БРОНХИПРЕТ: победа над кашлем!

Зима выдалась на редкость суровой. А с приходом весны организм, ослабленный после холодов, очень чутко реагирует на резкие перепады погоды. Вспоминаются слова А.С. Пушкина «весной я болен». Действительно, в это время года остро стоит проблема защиты от простудных заболеваний. В таких случаях на помощь приходит препарат для лечения кашля и бронхита БРОНХИПРЕТ известного в Украине производителя лекарственных средств на растительной основе — компании «Бионорика АГ» (Германия). При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН» и «PharmXplorer» компании «Proxima Research».

Розничная реализация

Что может служить наилучшей характеристикой успешности препарата, как не динамика его продаж? Из года в год объем аптечной реализации БРОНХИПРЕТА растет, о чем свидетельствуют приведенные далее цифры. Так, в 2009 г. объем­ аптечных продаж препарата БРОНХИПРЕТ составил 12,5 млн грн., увеличившись на 6,2% по сравнению с предыдущим годом (рис. 1). В натуральном выражении этот показатель составил 264 тыс. упаковок.

Ввиду того что спрос на БРОНХИПРЕТ носит ярко выраженный сезонный характер, представляется интересным проследить развитие его продаж в разрезе помесячной динамики, а также на фоне его конкурентной группы. Отметим, что на отечественном фармрынке БРОНХИПРЕТ представлен в АТС-группе R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях». Кроме того, БРОНХИПРЕТ входит состав топ-10 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении в конкурентной группе препаратов R05X.

В течение года БРОНХИПРЕТ востребован в сентябре–марте — в период распространения простудных заболеваний, а пик объема его продаж приходится на октябрь и ноябрь. В целом динамика объема продаж БРОНХИПРЕТА и конкурентной группы препаратов R05X коррелирует, хотя временами исследуемый препарат демонстрирует опережающее развитие (рис. 2).

В региональном разрезе максимальный удельный вес в общем объеме аптечных продаж БРОНХИПРЕТА в денежном выражении в 2009 г. аккумулирует Киев — 18%. Отметим, что в столице объем аптечных продаж этого брэнда в 2009 г. увеличился на 24,1% относительно 2008 г. На 2-м и 3-м местах по объему реализации БРОНХИПРЕТА в регионах Украины расположились Днепропетровская и Донецкая области с долей 9,5 и 7,4% соответственно (рис. 3). Максимальные темпы прироста объема аптечной реализации БРОНХИПРЕТА в денежном выражении были отмечены в Полтавской, Кировоградской и Тернопольской областях.

Максимальную выручку аптечным учреждениям обеспечивают такие лекарственные формы БРОНХИПРЕТА, как сироп фл. 100 мл, табл. п/о, № 50 и сироп фл. 50 мл

На отечественном фармрынке БРОНХИПРЕТ представлен в шести лекарственных формах. Максимальный объем продаж аптечным учреждениям обеспечивают такие формы выпуска БРОНХИПРЕТА, как сироп фл. 100 мл, табл. п/о, № 50 и сироп фл. 50 мл (рис. 4). Суммарно доля указанных трех лекарственных форм БРОНХИПРЕТА составляет 60% в общем объе­ме реализации этого брэнда в денежном выражении.

В 2009 г. по сравнению с предыдущим годом такие лекарственные формы БРОНХИПРЕТА, как табл. п/о, № 50, сироп фл. 50 мл и кап. д/перорал. прим. фл. 50 мл, продемонстрировали темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении свыше 10%, благодаря чему нарастили свою долю в общем объеме продаж БРОНХИПРЕТА (рис. 5). В это же время для формы кап. д/перорал. прим. фл. 100 мл была отмечена убыль на уровне около 5%, а их удельный вес сократился с 14% в 2008 г. до 13% в 2009 г.

Маркетинговые Усилия

Маркетинговые усилия по продвижению БРОНХИПРЕТА компания-производитель сосредоточила на таком важном канале промоции, как визиты медицинских представителей к врачам и фармацевтам. В абсолютных величинах максимальное количество воспоминаний о промоциях медпредставителями БРОНХИПРЕТА традиционно отмечают для врачей — 7,4 тыс., а для фармацевтов — 4,5 тыс. воспоминаний. В это же время относительно предыдущего года в 2009 г. количество воспоминаний в первом случае уменьшилось на 21%, а во втором, напротив, возросло на 8%.

В разрезе специальностей врачей в 2009 г. наибольшее количество воспоминаний о визитах медпредставителей назвали педиатры, терапевты/семейные врачи и отоларингологи. По сравнению с 2008 г. в анализируемый период доля педиатров в общем количестве воспоминаний о промоциях БРОНХИПРЕТА увеличилась с 46 до 58%, в то время как удельный вес по всем остальным специальностям уменьшился (рис. 6). Важно также отметить, что количество воспоминаний врачей о назначениях БРОНХИПРЕТА значительно увеличилось относительно 2008 г. — на 46,4%. А среди педиатров и отоларингологов этот показатель был еще выше (+84,2 и 54,3% соответственно). Также значительное увеличение количества воспоминаний о рекомендациях БРОНХИПРЕТА отмечают среди фармацевтов (+166,2%).

Относительно 2008 г. число воспоминаний врачей о назначениях БРОНХИПРЕТА возросло так же, как и рекомендации среди фармацевтов

Долевое распределение различных лекарственных форм БРОНХИПРЕТА среди врачебной аудитории и первостольников коррелирует. Наиболее часто как врачи, так и фармацевты называют промоции медицинских представителей для таких лекарственных форм БРОНХИ­ПРЕТА, как сироп фл. 100 мл и табл. п/о, № 50 (рис. 7). Отметим, что эти 2 формы выпуска обеспечили максимальные продажи аптечным учреждениям в 2009 г. по денежному показателю.

Аптечные учреждения

С приближением весны все вокруг пробуждается от зимней спячки, начинает теплеть, но именно в это время года люди жалуются на коварство погоды, когда безобидный ветерок может послужить причиной простудных заболеваний. Поэтому аптекам сейчас самое время позаботиться о товарных запасах соответствующих препаратов. Для упрощения понимания структуры продаж БРОНХИПРЕТА представляем анализ его продаж в различных аптечных учреждениях. Для проведения данного исследования все аптечные учреждения были сгруппированы по категориям торговой точки (ТТ) — аптеки, аптечные пункты и киоски, а также финансовым характеристикам.

Ввиду приближения одного из пиковых месяцев по объему продаж БРОНХИПРЕТА — марта — за основу при формировании классов ТТ по финансовому признаку и расчета объема продаж непосредственно препарата были использованы данные за октябрь 2009 г. как наиболее схожие с наступающим месяцем ввиду роста спроса.

Среднее количество проданных упаковок БРОХИПРЕТА прямо пропорционально объе­му ежемесячной выручки ТТ (рис. 8). Значительный интервал между минимальным и максимальным количеством проданных упаковок, вероятно, является результатом недостаточных запасов данного препарата в отдельных аптечных учреждениях.

С учетом представленных данных приводим наши рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата БРОНХИПРЕТ для ТТ с различными финансовыми характеристиками (таблица).

Таблица Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата БРОНХИПРЕТ в натуральном выражении в октябре для всех типов ТТ с различными финансовыми характеристиками
Объем месячной выручки, тыс. грн. Тип ТТ
Аптеки Аптечные пункты Аптечные киоски
<130 2–3 2–3 2–3
130–280 4–6 4–6 4–6
280–580 7–10 7–10 10–12
580–1000 13–14 3–4 16–20
>1000 25–30

Важно учитывать, что рекомендованное количество упаковок корректируется по мере необходимости, так как максимальное количество упаковок препарата, которое может быть реализовано в аптечных учреждениях, значительно варьирует и превышает приведенное количество.

P.S.

Итак, исходя из динамики развития аптечных продаж, препарат на растительной основе БРОНХИПРЕТ занял прочные позиции на отечественном фармрынке. Вот уже несколько лет он стабильно входит в состав топ-10 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении в конкурентной группе препаратов R05X. Немаловажную роль в его рыночном развитии сыграла промоционная активность компании-производителя. Так, с одной стороны, число воспоминаний врачей о назначениях БРОНХИ­ПРЕТА значительно увеличилось в 2009 г. относительно 2008 г. С другой стороны, растущие воспоминания фармацевтов о визитах медпредставителей свидетельствуют об эффективной работе таковых — рекомендации БРОНХИПРЕТА увеличились более чем в 2,5 раза в сравнении 2008 г.

Хотелось бы также добавить: в преддверии весеннего сезона при ориентации на приведенные нами рекомендации в помощь специалистам отделов закупок необходимо учитывать, что дальнейшее продвижение препарата будет усиливать потенциал его продаж!

Анна Шибаева

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті