СИЛА РАСТЕНИЙ
Использование традиционной фитотерапии и инновационных технологий сделало возможным научный подход к применению растений. Деятельность компании «Бионорика» основывается на философии фитониринга, объединяющую 2 составляющие: целебную силу растительных компонентов и данные доказательной медицины. Фитониринговый препарат на растительной основе СИНУПРЕТ®, который фактически является ровесником своего производителя, сегодня имеет убедительную научную базу с позиций доказательной медицины.
В лечении воспалительных заболеваний слизистой оболочки носа и околоносовых пазух используют растительные компоненты, оказывающие комплексное терапевтическое действие, которое проявляется секретолитическим, противовоспалительным, иммуномодулирующим, противовирусным и антибактериальными эффектами. Такое действие оказывают растительные компоненты, входящие в состав СИНУПРЕТА, — корень генцианы, цветки бузины и первоцвета с чашечками, трава щавеля и вербены.
Препарат регулирует секрецию и нормализует вязкость слизи, устраняет мукостаз, облегчает отхождение слизи и мокроты, уменьшает отечность тканей, восстанавливает дренаж и вентиляцию околоносовых пазух, устраняет заложенность носа, нормализует защитную функцию эпителия дыхательных путей, достоверно повышает эффективность сопутствующей антибиотикотерапии.
Секретолитическое, противовоспалительное и противовирусное действие СИНУПРЕТА позволяет воздействовать на различные звенья патогенеза развития острого и хронического риносинусита и в качестве монотерапии, а иммуномодулирующий эффект — ускорить процесс выздоровления и использовать препарат в профилактических целях (Чистякова В.Р., 2008).
Начинать прием СИНУПРЕТА при рините вирусной этиологии оптимально сразу после появления первых симптомов заболевания: раздражение в носу, чихание, заложенность носа. При этом будет своевременно реализовано противовирусное и противовоспалительное действие препарата (Кривопустов С.П., 2011).
СИНУПРЕТ® выпускается в форме капель и сиропа для приема внутрь (назначают детям с 2-летнего возраста), а также в форме таблеток (СИНУПРЕТ® для детей с 6-летнего возраста, СИНУПРЕТ® ФОРТЕ — с 12 лет). Взрослые могут принимать СИНУПРЕТ® в любой лекарственной форме.
РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИНУПРЕТА
Спрос на препараты группы «cough&cold» характеризуются сезонностью. Исключения не составляют и препараты конкурентной группы R05X «Прочие препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях», в том числе СИНУПРЕТ®. Так, препарат наиболее востребован в осенне-весенний период, когда повышается заболеваемость простудными заболеваниями, — с сентября по март (рис. 1, 2).
СИНУПРЕТ® уже много лет пользуется популярностью среди украинских потребителей, о чем свидетельствует его активная рыночная динамика: ежегодно темпы прироста розничной реализации СИНУПРЕТА характеризуются двузначными цифрами в денежном выражении. Так, в 2003 г. годовой объем аптечной реализации СИНУПРЕТА составил чуть более 4 млн грн., а к 2013 г. этот показатель увеличился в 23 раза (рис. 3).
На протяжении последних лет препарат СИНУПРЕТ® возглавляет топ-лист брэндов конкурентной группы R05X по объему продаж в денежном выражении (табл. 1) и уверенно повышает свои позиции в рейтинге брэндов группы R05X по объему продаж в натуральном выражении: по итогам 2013 г. СИНУПРЕТ® занял 3-е место.
Внимания заслуживает тот факт, что производитель СИНУПРЕТА — компания «Бионорика» — стабильно занимает лидирующую позицию в рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в денежном выражении (табл. 2), а по итогам 2013 г. заняла 2-е место в аналогичном рейтинге по объему аптечных продаж в натуральном выражении. В продуктовом портфеле компании «Бионорика», помимо СИНУПРЕТА, представлены еще 3 препарата, предназначенные для борьбы с заболеваниями верхних дыхательных путей — БРОНХИПРЕТ®, ИМУПРЕТ® и ТОНЗИПРЕТ®.
Таблица 1 | Топ-5 брэндов лекарственных средств группы R05X по объему аптечных продаж в денежном выражении за 2013 г. с указанием позиций за 2011–2012 гг. |
Брэнд | 2013 | 2012 | 2011 |
---|---|---|---|
СИНУПРЕТ | 1 | 1 | 1 |
АФЛУБИН | 2 | 2 | 2 |
БРОНХОСТОП | 3 | 6 | 9 |
ДОКТОР МОМ | 4 | 12 | 4 |
ОЦИЛОКОКЦИНУМ | 5 | 8 | 14 |
Таблица 2 | Топ-5 маркетирующих организаций препаратов группы R05X по объему аптечных продаж в денежном выражении за 2013 г. с указанием позиций в рейтинге за 2011–2012 гг. |
Маркетирующая организация | 2013 | 2012 | 2011 |
---|---|---|---|
Bionorica (Германия) | 1 | 1 | 1 |
Omega Pharma (Бельгия) | 2 | 2 | 2 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 3 | 6 | 5 |
Дельта Медикел ЧП (Украина) | 4 | 8 | 10 |
Boiron (Франция) | 5 | 10 | 11 |
Невозможно обойти вниманием опережающие по сравнению с конкурентной средой темпы прироста аптечных продаж СИНУПРЕТА как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 4, 5). В 2013 г. темпы прироста объема розничной реализации препаратов группы R05X по сравнению с предыдущим годом был довольно сдержанным и составил 3,1%. Наряду с этим отмечено уменьшение объема аптечных продаж лекарственных средств группы R05X в натуральном выражении — на 14,1%. В то же время СИНУПРЕТ® продемонстрировал двузначные темпы прироста как в денежном, так и в натуральном выражении — 19,7 и 15,3% соответственно.
Расхождение в темпах прироста реализации СИНУПРЕТА и препаратов его конкурентной группы в денежном и натуральном выражении может быть связано с изменением средневзвешенной стоимости 1 упаковки. В 2013 г. прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки отечественных лекарственных средств, входящих в АТС-группу R05X, по итогам 2013 г. по сравнению с предыдущим годом составил 8,8%, а импортных — 32,2%.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки брэнда СИНУПРЕТ® повысилась на 3,8%, а в целом для препаратов группы R05X отмечено повышение этого показателя на 20,1%. Следовательно, можно предположить, что объем продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении возрастал в основном за счет увеличения количества проданных упаковок, а группы в целом — вследствие повышения средневзвешенной стоимости.
Следует отметить, что удельный вес СИНУПРЕТА в конкурентной группе препаратов R05X ежегодно увеличивается. По итогам 2013 г. его доля достигла 17% в денежном и 9,2% в натуральном выражении.
Сегмент лекарственных средств, применяемых при воспалении слизистой оболочки придаточных пазух носа, обусловленном различными инфекциями, характеризуется широким ассортиментом. Данные лекарственные средства представлены в различных группах АТС-классификации: R01AA «Симпатомиметики, простые препараты», R01AB «Симпатомиметики в комбинации с другими средствами (за исключением кортикостероидов)», R01AX «Прочие средства для лечения заболеваний полости носа» и R05X «Прочие препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях». В группе R05X представлены также препараты, применяемые при кашле, бронхите и т.п. Исключив такие лекарственные средства, мы отобрали препараты, применяемые при воспалении слизистой оболочки носа и околоносовых пазух, в том числе применяемые при остром рините и синусите в качестве вспомогательных средств (симптоматические средства). В данной конкурентной группе максимальный объем аптечных продаж в денежном выражении аккумулирует СИНУПРЕТ® (табл. 3).
Таблица 3 | Топ-5 брэндов лекарственных средств, применяемых в лечении ринитов и синуситов, в том числе симптоматические, по объему аптечных продаж в денежном выражении в 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Брэнд | 2013 | 2012 | 2011 |
---|---|---|---|
СИНУПРЕТ | 1 | 1 | 1 |
ЭВКАЗОЛИН | 2 | 5 | 6 |
ХЬЮМЕР | 3 | 3 | 5 |
НАФТИЗИН | 4 | 2 | 2 |
ОТРИВИН | 5 | 6 | 8 |
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ СИНУПРЕТА
На полках аптечных учреждений СИНУПРЕТ® представлен в нескольких лекарственных формах. Наибольшей популярностью среди потребителей пользуются таблетки, покрытые оболочкой, № 50. Данная лекарственная форма удобна тем, что таблетку можно принять в любую минуту, находясь где угодно. Также на отечественном фармацевтическом рынке представлена усиленная форма выпуска препарата — СИНУПРЕТ® ФОРТЕ в форме таблеток, покрытых оболочкой, блистер, № 20. За 1 прием взрослым и детям в возрасте старше 12 лет достаточно принять 1 таблетку препарата СИНУПРЕТ®ФОРТЕ, тогда как СИНУПРЕТА — 2 таблетки. СИНУПРЕТ® в форме таблеток, покрытых оболочкой, № 50, могут также принимать дети в возрасте 6–11 лет — по 1 таблетке 3 раза в сутки.
Для юных пациентов (в возрасте от 2 лет) подойдет СИНУПРЕТ® в форме сиропа и капель для перорального применения во флаконах по 100 мл, которые можно добавлять в чай или сок. Детям в возрасте от 2 до 5 лет назначают по 15 капель или 2,1 мл сиропа 3 раза в сутки, детям 6–11 лет — 25 капель или 3,5 мл сиропа, взрослым и детям в возрасте старше 12 лет — 50 капель или 7 мл сиропа.
Доля СИНУПРЕТА в форме таблеток, покрытых оболочкой, № 50, в общем объеме продаж брэнда в натуральном выражении составляет более 50%. СИНУПРЕТ® в форме капель для перорального применения во флаконе по 100 мл занимает около четверти. Остальные 2 лекарственные формы — сироп во флаконе по 100 мл и СИНУПРЕТ® ФОРТЕ, таблетки, покрытые оболочкой, блистер, № 20, в структуре реализации брэнда аккумулируют 14 и 8,9% соответственно.
В 2013 г. такие лекарственные формы брэнда, как СИНУПРЕТ®, таблетки, покрытые оболочкой, № 50, капли для перорального применения во флаконе по 100 мл и СИНУПРЕТ® ФОРТЕ, таблетки, покрытые оболочкой, блистер, № 20, продемонстрировали двухзначные темпы прироста объема продаж как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
В 2013 г. СИНУПРЕТ® ФОРТЕ, таблетки покрытые оболочкой, блистер, № 20, и СИНУПРЕТ®, сироп во флаконе по 100 мл увеличили свою долю в общем объеме продаж брэнда в денежном выражении — с 8,3 и 5,1% в 2011 г. до 14,8 и 8,1% в 2013 г. соответственно. В это же время удельный вес таких лекарственных форм СИНУПРЕТА, как таблетки, покрытые оболочкой, № 50, и капли для перорального применения во флаконе по 100 мл сократился с 61,2 и 25,4% в 2011 г. до 54,9 и 22,2% в 2013 г.
СИНУПРЕТ® В РЕГИОНАХ
В региональном разрезе динамика аптечных продаж СИНУПРЕТА неоднородна (рис. 6). Максимальный объем аптечных продаж СИНУПРЕТА сконцентрирован в столице. Так, по итогам 2013 г. в денежном выражении Киев аккумулировал 16,6% розничной реализации СИНУПРЕТА в денежном и 15,8% в натуральном выражении. Наибольшее количество упаковок препарата реализуется в крупных регионах — Днепропетровская обл., АР Крым, Донецкая и Харьковская области. Суммарно эти 4 региона вместе с Киевом аккумулируют более 40% аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном и натуральном выражении.
Следует отметить высокие темпы прироста аптечной реализации СИНУПРЕТА в менее крупных регионах. Так, максимальные темпы прироста объема продаж СИНУПРЕТА по итогам 2013 г. зафиксированы в Тернопольской обл.: 74% в денежном и 41,8% в натуральном выражении, что значительно опережает показатель по брэнду в целом (19,7 и 15,3% соответственно).
Кроме того, в Запорожской, Винницкой, Черкасской и Черновицкой областях темпы прироста объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении превысили 30%. В натуральном выражении в Запорожской, Львовской, Винницкой, Черниговской и Черновицкой областях прирост аптечной реализации СИНУПРЕТА превысил 25%.
СИНУПРЕТ® В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРУГАХ
Важно отметить, что СИНУПРЕТ® занимает лидирующую позицию по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о назначениях препаратов группы R05X.
В конкурентной группе препаратов R05X, где представлено более 50 брэндов, по итогам 2013 г. СИНУПРЕТ® аккумулирует значительную долю по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоциях (размещение POS-материалов, проведение акций, конференций/семинаров, почтовая рассылка, визиты медицинских представителей) — 20%. Причем чуть больший удельный вес препарат аккумулирует по количеству назначений/рекомендаций специалистов здравоохранения — 22,4%.
Львиную долю маркетинговых усилий занимают промоции посредством визитов медицинских представителей к врачам — педиатрам, отоларингологам, терапевтам/семейным врачам, поскольку именно они являются основными прескрайберами СИНУПРЕТА. Важно отметить, что среди педиатров, отоларингологов и терапевтов/семейных врачей СИНУПРЕТ® является наиболее часто назначаемым препаратом конкурентной группы R05X.
ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ТОВАРНЫХ ЗАПАСАХ СИНУПРЕТА
Согласно ежемесячной динамике объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов группы R05X пиковые значения приходятся на декабрь и март. Следовательно, аптечным учреждениям следует быть готовыми к повышенному спросу на СИНУПРЕТ® и в марте 2014 г.
При планировании товарных запасов СИНУПРЕТА целесообразно основываться на показателях объема продаж, а также учитывать перманентно растущий спрос и максимальную частоту врачебных назначений СИНУПРЕТА среди группы препаратов группы R05X. Важно учитывать также, что две аптеки с одинаковыми финансовыми характеристиками могут реализовать разное количество СИНУПРЕТА, что обусловлено различными факторами, например ограниченным товарным запасом.
Мы проанализировали данные за декабрь 2013 г. по количеству (минимальном, среднем и максимальном) проданных упаковок СИНУПРЕТА в торговых точках с различными финансовыми характеристиками (рис. 7). Необходимо обратить внимание, что среднее количество проданных упаковок СИНУПРЕТА возрастает с увеличением объема ежемесячной выручки торговой точки. Этот показатель варьирует от 2 упаковок в торговых точках с товарооборотом до 100 тыс. грн. в месяц до 15 упаковок в таковых с объемом выручки более 700 тыс. При этом максимальное количество реализованных упаковок препарата в некоторых случаях слабо коррелирует с объемом месячной выручки торговой точки. Например, в торговых точках с выручкой 500–700 тыс. грн. было продано меньше упаковок СИНУПРЕТА, чем в таковых с объемом месячной выручки 400–500 тыс. грн.
С учетом представленных данных приводим рекомендации по объему месячного товарного запаса препарата СИНУПРЕТ® для торговых точек с различными финансовыми характеристиками (табл. 4).
Таблица 4 | Рекомендуемый месячный товарный запас для брэнда СИНУПРЕТ® в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (на основании данных об объеме аптечных продаж за декабрь 2013 г.) |
Объем месячной выручки, грн. | Аптеки | Аптечные пункты |
---|---|---|
До 100 тыс. | 5–8 | 4–6 |
100–200 тыс. | 5–15 | 5–10 |
200–400 тыс. | 10–25 | 8–15 |
400–500 тыс. | 20–30 | 8–15 |
500–700 тыс. | 30–45 | 10–15 |
Более 700 тыс. | 40–80 | 15–25 |
P.S.
СИНУПРЕТ® уже давно знаком операторам отечественного фармацевтического рынка, а также конечным потребителям. Исходя из нынешней динамики СИНУПРЕТА, перспективы развития брэнда весьма привлекательны, о чем свидетельствуют его опережающее развитие в денежном и натуральном выражении по сравнению с лекарственными средствами конкурентной группы R05Х, а также высокая оценка препарата со стороны профессиональной аудитории. Так, благодаря активной динамике аптечных продаж СИНУПРЕТ® занял прочные позиции лидера среди препаратов группы R05Х по объему аптечных продаж в денежном выражении, а также по количеству воспоминаний профессиональной аудитории о назначениях.
ФИЛОСОФИЯ ФИТОНИРИНГА
Благодаря непрерывной работе на протяжении десятилетий, стремлению к постоянному развитию и улучшению немецкая фармацевтическая компания «Бионорика» создала ряд качественных и обладающих благоприятным профилем безопасности препаратов на растительной основе, используя современные технологии и передовые знания в области научных исследований, следуя при этом строгим стандартам качества в производстве. Сегодня компания «Бионорика» входит в число ведущих мировых производителей в области фитофармации, что стало возможным благодаря концепции фитониринга, которая уже много лет определяет курс развития компании.
Фитониринг — перспективное направление (от англ. phito — растительный и engineering — разработка, технология), позволяющее с помощью современных научных методов выявлять действующие вещества растений и на их основе разрабатывать и производить лекарственные средства, используя современные технологии. Фитониринг охватывает весь цикл производства, начиная с выращивания растительного сырья и заканчивая тщательным контролем качества производства продукции.
Основные принципы фитониринга включают:
- строгое соблюдение принципов селекции и тщательный отбор семенного материала при выращивании растительного сырья;
- стандартизацию процесса производства с применением сертифицированных технологий на всех этапах изготовления фармацевтической продукции;
- применение высокоэффективных технологий извлечения экстрактов из растительного сырья, в частности щадящей низкотемпературной вакуумной экстракции в закрытом цикле, позволяющей максимально предотвратить количественные и качественные изменения активных компонентов;
- соблюдение принципов научной доказательности в отношении эффективности и профиля безопасности препаратов;
- проведение крупных клинических исследований надлежащего дизайна, позволяющих получить статистически достоверные сравнительные данные.
СИНУПРЕТ® снижает репликацию вирусных возбудителей респираторных инфекций, вызванных респираторными синцитиальными вирусами человека (human respiratory syncytial virus — RSV) на 80%, риновирусами человека (human rhinovirus — HRV) и аденовирусами (Adeno) — на 60%, вирусами гриппа (Flu) — на 50%*.
СИНУПРЕТ® действует на причину заболевания, что способствует выздоровлению пациента, снижению риска бактериальной суперинфекции.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим