Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2015 г.: Helicopter View

2014 г. выдался непростым для экономики Украины. ВВП Украины снижается, по данным Государственной службы статистики Украины (далее — ГСС) реальный ВВП (в постоянных ценах 2010 г.) в IV кв. 2014 г. снизился на 14,8%, а в целом по итогам 2014 г. — на 6,8%. Экономический кризис, начавшийся в начале минувшего года, продолжается и в 2015 г. По данным Министерства финансов Украины, общий государственный долг Украины за период с 01.01.2015 г. по 01.03.2015 г. увеличился на 46,6% и составляет порядка 1614 млрд грн. Продолжается девальвация национальной валюты, в феврале 2015 г. отмечен резкий рост курса гривни по отношению к доллару США, однако в марте курс несколько стабилизировался. Ухудшение экономической ситуации оказывает значительное влияние на развитие фармацевтического рынка. В данной публикации представлен анализ ключевых показателей фармрынка Украины по итогам I кв. 2015 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФАРМРЫНКА

По итогам I кв. 2015 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», которая включает лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН), косметику и диетические добавки, составил 12,7 млрд грн. и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 22,7%. В то же время в натуральном выражении объем продаж сократился на 19,0% и составил 417,7 млн упаковок. Также отмечается уменьшение объема продаж в долларовом выражении на 46,3% (рис. 1).

Рис. 1
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) в I кв. 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) в I кв. 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в I кв. 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в I кв. 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2015 г. составила 30,5 грн., повысившись на 51,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 2). Повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины». Самой дорогостоя­щей категорией стали диетические добавки, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 39,9 грн. Далее следуют лекарственные средства — 39,6 грн., косметика — 38,1 грн. и ИМН — 8,1 грн. Традиционно львиную долю среди товаров «аптечной корзины» занимают лекарственные средства и ИМН. В исследуемый период их суммарный удельный вес составил 93,2% в денежном и 94,7% в натуральном выражении. В целом же для всех категорий товаров «аптечной корзины» характерны тенденции к увеличению объема продаж в денежном выражении и сокращению — в натуральном. При этом их долевое соотношение изменяется незначительно (табл. 1).

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении за I кв. 2013–2015 гг.
I кв., год Лекарственные средства ИМН*** Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение
2013 7890,0 23,3 85,9 686,1 15,8 7,4 347,7 10,8 3,8 261,9 16,4 2,9 9185,7 22,0
2014 8849,1 12,2 85,3 787,0 14,7 7,6 398,9 14,7 3,8 340,6 30,1 3,3 10375,6 13,0
2015 10878,0 22,9 85,5 984,0 25,0 7,7 451,7 13,2 3,5 415,2 21,9 3,3 12728,9 22,7
Натуральное выражение
2013 337,3 10,3 65,6 151,1 12,0 29,4 14,4 6,7 2,8 11,6 11,7 2,2 514,3 10,7
2014 332,7 –1,4 64,5 154,9 2,5 30,9 15,2 5,9 2,9 13,0 12,4 2,5 515,8 0,3
2015 274,9 –17,4 65,8 120,6 –22,1 28,9 11,9 –22,1 2,8 10,4 –20,0 2,5 417,7 –19,0

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Традиционно рассмотрим более подробно наиболее значимую категорию товаров «аптечной корзины» — лекарственные средства. По итогам I кв. 2015 г. их доля в общем объеме аптечных продаж составила 85,5% в денежном и 65,8% в натуральном выражении.

В 2014 г. суммарный объем украинского рынка лекарственных средств, включающего розничный и госпитальный сегменты, составил 40,2 млрд грн. и увеличился на 10,9% по сравнению с 2013 г. В натуральном выражении общий объем рынка уменьшился на 12,9% и составил 1,2 млрд упаковок. Долевое участие госпитального сегмента в структуре рынка достаточно низкое, а в 2014 г. еще и снизилось относительно 2013 г. как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 3). В первую очередь, это связано с тем, что государственное финансирование закупок лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений в 2014 г. осталось примерно таким же, как и в 2013 г., однако в условиях значительной девальвации национальной валюты и, соответственно, роста цен на лекарственные средства, за эти средства можно купить меньшее количество упаковок. Это значит, что бесплатной терапией будет охвачено меньшее количество пациентов. В 2015 г. прекратил существование Пилотный проект по частичному возмещению стоимости антигипертензивных препаратов, следовательно, роль государства в обеспечении лекарственными средствами населения еще больше снизилась.

Рис. 3
Динамика объема розничной реализации и госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном и денежном выражении с указанием их долевого участия в общей структуре рынка лекарств по итогам 2010–2014 гг.
Динамика объема розничной реализации и госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном и денежном выражении с указанием их долевого участия в общей структуре рынка лекарств по итогам 2010–2014 гг.

В I кв. 2015 г. объем розничных продаж лекарственных средств составил 10,9 млрд грн. за 274,9 млн упаковок. При этом в денежном выражении объем продаж увеличился на 22,9%, в то время как в натуральном и долларовом выражении отмечается уменьшение объема продаж на 17,4 и 46,2% соответственно (рис. 4).

Рис. 4
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) в I кв. 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) в I кв. 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Анализ темпов прироста/убыли розничных продаж лекарственных средств в долларовом выражении показал, что развитие украинского фармрынка в валюте обратно пропорционально курсу гривни по отношению к доллару США (рис. 5).

Рис. 5
Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ, за период с января 2014 по март 2015 г., а также темпы прироста/убыли объема аптечных продаж в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters)
Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ, за период с января 2014 по март 2015 г., а также темпы прироста/убыли объема аптечных продаж в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters)

Помесячная динамика объема продаж свидетельствует о продолжающейся тенденции к уменьшению объема продаж в натуральном выражении в течение всего 2014 г. и начале 2015 г. (рис. 6).

Рис. 6
Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении с января 2013 по март 2015 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении с января 2013 по март 2015 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В 2014 г. ключевым фактором прироста рынка в денежном выражении была инфляционная составляющая, влияние которой с каждым месяцем повышалось. В I кв. 2015 г. данная тенденция продолжается. В то же время изменяется структура потребления в сторону более дешевых препаратов и отказа от покупки, о чем свидетельствуют отрицательные значения индексов замещения и эластичности спроса (рис. 7).

Рис. 7
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2014 – марта 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2014 – марта 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам I кв. 2015 г. структура аптечных продаж в разрезе ценовых ниш смещается в сторону низкостоимостных препаратов как в натуральном, так и в денежном выражении (рис. 8).

Рис. 8
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж в I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж в I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе рецептурного статуса в I кв. 2015 г. долевое соотношение Rx- и ОТС-препаратов в натуральном выражении незначительно сместилось в сторону безрецептурного сегмента, в то время как в денежном выражении ситуация противоположная (рис. 9).

Рис. 9
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за I кв. 2014–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за I кв. 2014–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 10
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Препараты отечественного производства продолжают укреплять свои позиции на рынке благодаря более высоким темпам прироста в денежном и более низким — убыли в натуральном выражении по сравнению с препаратами зарубежного производства (рис. 10). Немаловажную роль в изменении структуры потребления украинских и зарубежных препаратов играет их стоимость. Так, по итогам I кв. 2015 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного производства составила 99,7 грн., в то время как для украинских препаратов этот показатель почти в 5 раз ниже — 20,3 грн. (рис. 11).

Рис. 11
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в сегменте аптечных продаж по итогам I кв. 2014–2015 гг.
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в сегменте аптечных продаж по итогам I кв. 2014–2015 гг.

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», на 2-й строчке разместились препараты группы R «Средства, действующие на респираторную систему», а 3-е место заняла группа С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (рис. 12).

Рис. 12
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам I кв. 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам I кв. 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 13
Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ за период с января 2014 по март 2014 г. с указанием темпов прироста относительно января 2014 г.
Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ за период с января 2014 по март 2014 г. с указанием темпов прироста относительно января 2014 г.

Значительная девальвация национальной валюты (рис. 13) обусловливает повышение цен на лекарственные средства. Высокая доля валютной составляющей в стоимости лекарственных средств способствует повышению их цены в гривне. При этом стоит отметить, что в 2014 г. работали сдерживающие механизмы отечественных производителей и производителей, имеющих локальные предприятия в Украине и осуществляющих поставки импортных препаратов за гривню, позволяли ценам на лекарственные средства расти не так стремительно, как падал курс гривни (см. рис. 13 и 14). Так, по итогам марта 2015 г. средний индекс цен на препараты по отношению к январю 2014 г. составил 89%. В то же время наиболее зависимые от курса валют препараты зарубежного производства, закупаемые непосредственно у производителя за валюту, демонстрируют повышение цен на уровне 153,7% (см. рис. 14). Стремительное повышение цен в марте является отголоском резкого скачка курса в феврале 2015 г. В марте стоимость доллара снизилась, поэтому в апреле стоит ожидать и снижения цен.

Рис. 14
Средний индекс розничных цен на лекарственные средства зарубежного производства в разрезе закупаемых за валюту и за гривню, а также отечественных препаратов за период февраля 2014 по март 2015 г. по сравнению с январем 2014 г.
Средний индекс розничных цен на лекарственные средства зарубежного производства в разрезе закупаемых за валюту и за гривню, а также отечественных препаратов за период февраля 2014 по март 2015 г. по сравнению с январем 2014 г.

По итогам I кв. 2015 г. рейтинг брэндов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении возглавляют АКТОВЕГИН, НО-ШПА и ФАРМАЦИТРОН, также значительно улучшив свои позиции по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (табл. 2).

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за I кв. 2015 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Брэнд № п/п, год
2015 2014 2013
АКТОВЕГИН 1 1 1
НО-ШПА 2 4 5
ФАРМАЦИТРОН 3 5 9
НИМЕСИЛ 4 8 23
НУРОФЕН 5 13 29
ЭССЕНЦИАЛЕ 6 3 2
НАТРИЯ ХЛОРИД 7 10 8
НАЛБУФИН 8 42 55
ЦИТРАМОН 9 9 7
АЦЦ 10 17 31
ТИВОРТИН 11 27 41
ГРОПРИНОЗИН 12 6 6
КОДТЕРПИН 13 7 3
СПАЗМАЛГОН 14 12 37
ЦЕФТРИАКСОН 15 39 39
ЛИНЕКС 16 11 10
АУГМЕНТИН 17 21 14
СИНУПРЕТ 18 20 25
ТЕРАФЛЮ 19 16 18
КАРСИЛ 20 19 13
АМИКСИН 21 22 21
ЛАЗОЛВАН 22 15 16
РЕОСОРБИЛАКТ 23 26 36
АМИЗОН 24 34 11
СТРЕПСИЛС 25 14 26
ТИОТРИАЗОЛИН 26 18 15
КАРДИОМАГНИЛ 27 2 4
СИОФОР 28 49 75
СЕРЕТИД 29 36 42
КАПТОПРЕС 30 43 34

Значительные изменения произошли в рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж в денежном выражении. В I кв. 2015 г. лидером по объему продаж стала отечественная компания «Фармак», 2-е место прочно удерживает немецкая «Berlin-Chemie/Menarini Group». А на 3-ю позицию поднялась отечественная компания — Фармацевтическая фирма «Дарница». Также отмечается заметное улучшение позиций в рейтинге для большинства отечественных производителей (табл. 3).

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении за I кв. 2015 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2015 2014 2013
Фармак (Украина) 1 1 1
Berlin-Chemie/MenariniGroup (Германия) 2 2 2
Дарница (Украина) 3 4 4
Артериум Корпорация (Украина) 4 5 7
Sanofi (Франция) 5 6 6
Здоровье Группа компаний (Украина) 6 8 9
Takeda (Япония) 7 3 3
Gedeon Richter (Венгрия) 8 9 8
KRKA (Словения) 9 10 11
Sandoz (Швейцария) 10 11 12
Киевский витаминный завод (Украина) 11 15 17
Teva (Израиль) 12 7 5
GlaxoSmithKline (Великобритания) 13 14 15
Юрия-Фарм (Украина) 14 19 24
Kusum Healthcare (Индия) 15 20 33
Bayer Consumer Care (Швейцария) 16 13 13
Servier (Франция) 17 12 10
Борщаговский ХФЗ (Украина) 18 18 16
ActavisGroup (Исландия) 19 16 19
Abbott Products GmbH
(Германия)
20 17 18
Stada (Германия) 21 25 22
AlpenPharma AG (Швейцария) 22 22 23
ИнтерХим (Украина) 23 21 20
Sopharma (Болгария) 24 28 27
Novartis Consumer Health (Швейцария) 25 23 26
Boehringer Ingelheim (Германия) 26 26 25
Дельта Медикел (Украина) 27 24 14
Фарма Старт (Украина) 28 35 43
Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) 29 32 37
Bionorica (Германия) 30 31 30

В сегменте дистрибуции в начале 2015 г. не произошло значимых изменений в долевом соотношении дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения. На протяжении последних лет лидирующую позицию прочно удерживает компания «БаДМ». После ухода с рынка в 2014 г. крупного игрока — компании «Альба Украина» часть его доли на рынке взяли на себя крупные дистрибьюторы, однако производители стали более тесно сотрудничать с дистрибьюторами второй пятерки, такими как «Фармпланета», «Фито-Лек» и др., что позволило им увеличить свой удельный вес на рынке (рис. 15).

Рис. 15
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2013 по март 2015 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2013 по март 2015 г.

ИТОГИ

Украинский фармрынок продолжает развиваться. По итогам I кв. 2015 г. темпы прироста объема розничных продаж в денежном выражение составляют около 23%. Основным фактором, влияющим на рост рынка, по-прежнему остается повышение цен. Повышение цен приводит к снижению потребления лекарственных средств в упаковках, которое составило —17,4%. Структура потребления постепенно смещается в сторону отечественной продукции и более дешевых препаратов. Проблемы в каналах распределения, связанные с уходом с рынка крупного дистрибьютора «Альба Украина», нивелировались и дистрибьюторы топ-10 удерживают свою долю на рынке.

Повышение цен отмечается не только для лекарственных средств, но и для других потребительских товаров. По данным ГСС, по итогам I кв. 2015 г. потребительские цены по сравнению с I кв. 2014 г. в среднем повысились на 36,3%, на продукты питания — на 40%, а на фармпродукцию, медицинские товары и оборудование — на 40,2%.

Большинство пациентов вынуждены приобретать лекарственные средства за собственные деньги, поскольку долевое участие государства в общем объеме рынка крайне низкое, и обеспечение населения лекарственными средствами лежит на плечах самого населения. При незначительном участии в обеспечении населения лекарственными средствами государство постоянно пытается внедрять регуляторные нормы в розничном сегменте. В настоящее время наметились позитивные шаги по дерегуляции фармрынка, в частности обнародован проект единого национального перечня, который предполагает отмену части действующих сегодня регуляторных перечней. Также планируется уйти от дифференцированных наценок в розничном сегменте путем установления единого уровня наценки. Однако для повышения экономической доступности лекарственных средств для населения, одних дерегуляционных шагов недостаточно. Для этого необходимо увеличение участия государства в обеспечении населения лекарственными средствами путем запуска программы частичного возмещения стоимости.

К сожалению, в настоящее время такие программы обсуждаются только на уровне экспертов.

 

Денис Кирсанов
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті