НО-ШПА® — в десятке лидеров рынка ЛС!

Пристальное внимание операторов приковано не только к темпам развития и абсолютному объе­му продаж на отечественном фармрынке. Особый интерес представляют виновники происходящего — брэнды лекарственных средств (ЛС), ведь за позицию на вершине рейтинга необходимо бороться. Вот уже несколько лет подряд в число топ-10 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении стабильно входит препарат НО-ШПА®. Его успешное рыночное развитие — заслуга компании-производителя. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН» и «PharmXplorer» компании «Proxima Research».

НО-ШПУ можно смело назвать «народным» препаратом, поскольку вряд ли сегодня найдется хотя бы одна семья, в домашней аптечке которой не было бы маленьких желтых таблеток с надписью «NO-SPA». Этот препарат хорошо зарекомендовал себя как эффективное и безопасное средство для лечения острых и хронических спазмов гладких мышц, а также спастической боли.

С момента появления на мировых фармацевтических рынках многих стран и по сей день НО-ШПА® удерживает лидирующие позиции в группе спазмолитиков, подтверждая тем самым высокое качество и высокий профиль безопасности. Большинство из нас по крайней мере один раз принимали НО-ШПУ и на собственном опыте убедились в высокой эффективности и безопасности этого препарата.

Рыночное развитие

По итогам 2009 г. НО-ШПА улучшила свою позицию в топ-листе брэндов по объему продаж на розничном рынке ЛС в денежном выражении и заняла 7-е место (более подробно о развитии аптечных продаж по итогам 2009 г. читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (725) от 01.02.2010 г.). Кроме того, в конкурентной группе препаратов A03 «Средства, применяемые при функцио­нальных желудочно-кишечных расстройствах» в 2009 г., как и в 2007–2008 гг., НО-ШПА является абсолютным лидером по объему аптечных продаж в денежном выражении (табл. 1). Важно, что по количеству реализованных упаковок в этой группе препаратов НО-ШПА также занимает лидирующую позицию.

Таблица 1 Топ-10 брэндов по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении группы A03 «Cредства, применяемые при функциональных желудочно-кишечных расстройствах» по итогам 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за 2007–2008 гг.
Брэнд № п/п, год
2009 2008 2007
НО-ШПА 1 1 1
ЭСПУМИЗАН 2 2 4
СПАЗМАЛГОН 3 3 3
ХИЛАК 4 4 2
ДУСПАТАЛИН 5 5 6
МОТИЛИУМ 6 6 5
ЦЕРУКАЛ 7 7 7
БАРАЛГЕТАС 8 8 8
ПЛАНТЕКС 9 9 9
КОМБИСПАЗМ 10 10 10

В целом по Украине максимальный объем аптечных продаж в денежном выражении для НО-ШПЫ зафиксирован в Донецкой обл. (11 млн грн.; рис. 1). 2-й по по этому показателю была столица. А максимальное увеличение объе­ма аптечных продаж брэнда НО-ШПА® отмечено в Днепропетровской и Житомирской областях (более 50%).

В целом с начала 2007 г. ежемесячно динамика аптечной реализации препарата НО-ШПА® свидетельствует об отсутствии какой- либо сезонности продаж (рис. 2). Препарат стабильно реализуется и востребован в аптечных учреждениях в течение всего года. Продажи НО- ШПЫ коррелируют с реализацией препаратов конкурентной группы A03A «Средства, применяемые при функциональных расстройствах со стороны пищеварительного тракта». Важно отметить, что в этой группе НО-ШПА® стабильно аккумулирует максимальную долю в денежном выражении — как в 2008 г., так и в 2009 г. этот показатель составил свыше 35% (!).

На отечественном фармрынке НО-ШПА® представлена в 5 лекарственных формах. Наиболее продаваемой из них являются таблетки 40 мг блистер, № 20, которые обеспечивают более 50% продаж этому брэнду (рис. 3). Следует отметить, что в 2009 г. компания-производитель вывела на отечественный фармрынок новую форму препарата — дозирующий контейнер («пуш-топ»), который удобен в использовании.

Курсовые колебания в конце 2008 г. обусловили повышение средневзвешенной стоимости ЛС в целом по рынку. В определенной степени это было характерно и для НО-ШПЫ. Однако с начала 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки препарата НО-ШПА® практически ежемесячно демонстрировала планомерное снижение как в национальной валюте, так и в долларовом эквиваленте. Причем уже в январе 2010 г. средневзвешенная стоимость НО-ШПЫ относительно января 2009 г. снизилась на 16,3% в гривне и на 19,5% в долларах США.

СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ

Компания-производитель «sanofi-aventis» позаботилась о том, чтобы на рынке аптечных продаж НО-ШПА® продемонстрировала успешное развитие, невзирая на сложный 2009 г. В условиях снижения стоимости телеэфира в 2009 г. она уделила внимание рекламе, направленной на конечного потребителя, и увеличила объем инвестиций в ТВ- рекламу НО- ШПЫ (рис. 4). Это способствовало значительному повышению уровня контакта со зрителем (EqGRP), а также увеличению объема розничных продаж НО- ШПЫ в денежном выражении.

Маркетинговое продвижение препарата НО-ШПА® должным образом осуществляется среди врачей и фармацевтов. Общее количество воспоминаний о различных промоционных мероприя­тиях для данного ЛС увеличилось относительно 2008 г. на 66%, что является отличным результатом (рис. 5). Максимальную долю в общем количестве воспоминаний врачей и фармацевтов занимают визиты медицинских представителей (МП). Значимо по сравнению с 2008 г. увеличилась доля упоминаний о ТВ-рекламе и POS- материалах.

В условиях постоянного спроса на препарат НО-ШПА® при формировании товарных запасов помогает более детальный анализ объема его продаж в различных аптечных учреждениях. При проведении анализа для каждого аптечного учреждения определяют: категорию торговой точки (ТТ) — аптека, аптечный пункт, аптечный киоск, финансовую и территориальную характеристику. При формировании классов ТТ по финансовым характеристикам и расчете объема продаж НО-ШПЫ нами были использованы данные за январь 2010 г. как наиболее приближенные к будущим периодам и позволяющие прогнозировать потребности в его товарных запасах.

Приведенные данные среднего количества проданных упаковок препарата НО-ШПА® в ТТ с различными финансовыми характеристиками свидетельствуют о неравномерном распределении объема его продаж, на что указывает мини­мальное и максимальное количество проданных упаковок этого ЛС в различных группах ТТ (рис. 6). Так, например, в январе 2010 г. в группе ТТ с выручкой 300–600 тыс. грн. одна из аптек реализовала 520 упаковок НО-ШПЫ, тогда как другая — всего 7 упаковок. В среднем по группе ТТ с выручкой от 300 до 600 тыс. грн. этот показатель составил 102 упаковки. Следовательно, позволим себе предположить, что любая ТТ с идентичными финансовыми характеристиками способна реализовать не менее 100 упаковок этого ЛС в месяц. При этом необходимо также учитывать, что максимальный объем продаж препарата сконцентрирован в аптеках с выручкой более 800 тыс. грн. в месяц (рис. 7). Впрочем, НО-ШПА® активно реализовывается в аптечных пунктах и киосках с меньшей выручкой. Таким образом, товарные закупки препарата для ТТ необходимо планировать в интервале между средними и максимальными показателями объема продаж НО-ШПЫ с учетом ее финансовых и территориальных характеристик. В целом же анализ среднего количества проданных упаковок препарата свидетельствует о том, что объем его продаж возрастает с увеличением объема ежемесячной выручки ТТ.

Учитывая вышесказанное, для того чтобы специалисты отделов закупок смогли лучше ориентироваться при формировании товарного запаса препарата НО-ШПА®, приводим наши рекомендации относительно количества его упаковок, которые могут быть реализованы в ТТ с определенными финансовыми характеристиками (табл. 2). Следует отметить, что рекомендованные данные указывают только на минимальное количество упаковок, которое может быть реализовано в аптечном учреждении. Максимальное количество необходимо рассчитывать исходя из индивидуальных особенностей каждой ТТ. Также необходимо учитывать, что, с одной стороны, в аптечных учреждениях спрос на препарат НО-ШПА® стабилен. С другой — компания-производитель оказывает этому брэнду активную маркетинговую поддержку. Поэтому со временем потребность в товарных запасах препарата будет повышаться.

Таблица 2 Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата НО-ШПА® (упаковок) для всех типов ТТ с различными финансовыми характеристиками (данные за январь 2010 г.)
Объем месячной выручки, тыс. грн. Тип ТТ
Аптеки Аптечные пункты Аптечные киоски
до 150 30–45 17–30 25–30
150–300 60–70 40–60 70–90
300–600 120–150 80–100 125–150
600–800 130–160 180–190
от 800 210–250

P.S.

В 2009 г. препарат НО-ШПА® улучшил свою позицию на отечественном рынке ЛС. Компания-производитель контактировала с конечным потребителем с помощью ТВ- рекламы. Также должное внимание она уделила промоции среди врачей и фармацевтов. В целом рыночное развитие НО-ШПЫ свидетельствует о наличии постоянного спроса в аптечных учреждениях. В динамике продаж этого ЛС отсутствует сезонность. Это означает, что в аптечных учреждениях данный препарат должен быть в достаточном количестве постоянно. К тому же на примере проведенного анализа мы убедились, что любое аптечное учреждение может получить немалую выгоду от продажи НО-ШПЫ. Следует лишь рационально сформировать товарные запасы этого препарата.

Оксана Сергиенко
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті