Что мешает применять 7% НДС для лекарств в рамках клинических исследований?

Фискальные органы саботируют применение при ввозе незарегистрированных лекарственных средств для клинических исследований гарантированной законодателем ставки НДС 7%. Правду приходится искать в судах.

Что мешает применять 7% НДС для лекарств в рамкахклинических исследований?Истоки проблемы

Ситуация, которая на данный момент является предметом разбирательства не менее чем в десятке судебных дел, возникла менее года назад.

До 31 марта 2014 г. в Украине действовало освобождение от НДС операций по ввозу и распространению в Украине зарегистрированных лекарственных средств. Что касается незарегистрированных лекарств, в том числе тех, которые ввозились в страну с целью проведения клинических исследований, то с них при растаможке уплачивался 20% НДС. Эта сумма безвозвратно шла в доход государства, так как препараты, с которых взимался налог, не предназначались для реализации, а, следовательно, НДС не имели права отнести к налоговому кредиту.

Такая ситуация, конечно, выглядела несколько двусмысленно с точки зрения логики, так как деятельность по развитию перспективных направлений фармацевтики, которая во многих странах поощряется государством, в Украине испытывала даже большую налоговую нагрузку, нежели обычная коммерческая продажа лекарств. Однако сложившаяся ситуация принималась компаниями фармсектора как данность, так как правила игры были устоявшимися и в целом понятными.

Все начало меняться 1 апреля 2014 г. со вступлением в силу печально известного Закона Украины от 27.03.2014 г. № 1166-VI, который предусматривал обложение всех операций с фармацевтическими товарами НДС по специальной ставке 7%. Как известно, вследствие недочета законодателя при импорте лекарств появилось основание взимать все 20% НДС, о чем Министерство доходов и сборов Украины не замедлило сообщить в своих письмах-разъяснениях. Случившийся казус на некоторое время практически парализовал импорт медикаментов.

Чтобы исправить сложившееся положение, парламентарии приняли новый закон от 10.04.2014 г. № 1200-VII, который вступил в силу 19 апреля 2014 г.

Помимо выполнения своей основной задачи, данный закон «между прочим» преподнес приятный на первый взгляд сюрприз спонсорам клинических исследований. Со вступлением закона в силу операции с лекарственными средствами, которые разрешены к использованию в рамках клинических исследований, предписывалось облагать по ставке 7% (как и зарегистрированные препараты).

Для лиц, сведущих в сфере клинических исследований и знакомых с регулирующими их нормативными актами, было очевидным некоторое несовершенство формулировок, предложенных Законом № 1200-VII, однако на момент его принятия никто не предполагал, какие проблемы спровоцируют эти небольшие неточности.

Игра слов

Итак, буквально норма законодательства, регулирующая данный вопрос (второй абзац пп. в п. 193.1 ст. 193 Налогового кодекса Украины), устанавливала следующее: «Ставки [НДС] устанавливаются от базы налогообложения в таких размерах: […] 7 процентов по операциям по […] поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, разрешенных к использованию в рамках клинических испытаний, разрешение на проведение которых дано [Министерством здравоохранения Украины].

На первый взгляд норма достаточно ясна и понятна, если, конечно, не считать того, что по действующей процедуре МЗ Украины не выдает разрешений на клинические исследования, а лишь утверждает позитивные заключения, выданные Государственным экспертным центром, а затем выдает письма-уведомления для таможни на конкретные партии лекарств, подлежащие ввозу.

Кто же мог подумать, что не совсем точная формулировка закона в сочетании с предельно буквальной ее трактовкой фискальными органами выльются фактически в невозможность использования гарантированной законом 7% ставки НДС в случае клинических исследований.

«Написано «разрешение Минздрава» — давайте разрешение Минздрава», — вот какую нехитрую позицию заняли таможенники и на этом основании не пропустили ни одной партии лекарств, предназначенных для клинических исследований, под 7% ставку НДС.

Позитивные заключения, утвержденные МЗ Украины, несмотря на то что лишь они предусмотрены действующей разрешительной процедурой, работников таможни не удовлетворяли, так как заголовка «Разрешение» данные документы не имеют.

Что касается писем-уведомлений на конкретные партии лекарственных средств, в которых указана цель ввоза «клинические исследования», то данные документы принимались лишь как основание для ввоза, но не для применения льготной ставки НДС 7%.

Призывы декларантов к здравому смыслу и указания ими на то, что Минздрав не выдает и никогда не выдавал документов с названием «Разрешение на проведение клинических исследований», не возымели действия на фискалов. Не подействовали даже обращения к власть имущим посредством уважаемых бизнес-ассоциаций.

Если у кого-то и была надежда, что абсурдная ситуация после нескольких жалоб быстро разрешится путем консультаций таможни с Минздравом, то эта надежда окончательно развеялась, когда 18 июня 2014 г. увидело свет письмо-разъяснение № 14357/7/99-99-19-05-01-17, которое на официальном уровне закрепило позицию таможенников.

Как следствие, 7% ставка НДС для операций с лекарствами, предназначенными для клинических исследований, фактически осталась на бумаге — воспользоваться ею никто не мог, и препараты продолжали растамаживать по ставке 20%.

Вердикт суда

Несмотря на то что сложившаяся ситуация фактически причиняла спонсорам клинических исследований многомиллионные убытки, лишь один из представителей фармацевтического бизнеса решился прибегнуть к судебным процедурам.

Потребовав от таможни карточку-отказ в оформлении очередной партии лекарств по ставке НДС 7%, компания обратилась в административный суд с иском о признании ее противоправной и взыскании переплаченных сумм налога из бюджета. Следом последовали новые партии лекарственных средств и новые карточки-отказы.

В общей сложности за последний год не менее десятка дел, общая «цена вопроса» которых измерялась миллионами гривень, были переданы на рассмотрение судов. В первой инстанции чаша весов Фемиды поначалу колебалась. Однако на стадии апелляции по всем без исключения делам решение было принято в пользу истца.

Суды единогласно отвергли позицию таможни о невозможности применения ставки НДС 7% и признали все выписанные ею карточки-отказы противоправными.

В рамках некоторых из судебных процессов судами также были направлены запросы в Минздрав, которое (особенно после смены руководства в 2015 г.) предоставляло недвусмысленные ответы, что никаких разрешений не существует и в качестве таковых должны приниматься позитивные заключения.

По результатам разбирательства декларант получил право потребовать согласно установленной процедуре возврата излишне уплаченного им налога из бюджета.

Вопрос не решен

Однако данная маленькая победа (а точнее серия побед) так и не смогла повернуть работу государственной машины вспять. Несмотря на наличие множества судебных решений, вступивших в законную силу, таможенники продолжают отказывать в оформлении последующих партий лекарств по ставке 7%.

Письмо-разъяснение № 14357/7/99-99-19-05-01-17, которым они руководствуются, остается неотозванным, а новые письма-разъяснения, несмотря на то, что проблеме скоро уже исполнится год, и вопреки многочисленным обращениям бизнеса во все инстанции, так и не появились.

Более того — фискальные органы продолжают активно отстаивать свою позицию и по всем проигранным делам подали не только кассационные жалобы, но и ходатайства о приостановлении исполнения вступивших в силу судебных решений.

На данный момент нельзя исключать, что под давлением государства, которое сейчас ставит на первое место задачу наполнения государственной казны, суд высшей инстанции вынужден будет отнестись к позиции фискального органа, какой бы спорной она ни была с юридической точки зрения, с гораздо большим вниманием, нежели она того заслуживает. Тем более, что эта позиция так и не была опровергнута на официальном уровне ни в одном письме-разъяснении.

Так или иначе, вся эта ситуация является печальной иллюстрацией той пропасти, которая существует сегодня в Украине между декларируемыми ценностями и реальной практикой правоприменения.

Бизнесу, безусловно, приятно выслушивать пышные заявления государственных мужей об уверенном курсе в сторону Европы и европейских стандартов взаимодействия государства с налогоплательщиками.

Но то, с чем бизнес встречается на практике, невольно заставляет сомневаться либо в искренности этих заверений, либо в том, в какой стране живут их авторы.

последние изменения: решение проблемы?

В начале 2015 г. прошли регистрацию в Министерстве юстиции Украины 2 взаимосвязанных приказа МЗ Украины: от 18.12.2014 г. № 966 относительно внесения изменений в Порядок проведения клинических исследований лекарственных средств и № 967, который касается внесения изменений в Порядок ввоза на территорию Украины незарегистрированных лекарственных средств, стандартных образцов, реагентов. Последний вступит в силу уже в ближайшие дни после его официального опубликования. Данные нормативные акты были разработаны под лозунгом решения проблемы ввоза в Украину лекарств для проведения клинических исследований.

К сожалению, вместо простого и понятного решения этого вопроса, которого все ожидали (выдачи разъяснения, что позитивное заключение — это и есть разрешение, о котором говорится в Налоговом кодексе Украины), регулятор пошел другим путем — введения нового, дополнительного вида разрешительного документа.

Удивительно, что он также не будет называться «разрешением». Ему дано название «решение о проведении клинических исследований». Следовательно, нестыковка с нормами Налогового кодекса Украины остается. А значит, все так же не исключается, что применение ставки НДС 7% на основании данного документа будет вызывать вопросы.

К тому же следует отметить, что это решение будет выдаваться лишь на новые клинические исследования, но не на те, которые были начаты ранее и продолжаются (и для которых все еще может потребоваться ввоз лекарственных средств в Украину).

Владимир Забудский,
старший юрист «Альянс Ратушняк и Партнеры»

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті