КФО обучает и подводит итоги

17 июня в Большом конференц-зале Национальной академии наук Украины проходила научно-практическая конференция «Роль фармацевта на современном этапе оказания медицинской и медикаментозной помощи населению», организатором которой выступила общественная организация «Киевское фармацевтическое общество» (КФО). На конференции с докладами выступили специалисты в области маркетинга, организации аптечного бизнеса, теории и практики фармации. В рамках конференции состоялось отчетно-выборное собрание КФО.

Профессор, доктор фармацевтических наук, заведующая кафедрой технологии лекарств и клинической фармации Киевской медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика Раиса Корытнюк рассказала о новых подходах к самолечению и о его роли в сохранении здоровья населения. Она, в частности, напомнила, что долгое время в нашей стране отношение к самолечению было негативным, и только в последнее десятилетие ситуация начала меняться. С 1994 г. используется такое понятие, как «ответственное самолечение». Развитию идеи самолечения способствовал целый ряд факторов. Это глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье для всех к 2001 г.», принятая в 1981 г. и предусматривающая реформу фармацевтического сектора, включавшую прежде всего ориентацию на пациента. Важную роль также сыграли программа развития и пропаганды самолечения Европейской ассоциации производителей безрецептурных лекарственных средств, а также разработка и внедрение национальной концепции безрецептурного отпуска лекарственных средств в Украине, подготовка кадров в соответствии с новыми задачами, стоящими перед фармацевтами, и введение в учебную программу фармацевтических вузов новой специальности «клинический провизор».

Р. Корытнюк обратила внимание участников конференции на значительный экономический эффект от внедрения ответственного самолечения и подчеркнула, что одной из основных движущих сил развития ответственного самолечения являются безрецептурные лекарственные средства, которые в большинстве случаев пациент получает из рук провизора. В нашей стране нормативно-правовая база в области отпуска безрецептурных препаратов пока еще недостаточно разработана, однако в этом направлении ведется активная работа, направленная на гармонизацию отечественного законодательства в сфере ответственного самолечения с европейскими нормами.

В президиуме: Валентина Бабяк и Владимир Руденко

Кандидат фармацевтических наук, генеральный директор АО «Фармация» Киевской городской госадминистрации Владимир Руденко ознакомил участников конференции с опытом формирования и управления розничной сетью на примере деятельности АО «Фармация». Он напомнил о структуре аптечной сети в столице, сформировавшейся до внедрения рыночных отношений. В процессе внедрения происходило реформирование розничной сети. В. Руденко обратил внимание на то, что отсутствие необходимой законодательной базы послужило причиной того, что во многих регионах нашей страны сформировались различные подходы к реформированию сети аптечных учреждений, в том числе полное упразднение структуры управления аптеками. В Киеве процесс реформирования аптечных учреждений осуществлялся под контролем городской госадминистрации. Аптечное управление было реорганизовано в производственное объединение «Фармация», затем — в АО «Фармация», в состав которого вошли коммунальные предприятия, созданные на базе хозрасчетных аптек. В настоящее время удельный вес коммунальной розничной аптечной сети на фармацевтическом рынке столицы составляет 18%, а одна аптека обслуживает в среднем 4000 человек, что намного меньше нормативов, существовавших в дорыночный период. В. Руденко отметил ощутимую конкуренцию со стороны частных аптек, нередко открывающихся поблизости, а иногда и в одном здании с коммунальными. Это вызвало необходимость дальнейшей реорганизации коммунальной аптечной сети, и ряд аптек коммунальной формы собственности преобразуются в структурные подразделения АО «Фармация». В настоящее время большинство таких аптек являются прибыльными, условия их деятельности приведены в соответствие с лицензионными требованиями. Компьютеризация аптечных учреждений и внедрение единого программного обеспечения способствовали большей эффективности управления товарными запасами и оборачиваемости продукции в аптеках. Программное обеспечение позволило также проводить постоянный мониторинг деятельности каждого структурного подразделения АО «Фармация». В. Руденко подчеркнул, что деятельность АО «Фармация» ориентирована на полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в лекарственных средствах. Среди факторов, влияющих на успешную деятельность аптечного учреждения, он выделил правильное формирование ассортимента, высокий профессиональный уровень обслуживания клиентов, умелое использование методов мерчандайзинга, информирование врачей и потребителей о наличии тех или иных лекарственных средств. Одним из ключевых аспектов деятельности АО «Фармация» генеральный директор назвал повышение эффективности управления.

Некоторым аспектам управления персоналом было посвящено выступление заведующей кафедрой компьютерных технологий обучения Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца, доктора педагогических наук, профессора Ирины Булах. Она, в частности, рассказала о том, что в настоящее время управление качеством подготовки специалистов в системе фармацевтического образования осуществляется на основе документов, регламентирующих внедрение в высшую школу государственных стандартов подготовки кадров. В соответствии с этими стандартами и квалификационными требованиями в специализированных вузах ведется подготовка студентов по четырем специальностям: «Фармация», «Технология парфюмерно-косметических средств», «Технология фармацевтических препаратов» и «Клиническая фармация». И. Булах сообщила о новых способах педагогической диагностики, применяемых в процессе подготовки этих специалистов. Внедрена новая форма государственной аттестации выпускников, включающая использование стандартизированных тестовых экзаменов, цель которых — проверка соответствия уровня профессиональной компетентности государственным стандартам. Тесты проводят в два этапа: на первом — выявляют уровень знаний по профессиональным дисциплинам, определяют теоретическую подготовку будущих специалистов, на втором — умение применить теретические знания в практической деятельности. При МЗ Украины создан Центр тестирования, осуществляющий тестирование в соответствии с международными стандартами. Докладчик ознакомила участников конференции с результатами последнего тестирования студентов по специальности «Фармация». При проведении тестирования выявляют ряд проблем, существующих при подготовке фармацевтов. В частности, значительно отличаются результаты тестирования студентов на контрактной основе и на государственной. Первые демонстрируют более низкий уровень профессиональной подготовки практически по всем дисциплинам. И. Булах также отметила, что практически у всех тестируемых выявлен недостаточный уровень знаний по клинической фармации, что свидетельствует о необходимости внести определенные изменения в процесс преподавания этой дисциплины.

Директор консалтинговой компании «Маркетинговое управление» Виктория Кидонь в своем выступлении рассказала об организации маркетинга в аптечном учреждении и о возможностях его использования. Она сообщила о проблеме неплатежей и так называемой войне отсрочек, имеющей место на украинском фармрынке. Недостаток собственных оборотных средств и отсутствие практики финансового кредитования в данной области приводит к тому, что значительную часть оборотных средств аптечного учреждения составляет товарный кредит, предоставленный ему дистрибьютором. При недостаточно высокой оборачиваемости товара аптека не успевает в срок вернуть средства за предоставленный кредит и ищет новых кредиторов, готовых осуществить поставку продукции с отсрочкой платежа. Возникает замкнутый круг, в котором аптека постоянно находится в положении должника и в состоянии поиска новых кредиторов. В. Кидонь рассказала, как при помощи инструментов маркетинга можно изменить ситуацию. Например, операционный цикл оборачиваемости товара можно сократить за счет увеличения объема продаж. Это сложно, но достижимо. Факторы, влияющие на увеличение объема продаж, зависят как от внешних, так и от внутренних условий. В. Кидонь указала на то, что даже те факторы, влияние на которые может оказывать аптечное учреждение, используются пока недостаточно. Еще одним источником повышения ликвидности предприятия является сокращение товарных остатков, чего можно добиться за счет эффективного управления товарными запасами. В. Кидонь сделала акцент на ключевых моментах организации маркетинга в аптеке, включающих стратегическое и тактическое планирование, основанное на маркетинговом анализе имеющихся ресурсов; определение целевого рынка и мониторинг его потребностей; позиционирование аптеки с учетом ресурсов и конкурентного окружения; правильное формирование ассортимента; управление товарными запасами; управление спросом; использование инструментов мерчандайзинга; повышение эффективности работы провизора первого стола; создание имиджа аптеки; разработка и внедрение программ, направленных на повышение лояльности клиентов.

На отчетно-выборном собрании КФО был заслушан отчетный доклад президента Общества Валентины Бабяк. Работа КФО за истекшие 5 лет признана удовлетворительной. Президентом и главой правления единогласно избрана В. Бабяк.

В интервью корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» В. Бабяк сообщила, что сомнения в целесообразности создания такого общества рассеялись уже в первый год его деятельности. Помощь ветеранам фармации, проведение обучающих конференций для работников столичных аптек, организация профессиональных конкурсов — это лишь часть работы, проведенной КФО за 5 лет с момента его организации. Вместе с тем, подчеркнула президент Общества, многое еще предстоит сделать. Например, расширить ряды КФО, включив в него больше представителей частных структур, в том числе дистрибьюторских, а также наладить тесное сотрудничество с существующими ассоциациями фармацевтического профиля. Несмотря на то что у каждого из участников фармацевтического рынка есть свои интересы, всех объединяет желание строить свой бизнес в комфортном правовом поле, и сотрудничество таких структур, как ассоциации, общественные организации, фирмы и предприятия, в разработке такого правового поля необходимо всем, кто заинтересован в длительной работе на украинском фармрынке.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Чорного

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті