Бриф-анализ фармрынка: итоги февраля 2015 г.

В феврале 2015 г. курс гривни по отношению к доллару США значительно повысился, что оказало существенное влияние на объем аптечных продаж в долларовом выражении. Однако в марте 2015 г. курс снизился, что положительно отражается на объеме продаж в долларовом выражении. В данной публикации вниманию читателей представлены ключевые показатели фармацевтического рынка Украины в феврале 2015 г.

АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ*

Рис. 1
Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2
Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ за период с января 2014 г. по март** 2015 г., а также темпы прироста/убыли объема аптечных продаж в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters)
Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ за период с января 2014 г. по март** 2015 г., а также темпы прироста/убыли объема аптечных продаж в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters)
Рис. 3
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам февраля 2013–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам февраля 2013–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам февраля 2013–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам февраля 2013–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам февраля 2013–2015 гг.
Февраль, год Лекарственные средства ИМН*** Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение
2013 2560,0 26,0 86,2 218,1 15,3 7,3 106,4 3,4 3,6 84,8 17,1 2,9 2969,3 23,9
2014 2888,1 12,8 85,5 254,4 16,6 7,5 126,5 18,9 3,7 109,9 29,6 3,3 3378,9 13,8
2015 3755,9 30,0 86,0 319,7 25,7 7,3 149,2 18,0 3,4 142,7 29,8 3,3 4367,5 29,3
Натуральное выражение
2013 106,8 10,8 65,4 48,4 15,6 29,6 4,5 1,1 2,7 3,7 10,1 2,3 163,4 11,9
2014 109,4 2,4 64,8 50,2 3,8 29,8 4,9 10,2 2,9 4,2 13,5 2,5 168,8 3,3
2015 95,8 –12,4 66,6 40,5 –19,4 28,2 3,9 –20,1 2,7 3,6 –14,0 2,5 143,9 –14,7
Рис. 5
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш**** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам февраля 2013–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш**** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам февраля 2013–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 2 Топ-15 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам февраля 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Маркетирующая организация 2015 2014 2013
Фармак (Украина) 1 1 1
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 2
Дарница (Украина) 3 4 6
Артериум Корпорация (Украина) 4 5 7
Takeda (Япония) 5 3 3
Sanofi (Франция) 6 6 4
Здоровье Группа компаний (Украина) 7 9 10
Gedeon Richter (Венгрия) 8 8 9
KRKA (Словения) 9 10 11
Sandoz (Швейцария) 10 11 12
Киевский витаминный завод (Украина) 11 15 19
Teva (Израиль) 12 7 5
GlaxoSmithKline (Великобритания) 13 13 14
Юрия-Фарм (Украина) 14 21 24
Servier (Франция) 15 12 8
Рис. 6
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам февраля 2013–2015 г. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам февраля 2013–2015 г. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Сегмент дистрибуции*

Рис. 7
Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 3 Топ-15 брэндов по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам февраля 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Брэнд 2015 2014 2013
АКТОВЕГИН 1 1 1
ФАРМАЦИТРОН 2 5 9
НО-ШПА 3 6 5
НУРОФЕН 4 11 40
НИМЕСИЛ 5 8 23
ГРОПРИНОЗИН 6 4 7
ЭССЕНЦИАЛЕ 7 3 2
КАРДИОМАГНИЛ 8 2 4
АЦЦ 9 18 42
НАТРИЯ ХЛОРИД 10 10 6
ТИВОРТИН 11 26 38
ЦИТРАМОН 12 9 8
НАЛБУФИН 13 38 58
ЦЕФТРИАКСОН 14 44 45
АМИКСИН 15 15 26

Таблица 4 Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам февраля 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Дистрибьютор 2015 2014 2013
БаДМ (Днепропетровск) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Вента (Днепропетровск) 3 4 4
ФРАМ КО (Киев) 4
Фармпланета (Киев) 5 6 6
Фито-Лек (Харьков) 6 7 7
Фра-М (Донецк) 7 5 5
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) 8 9 8
Фармако (Киев) 9 8 9
Лакс Фирма (Нежин) 10 12 39

ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА*****

Рис. 8
Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9
Динамика объема инвестиций****** фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема инвестиций****** фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**Средний курс гривни рассчитан за период с 1 по 20 марта, темпы убыли аптечных продаж в долларовом выражении рассчитаны по итогам первых двух недель марта.
***В общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
****Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 8,9 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — от 8,9 до 51,2 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 51,2 грн./упаковка.
*****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс. Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за февраль 2013, февраль 2014 и февраль 2015 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если брэнд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете брэнда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям в глоссарии ИТК http://www.tampanel.com.ua/about/glossary/
******В рамках данного исследования общий объем инвестиций в рекламу на ТВ рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Необходимо учитывать, что представленные показатели объема инвестиций в ТВ-рекламу в среднем в 2,5–3 раза выше реальных.
Денис Кирсанов

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи