Аудит сегмента государственных закупок: МЗ дает отчет

27 марта 2015 г. в информационном агентстве «Укринформ» состоялась пресс-конференция министра здравоохранения Украины (далее — МЗ Украины) Александра Квиташвили, а также заместителей министра на тему «Государственные лечебные программы: результаты аудита эффективности и направления действенных изменений». В рамках мероприятия представлены результаты аудита сегмента централизованных государственных закупок лекарственных средств и медицинских изделий, а также обсуждены приоритетные направления работы.

Аудит сегмента государственных закупок: МЗ дает отчет

Начиная пресс-конференцию, Александр Квиташвили подчеркнул, что закупки лекарственных средств — это лишь одна составляющая государственной программы. Процесс государственных закупок включает несколько этапов, в частности изучение потребности, за которой следуют непосредственное осуществление закупок, поставки и распределение. В рамках аудита проведен анализ этих этапов.

Как отметил А. Квиташвили, МЗ Украины изменяет политику государственных закупок. Так, в предыдущие годы решение о проведении закупок основывалось на объеме финансирования. В настоящее время внедряется политика осуществления государственных закупок на основании потребности. В будущем планирование на основании потребности будет осуществляться перед началом отчетного года, что позволит заблаговременно оценить возможную нехватку бюджетных средств и своевременно предпринять соответствующие меры (например обратиться за благотворительной помощью).

Проведенный аудит позволил оценить эффективность государственных закупок в 2014 г., а также получить информацию о практических подходах, которые использовались для закупок и распределения продукции.

А. Квиташвили также затронул вопрос деятельности МЗ Украины в сфере реформирования законодательного поля. В частности, он сообщил о проведенной работе по разработке проекта закона № 2150, который позволит осуществлять закупки с помощью международных организаций. По мнению министра здравоохранения, это позволит значительно повысить эффективность лекарственного обеспечения в Украине. Включение Украины в международную систему закупок направлено на минимизацию задержек в поставках в будущем.

Таким образом, ключевая цель, которую преследует МЗ Украины при осуществлении данных шагов, — это своевременное осуществление закупок качественных лекарственных средств по наиболее оптимальным ценам.

Алена Терещенко, заместитель министра здравоохранения, представила информацию о действующих государственных программах, а также рассмотрела вопросы финансирования.

Так, в настоящее время в Украине есть 8 государственных социальных программ и 11 централизованных мероприятий. К ним относятся государственные программы противодействия ВИЧ/СПИД, туберкулезу, обеспечения онкологических больных, программа обеспечения детей в соответствии с конвенцией ООН о правах ребенка, государственная программа «Репродуктивное здоровье нации», централизованные мероприятия по лечению сердечно-сосудистых заболеваний, трансплантации органов и тканей, а также централизованные мероприятия по обеспечению изделиями для проведения гемодиализа. По словам докладчика, наибольший охват зафиксирован в программе обеспечения детей.

А. Терещенко представила информацию о консолидированном бюджете. Так, на протяжении последних лет отмечается ежегодное увеличение расходов на здравоохранение. Несмотря на финансовый кризис в стране, в текущем году бюджет сферы здравоохранения также увеличился. В текущем году весь государственный бюджет отрасли составляет около 59 млрд грн. — около 3,5% ВВП Украины.

Если добавить другие источники финансирования (местные бюджеты, международная техническая помощь и гуманитарная помощь через негосударственные организации), то расходы на здравоохранение составят около 7,2% ВВП.

А. Терещенко отметила, что проведение ауди­та сегмента государственных закупок позволило оценить потребность в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, а также определить, какую долю может обеспечить МЗ Украины за счет собственных возможностей. Так, в 2014 г. для обеспечения 100% покрытия потребности (по данным исследования МЗ Украины, в 2014 г. было 3,6 млн пациентов, которые должны подпадать под действие централизованных программ и мероприятий) требовалось 10,8 млрд дол. США. Фактически было выделено 3,13 млрд грн., что позволяет обеспечить 28,9% пациентов.

В 2015 г., по данным проведенного исследования, 1,8 млн человек будет необходимо включить в государственные программы. Фактически в настоящее время из центрального бюджета выделено 4,1 млрд грн., что соответствует почти 50% необходимого финансирования. Поэтому в текущем году также будут задействованы средства местных бюджетов, гуманитарной помощи и международной технической помощи.

Проведение аудита позволило оценить правильность распределения лекарственных средств и медицинских изделий между областями Украины. Так, по некоторым программам закуплено и поставлено значительно больше продукции, чем требуется, в то время как по другим поставок недостаточно. Полученные данные позволили пересмотреть распределение средств между программами.

Игорь Перегинец, заместитель министра здравоохранения, сообщил о том, какие изменения будут внедрены в сегменте государственных закупок в обозримом будущем. Он подчеркнул, что в условиях ограниченности бюджета здравоохранения необходимо обеспечить максимальную эффективность расходования средств.

По его словам, в этом контексте значительную помощь МЗ Украины оказало Агентство международного развития США (United States Agency for International Development — USAID). В настоящее время анализируется номенклатура закупок, а также формируются потребности. После этого подготовительного этапа МЗ Украины будет готово перейти к процессу непосредственных закупок.

С целью повышения эффективности государственных закупок планируется создание экспертно-технического совета при профильном министерстве, в компетенцию которого будет входить рассмотрение и утверждение номенклатуры закупок. В этот совет будут включены украинские и международные специалисты, в частности эксперты по противодействию коррупции. Для повышения эффективности процесса будут использованы все доступные методы, в частности разработанная совместно с Министерством экономического развития и торговли Украины система электронных торгов.

Параллельно с этими действиями разрабатывается проект стратегии МЗ Украины по осуществлению государственных закупок, который в ближайшее время будет представлен для общественного обсуждения.

Кроме того, И. Перегинец сообщил о том, что МЗ Украины проводит переговоры с организациями, предоставляющими гуманитарную помощь. В апреле, например, ожидаются первые поставки партий вакцин против полиомие­лита (гуманитарная помощь при финансовой поддержке правительства Канады).

Александра Павленко, первый заместитель министра здравоохранения Украины, остановилась на законодательных изменениях в сфере государственных закупок. Она отметила, что в соответствии с новой политикой закупки будут осуществляться по двум процедурам: с помощью международных организаций (для этого необходимо принятие проекта закона № 2150) и по действующей внутренней процедуре закупок.

В контексте проведения закупок с помощью международных организаций А. Павленко сообщила, что в настоящее время проводится работа по разработке подзаконных нормативно-правовых актов. Это включает несколько постановлений Кабинета Министров Украины, одно из которых будет регулировать деятельность МЗ Украины при выборе международной организации. Кроме того, по словам первого заместителя министра, для реализации инициативы необходимо внесение изменений в ряд документов (приказы МЗ Украины и постановления КМУ).

Относительно действующей внутренней процедуры закупок докладчик акцентировала внимание на проведении аудита нормативно-правовой базы. В результате выявлен ряд нормативно-правовых документов, существование которых не предусматривалось в соответствии с законом «О государственных закупках». А именно на сегодня действовали приказы МЗ Украины о существовании номенклатурных комиссий, а также рабочих групп, которые брали на себя часть полномочий по формированию номенклатуры закупок и технических требований.

А. Павленко сообщила об отмене приказов МЗ Украины о существовании номенклатурных комиссий, а также их состава. В настоящее время проводится работа для постепенной отмены рабочих групп.

Ныне активно обсуждается идея создания единой экспертно-технической группы, которая будет работать со всеми 19 программами. Эта группа будет оценивать потребность, национальный перечень лекарственных средств (он будет составлен в соответствии с требованиями ВОЗ).

А. Павленко отметила, что в ближайшее время будет представлен новый национальный перечень лекарственных средств, которые могут быть включены в систему государственных закупок.

Также докладчик остановилась на вопросе ценообразования на лекарственные средства. В частности, в настоящее время проводится обсуждение (в том числе с Министерством экономики Украины, Государственной инспекцией Украины по контролю за ценами, Антимонопольным комитетом Украины) постановления КМУ № 240 «О референтном ценообразовании». На следующей неделе будет принято решение, каким образом необходимо изменить данное постановление, чтобы облегчить процедуру декларирования цен на фармацевтическом рынке.

А. Павленко сообщила о проведении отдельного совещания с Премьер-министром Украины Арсением Яценюком по поводу обеспечения малообеспеченных слоев населения лекарственными средствами, которые не подпадают под программы государственных закупок.

Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о разработке и принятии закона «Об особенностях осуществления государственных закупок в сфере здравоохранения», поскольку в этой сфере множество вопросов не урегулировано должным образом действующим законодательством, в частности это касается рамочных договоров, возможности проведения прямых переговоров и прямых закупок.

После завершения пресс-конференции присутствующие задавали вопросы чиновникам Министерства. В частности, была поднята тема распределения бюджетных средств. Представитель БФ «Пациенты Украины» озвучил вопрос, с чем связан неизменный уровень финансирования программы поддержки людей, живущих с ВИЧ/СПИД (218 млн грн.) в то время как в целом бюджет государственных закупок увеличен практически вдвое.

По словам А. Квиташвили, такое решение связано с выявленным неэффективным использованием бюджетных средств в предыдущие годы. В частности, по некоторым направлениям и программам закупались лекарственные средства и изделия медицинского назначения по завышенным ценам. В некоторых случаях продукция закупалась в большем объеме, чем этого требовалось.

По словам А. Квиташвили, решение о закупках (в том числе технические требования) принималось на уровне номенклатурных групп. Причем эти образования были достаточно громоздкими и в настоящее время выявить, кто именно несет ответственность за данные решения, не представляется возможным. Кроме того, он отметил, что некоторые общественные организации, которые в настоящее время принимают активное участие в реформировании отрасли, также были членами этих номенклатурных групп.

Кроме того, министр здравоохранения прокомментировал вопрос сбора и анализа потребности в лекарственных средствах. По его словам, в МЗ Украины разработана компьютерная программа управления цепочкой поставок (Supply chain management), которая позволяет в режиме реального времени отслеживать поставки на всех этапах. В этом проекте принимают участие конечные точки распределения продукции. Было проведено тестирование ее работы, однако по каким-то причинам она не была запущена. В эту программу могут быть включены списки пациентов (с использованием регистрационных номеров), что даст возможность в будущем году повысить эффективность определения потребности в продукции.

Галина Галковская,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Податківець 29.03.2015 2:54
А податківці проти Читай укрправду про Ушні паличкі.Ха -ха-ха. Нехай мовляв ЮНІСЕФ теж платить ПДВ та налог на імпорт, або МОЗ сам собі платить. До речі саме переможець торгів МОЗ платив ПДВ на митниці, а ще платив 2% за логістику.
Мария Кохан 30.03.2015 4:45
Компьютерная программа управления цепочкой поставок (Supply chain management)не выгодна работникам здравоохранения, зачем им учет, без учета закупленные за гос.средства медикаменты можно еще раз реализовать тем же больным.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті