Ответственность и бизнес

26 июня Всемирная федерация организаций потребителей («Consumers International») призвала правительства вмешаться в деятельность фармацевтической отрасли и потребовать прекратить недобросовестную маркетинговую практику, при которой потребители остаются неправильно информированными о пользе препаратов, которые они покупают, — такое обращение прозвучало во время представления нового отчета «Продвижение излечения» («Branding the Cure»), подготовленного «Consumers International».

В исследовании проанализирована деятельность 20 компаний, лидировавших на мировом фармацевтическом рынке в 2004 г. Все они обязались соблюдать Кодекс по осуществлению промоции лекарственных средств (Сode of Practice on the Promotion of Medicines) Европейской федерации ассоциаций фармацевтических производителей (European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations — EFPIA); подавляющее большинство — Кодекс фармацевтической маркетинговой практики (Code of Pharmaceutical Marketing Practices) Международной федерации производителей фармацевтической продукции и их ассоциаций (International Federation of Pharmaceutical Manufacrures and Associations — IFPMA); часть компаний — Кодекс деятельности фармацевтической отрасли (Code of Practice for the Pharmaceutical Industry) Ассоциации фармацевтической отрасли Великобритании (Association of the British Pharmaceutical Industry — АBPI) (далее — Кодекс АBPI). Однако более 50% изученных компаний не заявляли об имплементации требований ни одного из кодексов в свою практику; ни одна из компаний не подтвердила своего следования Этическим критериям ВОЗ (WHO Ethical Criteria). В исследовании приводятся сведения о нарушениях компаниями Кодекса АBPI, созданного в 1958 г. В 1993 г. для того, чтобы обеспечить его функционирование, АBPI было создано Управление по кодексу работы с рецептурными лекарственными средствами (The Prescription Medicines Code of Practice Authority — PMCPA). Первой инстанцией рассмотрения жалоб о несоблюдении кодекса является соответствующий экспертный комитет (Code of Practice Panel). Апелляции по поводу его решений принимаются Апелляционным советом (Code of Practice Appeal Board). На сайте PMCPA (www.pmcpa.org.uk) доступна информация как о случаях, находящихся на рассмотрении, так и отчеты о случаях, рассмотрение которых закончилось. Ежеквартально информация о ходе рассмотрения (включая тексты жалоб, апелляций, решений экспертов) публикуется в виде обзоров (Code of Practice Review).Компании, включенные в отчет «Consumers International», согласно этим обзорам за 2002–2005 гг., допустили 972 нарушения правил этической промоции лекарственных средств. Большая часть из них касалась информации о препаратах, вводящей в заблуждение. Только одна из изученных компаний сделала общедоступным свой внутренний маркетинговый кодекс, остальные полностью или частично не раскрывают содержание своих.

Анонимные сообщения, «линии помощи», внутренний мониторинг и аудит соблюдения кодексов, а также система санкций действуют во многих компаниях. Однако только некоторые практикуют соответствующие обучающие программы и тренинги для сотрудников. Только две из исследованных компаний открыто сообщают о выявленных нарушениях кодексов и предпринятых санкциях, одна — планирует включить подобную информацию в следующий отчет о корпоративной ответственности.

Относительно раскрытия финансовой информации в отчете отмечено следующее: очень немногие компании сообщают о структуре маркетинговых бюджетов; представляют отдельно расходы на маркетинг (маркетинг и дистрибьюцию) и управление; сообщают о структуре штата сотрудников. Только четверть изученных компаний открыто представляют свои кодексы деятельности медицинских представителей. Степень детализации руководств к действию сотрудников внешней службы очень разнится: например, большинство компаний не включают в свои кодексы запрет на промоцию препаратов вне зарегистрированных показаний.

Очень немногие компании в своих кодексах уделяют внимание содержанию промоционных материалов и практике предоставления образцов продукции и подарков. Только две компании включили в кодексы положения относительно образовательных компаний, одна имеет специфические правила корпоративной ответственности относительно взаимодействия с группами пациентов. Только четыре компании описали свои корпоративные процедуры одобрения промоционных материалов.

Специалистам здравоохранения, указывается в отчете, фармацевтические компании предлагают множество способов промоции препаратов, нередко помещая на второй план безопасность пациентов. Тактика включает разнообразные поощрения, соглашения о консультационных услугах, предоставление неправильной информации, промоцию препаратов вне одобренных показаний и другие приемы. Часто в организации этой деятельности принимают участие специальные агентства по медицинским коммуникациям, которые обучают специалистов, часто ведущих врачей и ученых, осуществлять промоцию лекарственных средств во время работы. Этих людей называют ключевыми лидерами общественного мнения.

По мнению авторов отчета, перечисленные факты свидетельствует о недостаточной саморегуляции фармацевтической отрасли. В связи с этим «Consumers International» считает, что фармацевтические компании должны немедленно:

  • принять более детальные правила корпоративной ответственности перед обществом, касающиеся промоции лекарственных средств, в том числе посредством образовательных кампаний, путем взаимодействия с организациями пациентов и размещения информации в интернете;
  • улучшить имплементацию существующих правил путем более активного участия сотрудников в соответствующих тренинговых программах; делать общедоступной информацию о нарушениях правил и последовавших за этим санкциях;
  • предоставлять точную информацию о маркетинговом бюджете в соответствии с принятыми международными кодексами и нормами; внедрить верификационные процедуры, осуществляемые третьей стороной для проверки соблюдения компанией кодексов, правил и норм корпоративной ответственности;
  • поддерживать разработку глобальных стандартов Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO);
  • предоставлять ясную, точную, верифицируемую информацию о характере взаимоотношений со специалистами здравоохранения, фармацевтами, студентами, журналистами, контрактными исследовательскими организациями и группами пациентов.

«Consumers International» предлагает и спектр мер, которые следует предпринять руководству Евросоюза, правительствам и регуляторным органам разных стран. В приложении к отчету представлена информация об основных проблемах в области корпоративной ответственности различных фармацевтических компаний. n

Дарья Полякова по материалам www.consumersinternational.org

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті