Госзакупки: дубль 2. Закупит ли МЗ вакцины?

Мы продолжаем анализировать срыв государственных закупок фармацевтической продукции в 2014 г. Данная публикация посвящена вопросам централизованных закупок вакцин. По этой процедуре Министерство здравоохранения Украины планировало закупить 16 вакцин в рамках 16 лотов. Все предложения, которые были поданы поставщиками в рамках конкурсного объявления от 23.06.2014 г., отменены или признаны несостоявшимися (раскрытие конкурсных предложений состоялось 09.07.2014 г.). Спустя полтора месяца, а именно 21.08.2014 г., в официальных источниках опубликовано новое объявление о проведении централизованных закупок вакцин. Учли ли участники несостоявшихся торгов причины, которые обусловили срыв закупок, или вопросы вакцинации населения снова в руках случая?

Вакцинация населения в Украине осуществляется в соответствии с планом — Календарь прививок утвержден соответствующими специалистами. В текущем году лечебно-профилактические учреждения не имеют возможности проводить иммунизацию населения, в том числе детей. Это связано с тем, что компетентный орган власти — Министерство здравоохранения Украины, не смог закупить средства для обеспечения этого процесса.

Специалисты здравоохранения и общественность (в лице обычных граждан) бьют тревогу вот уже несколько месяцев, однако чиновники, стремясь соблюсти все необходимые бюрократические условности, вплоть до настоящего времени не закупили ни одной вакцины.

Почему не состоялись торги?

Согласно отчету о проведении процесса закупок вакцин все 16 предложений отменены. Из этих предложений только одно (лот № 12 — закупка вакцины для профилактики гепатита В у новорожденных) отклонено по причине того, что сумма предложения превышала планируемую сумму конечной сделки. Необходимо отметить, что вакцинация новорожденных против гепатита В является мировой практикой и осуществляется как в развитых, так и в развивающихся странах.

2 предложения (лоты № 2 и 3 — вакцина для профилактики туберкулеза и вакцина для профилактики туберкулеза со сниженным содержанием антигена) отклонены вследствие несоответствия поданных заявителями пакетов документов требованиям действующего законодательства. К слову, в розыгрыше лота № 2 принимали участие 3 фармацевтические компании, лота № 3 — 2 фармацевтические компании. Помимо этого, 1 из предложений отклонено по причине того, что срок хранения продукции составлял не менее 7 мес с момента поставки, в то время как согласно требованиям действующего законодательства он должен составлять не менее 9 мес.

На официальном сайте в качестве причин, по которым отклонены остальные предложения, указано то, что к участию и оценке подано менее 2 предложений. Однако в протоколе отклонения указаны и другие причины.

Так, лотом № 4 МЗ Украины планировало закупить 350 тыс. доз вакцины для профилактики коклюша, дифтерии, столбняка с ацеллюлярным коклюшевым компонентом. Компания («ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украина»), которая подала заявку на участие, могла обеспечить 342,5 тыс. дозы двумя поставками. Срок годности 1/3 объема поставок датировался апрелем 2015 г., что не соответствует требованиям действующего законодательства. Помимо этого, отклонены предложения этой компании по поставке комбинированной вакцины для профилактики коклюша (ацеллюлярная), дифтерии, столбняка и полиомиелита (инактивированная) и вакцины для профилактики гемофильной инфекции типа b по причине того, что участник не подал документ, подтверждающий факт выполнения аналогичных договоров (договором от 26.11.2009 г. № 1/112 МЗ Украины закупило у компании «ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украина» препарат Аугментин (антибиотик) в форме порошка для приготовления раствора для инъекций.

Также компания подавала заявку на участие в розыгрыше лота № 13 (вакцина для профилактики кори, паротита и краснухи). В данном случае конкурсное предложение предлагало МЗ Украины закупить объем, который на 12% меньше заявленного. Кроме того, компания планировала обеспечить МЗ Украины данными вакцинами 2 поставками: 1/5 часть до конца текущего года, а остальной объем — до конца I кв. 2015 г.

Отметим, что в текущем году МЗ Украины увеличило потребность в данной вакцине по сравнению с предыдущим годом. В 2013 г. МЗ Украины по централизованной процедуре закуплено 893,75 тыс. доз, а в текущем году заказчик планировал закупить 1 261,701 тыс. доз. То есть объем закупки увеличен более чем на 40%.

Таким образом, тендерный комитет МЗ Украины отклонил все заявки участников. Причины отклонений варьируют от превышения цены до несоответствия поданных пакетов документов требованиям действующего законодательства. Также в соответствии с действующим законодательством в этом случае тендерный комитет не обязан объявлять повторный конкурс. В предыдущие годы были прецеденты, когда определенные позиции вообще не закупались государством.

В текущем году заказчик (МЗ Украины) все же планирует закупить вакцины: 21.08.2014 г. в официальных источниках опубликовано обновленное объявление. В таблице представлено сопоставление старых и новых объявлений.

Таблица Старые и обновленные лоты закупки вакцин в рамках тендерных торгов

лота
Наименование вакцины Объем закупки, дозы (обновленный) Объем обеспечения, грн. Объем закупки, дозы (старый) Объем обеспечения (старый), грн. Изменение объема закупки, % Изменение объема обеспечения, % Стоимость дозы (обновленная), грн. Стоимость дозы (старая), грн.
1 Вакцина для профилактики полиомиелита (оральная) 921 720 124 400 2 105 459 124 432 –56,22 –0,03 4,49 1,97
2 Вакцина для профилактики туберкулеза 1 107 680 166 100 1 134 718 61 274 –2,38 171,08 4,99 1,80
3 Вакцина для профилактики туберкулеза со сниженным содержанием антигена 22 700 3000 38 573 3066 –41,15 –2,15 4,40 2,65
4 Вакцина для профилактики коклюша, дифтерии и столбняка с ацеллюлярным коклюшевым компонентом 342 641 1 108 700 345 000 1 085 301 –0,68 2,16 107,75 104,76
5 Вакцина для профилактики коклюша, дифтерии и столбняка с ацеллюлярным коклюшевым компонентом 170 580 536 600 170 580 536 610 –0,00 104,75 104,76
6 Вакцина для профилактики коклюша, дифтерии и столбняка с цельноклеточным коклюшевым компонентом 177 952 25 400 385 838 25 465 –53,88 –0,26 4,75 2,20
7 Комбинированная вакцина для профилактики коклюша (ацеллюлярная), дифтерии, столбняка, гемофильной инфекции и полиомиелита (инактивированная) 470 000 3 530 300 789 809 3 686 828 –40,49 –4,25 250,13 155,44
8 Комбинированная вакцина для профилактики коклюша (ацеллюлярная), дифтерии, столбняка и полиомиелита (инактивированная) 57 064 250 700 57 064 222 549 12,65 146,30 129,87
9 Анатоксин или вакцина для профилактики дифтерии и столбняка (АДП) 343 260 32 800 729 970 32 848 –52,98 –0,15 3,18 1,50
10 Анатоксин или вакцина для профилактики дифтерии со сниженным содержанием антигена (АД-М) 176 226 14 200 322 484 14 221 –45,35 –0,15 2,68 1,47
11 Анатоксин или вакцина для профилактики дифтерии и столбняка со сниженным содержанием антигена (АДП-М) 1 533 199 114 000 3 277 875 114 070 –53,23 –0,06 2,48 1,16
12 Вакцина для профилактики гепатита В для детей (новорожденные) 627 365 235 800 988 766 235 820 –36,55 –0,01 12,52 7,94
13 Вакцина для профилактики кори, паротита и краснухи 810 110 1 059 300 1 261 701 1 261 196 –35,79 –16,01 43,54 33,29
14 Вакцина для профилактики бешенства 40 956 74 900 57 557 74 939 –28,84 –0,05 60,90 43,36
15 Вакцина для профилактики гемофильной инфекции типа b 195 866 436 300 231 905 436 352 –15,54 –0,01 74,18 62,66
16 Вакцина для профилактики полиомиелита инактивированная 12 554 38 000 19 538 38 040 –35,75 –0,11 100,80 64,83

Что изменилось и поможет ли это закупить вакцины?

Основные отличия обновленных объявлений заключаются в уменьшении объема закупок в натуральном выражении. Только в 2 лотах сохранены предыдущие объемы закупок, а именно вакцина для профилактики коклюша, дифтерии и столбняка с ацеллюлярным коклюшевым компонентом и комбинированная вакцина для профилактики коклюша (ацеллюлярная), дифтерии, столбняка и полиомиелита (инактивированная). В среднем по всем объявлениям объем закупки в натуральном выражении уменьшен на 31%, а по некоторым позициям — почти наполовину. В частности, это касается вакцины для профилактики полиомиелита (оральная), вакцины для профилактики коклюша, дифтерии и столбняка с цельноклеточным коклюшевым компонентом, анатоксина или вакцины для профилактики дифтерии и столбняка (АДП) и др.

В то же время объем обеспечения существенно не изменился, за исключением вакцины для профилактики туберкулеза (при прежнем объеме закупки в натуральном выражении объем обеспечения увеличился более чем в 1,5 раза).

Другими словами, тендерный комитет уменьшил объем закупки при прежнем объеме обеспечения. Остается открытым вопрос, почему тендерный комитет принял решение поступить именно таким образом. Ведь вопросы высокой цены фигурировали лишь в одном лоте (№ 12 — вакцина для профилактики гепатита В у новорожденных). Тендерный комитет уменьшил объе­м закупки данной вакцины на 35%.

Проведенный анализ централизованных закупок вакцин свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев причиной отказа становятся бюрократические причины, а именно несоответствие предоставленной документации требованиям действующего законодательства. Но поиск решения находится в плоскости уменьшения объема закупки в натуральном выражении.

В частности, в контексте лота № 4 (компания готова была предоставить вместо 345 тыс. доз 342,451 тыс.) в новом объявлении планируется закупить 342,641 тыс. доз. То есть объем, который первоначально был предложен заказчику со стороны компании.

Обратимся к опыту развитых стран

Выбранный Украиной евроинтеграционный вектор развития в первую очередь предполагает гармонизацию законодательства с нормативной базой ЕС.

Как мы неоднократно сообщали, лекарственные средства в странах ЕС, как правило, не закупаются централизованным образом. Они включены в страховую систему и подлежат реимбурсации.

Вакцины, напротив, закупаются централизованно. Однако в этом процессе в странах ЕС есть свои особенности. В частности, компетентные органы ряда стран ЕС заключают договора с производителями о долгосрочных поставках вакцин. Это осуществляется по нескольким причинам, основная из которых — экономия бюджетных средств. Такой подход удобен как компетентным органам, ответственным за вакцинацию населения, так и производителям, которые могут планировать объем производства и поставок на несколько лет вперед.

Компетентные органы проводят переговоры с производителями, чтобы согласовать ценовые и другие вопросы.

Также в ЕС функционирует агентство — Европейский центр по предотвращению и контролю за заболеваниями (European Centre for Disease prevention and Control — ECDC), в задачи которого входят выявление, оценка и оповещение о текущих и несущих угрозу для здоровья человека инфекционных заболеваниях. Фактически это агентство занимается мониторингом уровня заболеваемости, научной экспертизой и оказанием технической помощи странам — членам ЕС в вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями, в частности предоставляют экспертную оценку при централизованных закупках и др.

При проведении тендерных торгов в ЕС соблюдается 2 основных принципа: обеспечение прозрачности при проведении операции и получение желаемого качества услуг, материалов и работ по наиболее выгодной цене. ECDC — орган, который должен контролировать соблюдение этих принципов.

В ЕС централизованные закупки регулируются двумя директивами: «секторальной Директивой» 2004/17/ЕС (водные ресурсы, энергетика, транспортные и почтовые услуги) и «классической Директивой» 2004/18/ЕС (общественные работы, общественное питание и общественные услуги).

Регулирование централизованных закупок вакцин в ЕС осуществляется в соответствии с Директивой 2004/18/ЕС, поскольку вакцинация находится в плоскости общественных услуг.

В ЕС также уделяется внимание вопросам усовершенствования процесса закупок вакцин. Так, в текущем году Европейская комиссия утвердила процедуру «договора о проведении совместных закупок». Такая процедура предоставляет странам — членам ЕС возможность проведения совместной закупки вакцин и лекарственных средств. Данная процедура не вводит дополнительных финансовых обязательств для стран-членов.

Согласно позиции Еврокомиссии эпидемия вируса H1N1 (свиной грипп) продемонстрировала несовершенство и системные проблемы в процедуре тендерных закупок фармацевтической продукции. Вследствие этого у стран отсутствовала возможность эффективно отреагировать на угрозу мирового масштаба. Это послужило причиной формирования данной процедуры.

Итоги

Вакцинация населения — вопрос чрезвычайной важности. Однако в тендерной кампании 2014 г. МЗ Украины проявляет себя достаточно пассивно, отклоняя предложения в основном по бюрократическим причинам.

В новых тендерных объявлениях существенно уменьшен объем закупок в натуральном выражении при сохраненном объеме финансового обеспечения. В то же время лишь одно предложение было отклонено по причине того, что цена наиболее выгодного предложения превышала сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки.

В странах ЕС заказчики (компетентные органы) предпринимают активные меры для осуществления государственных закупок вакцин. В частности, они проводят переговоры с производителями и путем составления добровольных соглашений согласовывают объемы поставок и суммы сделок. Кроме того, в ЕС принимаются активные меры для усовершенствования процедуры закупок.

В Украине, вместо того чтобы проявить инициативу и договориться с производителями о необходимых объемах поставок, тендерный комитет МЗ принимает решение об уменьшении объе­ма закупок.

Возникает вопрос: что будет происходить, если вдруг в нашей стране начнется смертельная пандемия? Тендерный комитет МЗ Украины сформирует лоты и будет ждать появления подходящих предложений?

Галина Галковская,
по материалам tender.me.gov.ua, http://www.ecdc.europa.eu, europa.eu, ec.europa.eu, eur-lex.europa.eu

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті