Лакомый кусочек! Госпитальный сегмент ЛС: итоги 2009 г.

Госпитальный сегмент как неотъемлемая и крайне важная составляющая системы здравоохранения манит игроков рынка своими возможностями и многообещающими перспективами. В ушедшем году на долю рынка лекарственных средств (ЛС) выпало множество испытаний, пре­одоление которых стало очередным подтверждением кризисоустойчивости этой отрасли. В частности, особый иммунитет на негативное влияние много­численных внешних факторов выработался у госпитального сегмента, который в ушедшем году продемонстрировал достойный результат. Дополнительным стимулом к улучшению динамики развития в стрессовой ситуации (каковой для отечественного рынка явился кризис), по всей видимости, послужило осознание ответственности за здоровье населения. Игроки рынка, откусывая лакомый кусочек пирога «рынок ЛС», становятся непосредственными исполнителями такой важной социальной функции, как обеспечение страны лекарствами. В данной публикации мы подведем итоги развития госпитального сегмента ЛС в 2009 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН» и «PharmXplorer» компании «Proxima Research».

Рынок в целом

Общий объем рынка ЛС (госпитальный + розничный сегмент) в 2009 г. составил 20,4 млрд грн. за 1,3 млрд упаковок. По сравнению с предыдущим годом этот показатель увеличился на 27,6% в денежном и уменьшился на 5,6% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем рынка ЛС уменьшился на 14,6% до 2,6 млрд дол. США.

В предыдущие годы госпитальный сегмент по темпам развития отставал от розничного. Однако в 2009 г. ситуация изменилась и госпитальные закупки ЛС продемонстрировали высокие темпы прироста, хотя в абсолютных величинах объем госпитальных закупок, как и прежде, значительно уступает объему розничной реализации. Так, в 2009 г. объем госпитальных закупок и розничных продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом увеличился соответственно на 28,0 и 27,5%, а в натуральном выражении темпы прироста/убыли в этих сегментах рынка составили +10,2 и –8,2% соответственно. В это время доля госпитального сегмента в общем объеме рынка ЛС в денежном выражении осталась практически без изменений и составила 18,0%, а в натуральных величинах благодаря опережающим темпам прироста увеличилась с 14,0 до 16,3% (рис. 1). Такое долевое пере­распределение свидетельствует о том, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в 2009 г. в госпитальном сегменте повышалась замедленными темпами относительно таковой в розничной реализации — на 16 и 39% соответственно по сравнению с 2008 г. Кроме того, в прошлом году в структуре закупок ЛС в госпитальном сегменте отмечено некоторое смещение в пользу более дешевых препаратов, на чем более подробно мы остановимся далее.

Рис. 1

Динамика объема рынка ЛС в разрезе розничного и госпитального сегментов в денежном и натуральном выражении в 2007–2009 гг. с указанием их долевого распределения

Госпитальный сегмент

По итогам 2009 г. лечебно- профилактическими учреждениями (ЛПУ) было закуплено 212,5 млн упаковок ЛС на сумму 3,7 млрд грн. В долларовом эквиваленте этот показатель составил 470,6 млн дол., уменьшившись на 13,7% по сравнению с 2008 г. (рис. 2).

Рис. 2

Объем госпитальных закупок ЛС в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте в 2007–2009 гг. с указанием прирос­та/убыли по сравнению с предыдущим годом

В разрезе поквартальной динамики наблюдается волнообразное развитие госпитального сегмента рынка ЛС с традиционно минимальным объемом закупок в I кв. (рис. 3). В течение прошлого года максимальный объем госпитальных закупок ЛС был отмечен во II кв. 2009 г. — 1,08 млрд грн. (141,7 млн дол.) за 66,8 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. максимальные темпы прироста объема гос­питальных закупок ЛС в денежном выражении были зафиксированы в I кв. 2009 г. (52%), а в натуральном — в III кв. (26%). Следует отметить, что с наступлением кризиса госпитальный сегмент рынка ЛС вступил на стезю экстенсивного развития. Так, тренд динамики развития этого сегмента рынка ЛС в долларовом эквиваленте уступил позиции таковому в гривне.

Рис. 3

Динамика госпитальных закупок ЛС в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте в I кв. 2007 — IV кв. 2009 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в госпитальном сегменте в 2009 г. составила 17,3 грн. Отметим, что в долларовом эквиваленте этот показатель составил 2,2 дол., что на 21,7% (!) меньше по сравнению с предыдущим годом. Причем, как было отмечено, произошло перераспределение структуры закупок, доля препаратов высоко­стоимостной ценовой ниши уменьшилась в денежном и натуральном выражении на 4,0 и 1,7% соответственно (рис. 4) в пользу препаратов, отнесенных к низко- и среднестоимостной нишам.

Рис. 4

Удельный вес ЛС в разрезе ценовых ниш в натуральном и денежном выражении в 2007–2009 гг.

Смещение структуры госпитальных закупок ЛС в сторону менее дорогостоящих препаратов, вероятно, можно объяснить снижением удельного веса оригинальных ЛС в пользу генерических генериков. Так, по итогам 2009 г. доля оригинальных препаратов в госпитальном сегменте уменьшилась на 2 до 23,6%, а доля генерических генериков, напротив, возросла на 2% до 14% (рис. 5). Долевое участие брэндированных генериков и традиционных ЛС по сравнению с 2008 г. осталось неизменным.

Рис. 5

Удельный вес брэндированных генериков, генерических генериков, оригинальных и традиционных ЛС в общем объеме госпитальных закупок ЛС в денежном выражении в 2008–2009 гг.

В 2009 г. доля отечественных производителей в общем объеме госпитальных закупок ЛС увеличилась на 1,8 до 40,9% в денежном и на 3,4 до 83,6% в натуральном выражении. По сравнению с предыдущим годом темпы развития сегмента госпитальных закупок ЛС отечественного производства опережали таковые розничной реа­лизации — соответственно на 34 и 24% в денежном и +15 и –9% в натуральном выражении.

По итогам 2009 г. ЛПУ было закуплено 212,5 млн упаковок ЛС на сумму 3,7 млрд грн.

В разрезе поквартальной динамики увеличение удельного веса отечественной продукции наметилось лишь во втором полугодии после отмены в июле закона о государственных закупках, который должен был благоприятствовать развитию отечественного сегмента рынка ЛС. Напомним, что 12 декабря 2008 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Законы Украины о минимизации влияния финансового кризиса на некоторые отрасли промышленности Украины». Эта норма прямо запрещала закупки товаров и услуг за бюджетные средства у иностранных компаний, если аналогичные товары/услуги производятся в Украине. Во время его действия никаких видимых изменений не произошло, отечественные производители ничуть не улучшили своих позиций относительно зарубежных компаний. Во втором полугодии, напротив, доля отечественных препаратов увеличилась почти на 10% по сравнению с началом года преимущественно благодаря их более конкурентоспособным по сравнению с зарубежными аналогами ценам (рис. 6, 7).

Рис. 6

Удельный вес препаратов зарубежного и отечественного производства в общем объеме гос­питальных закупок ЛС в денежном выражении в I кв. 2007 — IV кв. 2009 г.
Рис. 7

Удельный вес препаратов зарубежного и отечественного производства в общем объеме госпитальных закупок ЛС в натуральном выражении в I кв. 2007 — IV кв. 2009 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного производства существенно опережает таковую для отечественных препаратов как в абсолютных, так и в относительных показателях (рис. 8). Так, в 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного производства по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 36% до 62,4 грн., а отечественных — на 17% до 8,5 грн. Более того, в госпитальном сегменте средняя закупочная стоимость ЛС зарубежного производства в 2009 г. увеличилась на 53% по сравнению с предыдущим годом, в то время как темпы ее повышения для препаратов отечественного производства были в 1,8 раза ниже — +30%.

Рис. 8

Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в госпитальном сегменте в разрезе препаратов отечественного и зарубежного производства в I кв. 2008 — IV кв. 2009 г.

Ввиду специфики исследуемого сегмента рынка максимальный удельный вес в общем объе­ме госпитальных закупок приходится на рецептурные ЛС. Хотя следует отметить, что в 2009 г. увеличилась доля безрецептурных препаратов в общем объеме госпитальных закупок ЛС — на 2,3% до 10,5% в денежном и на 5,8% до 22,0% в натуральном выражении. Удельный вес рецептурных ЛС составил 89,5 и 78,0% соответственно. Поквартальная динамика свидетельствует, что максимальный удельный вес безрецептурных ЛС (практически вдвое больше, чем обычно) — 13,9% в денежном и 30,6% в натуральном выражении — был отмечен в III кв. 2009 г.

Фармакотерапевтическая структура госпитальных закупок ЛС в исследуемый период существенных изменений не претерпела. В частности, состав топ-5 групп АТС-классификации по объему госпитальных закупок в денежном выражении (A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм»; J «Противомикробные средства для системного применения»; B «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз»; N «Средства, действующие на нервную систему»; C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему») по сравнению с 2008 г. не изменился. Причем в рамках этой пятерки все группы (за исключением A) продемонстрировали темпы прироста на уровне среднерыночных и выше. Так, в 2009 г. объем госпитальных закупок препаратов группы А в денежном выражении увеличился по сравнению с 2008 г. лишь на 7,4%, в то время как для групп J, B, N и C этот показатель составил 29,0; 29,9; 36,5; 28,2% соответственно. В числе других групп АТС-классификации 1-го уровня значительные темпы прироста продемонстрировали препараты групп L и R — 54,8 и 67,2%. Среди ЛС отечественного производства наиболее значимые результаты продемонстрировали препараты группы B — они не только догнали, но и перегнали зарубежные препараты этой группы.

В госпитальном сегменте в 2009 г. было отмечено уменьшение объема закупок ЛС высокостоимостной ниши в пользу менее дорогостоящих препаратов

В разрезе групп АТС- классификации 3-го уровня рейтинг по объему госпитальных закупок за 2009 г. в денежном выражении возглавили ЛС группы A10A «Инсулин и его аналоги» (табл. 1). 2-е и 3-е места в этом топ- листе заняли препараты групп J01D «Прочие бета- лактамные антибиотики» и B05X «Дополнительные растворы для внутривенного введения».

Таблица 1 Топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня по объему госпитальных закупок ЛС в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиций в рейтинге за 2007–2008 гг.
АТС-код Наименование АТС-группы 2009 г. 2008 г. 2007 г.
A10A Инсулин и его аналоги 1 1 2
J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 2 2 1
B05X Дополнительные растворы для внутривенного введения 3 4 3
A16A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 4 3 5
M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 5 7 8
B01A Антитромботические средства 6 5 4
C01E Прочие кардиологические препараты 7 9 6
A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 8 6 7
N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства 9 8 9
N01A Средства для общей анестезии 10 10 10

Рейтинг брэндов ЛС по объему госпитальных закупок ЛС в денежном выражении в 2009 г. возглавил препарат НАТРИЯ ХЛОРИД (табл. 2). В состав топ-5 брэндов ЛС также вошли АКТОВЕГИН, ХУМОДАР, РЕОСОРБИЛАКТ и ФАРМА­СУЛИН. Максимальные темпы прироста объема госпитальных закупок ЛС в денежном выражении по сравнению с 2008 г. в рамках этого топ-листа продемонстрировали такие препараты, как НАТРИЯ ХЛОРИД и РЕОСОРБИЛАКТ, — 73,7 и 83,7% соответственно.

Таблица 2 Топ-20 брэндов ЛС по объему госпитальных закупок ЛС в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиций в рейтинге за 2007–2008 гг.
Брэнд 2009 г. 2008 г. 2007 г.
НАТРИЯ ХЛОРИД 1 3 2
АКТОВЕГИН 2 4 6
ХУМОДАР 3 1 7
РЕОСОРБИЛАКТ 4 12 13
ФАРМАСУЛИН 5 2 3
ЦЕФТРИАКСОН 6 5 1
МИЛДРОНАТ 7 6 5
ГЛЮКОЗА 8 18 16
МЕРОНЕМ 9 10 4
КЛЕКСАН 10 14 8
ТИОТРИАЗОЛИН 11 8 11
ПРОТАФАН 12 7 15
АКТРАПИД 13 13 9
L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ 14 15 19
ЛАНТУС 15 25 32
ФРАКСИПАРИН 16 19 17
ТИОПЕНТАЛ 17 11 18
ЭПРЕКС 18 43 22
РЕФОРТАН 19 24 20
АНАЛЬГИН 20 45 39

Среди маркетирующих организаций в тройку лидеров по объему госпитальных закупок ЛС по итогам 2009 г. вошли такие компании: Корпорация «Артериум», «Фармак» и «Юрия-Фарм» (табл. 3). В исследуемый период топ-20 маркетирующих организаций аккумулировали около 60% общего объема госпитальных закупок ЛС в денежном выражении.

Таблица 3 Топ-20 маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиций в рейтинге в 2007–2008 гг.
Маркетирующая организация 2009 г. 2008 г. 2007 г.
Артериум Корпорация 1 1 1
Фармак 2 2 3
Юрия-Фарм 3 10 11
Sanofi-aventis 4 3 2
Дарница 5 4 4
Berlin-Chemie/Menarini Group 6 6 5
Nycomed 7 7 14
Novo Nordisk 8 5 7
Здоровье 9 15 12
Борщаговский ХФЗ 10 11 9
GlaxoSmithKline 11 9 6
Gedeon Richter 12 12 13
Индар 13 8 17
Биофарма 14 13 8
Servier 15 27 16
AstraZeneca 16 14 15
KRKA 17 21 28
Boehringer Ingelheim 18 17 24
Pfizer Inc. 19 16 22
Новофарм-Биосинтез 20 31 31

Итоги

В 2009 г. ЛПУ было закуплено 212,5 млн упаковок ЛС на сумму 3,7 млрд грн. (470,6 млн дол.). По сравнению с 2008 г. этот сегмент рынка ЛС продемонстрировал прирост в денежном и натуральном выражении — на 28 и 10%, однако в долларовом эквиваленте была отмечена убыль на уровне почти 14%. Такое соотношение динамики госпитального сегмента рынка ЛС по различным показателям было обусловлено снижением средне­взвешенной стоимости 1 упаковки ЛС на 22% в долларовом эквиваленте ввиду значительной девальвации национальной валюты в кризисный период. Кроме того, в прошлом году произошло перераспределение структуры закупок ЛС — доля препаратов высокостоимостной ценовой ниши уменьшилась в денежном и натуральном выражении в пользу препаратов, отнесенных к низко- и среднестоимостной нишам. Смещение структуры госпитальных закупок ЛС в сторону менее дорогостоящих препаратов в некоторой степени было обусловлено уменьшением удельного веса относительно дорого­стоящих оригинальных ЛС в пользу генерических генериков.

В 2009 г. увеличилась доля отечественных препаратов в общем объеме госпитальных закупок ЛС, что также не могло не отразиться на средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС, — она снизилась. Ведь ни для кого не секрет, что ЛС отечественного производства обладают более конкурентоспособной ценой, нежели их аналоги зарубежного производства.

Традиционно в ушедшем году на рынке ЛС в гос­питальном сегменте превалировали рецептурные препараты. В исследуемый период отмечают увеличение доли безрецептурных ЛС в денежном и натуральном выражении.

Итак, в 2010 г. госпитальный сегмент рынка ЛС вступил достойно, с завидными показателями развития и мощными предпосылками для дальнейшего роста. А игрокам рынка остается пожелать «Bon appetit»!

Анна Шибаева
Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: 0 (44) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті