СИНУПРЕТ®: фитопрепарат для лечения синуситов

Воспаление слизистой оболочки носа (насморк или ринит), с которого обычно начинаются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), — одно из самых частых заболеваний дыхательных путей. Ринит в основном сопровождается вовлечением в патологический процесс слизистой оболочки околоносовых пазух (риносинусит). Среди препаратов растительного происхождения, применяемых в лечении острых и хронических воспалительных заболеваний околоносовых пазух (синусит и гайморит), заметное место занимает препарат СИНУПРЕТ® немецкой фармацевтической компании «Бионорика». При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

СИНУПРЕТ<sup>®</sup>СИЛА РАСТЕНИЙ

Использование традиционной фитотерапии и инновационных технологий сделало возможным научный подход к применению растений. Деятельность компании «Бионорика» основывается на философии фитониринга, объединяющую 2 составляющие: целебную силу растительных компонентов и данные доказательной медицины. Фитониринговый препарат на растительной основе СИНУПРЕТ®, который фактически является ровесником своего производителя, сегодня имеет убедительную научную базу с позиций доказательной медицины.

В лечении воспалительных заболеваний слизистой оболочки носа и околоносовых пазух используют растительные компоненты, оказывающие комплексное терапевтическое действие, которое проявляется секретолитическим, противовоспалительным, иммуномодулирующим, противовирусным и антибактериальными эффектами. Такое действие оказывают растительные компоненты, входящие в состав СИНУПРЕТА, — корень генцианы, цветки бузины и первоцвета с чашечками, трава щавеля и вербены.

Препарат регулирует секрецию и нормализует вязкость слизи, устраняет мукостаз, облегчает отхождение слизи и мокроты, уменьшает отечность тканей, восстанавливает дренаж и вентиляцию околоносовых пазух, устраняет заложенность носа, нормализует защитную функцию эпителия дыхательных путей, достоверно повышает эффективность сопутствующей антибиотикотерапии.

Секретолитическое, противовоспалительное и противовирусное действие СИНУПРЕТА позволяет воздействовать на различные звенья патогенеза развития острого и хронического риносинусита и в качестве монотерапии, а иммуномодулирующий эффект — ускорить процесс выздоровления и использовать препарат в профилактических целях (Чистякова В.Р., 2008).

Начинать прием СИНУПРЕТА при рините вирусной этиологии оптимально сразу после появления первых симптомов заболевания: раздражение в носу, чихание, заложенность носа. При этом будет своевременно реализовано противо­вирусное и противовоспалительное действие препарата (Кривопустов С.П., 2011).

СИНУПРЕТ® выпускается в форме капель и сиропа для приема внутрь (назначают детям с 2-летнего возраста), а также в форме таблеток (СИНУПРЕТ® для детей с 6-летнего возраста, СИНУПРЕТ® ФОРТЕ — с 12 лет). Взрослые могут принимать СИНУПРЕТ® в любой лекарственной форме.

РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИНУПРЕТА

Спрос на препараты группы «cough&cold» характеризуются сезонностью. Исключения не составляют и препараты конкурентной группы R05X «Прочие препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях», в том числе СИНУПРЕТ®. Так, препарат наиболее востребован в осенне-весенний период, когда повышается заболеваемость простудными заболеваниями, — с сентября по март (рис. 1, 2).

Рис. 1
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов его конкурентной группы R05X в денежном выражении в январе 2011 — декабре 2013 г.
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов его конкурентной группы R05X в денежном выражении в январе 2011 — декабре 2013 г.
Рис. 2
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов его конкурентной группы R05X в натуральном выражении в январе 2011 — декабре 2013 г.
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов его конкурентной группы R05X в натуральном выражении в январе 2011 — декабре 2013 г.

СИНУПРЕТ® уже много лет пользуется популярностью среди украинских потребителей, о чем свидетельствует его активная рыночная динамика: ежегодно темпы прироста розничной реализации СИНУПРЕТА характеризуются двузначными цифрами в денежном выражении. Так, в 2003 г. годовой объем аптечной реализации СИНУПРЕТА составил чуть более 4 млн грн., а к 2013 г. этот показатель увеличился в 23 раза (рис. 3).

Рис. 3
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении по итогам 2003–2013 гг.
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении по итогам 2003–2013 гг.

На протяжении последних лет препарат СИНУПРЕТ® возглавляет топ-лист брэндов конкурентной группы R05X по объему продаж в денежном выражении (табл. 1) и уверенно повышает свои позиции в рейтинге брэндов группы R05X по объе­му продаж в натуральном выражении: по итогам 2013 г. СИНУПРЕТ® занял 3-е место.

Внимания заслуживает тот факт, что производитель СИНУПРЕТА — компания «Бионорика» — стабильно занимает лидирующую позицию в рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в денежном выражении (табл. 2), а по итогам 2013 г. заняла 2-е место в аналогичном рейтинге по объему аптечных продаж в натуральном выражении. В продуктовом портфеле компании «Бионорика», помимо СИНУПРЕТА, представлены еще 3 препарата, предназначенные для борьбы с заболеваниями верхних дыхательных путей — БРОНХИПРЕТ®, ИМУПРЕТ® и ТОНЗИПРЕТ®.

Таблица 1 Топ-5 брэндов лекарственных средств группы R05X по объему аптечных продаж в денежном выражении за 2013 г. с указанием позиций за 2011–2012 гг.
Брэнд 2013 2012 2011
СИНУПРЕТ 1 1 1
АФЛУБИН 2 2 2
БРОНХОСТОП 3 6 9
ДОКТОР МОМ 4 12 4
ОЦИЛОКОКЦИНУМ 5 8 14
Таблица 2 Топ-5 маркетирующих организаций препаратов группы R05X по объему аптечных продаж в денежном выражении за 2013 г. с указанием позиций в рейтинге за 2011–2012 гг.
Маркетирующая организация 2013 2012 2011
Bionorica (Германия) 1 1 1
Omega Pharma (Бельгия) 2 2 2
Alpen Pharma AG (Швейцария) 3 6 5
Дельта Медикел ЧП (Украина) 4 8 10
Boiron (Франция) 5 10 11

Невозможно обойти вниманием опережающие по сравнению с конкурентной средой темпы прироста аптечных продаж СИНУПРЕТА как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 4, 5). В 2013 г. темпы прироста объема розничной реализации препаратов группы R05X по сравнению с предыдущим годом был довольно сдержанным и составил 3,1%. Наряду с этим отмечено уменьшение объема аптечных продаж лекарственных средств группы R05X в натуральном выражении — на 14,1%. В то же время СИНУПРЕТ® продемонстрировал двузначные темпы прироста как в денежном, так и в натуральном выражении — 19,7 и 15,3% соответственно.

Рис. 4
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов группы R05X в денежном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов группы R05X в денежном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Рис. 5
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов группы R05X в натуральном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов группы R05X в натуральном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Расхождение в темпах прироста реализации СИНУПРЕТА и препаратов его конкурентной группы в денежном и натуральном выражении может быть связано с изменением средневзвешенной стоимости 1 упаковки. В 2013 г. прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки отечественных лекарственных средств, входящих в АТС-группу R05X, по итогам 2013 г. по сравнению с предыдущим годом составил 8,8%, а импортных — 32,2%.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки брэнда СИНУПРЕТ® повысилась на 3,8%, а в целом для препаратов группы R05X отмечено повышение этого показателя на 20,1%. Следовательно, можно предположить, что объем продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении возрастал в основном за счет увеличения количества проданных упаковок, а группы в целом — вследствие повышения средневзвешенной стоимости.

Следует отметить, что удельный вес СИНУПРЕТА в конкурентной группе препаратов R05X ежегодно увеличивается. По итогам 2013 г. его доля достигла 17% в денежном и 9,2% в натуральном выражении.

Сегмент лекарственных средств, применяемых при воспалении слизистой оболочки придаточных пазух носа, обусловленном различными инфекциями, характеризуется широким ассортиментом. Данные лекарственные средства представлены в различных группах АТС-классификации: R01AA «Симпатомиметики, простые препараты», R01AB «Симпатомиметики в комбинации с другими средствами (за исключением кортикостероидов)», R01AX «Прочие средства для лечения заболеваний полости носа» и R05X «Прочие препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях». В группе R05X представлены также препараты, применяемые при кашле, бронхите и т.п. Исключив такие лекарственные средства, мы отобрали препараты, применяемые при воспалении слизистой оболочки носа и околоносовых пазух, в том числе применяемые при остром рините и синусите в качестве вспомогательных средств (симптоматические средства). В данной конкурентной группе максимальный объем аптечных продаж в денежном выражении аккумулирует СИНУПРЕТ® (табл. 3).

Таблица 3 Топ-5 брэндов лекарственных средств, применяемых в лечении ринитов и синуситов, в том числе симптоматические, по объему аптечных продаж в денежном выражении в 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.
Брэнд 2013 2012 2011
СИНУПРЕТ 1 1 1
ЭВКАЗОЛИН 2 5 6
ХЬЮМЕР 3 3 5
НАФТИЗИН 4 2 2
ОТРИВИН 5 6 8

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ СИНУПРЕТА

На полках аптечных учреждений СИНУПРЕТ® представлен в нескольких лекарственных формах. Наибольшей популярностью среди потребителей пользуются таблетки, покрытые оболочкой, № 50. Данная лекарственная форма удобна тем, что таблетку можно принять в любую минуту, находясь где угодно. Также на отечественном фармацевтическом рынке представлена усиленная форма выпуска препарата — СИНУПРЕТ® ФОРТЕ в форме таблеток, покрытых оболочкой, блистер, № 20. За 1 прием взрослым и детям в возрасте старше 12 лет достаточно принять 1 таблетку препарата СИНУПРЕТ®ФОРТЕ, тогда как СИНУПРЕТА — 2 таблетки. СИНУПРЕТ® в форме таблеток, покрытых оболочкой, № 50, могут также принимать дети в возрасте 6–11 лет — по 1 таблетке 3 раза в сутки.

Для юных пациентов (в возрасте от 2 лет) подойдет СИНУПРЕТ® в форме сиропа и капель для перорального применения во флаконах по 100 мл, которые можно добавлять в чай или сок. Детям в возрасте от 2 до 5 лет назначают по 15 капель или 2,1 мл сиропа 3 раза в сутки, детям 6–11 лет — 25 капель или 3,5 мл сиропа, взрослым и детям в возрасте старше 12 лет — 50 капель или 7 мл сиропа.

Доля СИНУПРЕТА в форме таблеток, покрытых оболочкой, № 50, в общем объеме продаж брэнда в натуральном выражении составляет более 50%. СИНУПРЕТ® в форме капель для перорального применения во флаконе по 100 мл занимает около четверти. Остальные 2 лекарственные формы — сироп во флаконе по 100 мл и СИНУПРЕТ® ФОРТЕ, таблетки, покрытые оболочкой, блистер, № 20, в структуре реализации брэнда аккумулируют 14 и 8,9% соответственно.

В 2013 г. такие лекарственные формы брэнда, как СИНУПРЕТ®, таблетки, покрытые оболочкой, № 50, капли для перорального применения во флаконе по 100 мл и СИНУПРЕТ® ФОРТЕ, таблетки, покрытые оболочкой, блистер, № 20, продемонстрировали двухзначные темпы прироста объема продаж как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

В 2013 г. СИНУПРЕТ® ФОРТЕ, таблетки покрытые оболочкой, блистер, № 20, и СИНУПРЕТ®, сироп во флаконе по 100 мл увеличили свою долю в общем объеме продаж брэнда в денежном выражении — с 8,3 и 5,1% в 2011 г. до 14,8 и 8,1% в 2013 г. соответственно. В это же время удельный вес таких лекарственных форм СИНУПРЕТА, как таблетки, покрытые оболочкой, № 50, и капли для перорального применения во флаконе по 100 мл сократился с 61,2 и 25,4% в 2011 г. до 54,9 и 22,2% в 2013 г.

СИНУПРЕТ® В РЕГИОНАХ

Рис. 6
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2011–2013 гг.
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2011–2013 гг.

В региональном разрезе динамика аптечных продаж СИНУПРЕТА неоднородна (рис. 6). Максимальный объем аптечных продаж СИНУПРЕТА сконцентрирован в столице. Так, по итогам 2013 г. в денежном выражении Киев аккумулировал 16,6% розничной реализации СИНУПРЕТА в денежном и 15,8% в натуральном выражении. Наибольшее количество упаковок препарата реализуется в крупных регио­нах — Днепропетровская обл., АР Крым, Донецкая и Харьковская области. Суммарно эти 4 региона вместе с Киевом аккумулируют более 40% аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном и натуральном выражении.

Следует отметить высокие темпы прироста аптечной реализации СИНУПРЕТА в менее крупных регионах. Так, максимальные темпы прироста объема продаж СИНУПРЕТА по итогам 2013 г. зафиксированы в Тернопольской обл.: 74% в денежном и 41,8% в натуральном выражении, что значительно опережает показатель по брэнду в целом (19,7 и 15,3% соответственно).

Кроме того, в Запорожской, Винницкой, Черкасской и Черновицкой областях темпы прироста объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении превысили 30%. В натуральном выражении в Запорожской, Львовской, Винницкой, Черниговской и Черновицкой областях прирост аптечной реализации СИНУПРЕТА превысил 25%.

СИНУПРЕТ® В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРУГАХ

Важно отметить, что СИНУПРЕТ® занимает лидирующую позицию по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о назначениях препаратов группы R05X.

В конкурентной группе препаратов R05X, где представлено более 50 брэндов, по итогам 2013 г. СИНУПРЕТ® аккумулирует значительную долю по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоциях (размещение POS-материалов, проведение акций, конференций/семинаров, почтовая рассылка, визиты медицинских представителей) — 20%. Причем чуть больший удельный вес препарат аккумулирует по количеству назначений/рекомендаций специалистов здравоохранения — 22,4%.

Львиную долю маркетинговых усилий занимают промоции посредством визитов медицинских представителей к врачам — педиатрам, отоларингологам, терапевтам/семейным врачам, поскольку именно они являются основными прескрайберами СИНУПРЕТА. Важно отметить, что среди педиатров, отоларингологов и терапевтов/семейных врачей СИНУПРЕТ® является наиболее часто назначаемым препаратом конкурентной группы R05X.

ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ТОВАРНЫХ ЗАПАСАХ СИНУПРЕТА

Согласно ежемесячной динамике объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов группы R05X пиковые значения приходятся на декабрь и март. Следовательно, аптечным учреждениям следует быть готовыми к повышенному спросу на СИНУПРЕТ® и в марте 2014 г.

При планировании товарных запасов СИНУПРЕТА целесообразно основываться на показателях объема продаж, а также учитывать перманентно растущий спрос и максимальную частоту врачебных назначений СИНУПРЕТА среди группы препаратов группы R05X. Важно учитывать также, что две аптеки с одинаковыми финансовыми характеристиками могут реализовать разное количество СИНУПРЕТА, что обусловлено различными факторами, например ограниченным товарным запасом.

Рис. 7
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок СИНУПРЕТА в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам, в декабре 2013 г.
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок СИНУПРЕТА в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам, в декабре 2013 г.

Мы проанализировали данные за декабрь 2013 г. по количеству (минимальном, среднем и максимальном) проданных упаковок СИНУПРЕТА в торговых точках с различными финансовыми характеристиками (рис. 7). Необходимо обратить внимание, что среднее количество проданных упаковок СИНУПРЕТА возрастает с увеличением объема ежемесячной выручки торговой точки. Этот показатель варьирует от 2 упаковок в торговых точках с товарооборотом до 100 тыс. грн. в месяц до 15 упаковок в таковых с объемом выручки более 700 тыс. При этом максимальное количество реализованных упаковок препарата в некоторых случаях слабо коррелирует с объемом месячной выручки торговой точки. Например, в торговых точках с выручкой 500–700 тыс. грн. было продано меньше упаковок СИНУПРЕТА, чем в таковых с объемом месячной выручки 400–500 тыс. грн.

С учетом представленных данных приводим рекомендации по объему месячного товарного запаса препарата СИНУПРЕТ® для торговых точек с различными финансовыми характеристиками (табл. 4).

Таблица 4 Рекомендуемый месячный товарный запас для брэнда СИНУПРЕТ® в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (на основании данных об объеме аптечных продаж за декабрь 2013 г.)
Объем месячной выручки, грн. Аптеки Аптечные пункты
До 100 тыс. 5–8 4–6
100–200 тыс. 5–15 5–10
200–400 тыс. 10–25 8–15
400–500 тыс. 20–30 8–15
500–700 тыс. 30–45 10–15
Более 700 тыс. 40–80 15–25

P.S.

СИНУПРЕТ® уже давно знаком операторам отечественного фармацевтического рынка, а также конечным потребителям. Исходя из нынешней динамики СИНУПРЕТА, перспективы развития брэнда весьма привлекательны, о чем свидетельствуют его опережающее развитие в денежном и натуральном выражении по сравнению с лекарственными средствами конкурентной группы R05Х, а также высокая оценка препарата со стороны профессиональной аудитории. Так, благодаря активной динамике аптечных продаж СИНУПРЕТ® занял прочные позиции лидера среди препаратов группы R05Х по объему аптечных продаж в денежном выражении, а также по количеству воспоминаний профессиональной аудитории о назначениях.

Екатерина Дмитрик

Компании «Бионорика»

ФИЛОСОФИЯ ФИТОНИРИНГА

СИНУПРЕТ®Благодаря непрерывной работе на протяжении десятилетий, стремлению к постоянному развитию и улучшению немецкая фармацевтическая компания «Бионорика» создала ряд качественных и обладающих благоприятным профилем безопасности препаратов на растительной основе, используя современные технологии и передовые знания в области научных исследований, следуя при этом строгим стандартам качества в производстве. Сегодня компания «Бионорика» входит в число ведущих мировых производителей в области фитофармации, что стало возможным благодаря концепции фитониринга, которая уже много лет определяет курс развития компании.

Фитониринг — перспективное направление (от англ. phito — растительный и engineering — разработка, технология), позволяющее с помощью современных научных методов выявлять действующие вещества растений и на их основе разрабатывать и производить лекарственные средства, используя современные технологии. Фитониринг охватывает весь цикл производства, начиная с выращивания растительного сырья и заканчивая тщательным контролем качества производства продукции.

Основные принципы фитониринга включают:

  • строгое соблюдение принципов селекции и тщательный отбор семенного материала при выращивании растительного сырья;
  • стандартизацию процесса производства с применением сертифицированных технологий на всех этапах изготовления фармацевтической продукции;
  • применение высокоэффективных технологий извлечения экстрактов из растительного сырья, в частности щадящей низкотемпературной вакуумной экстракции в закрытом цик­ле, позволяющей максимально предотвратить количественные и качественные изменения активных компонентов;
  • соблюдение принципов научной доказательности в отношении эффективности и профиля безопасности препаратов;
  • проведение крупных клинических исследований надлежащего дизайна, позволяющих получить статистически достоверные сравнительные данные.

СИНУПРЕТ® снижает репликацию вирусных возбудителей респираторных инфекций, вызванных респираторными синцитиальными вирусами человека (human respiratory syncytial virus — RSV) на 80%, риновирусами человека (human rhinovirus — HRV) и аденовирусами (Adeno) — на 60%, вирусами гриппа (Flu) — на 50%*.

СИНУПРЕТ® действует на причину заболевания, что способствует выздоровлению пациента, снижению риска бактериальной суперинфекции.

*Источник, на который сделана ссылка, находится у компании «Бионорика».

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи