Государственные закупки: что ожидать от нового закона

28 апреля состоялся семинар «Новеллы в Законе Украины «Об осуществлении государственных закупок», организатором которого выступила юридическая компания «Правовой Альянс», а спикерами Александр Бондарь, юрист ЮК «Правовой Альянс», Наталья Лавренова, старший юрист ЮК «Правовой Альянс», Дмитрий Алешко, партнер ЮК «Правовой Альянс». Во время мероприятия обсуждался вступивший в силу новый Закон Украины от 10.04.2014 г. № 1197-VІІ «Об осуществлении государственных закупок» (далее — закон № 1197), а также вынесенные на общественное обсуждение проекты постановлений КМУ «Вопросы референтного ценообразования на лекарственные средства» и «О декларировании изменения оптово-отпускных цен на изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов».

Александр БондарьО плюсах и минусах закона № 1197 рассказал Александр Бондарь. Среди прочего, он отметил, что сравнивая с Законом Украины от 01.06.2010 г. № 2289-VI «Об осуществлении государственных закупок» (далее — закон № 2289), статья, определяющая сферу действия закона № 1197, не содержит фразы, что он распространяется на закупки, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств. Учитывая указанное, а также принимая во внимание более широкое определение понятия «заказчик», можно прийти к выводу, что закон № 1197 также распространяется и на закупки, которые осуществляются заказчиками (предприятиями) за их собственные средства. Например, в случае, если заказчик получает средства из государственного бюджета и одновременно дополнительные средства путем осуществления своей деятельности и проводит закупки исключительно за дополнительные средства, то все равно на такую закупку будет распространяться действие закона № 1197, при условии, что стоимость предмета закупки будет достигать финансовых порогов, предусмотренных законом № 1197.

Кроме того, по сравнению с законом № 2289 в законе № 1197 отсутствует требование, согласно которому председатель и секретарь комитета по конкурсным торгам обязательно должны проходить обучение по вопросам организации и осуществления закупок, теперь такая возможность им предоставлена на добровольной основе. Также не содержится прямое требование о необходимости направления заказчиком Уполномоченному органу по вопросам государственных закупок (далее — Уполномоченный орган) годового плана, сметы (временной сметы), финансового плана (плана ассигнований, плана использования бюджетных (государственных) средств), изменений в них. Однако годовой план и изменения в него обязательно должны размещаться на веб-сайте Уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения.

А. Бондарь отметил, что закон № 1197 содержит ряд положений, которые направлены на повышение уровня прозрачности государственных закупок, в частности, значительно уменьшен перечень случаев, на которые не распространяется действие данного закона, предусмотрено требование о необходимости обнародования на сайте уполномоченного органа информации о внесении изменений в договор о закупке, а также отчета о его выполнении. А во время проведения процедуры раскрытия предложений конкурсных торгов у представителей средств массовой информации и общественных объединений появилось право на фиксацию техническими средствами данного процесса.

Одним из нововведений в процедуре государственных закупок стало исключение требования размещения информации о проведении торгов в печатном издании. Однако теперь вся информация, которая публиковалась в печатном издании, должна размещаться на веб-сайте Уполномоченного органа. Такая информация может подаваться в электронном виде с учетом требований Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и Закона Украины «Об электронной цифровой подписи».

Кроме того, в законе № 1197 в квалификационных требованиях к участникам государственных закупок отсутствует дискриминационное для иностранных компаний требование о наличии у них собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания на территории Украины.

А. Бондарь обратил внимание, что согласно закону № 1197 минимальный срок, который должен пройти с момента размещения объявления о проведении процедуры закупки/публикации документации конкурсных торгов или квалификационной документации до момента раскрытия предложений конкурсных торгов, изменен на 20 рабочих дней (ранее такой срок составлял 30 календарных дней) , если иной срок не предусмотрен в определенных случаях. Изменен срок подачи жалоб в Антимонопольный комитет Украины с 14 до 10 дней со дня, когда субъект обжалования узнал или должен был узнать о нарушении его прав или законных интересов.

Также изменен срок подачи предложений конкурсных торгов в рамках проведения сокращенной процедуры закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения с 15 календарных дней до 10 рабочих дней. Но при этом в объявлении о проведении и в отчете о результатах проведения сокращенной процедуры закупки необходимо указывать обоснование ее проведения.

Государственные закупки: что ожидать от нового закона

Кроме того, закон № 1197 предусматривает определенные изменения и в процедуре запроса ценовых предложений. Так, спикер обратил внимание, что с момента вступления в силу данного закона осуществлять закупку товаров и услуг, для которых существует постоянно действующий рынок, заказчик может путем применения процедуры запроса ценовых предложений при условии, что стоимость этих товаров и услуг не превышает 300 тыс. грн. (ранее 200 тыс. грн.). А минимальный срок подачи участниками ценовых предложений конкурсных торгов уменьшен с 10 до 7 рабочих дней.

Также законом № 1197 изменен размер обес­печения предложения конкурсных торгов в денежном выражении, и теперь он не может превышать 0,5% (ранее 1%) ожидаемой стоимости закупки в случае проведения торгов на закупку работ и 3% (ранее 5%) — в случае проведения торгов на закупку товаров или услуг на условиях, определенных документацией конкурсных торгов.

Кроме того, расширен перечень оснований, которыми заказчик может апеллировать при отказе участнику в участии в процедуре закупки. В частности, заказчик может отказать в участии в процедуре закупки (предварительной квалификации участников) и, соответственно, отклонить предложение такого участника, если тот (в том числе участник предварительной квалификации) зарегистрирован в оффшорных зонах. Перечень оффшорных зон утвержден распоряжением КМУ от 23.02.2011 г. № 143-р. Также расширен перечень оснований, когда заказчик обязан отказать в участии в процедуре закупки, предварительной квалификации. В частности, заказчик также отклоняет предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) в случае, если: участник (участник предварительной квалификации) в течение последних 3 лет привлекался к ответственности за совершение антиконкурентных согласованных действий, которые относятся к искажению результатов торгов (тендеров); участник (участник предварительной квалификации) является связанным лицом с членом (членами) комитета по конкурсным торгам заказчика.

А. Бондарь отметил, что законом № 1197 надлежащим образом не урегулирован вопрос осуществления закупки в случаях значительного колебания курса валют. Фактически, как отметил спикер, данным законом декларируется возможность заказчика вносить изменения в существенные условия договора после его подписания в случае такого колебания, при условии, что в договоре о закупке будет установлен порядок изменения цены в зависимости от изменения курса. Но для того чтобы такое условие и порядок реализации можно было указать в договоре, оно должно быть прописано в документации конкурсных торгов. При этом возникают дополнительные сложности. В частности, законодательство не определяет, на какой момент может пересматриваться (пересчитываться) цена в зависимости от колебания курса. Следовательно, на членов комитета по конкурсным торгам возлагается дополнительный риск.

В рамках семинара А. Бондарь обратил внимание слушателей также на некоторые иные изменения в сфере государственных закупок.

Наталья ЛавреноваО возможных изменениях в сфере декларирования оптово-отпускных цен рассказала Наталья Лавренова. Она отметила, что на общественное обсуждение вынесены проекты постановления КМУ «О декларировании изменений оптово-отпускных цен на изделия медицинского назначения, которые закупаются за счет средств государственного и местного бюджетов» и «Вопросы референтного ценообразования на лекарственные средства».

По поводу проекта постановления КМУ «О декларировании изменений оптово-отпускных цен на изделия медицинского назначения, которые закупаются за счет средств государственного и местного бюджетов» спикер отметила, что данным проектом документа устанавливается ограничение срока передекларирования цены, а именно оно должно совершаться не чаще, чем 1 раз в текущем квартале (на данный момент не реже 1 раза в 2 года). Также данным проектом документа предусмотрена возможность субъекта хозяйствования передекларировать цену, если повысилась стоимость изготовления изделия медицинского назначения (изменение цены сырья, материалов, курса валют и т.д.). А в случае изменения данных в свидетельстве о регистрации изделия медицинского назначения и при условии, что его цена в национальной валюте остается неизменной, разрешается внесение изменений в реестр оптово-отпускных цен по сокращенной процедуре путем подачи заявления в Министерство здравоохранения Украины.

По поводу проекта постановления «Вопросы референтного ценообразования на лекарственные средства» Н. Лавренова сообщила, что на данный момент согласно постановлению от 13 августа 2012 г. № 794 «Вопросы декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов» (далее — постановление № 794) под государственное регулирование подпадают препараты, действующие вещества которых входят в перечень лекарственных средств отечественного и иностранного производства, которые могут закупать учреждения здравоохранения, которые полностью или частично финансируются из государственного и местных бюджетов, утвержденный постановлением КМУ от 5 сентября 1996 г. № 1071. Но проектом постановления предусмотрено, что с 01.08.2014 г. в государственно регулируемую группу лекарственных средств будут входить не препараты, действующие вещества которых входят в этот перечень, а все лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача.

Также проектом постановления предусмотрено, что с 01.10.2014 г. торговля, в том числе закупка за средства государственного и местных бюджетов, лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, будет осуществляться на территории Украины только после декларирования изменения оптово-отпускной цены на них. В то же время предусмотрено разрешение оптовой или розничной торговли лекарственными средствами, если они были приобретены до указанной даты. Также есть положение, предусматривающее, что оптово-отпускные цены, которые внесены в реестр до 01.07.2014 г., будут считаться действительными до 01.03.2015 г., однако до этой даты необходимо будет передекларировать цену на лекарственные средства.

Кроме того, проект постановления предусматривает, что декларирование цен будет осуществлять по-прежнему МЗ Украины, но только после получения положительного заключения уполномоченного МЗ Украины экспертного учреждения (далее — экспертное учреждение). Такое учреждение должно быть определено до 01.07.2014 г.

Согласно постановлению № 794 МЗ Украины принимает положительное решение по заявленной к декларированию оптово-отпускной цене в срок, не превышающий 10 рабочих дней после подачи заявления. Но проект постановления предусматривает, что МЗ Украины будет рассматривать заявление, поданное на декларирование цены, в течение 7 рабочих дней, после чего будут переданы документы экспертному учреждению, которое на протяжении 15 рабочих дней должно дать свое заключение относительно возможности декларирования цены, и еще в течение 5 рабочих дней МЗ Украины принимает решение о декларировании. То есть, общий срок декларирования будет составлять 27 рабочих дней.

Н. Лавренова обратила внимание, что проектом постановления предусмотрено создание комиссии, которая будет рассматривать спорные вопросы относительно отказов экспертного учреждения о возможности декларирования цены. Так, в случае отрицательного заключения экспертного учреждения МЗ Украины сообщает об этом заявителю в письменной форме в течение 7 рабочих дней и в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня получения отрицательного заключения, формирует проект повестки дня заседания этой комиссии и уведомляет об этом заявителя. А уже на основании решения комиссии МЗ Украины в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня заседания комиссии, издает приказ о декларировании изменения оптово-отпускных цен на такие лекарственные средства или сообщает заявителю в письменной форме об отказе в их декларировании.

Кроме того, на данный момент не разработан порядок расчета предельного уровня оптово-отпускных цен на лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, так как проектом постановления пока только предусмотрено, что он должен быть разработан до 01.07.2014 г.

Проектом постановления предусмотрена также возможность декларирования изменения оптово-отпускной цены на лекарственное средство при условии изменения цен на сырье, материалы, размера накладных расходов, изменения более чем на 5% установленного Национальным банком Украины среднемесячного значения курса иностранной валюты, но такое изменение должно вноситься не чаще 1 раза в текущем месяце.

Дмитрий АлешкоВ завершение мероприятия выступил Дмитрий Алешко, который рассказал о негативных моментах проекта постановления. Он отметил, что на данный момент не совсем понятно, каким образом пока еще не созданное экспертное учреждение собирается до 01.07.2014 г. обработать весь поток документов, связанных с декларированием цен на лекарственные средства. Он обратил внимание, что это около 7 тыс. торговых наименований, что в принципе сразу ставит под сомнение возможность обработки такого большого объема информации до 01.07.2014 г.

Кроме того, в проекте постановления не указано, на каких принципах будет работать экспертное учреждение: на платной или безоплатной основе. Докладчик подчеркнул, что для предотвращения коррупционных рисков в этом учреждении необходимо ввести еще одно положение в проект постановления, которым будет предусмотрена возможность проследить на веб-сайте экспертного учреждения ход рассмотрения заявок. Например, чтобы не возникло ситуаций, когда одни заявки рассматриваются 6 мес, а другие в течение всего 1 мес.

Д. Алешко также отметил, что в связи с тем, что проектом постановления предусмотрено создание комиссии, рассматривающей спорные вопросы относительно негативного вывода экспертного учреждения о возможности декларирования цены, то также в проекте постановления должна быть указана и процедура рассмотрения такой апелляции.

Кроме того, положение проекта постановления, которым предусмотрено, что с 01.10.2014 г. торговля рецептурными лекарственными средствами может осуществляться только после декларирования изменения оптово-отпускной цены на них, прямо противоречит положениям Закона Украины «О лекарственных средствах», согласно которым лекарственные средства допускаются к применению в Украине на основании свидетельства о регистрации. В связи с тем, что законы Украины имеют большую юридическую силу, чем постановления КМУ, то проект постановления никак не сможет ограничить право субъектов хозяйствования на торговлю лекарственными средствами при наличии у них свидетельства о регистрации лекарственных средств и лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по розничной или оптовой торговле лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Таким образом, на данный момент проект постановления еще требует доработки, но в связи с тем, что пока длится его общественное обсуждение, еще есть шанс, что до принятия его окончательной редакции будут урегулированы все неточности.

Евгений Прохоренко,
фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті