Проблема-2000 компании «Биокон»

?


дождаться результатов технического перевооружения

По итогам рейтинга «Топ-2000» химико-фармацевтическая компания «Биокон» по привлекательности сотрудничества оказалась на 4-м месте по мнению работников аптек и на 7-м месте — по мнению компаний-производителей. Со стороны может показаться, что в течение последнего года компания, в прошлом один из лидеров отечественного оптового рынка медикаментов, «сдала» свои позиции. По словам президента «Биокона» Александра Яворского, в 1999 г. товарооборот предприятия действительно снизился. Причиной этого стали, во-первых, потери оборотных средств при конвертации гривневой выручки в период экономических кризисов 1998 и 1999 гг. и, во-вторых, как это не парадоксально, — проведение технического перевооружения предприятия. И хотя первое в перспективе является исключительно негативным для предприятия, а второе — позитивным, оба фактора обострили дефицит оборотных средств, «проблему-2000» украинских оптовых компаний.

Нелегкое решение

«Мы недосчитались значительной суммы после возврата средств за продукцию, отпущенную на условиях отсрочки платежа в период, предшествовавший резкому снижению курса гривни летом 1998 г. — вспоминает Александр Яворский. — Тогда выходить из ситуации можно было двумя путями: либо забыть о всех проектах развития фирмы и всеми способами «гасить» дефицит оборотных средств, либо предпринимать определенные шаги для того, чтобы в перспективе обеспечить дальнейшее развитие фирмы, которое в свою очередь обеспечило бы выход из финансовых затруднений. Мы выбрали второй путь — не останавливаться в развитии и, невзирая на финансовые потери, продолжали осуществлять намеченный план совершенствования своей деятельности».

В конце 1998 г. компания «Биокон» выкупила складские и офисные помещения в Киеве по ул. Березняковской, 29 общей площадью около 4000 м . Покупка отвлекла оборотные средства, однако, обладая правом собственности, компания смогла создать один из лучших в Украине складов для хранения медикаментов.

На выкупленных площадях была установлена полуавтоматическая линия хранения медикаментов и подбора заказов, принципиально не отличающаяся от подобных линий, установленных в большинстве европейских оптовых компаний. Принцип работы линии следующий: она снабжена конвейером, стеллажи разбиты на пронумерованные ячейки, данные о содержимом ячейки (наименование препарата, номер серии) занесены в компьютер. Это облегчает учет медикаментов, ускоряет подбор заказов, дает возможность формировать до 1000 заказов в день.

В течение лета 1999 г. был переоборудован оптовый склад, установлены новые стеллажи, размещены товарные запасы, данные занесены в специально созданную базу. Как и всякое нововведение, это оказалось достаточно хлопотным, однако вскоре принесло ожидаемые результаты — движение товаров по складу стало абсолютно «прозрачным», появилась возможность получать информацию о товарных запасах по состоянию «на сегодня». Кроме того, в 2 раза увеличилась производительность склада, зачительно сократились издержки.

Современное программное обеспечение — ключ к успеху

Обновление баз данных по хранению продукции на складе, а также баз данных клиентов, поставщиков, учета дебиторской и кредиторской задолженности потребовало соответствующего программного обеспечения (ПО). Стандартные программы ведения баз данных рассчитаны на определенный, относительно небольшой объем информации и, если он превышен, часто «зависают», выходят из строя, в результате чего может быть потеряна важная для бизнеса информация. Используемые на фирме «Биокон» объемы информации превысили возможности прежнего ПО, что послужило основой для принятия решения о приобретении новых программных продуктов. В сентябре 1998 г. был подписан контракт с поставщиком ПО «Oracle Applications», приобретена лицензия. Это бизнес-приложение, высоко котирующееся во всем мире, в странах СНГ используется пока редко. В России его используют, например, Центробанк, ряд других банков, корпорация «Газпром», в Украине — Государственная таможенная служба. Фирма «Биокон» стала первой в СНГ фармацевтической компанией — обладателем официальной версии «Oracle Applications».

Лицензионное ПО было сдано «под ключ», в течение полугода сервисные специалисты фирмы-поставщика устанавливали, налаживали систему, адаптировали ее к «фармацевтической специфике», переформировывали базы данных. Как пользователь лицензионного продукта компания «Биокон» получает постоянную техническую поддержку компании-разработчика («Oracle»), с ее помощью обновляет версии программы.

Человеческий фактор

Общеизвестно, что сразу после технологических нововведений показатели деятельности фирмы снижаются и какое-то время (до нескольких месяцев, в зависимости от сложности нововведений) остаются на низких значениях. Затем следует резкий подъем, обусловленный началом использования потенциала, который дает новая технология. В результате показатель (например, объем продаж) фиксируется на цифре, которая гораздо выше средней за «доперестроечный» период.

Эта статистика свидетельствует о том, что в реализации технологических возможностей нового оборудования, ПО важную роль играет пресловутый человеческий фактор. Сотрудники компании должны адаптироваться, научиться использовать новые технологии, программы. «После того, как 1 апреля прошлого года мы «стартовали» с применением «Oracle Applications», — отмечает А. Яворский, — у нас образовался «провал» в продажах. Только спустя полгода мы получили отдачу от внедрения нового ПО, стали контролировать ситуацию. В настоящее время проблема хранения и учета товарных запасов в той или иной степени актуальна для всех крупных украинских оптовых компаний».

Александр Яворский

— Возникший после финансово-экономических кризисов 1998 и 1999 гг., а также вследствие неплатежей за медикаменты, отпущенные в 1996–1998 гг., дефицит оборотных средств существенно повлиял на товарооборот компании «Биокон» и в этом нет ничего удивительного. У нас разработан ряд инвестиционных программ для выхода из создавшегося положения. Ни для кого не секрет, что фармацевтический бизнес очень привлекателен и при стабилизации экономической ситуации Украиной заинтересуются западные оптовые компании, захотят инвестировать средства, предложить свои стратегии, отработанные технологии продажи. Отмечу, что в случае прихода на рынок западных конкурентов шансы сотен небольших оптовых компаний, ныне работающих на  украинском рынке, значительно уменьшатся. Есть примеры, когда западные компании инвестировали средства в действующие российские оптовые фирмы и в течение одного года добивались значительного прогресса. Известно, что большинство западных оптовых компаний являются акционерными обществами и их основные акционеры — аптеки. Мы предлагаем создать «украинский вариант» и  приглашаем всех заинтересованных — руководителей аптек, оптовых фирм, банков, страховых компаний, отделений пенсионного фонда — принять участие в обсуждении вопроса о создании открытого акционерного общества на  базе компании «Биокон». За более подробной информацией просим обращаться по тел.: (044) 574-00-03.

Улучшить ситуацию помогут инвестиции

Имея хорошую базу, технологии, ПО западного образца, компания «Биокон» является достаточно привлекательным объектом для инвесторов, убежден А. Яворский. Созданная техническая база при внесении соответствующих инвестиций позволит довести предлагаемый аптекам ассортимент лекарственных средств до 4–5 тыс. наименований.

В компании рассматривают самые различные варианты сотрудничества с зарубежными партнерами — от создания СП до вхождения капитала западной фирмы в компанию «Биокон». Уже проведены переговоры с рядом иностранных инвесторов, итоги которых позволяют заявлять о том, что окончательное решение о партнерстве может быть принято еще до конца этого года.

Текущее положение дел

В феврале в оптовом прайс-листе компании «Биокон» значилось около 600 наименований лекарственных средств. Необходимо отметить, что кроме сокращения объема фармацевтического рынка на снижение предложения повлиял и сезонный фактор — в январе-феврале дистрибьюторам необходимо оформлять новые контракты, получать разрешение на импорт фармацевтической продукции. Поэтому за все время существования нынешней процедуры официального согласования после увеличения в IV квартале объема импорта медикаментов в I квартале следующего года он уменьшался.

Новое воплощение старой идеи

Значительное сокращение объема рынка Украины в 1999 г. (на 30–35%) потребовало коррекции изначальной стратегии компании «Биокон» — «Новые лекарства от старых болезней». С момента создания компания позиционировала себя в первую очередь как дистрибьютор оригинальных высокоэффективных препаратов. В силу изменения ситуации на рынке эта стратегия несколько изменилась. Компания «Биокон» расширила свой ассортимент за счет недорогих генериков зарубежного и отечественного производства. Однако, утверждает А. Яворский, это не значит, что компания отказалась от первоначальной идеи. Просто она требует другого воплощения. Ведущие зарубежные корпорации пересмотрели свой подход к продвижению продукции и продвигают на рынке лишь те препараты, которые уже заняли на отечественном рынке определенную нишу.

Несмотря на сокращение присутствия на рынке некоторых производителей брэндов (например, давнего партнера фирмы «Биокон» американской компании «Мерк Шарп и Доум»), многие оригинальные препараты, по оценкам компании «Биокон», сохранили прежний, докризисный объем продаж.

Кроме того, в компании «Биокон» уверены, что транснациональные корпорации, ведущие научные разработки, продолжат внедрять на рынок новые препараты независимо от экономической ситуации в стране.

Определенные перспективы руководство компании видит и в сотрудничестве с украинскими фармацевтическими заводами. Качество выпускаемой ими продукции повышается, постепенно растет объем производства, увеличивается номенклатура за счет современных, ранее не выпускавшихся в нашей стране препаратов.

Низкозатратные методы экономят ресурсы

Компания «Биокон» практически отказалась от содержания сети собственных региональных складов — это дорого и недостаточно эффективно. В настоящее время в Украине действует 12 региональных подразделений компании численностью 3–5 сотрудников. Разработанные нами схемы оперативной доставки позволяют осуществлять продажи быстрее и с меньшими затратами. Региональные подразделения ежедневно отсылают заказы в центральный офис по электронной почте, где его быстро обрабатывают квалифицированные операторы. Такая организация работы облегчает учет и контроль за деятельностью региональных подразделений, позволяет избежать ненужных затрат, «зависания» партий товара на региональных складах.

Кроме того, в рамках реструктуризации бизнеса компании интенсивно развивается сеть розничной торговли, которая в перспективе будет выделена в отдельную структуру, а также предоставление услуг таможенно-лицензионного склада.

Михаил Моргунский
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті