Сегмент дистрибуции является наиболее консолидированным звеном отечественного фармрынка. На протяжении последних нескольких лет четко сохранялся состав лидеров, которые со значительным отрывом опережали остальных операторов. Так, до недавнего времени около 90% всех отгрузок лекарственных средств (в денежном выражении) обеспечивали компании «БаДМ», «Оптима-Фарм», «Альба Украина», «Фра-М» и «Вента». Они стабильно формировали львиную долю объема поставок лекарственных средств в аптечные учреждения. В этом году в сегменте дистрибуции произошли значительные изменения. В частности, один из крупных игроков — компания «Альба Украина» — прекратил операционную деятельность. В то же время в пятерку лидеров вошла компания «Фармпланета» (рис. 1).
В целом в Украине по итогам января–сентября 2014 г. дистрибьюторы поставили в аптеки лекарственные средства на сумму 19,8 млрд грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 12,5%. В анализируемый период топ-6 дистрибьюторов (куда все еще входит «Альба Украина», поскольку в I полугодии компанией еще осуществлялись отгрузки) суммарно аккумулируют 91,9% поставок лекарственных средств в денежном выражении. Для сравнения, по итогам аналогичного периода предыдущего года те же топ-6 дистрибьюторов суммарно осуществили 93,3% поставок лекарственных средств в денежном выражении в аптечные учреждения по всей Украине(рис. 2, 3).
Безусловно, уход крупного игрока оказал влияние как на производителей, так и на самих дистрибьюторов. У производителей возникла необходимость искать новых партнеров по оптовому сбыту, а дистрибьюторы вынуждены были «включить форсаж», чтобы в полном объеме обеспечить аптечные учреждения поставками лекарственных средств. В связи с этим многим дистрибьюторам приходится активно наращивать свои логистические мощности.
Кризис повлиял на финансовые взаимоотношения на рынке. Наблюдаются изменения в политике кредитования розничного сегмента дистрибьюторами. В частности, происходит сокращение длительности отсрочки платежа, снижение уровня кредитного лимита, что стимулирует аптечные предприятия делать заказы чаще и в меньших объемах. А это, в свою очередь, способствует повышению нагрузки на дистрибьюторов.
Главная на сегодняшний день тенденция рынка — перераспределение долей между ключевыми операторами. Так, отмечено значительное увеличение удельного веса для ведущего дистрибьютора Украины: по состоянию на сентябрь 2014 г. компания «БаДМ» осуществляет уже 41,1% поставок лекарственных средств (рис. 4). Для сравнения, в сентябре предыдущего года данный показатель составил 30,7%. Интересно, что эту эстафету подхватили новые игроки в когорте лидеров. Например, объем поставок лекарственных средств в денежном выражении компании «Фармпланета» в январе–сентябре 2014 г. увеличился более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Это один из самых высоких показателей роста на рынке.
Для топ-5 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам сентября 2014 г. мы рассмотрели показатель Evolution Index, отражающий динамику их рыночной доли (таблица). За основу при расчете Evolution Index взят показатель YTD (Year-to-date) — накопительный итог за январь–сентябрь 2014 г. Максимальное значение данного показателя в рамках топ-5 дистрибьюторов отмечено для компании «Фармпланета», минимальное – для «Оптима-Фарм».
Таблица | Рейтинг дистрибьюторов по Evolution Index (нормированный к 100) по показателю YTD в январе–сентябре 2014 г. в рамках топ-5 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам сентября 2014 г. в денежном выражении |
№ | Дистрибьютор | Еi |
---|---|---|
1 | Фармпланета | 224,0 |
2 | Вента | 134,4 |
3 | БаДМ | 121,1 |
4 | Фра-М | 111,1 |
5 | Оптима-Фарм | 95,3 |
Редакция «Еженедельника АПТЕКА» обратилась к представителям компаний «Инкопмарк Медсервис», «Волыньфармпостач», «Юнсон», «ТАС-Фарма», «Аптеки Доктор Мом», география деятельности которых охватывает различные регионы Украины, для того чтобы получить комментарии относительно того, как последние события на рынке наряду с финансовым кризисом и нестабильной ситуацией на востоке нашей страны отразились на работе аптечных сетей в целом и в частности на логистике и объеме поставок лекарственных средств в розничные точки. Таким образом из первоисточников удалось получить информацию об условиях работы аптечных сетей в наше непростое время.
Что говорит розница?
Валентина Оксем, директор компании «Инкопмарк Медсервис»:
— Финансовый кризис и колебание курса доллара в значительной степени повлияли на объем закупок лекарственных средств аптечной сетью, который сократился в разы. Теперь товар не заказывается впрок, а в основном — по необходимости. Также зафиксировано снижение покупательной способности населения, количество посетителей в торговых точках сократилось, уменьшились суммы покупок. Потребители стараются приобретать в первую очередь только самое необходимое, отказываясь от дорогих товаров и отдавая предпочтение более дешевым.
С целью оптимизации денежных средств аптечные сети вынуждены сокращать объем заказа лекарственных средств у дистрибьюторов, приобретая меньшее количество упаковок одного наименования препарата, при этом повышая частоту таких закупок. Иными словами, товар у дистрибьютора заказывается чаще и в меньшем количестве. Таким образом, аптечные сети стараются не «замораживать» денежные средства, а перераспределять их, вкладывая в оборот по мере необходимости, это также позволяет поддерживать ширину ассортимента в торговых точках.
Одним из наиболее существенных факторов, который влияет на данный момент на работу розничного сегмента, является дефицит оборотных средств. Выйти из данной ситуации частично позволяет построение доверительных отношений с дистрибьюторами. Выбор аптечной сетью дистрибьютора для сотрудничества часто определяется его политикой кредитования, длительностью отсрочки платежа за товар. В свою очередь, аптечные сети стараются выполнять обязательства и не подводить своих партнеров. Выход из игры компании «Альба Украина» дал толчок укреплению партнерских отношений и наращиванию сотрудничества с другими крупными представителями сегмента дистрибуции, которые обладают ресурсами для роста. По нашему мнению, будущий успех аптечных сетей во многом будет зависеть от выбора «правильного» дистрибьютора и возможности правильно выстроить отношения с ним.
Валерий Гудзенко, генеральный директор компании «ТАС-Фарма»:
— В условиях кризиса при нестабильном изменяющемся курсе валют дистрибьюторы закладывают риски в стоимость лекарственных средств, что приводит к значительному ее повышению. Также они пересмотрели политику кредитования представителей розничного сегмента, сократили длительность отсрочки платежа, а по некоторым позициям даже ввели предоплату. В связи с этим розничным компаниям пришлось вливать дополнительные денежные средства для дальнейшего осуществления деятельности.
На рентабельность бизнеса в значительной степени повлияло повышение цен на лекарственные средства, что обусловило также снижение покупательной способности населения. Чтобы выйти из данной ситуации и удовлетворить потребности пациентов, компания «ТАС-ФАРМА» пересмотрела ассортиментные матрицы в торговых точках и провела переориентацию ассортимента с уклоном в сторону лекарственных средств отечественного производства, цены на которые значительно ниже, чем на препараты зарубежного производства. В связи с этим было проведено дополнительное обучение персонала аптек с целью повышения их профессиональных навыков.
На логистику поставок лекарственных средств в значительной степени повлияла нестабильная ситуация на востоке Украины. Поскольку в данном регионе находится несколько отечественных производителей лекарственных средств, сегодня товары этих производителей отсутствуют на полках аптек. Крайне затруднены поставки товара в розничные точки, находящиеся в данном регионе, в результате количество товара в таких аптеках сократилось примерно на 40% от необходимого количества.
Также стоит отметить, что в связи с уходом с рынка компании «Альба-Украина» произошло «вымывание» некоторых товарных групп, а также повышение логистической нагрузки на дистрибьюторов из-за их неготовности к резкому увеличению объема поставок товара в аптечные сети.
Олег Крючко, заместитель директора компании «Юнсон»:
— Любые финансовые «скачки» усложняют работу розничной сети, когда же к ним добавляются еще и изменения в налогообложении, экономическая и политическая составляющие, то необходимо говорить уже не о прибыльности и стабильности работы, а о постоянном поиске компромисса между уровнем рентабельности и соответствием отпускной цены на лекарственное средство покупательной способности населения. В любом случае, наша первоочередная задача сейчас — социальная составляющая, поддержание оптимального ассортимента в розничных точках и приемлемой для покупателя цены на лекарственные средства. В дополнение к этому, компания «Юнсон» старается по мере сил и возможностей оказывать помощь людям, которые находятся в зоне проведения антитеррористической операции. В данной ситуации сложно всем, поэтому о работе на перспективу можно будет думать по завершении кризиса.
В условиях кризиса произошло сокращение ассортимента розничных точек за счет выведения «топовых» по цене позиций и сокращения суммы среднего чека (в долларовом эквиваленте). Отмечаются перебои с поставками ряда лекарственных средств, вызванные отсутствием таких позиций на рынке в целом. Также характерно устойчивое увеличение объема продаж лекарственных средств отечественного производства, привлекательных для покупателя благодаря более лояльной ценовой политике.
На работу аптечных сетей в значительной степени повлиял и уход с рынка компании «Альба Украина», ведь для розничной сегмента много поставщиков не бывает. Важна возможность выбора не только лучшей цены на препараты, но и сервиса, удобного графика поставок, «бесперебойности» ассортимента.
Изменение расстановки сил в сегменте дистрибуции все-таки имеет и положительные аспекты, потому что дает возможность развиваться дистрибьюторам второй пятерки, а топ-лидерам — улучшить свои позиции и сделать цены более привлекательными для своих клиентов. Так, те дистрибьюторы, которые в нашем случае удерживали первые позиции, на данный момент уступают часть своей доли объема закупок более активным и гибким. Именно поэтому сегодня мы сделали ставку на сотрудничество с компанией «Фармпланета».
В целом в любом регионе нашей страны аптечные сети в той или иной степени сталкиваются с одним и тем же набором проблем. Неравномерное распределение кадрового потенциала, недостаточный уровень его подготовки и владения смежными навыками, логистические проблемы, снижение покупательной способности населения, недостаточно продуманная и изменяемая налоговая политика, чрезмерная «регулируемость» и переизбыток контролирующих инстанций.
Владимир Панченко, коммерческий директор компании «Аптеки Доктор Мом»:
— Операторы фармрынка в целом, и наша компания в частности, в своей профессиональной деятельности не в первый раз сталкиваются с кризисными явлениями, однако, в текущем году к экономическому добавился еще и политический кризис, который несет двойную нагрузку на розничный сегмент, особенно на востоке нашей страны. В совокупности это привело к необходимости корректировки планов развития бизнеса, приостановке программ по расширению количества торговых точек, модернизации компьютерной техники, сокращению рекламного бюджета. Регулярные скачки курса иностранных валют приводят к формированию значительного разброса цен на лекарственные средства. В свою очередь, изменения в законодательной базе, например, стремительное введение налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, также не способствуют улучшению деятельности аптечных сетей, а, наоборот, устанавливают очередные препятствия на пути предоставления помощи пациентам.
К сожалению, времени «на раскачку» в условиях кризиса не было, поэтому пришлось оперативно принимать жесткие административные меры по сокращению ассортимента в розничных точках. Так, ужесточился контроль заказов лекарственных средств у дистрибьюторов с помощью внесения изменений в компьютерные программы, снизился уровень товарных запасов (суммарно и количественно), который находился в розничных точках во внекризисных условиях. Также возникла необходимость в оптимизации расходов, которые напрямую не затрагивают работу розничных точек. В случае компании «Аптеки Доктор Мом» — изменение логистики собственного автопарка, маршрутов доставки товара, их частоты. Таким образом, в настоящее время, пожалуй, основной проблемой аптечных сетей является уменьшение оборотных средств. Усугубил ситуацию также пересмотр дистрибьюторами политики кредитования представителей розничного сегмента. Это было частично связано с изменениями в топ-5 дистрибьюторов.
Михаил Пивнюк , директор компании «Волыньфармпостач»:
— В текущем году игроки фармрынка столкнулись с большим количеством препятствий на пути предоставления помощи пациентам, в первую очередь, таковыми оказались изменения в сфере нормативно-правового регулирования системы здравоохранения. Неожиданное введение НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения вынудило игроков фармрынка работать по новым, до конца не понятым и не разъясненным регуляторными органами правилам начисления НДС, что в совокупности с повышением курса доллара по отношению к гривне привело к существенному повышению цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Это, в свою очередь, в условиях отсутствия налаженного механизма реимбурсации обусловило ограничение доступности таких товаров для населения. Главным образом это отразилось на пациентах с хроническими заболеваниями, вынужденных приобретать дорогостоящие препараты для лечения. На данный момент таким пациентам приходится приобретать необходимые им препараты в меньшем количестве, часто в минимально возможном.
В целом финансовый кризис, колебание курса иностранных валют, ряд регуляторных изменений в сфере здравоохранения, нестабильная ситуация в Восточном регионе нашей страны повлекли за собой уменьшение объема продаж лекарственных средств. Дефицит оборотных средств, снижение покупательной способности населения и оборачиваемости продукции вынуждает аптечные сети сокращать объем закупок лекарственных средств. Весьма сложной остается ситуация с предоставлением пациентам лекарственных средств, которые подпадают под социальные и бюджетные программы. Так, повышение курса иностранной валюты сопряжено со значительными рисками для компаний, которые принимают участие в таких программах.
Уход с рынка одного из лидеров в сегменте дистрибуции, повлек за собой усугубление проблемы с поставками лекарственных средств, поскольку произошло существенное повышение нагрузки на дистрибьюторов. Так, например, снизилась оперативность приема от аптечных сетей заявок на поставку товара дистрибьюторами, повысилась логистическая нагрузка на дистрибьюторов, которым стало значительно сложнее обеспечивать потребность аптечных сетей в лекарственных средствах. Снизить остроту дефектуры в данной ситуации компании «Волыньфармпостач» отчасти помогло наличие аптечного склада, ведь запасы ранее закупленных лекарственных средств на некоторое время смогли удовлетворить спрос потребителей. Однако, в целом выход из создавшейся ситуации мы видим в повышении эффективности работы существующих дистрибьюторов. Сегодня мы можем говорить об активности «большой пятерки» дистрибьюторов, в том числе динамично развивающихся дистрибьюторов —компаний «Фармпланета» и «Вента». Если эти компании и в дальнейшем не будут снижать темпов развития, то многие острые проблемы аптечных сетей касательно поставок продукции будут решены.
Светлана Шелепко
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим