Пилотный проект: пора приземляться

По мнению многих экспертов, Пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью, утвержденный постановлением КМУ от 25.04.2012 г. № 340 (далее — Пилотный проект), на сегодня изжил свое. Его реализация продолжается более 2 лет. За это время внесено множество изменений как в методику включения препаратов в систему возмещения, так и в методику расчета уровня граничных оптово-отпускных цен. В данной публикации мы проанализировали объем продаж препаратов, включенных в Пилотный проект, и их удельный вес в общем объеме рынка в 2013 и 2014 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», а также реестр предельного уровня оптово-отпускных и сравнительных (референтных) цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью, утвержденный приказом МЗ Украины от 01.06.2012 г. № 419 (в редакции приказа МЗ Украины от 10.07.2014 г. № 482).

История Пилотного проекта

Напомним, что реализация Пилотного проекта началась в июне 2012 г. В него включено 7 международных непатентованных наименований лекарственных средств (амлодипин, бисопролол, лизиноприл, метопролол, небиволол, нифедипин и эналаприл). В декабре этого же года заработала система частичного возмещения стоимости лекарственных средств, что способствовало увеличению потребления препаратов, включенных в Пилотный проект. При этом возмещению подлежали все включенные препараты, однако уровень возмещения был довольно низким, следовательно, незначительно повышал экономическую доступность антигипертензивных препаратов, и реализация Пилотного проекта проходила довольно вяло. В результате правительством было принято решение об усовершенствовании Пилотного проекта, которое отразилось в постановлении КМУ от 12.06.2013 р. № 554 «Вопросы усовершенствования реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью».

Согласно этому постановлению расширялся перечень препаратов за счет включения в Пилотный проект лекарственных средств с фиксированной комбинацией действующих веществ, а именно амлодипина с лизиноприлом, лизиноприла с гидрохлоротиазидом и эналаприла с гидрохлоротиазидом. Помимо этого, существенно изменились подходы к включению препаратов в систему возмещения и расчету уровня возмещения. Так, лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью в пределах каждого международного непатентованного наименования с учетом дозировки и формы выпуска делятся на три группы возмещения в зависимости от стоимости 1 суточной дозы (DDD) с учетом граничных снабженческо-сбытовых и торговых (розничных) надбавок. При этом стоимость препаратов I группы подлежит частичному возмещению в размере 90% граничной стоимости, II — частичному возмещению стоимости и препараты III группы, стоимость которых не подлежит возмещению.

Несмотря на то что количество лекарственных средств, подпадающих под возмещение, сократилось, повысился уровень их возмещения. В результате потребление препаратов, подлежащих возмещению, значительно увеличилось. Однако в январе 2014 г. действие Пилотного проекта было приостановлено и возобновилось лишь после принятия постановления КМУ от 12.02.2014 г. № 42, которым предусмотрено продолжение реализации Пилотного проекта до 31 декабря 2014 г. Кроме того, возникли проблемы с возмещением средств аптечным учреждениям за реализованные в рамках Пилотного проекта препараты. В связи с этим количество аптек, участвующих в Пилотном проекте, сократилось более чем на 30%, и реализация проекта фактически была приостановлена. Возобновилась его реализация в июне 2014 г. после принятия Кабинетом Министров Украины постановления № 183, которым внесены изменения в Порядок и условия предоставления субвенции из Государственного бюджета местным бюджетам на частичное возмещение стоимости лекарственных средств для лиц с гипертонической болезнью. Выделение субвенций не оказало существенного влия­ния на потреб­ление антигипертензивных препаратов (с динамикой потребления лекарственных средств, включенных в Пилотный проект, можно знакомиться в «Еженедельнике АПТЕКА» № 39 (960) от 06.10.2014 г.).

Анализ розничных продаж препаратов АТС-группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», свидетельствует об увеличении в 2014 г. доли этих препаратов в общем объе­ме рынка (рис. 1). При этом доля препаратов для лечения артериальной гипертензии, которая включает АТС-группы С02, С03, С07, С08, С09, снижается как в общем объеме рынка, так и в группе С (рис. 2). В свою очередь, снижается и удельный вес препаратов, включенных в Пилотный проект (рис. 3 и 4). Стоить отметить, что снижение фиксируется даже для препаратов, подлежащих возмещению. Однако ключевым фактором, свидетельствующим о необходимости прекращения реализации Пилотного проекта, является освоение бюджетных средств. Если в 2013 г. объем средств, затраченных государством на частичное возмещение стоимости антигипертензивных препаратов в рамках Пилотного проекта, составлял более 15% общего объема продаж препаратов, включенных в Пилотный проект, то за 9 мес 2014 г. этот показатель находится на уровне немногим более 6% (рис. 5). Очевидно, что в 2014 г. не будут достигнуты результаты предыдущего года. Это значит, что Пилотный проект подходит к своему логическому завершению.

Рис. 1
 Объем продаж препаратов АТС-группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», а также их удельный вес в общем объеме рынка лекарственных средств за 2013 и 9 мес 2014 г.
Объем продаж препаратов АТС-группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», а также их удельный вес в общем объеме рынка лекарственных средств за 2013 и 9 мес 2014 г.
Рис. 2
 Доля препаратов для лечения артериальной гипертензии (АТС-группы С02, С03, С07, С08, С09) в общем объеме рынка лекарственных средств и в группе С за 2013 и 9 мес 2014 г.
Доля препаратов для лечения артериальной гипертензии (АТС-группы С02, С03, С07, С08, С09) в общем объеме рынка лекарственных средств и в группе С за 2013 и 9 мес 2014 г.
Рис. 3
 Доля препаратов, включенных в Пилотный проект, в общем объеме рынка лекарственных средств и в группе С за 2013 и 9 мес 2014 г.
Доля препаратов, включенных в Пилотный проект, в общем объеме рынка лекарственных средств и в группе С за 2013 и 9 мес 2014 г.
Рис. 4
 Доля препаратов, включенных в Пилотный проект и подлежащих возмещению (I и II группа), в общем объеме рынка лекарственных средств и в группе С за 2013 и 9 мес 2014 г.
Доля препаратов, включенных в Пилотный проект и подлежащих возмещению (I и II группа), в общем объеме рынка лекарственных средств и в группе С за 2013 и 9 мес 2014 г.
Рис. 5
 Удельный вес денежных средств, затраченных государством на возмещение стоимости антигипертензивных препаратов в рамках Пилотного проекта (по состоянию на 20 декабря 2013 г. и 15 сентября 2014 г.), в общем объеме продаж препаратов, включенных в Пилотный проект, за 2013 и 9 мес 2014 г.
Удельный вес денежных средств, затраченных государством на возмещение стоимости антигипертензивных препаратов в рамках Пилотного проекта (по состоянию на 20 декабря 2013 г. и 15 сентября 2014 г.), в общем объеме продаж препаратов, включенных в Пилотный проект, за 2013 и 9 мес 2014 г.
*Данные за 9 мес 2014 г.

Еще одним фактором, подтверждающим необходимость прекращения реализации Пилотного проекта, является постановление КМУ от 02.07.2014 г. № 240 «О референтном цено­образовании на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за средства государственного и местных бюджетов», поскольку в нем предусмотрено использование другой методики расчета граничных цен, отличающейся от используемой сегодня МЗ Украины для препаратов, включенных в Пилотный проект.

О необходимости приостановить действие Пилотного проекта говорили и ведущие кардиологи страны во время расширенной коллегии МЗ Украины, которая состоялась 17 октября текущего года. По их мнению, в таком виде, как он есть сегодня, система здравоохранения продолжить его не сможет. Необходимо изменить структуру и методологию реимбурсации. К внедрению этого проекта, по их словам, не была готова в первую очередь аптечная система Украины.

ИТоги

Учитывая все эти факты, можно сделать вывод, что правительству необходимо отменять постановление КМУ от 25.04.2012 г. № 340 «О реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью». Реализация Пилотного проекта показала, что при своевременном финансировании система реимбурсации довольно хорошо себя проявила.

В связи с этим Кабинету Министров необходимо проработать вопрос о внедрении в Украине полномасштабной системы реимбурсации лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний, таких как артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет и др.

Относительно задействования аптечных учреждений в системе реимбурсации следует отметить, что в странах ЕС аптеки стремятся участвовать в системе реимбурсации, поскольку она гарантирует объем потребления препаратов, включенных в нее. Поэтому при внедрении в Украине системы реимбурсации с широким перечнем препаратов аптеки также будут заинтересованы участвовать в ней.

Денис Кирсанов
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Микола 10.11.2014 9:33
Знову "не била готова аптечная система" аптеки винуваті, що вони не готові відпускати препарати і по шість місяців чекати гроші. Але здається нас чекає повномаштабна система реімбурсації.????
карина 10.11.2014 10:26
О бредовости идеи пилотного проекта и его единственно оправданной цели-отмывание бюджетных средств,говорили постоянно.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті