Вчера, сегодня, завтра фармрынка Украины

6–7 февраля в Киеве в отеле «Русь» состоялся IX Ежегодный аналитический форум «Фармрынок Украины—2014. В рамках эффективных понятий», организаторами которого выступили компании «МОРИОН», «Proxima Research», «КОМКОН Фарма—Украина» и «УкрКомЭкспо», а генеральным спонсором — компания «STADA CIS». При поддержке Комитета по здравоохранению Европейской Бизнес Ассоциации, Ассоциации производителей инновационных препаратов «APRaD», Ассоциации международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», Всеукраинской общественной организации Фармацевтическая ассоциация «ФАРМУКРАИНА», Аптечной профессиональной ассоциации Украины, Ассоциации операторов рынка медицинских изделий и Американской торговой палаты в Украине. Мероприятие посетило 295 человек, среди которых топ-менеджеры украинских и зарубежных фармкомпаний, народные депутаты Украины, представители регуляторных органов, эксперты рынка, аналитики, юристы и другие специалисты, так или иначе связанные с фармацевтическим рынком.

В рамках форума состоялось 6 тематических фреймов, нацеленных на освещение аналитической, законодательной, маркетинговой и логистической составляющих деятельности операторов рынка. В ходе первого фрейма под названием «Что было. Итоги 2013» ведущие аналитики отрасли дали оценку развитию фармрынка в ушедшем году, а также поделились прогнозами на текущий год. Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины, открыл конференцию докладом «Бег по кругу», в котором рассказал о главных экономических событиях 2013 г. и прогнозах макроэкономических показателей разных стран на ближайшие годы. Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research», в докладе «Украинский фармрынок 2013 в деталях» осветил основные тенденции развития фармрынка Украины в 2013 г. и факторы, которые влияли на этот процесс, а также представил оптимистичный и пессимистичный прогнозы развития рынка на 2014 г. В докладе «Уроки фармацевтической истории Украины — чему они нас учат?» Виктор Пушкарев, региональный директор «Оrion» в странах СНГ, президент Ассоциации международных фармацевтических производителей, AIPM Ukraine, рассказал о том, как выглядит Украина на фоне соседних фармацевтических рынков. Игорь Хмилевский, руководитель проекта «Фармконсалтинг», Константин Магалецкий, парт­нер компании Horizon Capital Advisors, Тим Коган, директор департамента корпоративных финансов компании Сapital Times, Юрий Астахов, директор инвестиционно-банковского направления компании Dragon Capital, Сергей Лысов, директор по прямым инвестициям компании Dragon Capital, — проинформировали о причинах инвестиционной паузы в 2013 г. и инвестиционных ожиданиях 2014 г. Под занавес первого фрейма состоялось интервью с Михаилом Бродским, главой Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, в ходе которого обсуждалось введение нормы об обязательном выписывании рецептов по международным непатентованным наименованиям.

IX Ежегодный аналитический форум «Фармрынок Украины—2014

В рамках второго фрейма «Чем можем успокоиться — деньги любят тишину: ТС-фрейм» эксперты поделились мнениями о состоянии и развитии фармрынков стран Таможенного союза (ТС). С докладом «Структурные изменения на рынках России и Украины. Регуляторное давление и «выживаемость» и «сопротивляемость» рынка: у кого больше ресурсов и на чье благо они пойдут?» выступил Олег Фельдман, директор подразделения здравоохранения компании «Synovate Comcon». Ключевые факторы развития рынков стран СНГ осветил Николай Демидов, директор компании IMS в России и странах СНГ. Иван Глушков, заместитель генерального директора холдинга STADA очертил ключевые полномочия Евразийской экономической комиссии в рамках ТС. О работе компании на внешних рынках и поддержке отечественного производителя в странах СНГ рассказал Александр Партышев, коммерческий директор Корпорации «Артериум».

Реалии развития различных сегментов европейского фармрынка были представлены в ходе третьего фрейма «Какой будет структура рынка: ЕС-фрейм». Михаил Пилькевич, директор подразделения обеспечения сервиса в Восточной Европе компании IMS, представил доклад на тему «Будущая модель фармрынка: ЕС против ТС». Основные тенденции развития фармацевтических рынков стран ЕС представил Дональд Макартур, независимый аналитик по вопросам международного фармацевтического опыта. О возможностях эффективного интегрирования цепочки «производитель — оптовик — аптека» рассказал Гжегож Орновски, директор компании «Мибе Украина». Европейский опыт выписывания рецептов по международным непатентованным наименованиям раскрыл Николай Орлов, партнер ЮК «ОМР».

Второй день форума совпал с резким изменением курсовой политики НБУ, что вызвало всеобщую обеспокоенность участников мероприятия. В частности, они обсудили вопрос о необходимости пересчета цен на препараты, подлежащие государственному регулированию, закупаемые за бюджетные средства и включенные в пилотные проекты. Во время форума была создана инициативная группа, которая была делегирована к Раисе Богатыревой, министру здравоохранения Украины, для рассмотрения и решения данного вопроса.

Целесообразность внесения очередных изменений в Закон Украины «О лекарственных средствах» и возможность создания нового базового закона на основе Директивы ЕС обсуждалась в ходе четвертого фрейма конференции. Владимир Игнатов, глава представительства «Ипсен Фарма» в Украине, исполнительный директор AIPM Ukraine, обобщил регуляторные изменения, произошедшие в 2013 г. Андрей Шипко, Владимир Дудка и Святослав Ханенко, главы профильных подкомитетов Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, рассказали о возможных изменениях законодательства, в частности Закона Украины «О лекарственных средствах» и предложили решать актуальные проблемы на уровне профильного комитета Верховной Рады Украины. Первый шаг на этом пути был сделан во время конференции. Алексей Соловьев, председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам, ознакомил участников форума с процессом формирования системы обеспечения качества препаратов. Сергей Орлик, аналитик проекта «Фармконсалтинг», посвятил доклад взаимосвязи системы здравоохранения и фармрынка. Мнениями о возможных последствиях внедрения нормы об обязательном выписывании рецептов по международным непатентованным наименованиям и состоянии дел в сфере реализации пилотных проектов поделились Ольга Баула, Виктор Чумак, советники министра здравоохранения, Янина Толкачева, начальник отдела по вопросам оборота лекарственных средств МЗ Украины, и Татьяна Котляр, глава Общественного совета при Государственной службе Украины по лекарственным средствам.

Отметим, что во время форума его участникам впервые был представлен анализ динамики выдачи Гослекслужбой запретов/разрешений на обращение лекарственных средств, в частности связанных с окончанием/возобновлением регистрации препаратов.

В рамках пятого фрейма «Менеджмент маркетинговых сражений» внимание участников сосредоточилось на вопросе повышения эффективности использования различных промоционных каналов. Евгений Заика, директор компании «Такеда Украина», продемонстрировал имеющиеся у операторов рынка возможности в этой сфере на примере успешных кейсов. Станислав Дьяченко, глава представительства холдинга STADA CIS в Украине, в докладе «Искусство управлять портфелем» рассказал о необходимости структурных изменений в компаниях и об искусстве управления собственными ресурсами. Инна Ягнюк, руководитель проекта промоционной активности компании «Proxima Research», раскрыла возможности для оценки прилагаемых промоционных усилий. О диджитал-маркетинге как одном из самых перспективных направлений продвижения препаратов рассказал в своем докладе «Pharma in need of a digital injection, или Все на дигитализацию становись» Владислав Летик, глава представительства «Б. Браун Медикал Украина». Евгений Плахов, директор компании «КОМКОН Фарма—Украина», акцентировал внимание на изменении роли фармацевтов в продвижении Rx-препаратов. Важность роли ТВ-рекламы при продвижении препаратов подчеркнул Андрей Партыка, глава сейлс-хаусов StarLight Sales и StarLight Brand Content. Подытожила фрейм фокус-дискуссия об эффективности различных каналов промоции, в которой приняли участие Владимир Митин, региональный директор в странах СНГ «Актавис», Анатолий Ревин, глава представительства «Эгис Нюрт» в Украине, Вадим Волков, глава представительства «Омега фарма» в Украине и Казахстане, и Александр Мельник, генеральный директор «Джензайм» в Украине.

В рамках заключительного шестого фрейма «Дистрибуция и ритейл: форматы и роль в развитии фармацевтического рынка Украины» Евгений Кунда, директор по развитию компании «МОРИОН», очертил инфраструктуру аптечного рынка Украины в разрезе форм собственности. Александр Суходольский, директор по развитию компании «БаДМ» представил свое видение развития украинской дистрибуции. О коммерческих показателях розничного звена и их влиянии на развитие рынка рассказал Сергей Ходос, директор компании «Фра-М». Об изменении подходов во взаимодействии розницы и производителей в своем докладе «Нажми на кнопку — получишь результат?» рассказала Елена Зубко, руководитель департамента безрецептурных препаратов ООО «Байер». Юлия Клименюк, заместитель директора по маркетингу ООО «Гамма 55», посвятила аудиторию в тайные и явные желания аптечной розницы в партнерстве с производителями. Йонас Триггвасон, председатель правления компании «UPharma Consulting», раскрыл основные модели маркетингового взаимодействия производителей и ритейла.

Под занавес конференции состоялась дискуссия о взаимодействии аптечного ритейла, производителей и дистрибьюторов, которая плавно перешла в подведение итогов развития фармрынка в ушедшем году и прогнозирование будущего его состояния.

В следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА» читайте более подробное освещение конференции. Ознакомиться с презентациями участников конференции читатели могут на сайтах  www.apteka.ua и www.morion.ua.

Юлия Кордубайло, фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи