Если уж люди болеют, предложите им хорошее лекарство!

Процесс формирования товарных запасов новых на фармацевтическом рынке препаратов всегда вызывает затруднения у специалистов отделов закупок в аптечных учреждениях. Ведь на сколько сложно спрогнозировать спрос на такие лекарственные средства полагаясь на экспертно-интуитивные методы, на столько же легко это сделать оперируя точными данными! Наша публикация посвящена аналитическим подходам к управлению закупками такого препарата — ЦИНАТРОПИЛ-ЗДОРОВЬЕ, основанным на проведенном анализе аптечных продаж (по данным системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН»).

Физическое и интеллектуальное здоровье каждого человека во многом зависит от деятельности ЦНС, для обеспечения эффективности которой необходимо соответствующее снабжение клеток головного мозга кислородом. Поэтому лечение и профилактика нарушений мозгового кровообращения всегда являлись актуальной медицинской задачей и по сей день не утратили своей значимости. В свою очередь несоответствие между потребностью мозговой ткани в кислороде и его получением ведет к различным нарушениям, к которым можно отнести атеросклероз сосудов головного мозга, ишемический инсульт, нарушение памяти, энцефалопатии различного генеза, мигрень и т.д. Как правило, основными причинами таких дисфункций являются перенесенные черепно-мозговые травмы, инсульты, инфекционные заболевания, интоксикации. В связи с этим многим людям показан прием улучшающих деятельность клеток головного мозга при кислородном голодании лекарственных средств (ЛС) группы АТС-классификации четвертого уровня N06B X «Прочие психостимулирующие и ноотропные средства».

Новым ЛС среди них на фармацевтическом рынке Украины является ЦИНАТРОПИЛ-ЗДОРОВЬЕ. Важно отметить, что его название является запатентованной торговой маркой, а каждая капсула маркирована фирменным знаком, что свидетельствует об обеспечении защиты продукции компанией-производителем от фальсификаций. Хотя признание потребителями, конечно же, будет определено в первую очередь эффективностью фармакотерапевтического действия. А для того чтобы врачи и пациенты смогли по достоинству оценить результаты лечения этим препаратом, необходимо обеспечить его наличие в продаже. Так каким же образом специалистам отделов закупок правильно рассчитать потребности в формировании его товарного запаса? Одним из возможных вариантов решения этой проблемы призван послужить комплексный анализ объемов аптечных продаж ЛС группы N06B X.

Для проведения анализа большинство препаратов группы N06B X, выпускаемых в форме таблеток или капсул, согласно экспертной оценке объединили в одну конкурентную группу, где были установлены границы низко-, средне- и высокостоимостной ниш (таблица 1). Подробнее о методологии определения ценовых ниш читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 21 (442) от 31 мая 2004 г. Все данные по денежным показателям рассчитаны в розничных ценах за 1 таблетку/капсулу.

Таблица 1

Границы ценовых ниш препаратов конкурентной группы

Ниша

Средневзвешенная розничная стоимость 1 таблетки/капсулы в  упаковке
Нижняя? граница Верхняя? граница
Низкостоимостная 0 грн. 05 коп. 0 грн. 45 коп.
Среднестоимостная 0 грн. 46 коп. 1 грн. 40 коп.
Высокостоимостная 1 грн. 41 коп. 3 грн. 00 коп.

В данном распределении препаратов конкурентной группы по ценовым характеристикам ЦИНАТРОПИЛУ-ЗДОРОВЬЕ отведено место в низкостоимостной нише, поскольку его рекомендованная розничная стоимость немного превышает 12 грн. за упаковку (около 20 коп. за 1 капсулу). Следует отметить, что объемы продаж всех препаратов, относящихся к данной конкурентной группе, постоянно увеличиваются. По итогам всего 2005 г. их прирост превысил аналогичный показатель за 2004 г. на 39,3%. При этом доля дохода аптечных учреждений от продажи низкостоимостных ЛС исследуемой группы в этот же период увеличилась на 38,8%, что является наглядным примером повышения спроса на такие препараты наравне со всей конкурентной группой. При этом их удельный вес в структуре распределения объемов аптечных продаж в денежном выражении в этот же период составил 56,3%. Важно, что в этой нише представлены ЛС практически всех групп АТС-классификации пятого уровня. Что касается ЦИНАТРОПИЛА-ЗДОРОВЬЕ — он относится к наиболее эффективным комбинированным препаратам пирацетама, которые достаточно давно завоевали признание у врачей различных специальностей: невропатологов, геронтологов, а также у врачей общей практики.

В чем же заключается высокая эффективность этого препарата? В состав ЦИНАТРОПИЛА-ЗДОРОВЬЕ входят пирацетам (400 мг) и циннаризин (25 мг), комбинация которых приводит к усилению их терапевтического действия. В результате проведенных клинических исследований была доказана высокая эффективность комбинации этих двух компонентов за счет ярко выраженного антигипоксического действия, которое намного сильнее такового при применении компонентов по отдельности. Кроме этого, ЦИНАТРОПИЛ-ЗДОРОВЬЕ имеет ощутимое преимущество перед многими другими препаратами благодаря тому, что такая комбинация позволяет уменьшить количество принимаемых препаратов. Это, в свою очередь, удобно для пациента и дает дополнительную уверенность врачу в успехе лечения.

ЦИНАТРОПИЛ-ЗДОРОВЬЕ обладает сосудорасширяющим, антигипоксическим и ноотропным действием. Пирацетам, входящий в его состав, улучшает деятельность клеток головного мозга и его ресурсы при кислородном голодании, а циннаризин улучшает мозговое кровообращение за счет расширения сосудов головного мозга и снижает возбудимость вестибулярного аппарата.

ЦИНАТРОПИЛ-ЗДОРОВЬЕ назначают больным с нарушением мозгового кровообращения: при атеросклерозе сосудов мозга, ишемическом инсульте, в период долечивания после геморрагического инсульта; после черепно-мозговых травм; при нарушении памяти, мыслительной функции и снижении концентрации внимания; ухудшении настроения (при подавленности и раздражительности); энцефалопатии, лабиринтопатии различного генеза — головокружении, нистагмах, тошноте и рвоте; при синдроме Меньера; для профилактики кинетозов и мигрени; для повышения способности к обучению и улучшения памяти у детей с отставанием умственного развития.

Препарат назначают по 1–2 капсулы 3 раза в день в течение 1–3 месяцев в зависимости от тяжести заболевания. Курс лечения — 2–3 раза в год. Данная лекарственная форма назначается детям с 5 лет по 1–2 капсулы 1–2 раза в день.

Учитывая все преимущества ЦИНАТРОПИЛА-ЗДОРОВЬЕ и комплексность его фармакотерапевтических свойств, можно сказать, что на сегодняшний день он является одним из наиболее эффективных комбинированных ноотропных препаратов, который к тому же доступен большинству пациентов. Давайте оценим его перспективы на розничном рынке. Приведенные данные указывают на увеличение объемов продаж всех низкостоимостных препаратов конкурентной группы в денежном выражении (рис. 1). Особенно ярко выражено повышение этого показателя в период с сентября 2005 г., а в декабре он достиг максимальной отметки — 5,9 млн грн. Отсюда следует, что потребность в таких ЛС постоянно возрастает. Поэтому, оперируя точными аналитическими данными, просчитать эффективность продаж препарата, который изначально обеспечен высоким спросом, достаточно легко.

Для того чтобы осуществить точный прогноз потребностей любой торговой точки (ТТ) в закупках ЦИНАТРОПИЛА-ЗДОРОВЬЕ, мы проанализировали объемы аптечных продаж совокупности низкостоимостных ЛС конкурентной группы в разрезе категорий ТТ (аптек, аптечных пунктов и киосков). Для исследования была использована репрезентативная выборка по всей Украине, где каждой ТТ была присвоена финансовая и территориальная характеристика (подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (525) от 30 января 2006 г.). При формировании классов ТТ по финансовым характеристикам и расчете объемов продаж препаратов использовались данные за декабрь 2005 г. как максимально приближенные к будущим периодам, использование которых позволяет с меньшей погрешностью составлять рекомендации.

Рис. 1. Прирост/убыль объемов аптечных продаж низкостоимостных препаратов конкурентной группы в денежном выражении в январе–декабре 2004–2005 гг.
Рис. 1. Прирост/убыль объемов аптечных продаж низкостоимостных препаратов конкурентной группы в денежном выражении в январе–декабре 2004–2005 гг.

?

Напомним, что анализ базируется на способности каждой ТТ с определенной финансовой и территориальной характеристиками реализовать конкретное количество низкостоимостных препаратов исследуемой группы за месяц. Приведенные данные о минимальном, среднем и максимальном количестве проданных упаковок ЛС исследуемой конкурентной группы свидетельствуют о том, что ТТ с большей выручкой продают за определенный промежуток времени большее количество упаковок этих препаратов (рис. 2, 3, 4). Разница между максимальными и минимальными показателями в данном случае свидетельствует о неравномерности распределения объемов продаж: некоторые ТТ с одинаковыми финансовыми характеристиками реализуют гораздо большее количество упаковок низкостоимостных препаратов конкурентной группы, чем в среднем по группе, что свидетельствует о больших объемах товарных запасов этих препаратов. И наоборот, в тех случаях, когда товарные запасы этих ЛС в аптечном учреждении ограничены, их объемы продаж сводятся к минимальным показателям. Опираясь на приведенные данные, отметим, что средний показатель по группе указывает на то минимальное количество низкостоимостных препаратов конкурентной группы, которое способна реализовать ТТ с определенной финансовой характеристикой, — ему и должны соответствовать объемы товарных запасов. Однако специалистам отделов закупок в данном случае также необходимо учитывать месторасположение ТТ, поскольку характер фармакотерапевтических свойств этих ЛС предполагает более высокий спрос на них в аптеках (аптечных пунктах или киосках), находящихся в непосредственной близости к лечебно-профилактическим учреждениям.

Анализ среднего количества проданных упаковок низкостоимостных ЛС исследуемой конкурентной группы в разрезе населенных пунктов свидетельствует о том, что в небольших городах их объемы продаж несколько больше, чем в крупных (рис. 5). Частично это объясняется отличиями в покупательской способности. В целом же у каждого препарата всегда есть свой потребитель. Поэтому, учитывая все преимущества комбинированного препарата ЦИНАТРОПИЛ-ЗДОРОВЬЕ, каждый покупатель низкостоимостного ЛС данной конкурентной группы, по сути, является его потенциальным потребителем.

Рис. 2. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок низкостоимостных препаратов конкурентной группы в аптеках, сгруппированных по объемам выручки, в декабре 2005 г.
Рис. 2. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок низкостоимостных препаратов конкурентной группы в аптеках, сгруппированных по объемам выручки, в декабре 2005 г.
Рис. 3. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок низкостоимостных препаратов конкурентной группы в аптечных пунктах, сгруппированных по объемам выручки, в декабре 2005 г.
Рис. 3. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок низкостоимостных препаратов конкурентной группы в аптечных пунктах, сгруппированных по объемам выручки, в декабре 2005 г.

?

Рис. 4. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок низкостоимостных препаратов конкурентной группы в аптечных киосках, сгруппированных по объемам выручки, в декабре 2005 г.
Рис. 4. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок низкостоимостных препаратов конкурентной группы в аптечных киосках, сгруппированных по объемам выручки, в декабре 2005 г.
Рис. 5. Среднее количество проданных упаковок низкостоимостных препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки, с учетом категорий населенных пунктов, в декабре 2005 г.
Рис. 5. Среднее количество проданных упаковок низкостоимостных препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки, с учетом категорий населенных пунктов, в декабре 2005 г.

?

Для того чтобы помочь специалистам отделов закупок определить потребности ТТ в товарных запасах ЦИНАТРОПИЛА-ЗДОРОВЬЕ, давайте рассмотрим пример. Сколько упаковок этого ЛС способен реализовать аптечный пункт со среднемесячной выручкой порядка 150 тыс. грн., который находится в населенном пункте с численностью 300 тыс. человек? Основываясь на приведенных графических данных, видно, что в группе ТТ с выручкой от 100 до 200 тыс. грн. в городах с населением 100–700 тыс. человек реализуется в среднем 88 упаковок низкостоимостных препаратов исследуемой конкурентной группы. А в аптечных пунктах этот показатель ниже на 14% — 72 упаковки. Объем товарного запаса ЦИНАТРОПИЛА-ЗДОРОВЬЕ данного аптечного пункта должен составить минимум 24 упаковки. Максимальное количество, в свою очередь, определяется с учетом индивидуальных особенностей ТТ: ее месторасположения, близости к лечебно-профилактическим учреждениям, а также глубины товарного ассортимента. Целесообразно отметить также, что при расчете объемов товарных запасов ЦИНАТРОПИЛА-ЗДОРОВЬЕ необходимо учитывать тот факт, что со временем они будут увеличиваться благодаря повышению узнаваемости препарата конечными потребителями и невысокой стоимости, которая позволяет ощутимо сэкономить на длительном курсе лечения.

В таблице 2 приведены рекомендации по величине месячного товарного запаса ЦИНАТРОПИЛА-ЗДОРОВЬЕ аптечными учреждениями с определенными финансовыми и территориальными характеристиками, что стало уже традиционным в наших публикациях, посвященных управлению закупками препаратов Фармацевтической компании «Здоровье».

Таблица 2

Рекомендации по объему месячного товарного запаса ЦИНАТРОПИЛА-ЗДОРОВЬЕ (упаковок) в ТТ с различными финансовыми и территориальными характеристиками

Территориальная характеристика

Население, тыс. чел.
> 100 100–700 700–2000 Киев
Финансовая характеристика Не менее Не менее Не менее Не менее
Аптеки с выручкой до 50 тыс. грн. 8–13 8–13 7–12 7–12
от 50 до 100 тыс. грн. 15–20 15–20 12–17 12–17
от 100 до 200 тыс. грн. 32–37 30–35 20–25 23–28
более 200 тыс. грн. 65–70 65–70 45–50 45–50
Аптечные пункты с выручкой до 50 тыс. грн. 5–10 5–10 5–10 5–10
от 50 до 100 тыс. грн. 10–15 12–17 10–15 10–15
от 100 до 200 тыс. грн. 25–30 23–28 15–20 20–25
более 200 тыс. грн. 60–65 65–70 40–45 45–50
Аптечные киоски с выручкой до 50 тыс. грн. 5–10 5–10 4–9 4–9
от 50 до 100 тыс. грн. 12–17 12–17 10–15 10–15
от 100 до 200 тыс. грн. 30–35 28–23 17–22 20–25
более 200 тыс. грн. 52–57 55–60 32–37 35–40

И в завершение отметим, что проведенный анализ объемов аптечных продаж ЛС группы N06B X, выпускаемых в форме таблеток и капсул, свидетельствует об их увеличении наравне с ростом всего розничного рынка. Очевидно, что гарантированное качество и комплексное фармакотерапевтическое действие препарата ЦИНАТРОПИЛ-ЗДОРОВЬЕ позволит ему достаточно скоро занять здесь достойное место. Таким образом, можно сказать, что мы являемся свидетелями рождения нового сильного брэнда. А значит, объемы его реализации и полученные в связи с этим выгоды аптечными учреждениями смогут не только оправдать, но и превзойти любые прогнозы. o

Екатерина Кармалита

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Мозговую активность — на максимум!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті