Фармакоэкономика и государство

?

Эволюционные процессы, происходящие на мировом фармацевтическом рынке, позволяют понять ход событий и составить прогнозы на будущее. Так, в 1975 г. объем мирового фармацевтического рынка эксперты оценивали в 30 млрд долл., через 20 лет он увеличился до 300 млрд долл. США. Если на первом месте среди лидирующих лекарственных средств в 1975 г. были антибиотики (5 млрд долл. США), а затем сердечно-сосудистые средства (4 млрд долл. США), то к периоду 1995–1998 гг. сердечно-сосудистые препараты вышли на первое место (30 млрд долл. США), вытеснив антибиотики на второе (15 млрд долл. США). Кроме того, на рынок начали продвигать такие новые лекарственные средства, как ингибиторы АПФ, противомикробные препараты, блокаторы кальциевых каналов, ингибитор ГМГ-КoA кофермента редуктазы. Общий объем этих препаратов стал сопоставим с объемом всего рынка 20-летней давности.

Крупнейшими участниками мирового фармацевтического рынка, как и прежде, остаются США (75 млрд долл. США), Япония, Германия, Франция, Италия. Основными поставщиками лекарственных средств на мировой рынок являются США (34%), страны Западной Европы и Япония (по 20%), при этом на их долю приходится около 90% мирового фармацевтического производства. Фирмы-разработчики и производители лекарственной продукции США характеризуются инновационным характером своего развития, это сопряжено со значительными инвестициями в научные исследования и разработку принципиально новых лекарственных препаратов. За период 1985–1995 гг. FDA одобрило к применению 268 таких средств.

Специалисты прогнозируют увеличение объема рынка в период 2000–2010 гг. до 400 млрд долл. Происходят изменения и в так называемом рейтинге заболеваний. По прогнозу на 2020 г. лидерами среди лекарственных средств, необходимых для лечения наиболее распространенных заболеваний, будут сердечно-сосудистые средства, антидепрессанты, препараты для лечения заболеваний центральной нервной системы, а также антибиотики.

Непросто прогнозировать перспективы развития фармацевтического рынка, однако очевидно, что спрос на фармацевтическую продукцию определяется сочетанием таких социально-экономических факторов, как увеличение среднего возраста населения, развитие методов лечения и диагностики, повышение уровня и улучшение качества жизни и т.д.

Для правительств многих стран с социально ориентированной экономикой даже с учетом механизмов возмещения стоимости лекарств в системе медицинского страхования вопросы лекарственного обеспечения входят в рамки системы национальной безопасности, прежде всего из-за неадекватности финансовых возможностей компенсационных механизмов. Решение проблем национального здравоохранения заключается во внедрении принципов самолечения и изменении основного подхода к экономике здравоохранения через фармакоэкономику и доказательную медицину. С этой целью создано Международное общество фармакоэкономических исследований, даже у наших ближайших соседей — Российское общество фармакоэкономических исследований, два Всероссийских конгресса которого уже состоялись.

Основная задача фармакотерапии — выбор наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств и форм по результатам проведенных клинических испытаний, а фармакоэкономики — среди наиболее эффективных и безопасных — наименее дорогих. Возможность такого выбора существует и может быть реализована для любой нозологической формы заболевания не только для одного пациента и его семьи, но и в масштабах лечебного учреждения, региона и государства в целом. Эта возможность реализуется посредством эпидемиологического анализа выбранного объекта и составления лекарственного формуляра — минимально необходимого для этого объекта списка оптимально (клинически и экономически) эффективных лекарственных средств.

Фармакоэкономика — область экономики здравоохранения, изучающая клинические и экономические преимущества лекарственных препаратов, схем и режимов фармакотерапии. За последние 2–3 года интерес к фармакоэкономике возрос во всем мире в связи с недостатком ресурсов для реализации терапевтических и профилактических программ здравоохранения. О повышенном интересе к этой науке свидетельствует информационный «взрыв» — количество публикаций по фармакоэкономическим исследованиям увеличилось с 1500 источников в 1994 г. до 5000 в 1996 г. («Московские аптеки», № 11, 2000).

Причины бурного развития фармакоэкономических исследований:

— рост расходов на здравоохранение (например, в США — 16% внутреннего валового продукта, в Канаде — 14%);

— необходимость решения проблемы лечения ряда заболеваний (ВИЧ-инфекция, онкологические заболевания);

— появление новых технологий (инноваций);

— улучшение качества жизни;

— постарение населения;

— необходимость анализа соотношения стоимость/эффективность.

Фармакоэкономические оценки успешно используют при принятии решений о конкретных технологиях (стандартах) лечения, регистрации и закупках лекарственных средств, при формировании цен, оценке результатов клинических испытаний и т.д. Зачастую полный курс лечения более дорогостоящим препаратом обходится пациенту значительно дешевле, чем при использовании недорогого лекарства, за счет быстрого и стойкого проявления терапевтического действия и сокращения сроков госпитализации, поскольку стоимость лекарств составляет всего 10–20% суммы общих госпитальных расходов.

Возможности математического моделирования связаны с использованием результатов фармакоэкономических исследований и экспертных оценок и базируются на классическом методе фукционально-стоимостного анализа, в частности для установления объемов закупки конкретных лекарственных средств, выявления жизненно необходимых и важных математико-статистических методов анализа (АВС-анализ и VEN-анализ). Сами же результаты оцениваются по следующим критериям («Московские аптеки», № 2, 2000):

— непосредственные клинические эффекты;

— частота развития осложнений;

— приобретенные годы жизни;

— частота инвалидизации по данным ВТЭК о нетрудоспособности (показатель Дали);

— изменение качества жизни;

— приобретенные годы качественной жизни;

— удовлетворение ожиданий или предпочтений пациента (40% считается нормой);

— социально-демографические показатели;

— бюджетные издержки.

Полученные результаты интерпретируются в расчеты, служащие основанием для:

— разработки перечня жизненно важных лекарственных средств;

— разработки национального руководства для врачей по применению лекарственных средств;

— составления протоколов ведения больных;

— разработки формуляров лекарственных средств;

— составления формулярных списков.

К сожалению, в Украине фармакоэкономические исследования не носят системного характера, хотя имеется ряд публикаций на эту тему (Громовик В. и соавт., 2000). Эта важная проблема находится вне поля зрения Министерства здравоохранения, о чем свидетельствует отсутствие национального перечня основных лекарственных средств (ОЛС), хотя есть соответствующие рекомендации ВОЗ и составлен примерный перечень ОЛС ВОЗ. Его используют для рационализации закупок и распределения лекарственных препаратов, составления схем возмещения средств на приобретение ОЛС, обучение медицинских работников правильному применению ОЛС, стимуляции их производства местными фармацевтическими предприятиями. Его следует рассматривать в неразрывной связи с государственной политикой не только в отношении применения лекарственных средств, но и стратегии их закупок и снабжения, источников финансирования («Еженедельник АПТЕКА», № 15 (286) от 16.04.2001 г.).

Создание национальных перечней ОЛС является первым, но необходимым этапом на пути внедрения рациональной фармакотерапии. На уровне отдельных медицинских учреждений такой перечень может помочь в разработке формулярной системы (или формуляра). В формулярах наряду с международными или общепринятыми названиями могут быть указаны и торговые наименования отобранных для медицинского учреждения препаратов. Если Примерный перечень носит рекомендательный характер, то формуляр уже является результатом тщательно проведенного отбора и в основном ограничивает спектр применяемых лекарственных средств в данном медицинском учреждении («Еженедельник АПТЕКА» № 27 (248) от 10.07.2000).

В 2000 г. при Минздраве Российской Федерации создан формулярный комитет. Недостаточно глубокое понимание важности фармакоэкономики как элемента макроэкономики на государственном уровне отводит для Украины на ближайшую перспективу роль хронического аутсайдера. Первоочередные задачи, которые необходимо решить в фармакоэкономике Украины в ближайшее время:

— активизировать создание и развитие правовой и нормативной базы проведения фармакоэкономических и фармакоэпидемиологических исследований и использования их результатов;

— ускорить разработку многоуровневой научно обоснованной программы лекарственного обеспечения;

— внедрить фармакоэкономические подходы к оценке качества лечения;

— организовать подготовку специалистов по фармакоэкономике;

— создать учреждения для решения вопросов стандартизации, сертификации, фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии;

— предусмотреть в планах работ профильных учреждений проведение исследований в области фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии;

— использовать методы фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии при разработке территориальных программ лекарственного обеспечения медицинских учреждений и населения;

— обеспечить широкое участие профессиональных научных и общественных организаций в проведении фармакоэкономических исследований и принятии решений в области рациональной фармакотерапии.

Кроме того, есть необходимость в создании национального формулярного комитета, а также украинского фармакоэкономического общества. Содействие образованию новых структур украинских специалистов в проведении фармакоэкономических исследований можно получить, обратившись в Международное общество фармакоэкономических исследований (ISPOR).

Виктор Романенко,
магистр государственного
управления, заведующий ЦРА № 24
(г. Знаменка Кировоградской области)

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті