могут реализовать различное количество БРОНХИПРЕТА, например одна — 2, другая — 40. На это могут влиять различные факторы, ключевыми из которых являются ограниченный товарный запас или отсутствие препарата на полках аптечных учреждений.

Сегодня в условиях высокой конкуренции в аптечном бизнесе лояльность потребителей формируется не только ценовой политикой торговых точек, скидками, акциями, но и наличием препарата в необходимом количестве.

Учитывая, что сезонный спрос на препараты группы «caught&cold» продлится до середины весны, специалистам отделов закупок следует позаботиться о достаточном товарном запасе БРОНХИПРЕТА в аптечных учреждениях и не допустить его дефектуры.

В целом по рынку среднее количество реализованных упаковок БРОНХИПРЕТА в 1 торговой точке составляет 2 упаковки в месяц. При формировании товарных запасов препаратов следует учитывать, что среднее количество проданных упаковок прямо пропорционально зависит от финансовых характеристик торговой точки (рис. 6).

Рис. 6
Среднее количество проданных упаковок препарата БРОНХИПРЕТ® в торговых точках, сгруппированных по объему выручки, с учетом категорий населенных пунктов в ноябре 2013 г.
Среднее количество проданных упаковок препарата БРОНХИПРЕТ® в торговых точках, сгруппированных по объему выручки, с учетом категорий населенных пунктов в ноябре 2013 г.

На основании расчетных данных по розничной реализации препарата в ноябре 2013 г. представляем рекомендации касательно объема месячного товарного запаса для брэнда БРОНХИПРЕТ® (табл. 4).

Таблица 4 Рекомендуемый месячный товарный запас для брэнда БРОНХИПРЕТ в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (на основании данных об объеме аптечных продаж за ноябрь 2013 г.)


Объем месячной выручки, грн. Аптеки Аптечные пункты
До 150 тыс. 3–6 2–3
150–350 тыс. 4–8 2–3
350–550 тыс. 5–9 3–4
550–850 тыс. 6–12 4–5
Более 850 тыс. 8–14 5–6

P.S.

Сегмент «caught&cold» включает большое количество препаратов в различных дозировках и формах выпуска (таблетки, капсулы, капли, сиропы, порошки для приготовления горячих напитков). Выбор широк, разнообразен и может удовлетворить любые пожелания потребителей. Альтернативой некоторых синтетических лекарственных средств могут быть препараты на растительной основе, которые пользуются большой популярностью среди украинских потребителей. Фитопрепараты активно применяют при кашле, в том числе при остром бронхите. В этой связи хорошо зарекомендовали себя растительные средства с экстрактами чабреца в комбинации с экстрактом плюща или экстрактом корня первоцвета, которые содержатся в сиропах от кашля, каплях или таблетках брэнда БРОНХИПРЕТ® .

Безусловно, перспективы рыночного развития для БРОНХИПРЕТА весьма привлекательны. Например, невозможно не отметить опережающие темпы его рыночного развития по сравнению с препаратами конкурентной группы R05Х.

Внимания также заслуживает высокая оценка БРОНХИПРЕТА в профессиональных кругах: препарат стабильно входит в пятерку лидеров по количеству воспоминаний профессиональной аудитории о назначениях среди брэндов группы R05X.

Екатерина Дмитрик

ФИТОТЕКА: ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ОТДЕЛОВ

Напомним, что в декабре 2012 г. в аптеках Киева успешно стартовал проект «Фитотека». В аптеках сетей, активно поддержавших его, открыты брэндированные специализированные отделы, в которых гарантировано наличие фитопрепаратов с эффективностью и безопасностью, доказанными результатами многочисленных клинических исследований, а также осуществляется компетентная фармацевтическая опека при отпуске безрецептурных растительных лекарственных средств.

БРОНХИПРЕТ®: рациональное лечение кашля и бронхита у взрослых и детей

Цель проекта «Фитотека», инициированного компанией «Бионорика», — привлечь внимание украинских потребителей к инновационным фитопрепаратам, привить культуру лечения фитопрепаратами, дать возможность получить профессиональную консультацию специалиста, компетентного в вопросах фитотерапии.

Лекарственные средства, изготовленные на основе натуральных растительных экстрактов с соблюдением всех современных стандартов производства и требований доказательной медицины, завоевали доверие как врачей, так и пациентов во многих странах мира. Качественные лекарственные средства на растительной основе отличаются научно подтвержденной эффективностью, а также отличной переносимостью и безопасностью. Именно такие препараты потребители найдут в специализированных отделах «Фитотека».

С ноября 2013 г. к проекту «Фитотека» присоединились новые аптечные сети в таких городах, как Киев, Днепропетровск и Харьков.

Так, специализированные отделы «Фитотека» появились в Киеве в 2 торговых точках сети аптек компании «Фармастор», известных под торговой маркой «Аптека Доброго Дня» (которые находятся по адресу ул. Красноармейская, 71/6 и пл. Львовская, 8) и в 1 аптеке сети — в Одессе (ул. Пантелеймоновская, 25).

К проекту также присоединились 5 аптек сети «РУАН» (Днепропетровск): аптеки № 17 (просп. Гагарина, 98), № 11 (просп. Пушкина, 19), № 25 (пл. Петровского, 13), № 20 (ул. 20-летия Победы, 29), № 2 (ул. Советская, 32Б).БРОНХИПРЕТ®: рациональное лечение кашля и бронхита у взрослых и детей

В Харькове отделы «Фитотека» открыты в 2 аптеках «Сети группы компаний «ВК»: в аптеках № 222 (просп. Гагарина, 177) и № 10 (просп. 50-летия ВЛКСМ, 50/106).

Данные сети являются надежными парт­нерами в различных промоционных проектах компании «Бионорика», за годы сотрудничества накоплен плодотворный опыт совместной работы. Новый проект — специализированный отдел «Фитотека» — стал еще одним свидетельством большого доверия и уважения.

ОБУЧЕНИе ПО ПРОГРАММЕ «ЭКСПЕРТ В ФИТОТЕРАПИИ»

Поскольку препараты на растительной основе обладают различными свойствами, консультация компетентных специалистов особенно важна.

За каждый отдел «Фитотека» отвечает команда профессионалов — увлеченных своим делом квалифицированных экспертов в области фитотерапии, которые с удовольствием проинформируют посетителей аптеки о разработках, технологиях производства и действующих веществах растительных лекарственных средств.

В рамках проекта «Фитотека» традиционно действует программа обучения для фармацевтов и провизоров с акцентом на фитотерапию, способствующая повышению их компетентности при консультировании в аптечных учреждениях.

В ноябре 2013 г. в Киеве, Харькове и Днепропетровске программа обучения «Эксперт в фитотерапии» стартовала вновь. Прекрасную возможность пройти первый этап сертифицированного обучения получили 180 провизоров и фармацевтов аптек сетей «РУАН», «Аптека Доброго Дня» (сеть аптек компании «Фармастор»), «Аптека Будущего» и «Сети группы компаний «ВК», которые присоединились к проекту «Фитотека» в 2013 г. Провизоры первого стола прошли обучение по таким нозологиям: сердечно-сосудистая система, респираторная система, иммунология.

В начале 2014 г. планируется открытие новых специальных отделов «Фитотека» в Донецке и Львове.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті