Имупрет®: когда иммунитет требует поддержки

В холодное время года, когда у многих снижается иммунитет, повышается восприимчивость организма к вирусным инфекциям. В помощь ослабленному организму на отечественном фармрынке представлен комбинированный иммуномодулирующий препарат на растительной основе ИМУПРЕТ® немецкой компании «Бионорика», предназначенный для профилактики и лечения частых инфекций верхних дыхательных путей. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

ИмупретОдной из главных причин большинства сезонных заболеваний является ослабленный иммунитет. Значительные колебания температуры воздуха, сокращение продолжительности светового дня, повышение влажности воздуха, пребывание в коллективе (на работе, в школе) — все это может создать условия для повышения заболевае­мости различными инфекциями.

Уровень иммунитета индивидуален для каждого из нас. Но даже сильный иммунитет может «уставать» и терять былую мощь. Признаком нарушения функционирования иммунной системы является снижение сопротивляемости к инфекциям, то есть — частые простудные заболевания (Шабалов Н.П., 2012). Основные причины развития острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) — вирусы. При этом воздушно-капельный путь их передачи отмечают наиболее часто (Садов А.В., 2010). Наступление сезона простудных заболеваний ставит перед нами традиционную проблему профилактики и лечения ОРВИ. Для их терапии используют комплексные препараты, оказывающие иммуномодулирующее, противовоспалительное действие. Аргументом в пользу комбинированных препаратов растительного происхождения стали их мягкое терапевтическое действие, а также возможность продолжительного применения, в том числе у пациентов разного возраста.

Один из таких препаратов — ИМУПРЕТ®, разработанный и выпускаемый немецкой фармацевтической компанией «Бионорика».

ИМУПРЕТ® показан к применению при заболеваниях верхних дыхательных путей (тонзиллит, фарингит, ларингит), а также для профилактики осложнений при ОРВИ вследствие снижения защитных сил организма.

ИМУПРЕТ® содержит экстракты 7 растений: алтея, ромашки, хвоща, дуба, ореха, тысячелетника и одуванчика. Полисахариды, эфирные масла и флавоноиды ромашки, алтея и тысячелетника уменьшают отек слизистой оболочки при инфекции дыхательных путей, способствуют повышению активности неспецифических факторов защиты организма. Кора дуба, богатая таннинами, проявляет противовирусный эффект.

Благодаря активным компонентам, входящим в состав препарата, ИМУПРЕТ® обладает иммуномодулирующими, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Прием ИМУПРЕТА позволяет уменьшить длительность и частоту возникновения осложнений при ОРВИ (Цодиков О.А. и соавт., 2012).

Препарат можно принимать как взрослым, так и детям (в возрасте от 1 года — ИМУПРЕТ® в форме капель). Для профилактики ОРВИ рекомендуется прием ИМУПРЕТА взрослым и детям с 12 лет — по 25 капель или 2 таблетки 3 раза в сутки в течение месяца, детям в возрасте 6–11 лет — по 15 капель, детям 2–5 лет — по 10 капель, детям в возрасте 1 года — по 5 капель. В острый период заболевания (первые 2–3 дня) ИМУПРЕТ® принимают до 5 раз в сутки, а затем переходят на трехразовый прием в течение 2–3 нед.

РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ

Знакомство украинских потребителей с брэндом ИМУПРЕТ® состоялось в декабре 2007 г. (ранее лекарственное средство производилось под торговым наименованием ТОНЗИЛГОН®Н). По итогам 2008 г. годовой объем аптечной реализации препарата ИМУПРЕТ® составил 4 млн грн., в 2013 г. этот показатель повысился почти в 3 раза (рис. 1).

Рис. 1
Динамика объема аптечных продаж ИМУПРЕТА в денежном и натуральном выражении с момента его появления на украинском фармрынке в 2008–2013 гг.
Динамика объема аптечных продаж ИМУПРЕТА в денежном и натуральном выражении с момента его появления на украинском фармрынке в 2008–2013 гг.

ИМУПРЕТ® входит в группу препаратов АТС-классификации R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях», где представлено более 60 участников. По итогам 2013 г. ИМУПРЕТ® занял 16-е место в рейтинге брэндов группы R05X по объему аптечных продаж в денежном выражении и 20-е — в аналогичном рейтинге по объему продаж в натуральном выражении.

В последние годы аптечные продажи ИМУПРЕТА демонстрируют уверенный рост, что в определенной степени свидетельствует о его востребованности среди украинских потребителей. Внимания заслуживает тот факт, что в денежном и натуральном выражении объем аптечной реализации брэнда ИМУПРЕТ® опережает развитие препаратов конкурентной группы (рис. 2, 3). Так, в 2013 г. году объем аптечной реализации ИМУПРЕТА увеличился на 21,2% в денежном и 9,5% в натуральном выражении по сравнению с 2012 г. Таким образом, по итогам прошлого года аптечными учреждениями реализовано 187,1 тыс. упаковок препарата ИМУПРЕТ® на сумму 11,7 млн грн. Динамика объема аптечных продаж группы препаратов R05X в 2013 г. была более сдержанной в денежном выражении (+3,1%), а в натуральном характеризовалась убылью (–14,1%).

Рис. 2
Динамика объема аптечных продаж ИМУПРЕТА и препаратов группы R05X в денежном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Динамика объема аптечных продаж ИМУПРЕТА и препаратов группы R05X в денежном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Рис. 3
Динамика объема аптечных продаж ИМУПРЕТА и препаратов группы R05X в натуральном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Динамика объема аптечных продаж ИМУПРЕТА и препаратов группы R05X в натуральном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Ввиду того, что спрос на ИМУПРЕТ® носит ярко выраженный сезонный характер, представляется интересным проследить развитие его продаж в разрезе помесячной динамики. На протяжении года ИМУПРЕТ® востребован в сезон простудных заболеваний — в сентябре–марте (рис. 4). В целом динамика объема продаж ИМУПРЕТА и препаратов конкурентной группы R05X коррелирует.

Рис. 4
Динамика объема аптечных продаж ИМУПРЕТА и препаратов его конкурентной группы R05X в натуральном выражении в 2011–2013 гг.
Динамика объема аптечных продаж ИМУПРЕТА и препаратов его конкурентной группы R05X в натуральном выражении в 2011–2013 гг.

При принятии решения о покупке препарата большое значение имеет ценовой фактор. Следует отметить, что темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ИМУПРЕТА ниже, чем в целом для препаратов конкурентной группы R05X. Так, по итогам 2013 г. для ИМУПРЕТА этот показатель составил 10,7%. В то время как средневзвешенная стоимость препаратов группы R05X повысилась на 20,1% по сравнению с 2012 г.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОДАЖ

Рис. 5
Динамика объема аптечных продаж ИМУПРЕТА в денежном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2011–2013 гг.
Динамика объема аптечных продаж ИМУПРЕТА в денежном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2011–2013 гг.

ИМУПРЕТ® пользуется популярностью среди потребителей из различных уголков Украины (рис. 5). Следует отметить, что в некоторых областях темпы прироста объема его розничной реализации значительно опередили динамику по брэнду в целом. Так, по итогам 2013 г. максимальное увеличение объема аптечных продаж ИМУПРЕТА зафиксировано в Донецкой (68% в денежном и 49,9% в натуральном выражении) и Ивано-Франковской областях (64,8% и 50,2% соответственно). Кроме того, еще в 8 областях темпы прироста объема аптечных продаж ИМУПРЕТА превысили 30% в денежном выражении, что выше, чем в целом по брэнду (21,2%). В абсолютном значении максимальную выручку ИМУПРЕТ® обеспечивает аптечным учреждениям Киева, Днепропетровской области и АР Крым. В этих регионах Украины реализуется чуть больше четверти объема аптечных продаж брэнда. По итогам 2013 г. Киев аккумулировал 11,6% в денежном и 11,4% в натуральном выражении. На 2-м месте по объему реализации ИМУПРЕТА в регионах Украины — Днепропетровская обл. с долей 8,6% в денежном и 8,5% в натуральном выражении, а на 3-м месте — АР Крым (8,5 и 7,9% соответственно).

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ

Брэнд ИМУПРЕТ® представлен в двух формах выпуска — капли для перорального применения, и таблетки, покрытые оболочкой, № 50.

Рис. 6
Удельный вес различных форм ИМУПРЕТА в общем объеме аптечных продаж брэнда в денежном и натуральном выражении по итогам 2013 г.
Удельный вес различных форм ИМУПРЕТА в общем объеме аптечных продаж брэнда в денежном и натуральном выражении по итогам 2013 г.

ИМУПРЕТ® могут принимать не только взрослые, но и дети: в форме таблеток — в возрасте старше 6 лет, а в форме капель — от 1 года. Возможно, по причине более широкого охвата аудитории потребителей в общем объеме продаж брэнда ИМУПРЕТ® превалирует именно жидкая форма выпуска (рис. 6). По итогам 2013 г. ее удельный вес в общей структуре аптечных продаж брэнда составил 65,1% в денежном и 59,1% в натуральном выражении. Следует отметить, что в прошлом году благодаря высоким темпам прироста таблетированная форма выпуска ИМУПРЕТА (таблетки, п/о, № 50) увеличила свою долю в структуре продаж брэнда до 34,9% в денежном и 40,9% в натуральном выражении. Темпы прироста в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом составили 34,4 и 20,4% соответственно.

В разрезе регионов Украины структура потребления лекарственных форм ИМУПРЕТА в некоторых случаях значительно отличается от общерыночной. Так, в среднем по рынку удельный вес жидкой формы выпуска ИМУПРЕТА в структуре продаж брэнда в натуральном выражении составляет 59,1%. В аптечных учреждениях Тернопольской, Сумской, Черниговской и Винницкой областей доля данной формы выпуска ИМУПРЕТА в структуре продаж брэнда значительно выше, чем в среднем по рынку, и составляет более 70% в натуральном выражении. В Киеве и Черновицкой области превалируют продажи таблетированной формы выпуска ИМУПРЕТА (более 50%), в то время как данная лекарственная форма аккумулирует в общей структуре продаж брэнда 40,9%.

Таким образом, аптечным учреждениям следует учитывать эту особенность при формировании товарного запаса лекарственных форм ИМУПРЕТА.

ПРОДВИЖЕНИЕ

Развитие ИМУПРЕТА в большой степени определяет стратегия продвижения производителя — компании «Бионорика». Учитывая, что в конкурентной группе препаратов R05X компания стабильно занимает ведущую позицию по объему аптечных продаж в денежном выражении в течение последних лет (табл. 1), ей известны секреты эффективных способов продвижения своих брэндов на украинском фармрынке.

Таблица 1 Топ-5 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в денежном выражении по итогам 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за 2011–2012 гг.
Маркетирующая организация 2013 2012 2011
Bionorica (Германия) 1 1 1
Omega Pharma (Бельгия) 2 2 2
Alpen Pharma AG (Швейцария) 3 6 5
Дельта Медикел (Украина) 4 8 10
Boiron (Франция) 5 10 11

Следует отметить, что ИМУПРЕТ® входит в топ-10 брэндов лекарственных средств по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения обо всех видах промоции (POS-материалы, акции, конференции/семинары, почтовые рассылки, визиты медицинских представителей) в конкурентной группе препаратов R05X (табл. 2).

Таблица 2 Топ-10 брэндов лекарственных средств по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения обо всех видах промоции в группе R05X по итогам 2013 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге за 2012–2013 гг.
Брэнд 2013 2012 2011
СИНУПРЕТ 1 1 1
АФЛУБИН 2 2 2
БРОНХИПРЕТ 3 3 3
БРОНХОСТОП 4 4 5
ГЕРБИОН 5 5 4
ИМУПРЕТ 6 6 6
УМКАЛОР 7 8 8
ОЦИЛОКОКЦИНУМ 8 9 15
ИНФЛЮЦИД 9 10 10
ЦИННАБСИН 10 13 12

Зачастую, при покупке препаратов группы «caught&cold» потребители руководствуются собственными соображениями и опытом. Однако, мнение специалистов — назначение врача и рекомендация фармацевта — являются важными факторами, оказывающими влияние на решение потребителя.

За годы существования на украинском фармрынке в стратегии продвижения ИМУПРЕТА основной фокус был сделан на работу с профессиональной аудиторией. Причем, несмотря на безрецептурный статус препарата, его промоция среди специалистов здравоохранения осуществлялась в большей степени среди врачебной аудитории.

В 2013 г. по сравнению с предыдущим годом доля врачей в общем количестве воспоминаний обо всех видах промоции ИМУПРЕТА уменьшилась с 76,2 до 75,9%, в то время как удельный вес фармацевтов увеличился с 20,7 до 22,4%.

Львиную долю усилий по продвижению ИМУПРЕТА компания-производитель сосредоточила на таком важном канале промоции, как визиты медицинских представителей к врачам и фармацевтам. В абсолютных величинах максимальное количество воспоминаний о промоциях ИМУПРЕТА посредством визитов медпредставителей традиционно отмечают для врачей — 5,3 тыс., а для фармацевтов — 1,8 тыс. воспоминаний. В 2013 г. по сравнению с предыдущим годом количество воспоминаний в первом случае уменьшилось на 8%, а во втором, напротив — увеличилось на 26,8%.

В разрезе специальностей врачей основными прескрайберами ИМУПРЕТА стали педиатры, отоларингологи и терапевты/семейные врачи. Долевое участие врачей различных специальностей в структуре назначений ИМУПРЕТА по итогам 2013 г. распределилось следующим образом: удельный вес педиатров составил 60,8%, отоларингологов — 19,8%, терапевтов/семейных врачей — 17,1%, врачей других специальностей — 2,3%.

По итогам 2013 г., максимальный удельный вес в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях брэнда ИМУПРЕТ® посредством визитов медицинских представителей аккумулировали педиатры — 54%, доля отоларингологов составила 29,3%, терапевтов/семейных врачей — 12,7%, остальные 3,9% распределены между врачами других специальностей.

ТОВАРНЫЙ ЗАПАС

Учитывая, что впереди нас ждет еще один месяц зимы, а после наступит переменчивая весна, специалистам отделов закупок будет целесообразно позаботиться о достаточном товарном запасе ИМУПРЕТА в аптечных учреждениях.

Формирование товарных запасов в аптечном ритейле — симбиоз интуитивного и аналитического подхода. Размер товарного запаса целесообразно рассчитывать, исходя из индивидуальных особенностей торговых точек. Также важно принимать во внимание сезонность спроса.

При формировании товарного запаса принято учитывать ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на потребности и возможности реализации торговых точек, включая их формат (аптеки/аптечные пункты) и финансовые характеристики.

Количество реализованных упаковок в различных торговых точках варьирует в зависимости от величины месячного товарооборота аптечного учреждения и типа аптечного учреждения.

Ввиду того, что аптеки доминируют в общем объеме аптечных продаж, максимальное количество упаковок ИМУПРЕТА реализуется как раз в аптеках, а затем в аптечных пунктах, что следует учитывать при формировании товарных запасов ИМУПРЕТА в различных торговых точках.

Товарный запас целесообразно планировать в интервале между средними и максимальными показателями объема продаж препарата в одной торговой точке с учетом ее финансовых характеристик.

Рис. 7
Минимальное, среднее и максимальное количество реализованных упаковок ИМУПРЕТА в различных торговых точках, сгруппированных по их финансовым характеристикам, в декабре 2013 г.
Минимальное, среднее и максимальное количество реализованных упаковок ИМУПРЕТА в различных торговых точках, сгруппированных по их финансовым характеристикам, в декабре 2013 г.

Представленные данные по количеству проданных упаковок ИМУПРЕТА в торговых точках с различными финансовыми характеристиками (рис. 7) свидетельствуют о том, что объем его продаж распределен неравномерно, о чем свидетельствует минимальное и максимальное количество проданных упаковок в различных группах торговых точек. Так, например, по итогам декабря 2013 г. в группе торговых точек с объемом месячной выручки 130–250 тыс. грн. одна из аптек реализовала 11 упаковок ИМУПРЕТА, тогда как другая — всего 1 упаковку. Среднее количество реализованных упаковок препарата зависит от товарооборота торговой точки, и чем он выше, тем, соответственно, выше этот показатель. Так, среднее количество реализованных упаковок ИМУПРЕТА в декабре прошлого года находилось в диапазоне от 2 до 5.

Таблица 3 Рекомендации по объему среднего товарного запаса препарата ИМУПРЕТ® в различных формах выпуска в натуральном выражении на основании данных по розничной реализации в декабре 2013 г. для торговых точек с различными финансовыми характеристиками
Объем месячной выручки, тыс. грн. Кап. орал. фл. 100 мл Табл. п/о, № 50
Аптеки Аптечные пункты Аптеки Аптечные пункты
До 130 2–5 1–3 2–3 1–2
130–250 3–6 2–5 3–4 2–3
250–400 4–7 3–5 4–5 2–3
400–650 5–9 3–6 5–7 2–3
560–800 6–10 3–6 7–9 3–4
Более 800 9–14 4–6 7–11 3–4

В табл. 3 приведены рекомендации по объему среднего товарного запаса препарата ИМУПРЕТ® в разрезе форм его выпуска для торговых точек с различными финансовыми характеристиками.

P.S.

Лекарственные средства на растительной основе успешно заняли свою нишу на отечественном фармрынке в различных фармакологических группах, в том числе в сегменте «cough&cold».

В конкурентной группе препаратов R05X «Прочие препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» компания «Бионорика» уже много лет стабильно занимает лидирующую позицию по объему аптечных продаж в денежном выражении. По итогам 2013 г. она заняла 2-е место в рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в натуральном выражении.

В продуктовом портфеле компании представлено 4 препарата на растительной основе для лечения заболеваний верхних дыхательных путей: СИНУПРЕТ®, БРОНХИПРЕТ®, ТОНЗИПРЕТ® и ИМУПРЕТ®.

СИНУПРЕТ® показан при воспалительных заболеваниях околоносовых пазух (синусит, гайморит). БРОНХИПРЕТ® применяется при заболеваниях верхних дыхательных путей, сопровождающихся кашлем (в том числе в составе комплексной терапии при остром и хроническом бронхите). На фоне вирусных заболеваний может развиться воспалительный процесс — тонзиллит, ларингит, фарингит. При остром и хроническом воспалении глотки, гортани и миндалин назначают ТОНЗИПРЕТ®. Компоненты препарата обладают обезболивающим, противоспалительным и иммуностимулирующим действием.

Практически все простудные заболевания сопровождаются снижением защитных сил организма. Риск «подхватить» респираторную инфекцию в холодное время года, когда активизируются простудные заболевания, повышается.  И если болезнь подступила вплотную, укрепить защитные силы организма поможет препарат на растительной основе ИМУПРЕТ®.

Екатерина Дмитрик

Бионорика

фитониринг — перспективное направление фитотерапии

Немецкая фармацевтическая компания «Бионорика», которой в прошлом году исполнилось 80 лет, входит в число ведущих мировых производителей лекарственных средств на растительной основе. Качество и безопасность растительных препаратов обеспечиваются благодаря строгому контролю качества сырья, выращиваемого в экологически чистых районах Европы на собственных плантациях компании «Бионорика», а также применению высокотехнологичных методов, позволяющих перенести его качество на готовый продукт.

Формула успеха компании на мировом, а также на украинском фармацевтическом рынке заложена в концепции фитониринга. Что такое фитониринг? Это перспективное направление в фитомедицине — своеобразный мостик между традиционной фитотерапией и современными технологиями изготовления лекарственных средств. Это целая философия, которая объединяет исследование механизмов действия компонентов растений (фито-) с использованием инновационных технологий и современных научных методов (инжиниринг).

Фитониринг охватывает весь цикл производства, начиная с выращивания растительного сырья и заканчивая тщательным контролем качества производства продукции.

Основные принципы фитониринга включают:

  • строгое соблюдение принципов селекции и тщательный отбор семенного материала при выращивании растительного сырья;
  • стандартизацию процесса производства с применением сертифицированных технологий на всех этапах изготовления фармацевтической продукции;
  • применение высокоэффективных технологий извлечения экстрактов из растительного сырья, в частности щадящей низкотемпературной вакуумной экстракции в закрытом цик­ле, позволяющей максимально предотвратить количественные и качественные изменения активных компонентов;
  • соблюдение принципов научной доказательности в отношении эффективности и профиля безопасности препаратов;
  • проведение крупных клинических исследований надлежащего дизайна, позволяющих получить статистически достоверные сравнительные данные.

ИМУПРЕТ® усиливает продукцию интерферонов уже на 2-е сутки острого заболевания верхних дыхательных путей.

Выработка раннего α-интерферона, необходимого для обеспечения «экстренной» противовирусной защиты, увеличивается на 66,7% (рис. 8).

ИМУПРЕТ


Бронхипрет

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи