ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФАРМРЫНКА
По итогам I полугодия 2015 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», которая включает лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН), косметику и диетические добавки, увеличился на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущим года и составил 24,6 млрд грн. В то же время сохраняется тенденция к уменьшению объемов продаж в натуральном выражении. Объем проданных упаковок сократился на 16,7% и составил 783,3 млн упаковок. В долларовом выражении общий объем продаж товаров «аптечной корзины» уменьшился на 40,2% (рис. 1).
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2015 г. составила 31,5 грн. и повысилась практически на 50% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 2). Повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины». В исследуемый период самой дорогостоящей категорией стали диетические добавки, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 42,7 грн. Далее следуют косметика — 41,8 грн., лекарственные средства — 41,1 грн. и ИМН — 8,9 грн.
В общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» традиционно доминируют лекарственные средства и ИМН. В исследуемый период их суммарный удельный вес составляет 92,9% в денежном и 94,7% в натуральном выражении. В целом же для всех категорий товаров «аптечной корзины» характерны рыночные тенденции к увеличению объема продаж в денежном выражении и уменьшению — в натуральном, при этом их долевое соотношение изменяется незначительно (табл. 1).
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении за I полугодие 2013–2015 гг. |
Год | Лекарственные средства | ИМН* | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж, млн грн./упаковок | ∆, % | Доля категории в аптечной корзине, % | Объем аптечных продаж, млн грн./упаковок | ∆, % | Доля категории в аптечной корзине, % | Объем аптечных продаж, млн грн./упаковок | ∆, % | Доля категории в аптечной корзине, % | Объем аптечных продаж, млн грн./упаковок | ∆, % | Доля категории в аптечной корзине, % | Объем аптечных продаж, млн грн./упаковок | ∆, % | |
Денежное выражение | ||||||||||||||
2013 | 14647,2 | 15,7 | 85,1 | 1362,9 | 11,7 | 7,9 | 701,5 | 9,3 | 4,1 | 497,4 | 11,8 | 2,9 | 17208,9 | 15,0 |
2014 | 16960,5 | 15,8 | 85,1 | 1569,1 | 15,1 | 7,9 | 783,8 | 11,7 | 3,9 | 622,2 | 25,1 | 3,1 | 19935,5 | 15,8 |
2015 | 20791,1 | 22,6 | 84,4 | 2094,2 | 33,5 | 8,5 | 944,9 | 20,6 | 3,8 | 806,9 | 29,7 | 3,3 | 24637,1 | 23,6 |
Натуральное выражение | ||||||||||||||
2013 | 625,0 | 3,7 | 63,6 | 308,4 | 7,1 | 31,3 | 29,0 | 5,3 | 2,9 | 21,3 | 2,7 | 2,2 | 983,7 | 4,8 |
2014 | 592,8 | -5,2 | 63,0 | 296,8 | -3,7 | 31,6 | 28,2 | -2,8 | 3,0 | 22,9 | 7,3 | 2,4 | 940,7 | -4,4 |
2015 | 506,1 | -14,6 | 64,6 | 235,7 | -20,6 | 30,1 | 22,6 | -19,9 | 2,9 | 18,9 | -17,3 | 2,4 | 783,3 | -16,7 |
В исследуемый период товары «аптечной корзины» отечественного и зарубежного производства демонстрируют схожую структуру аптечных продаж. В денежном выражении большую часть аптечной выручки формируют импортные товары, кроме диетических добавок, где соотношение составляет примерно 50:50. При этом большая часть проданных упаковок произведены отечественными предприятиями, за исключением ИМН, где небольшой перевес все же остается на стороне зарубежных производителей (рис. 3).
РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
В I полугодии 2015 г. объем продаж лекарственных средств составил 20,8 млрд грн. за 506,1 млн упаковок. В денежном выражении объем продаж увеличился на 22,6%, в то время как в натуральном выражении показатели динамики объемов продаж остаются отрицательными и составляют -14,6%. В долларовом выражении также отмечается уменьшение объема продаж на 40,2% (рис. 4).
При этом, как показывает анализ темпов прироста/убыли розничных продаж лекарственных средств в долларовом выражении, развитие украинского фармрынка в валюте зависит от курсовых колебаний и обратнопропорционально курсу гривни по отношению к доллару (рис. 5).
Помесячная динамика объема продаж свидетельствует о сохраняющейся тенденции к увеличению объемов продаж в гривневом выражении и уменьшению — в натуральном и долларовом выражении. Однако стоит отметить, что темпы уменьшения объема аптечных продаж в упаковках значительно замедлились. Стабилизация курса гривни по отношению к доллару способствовала замедлению темпов убыли и в долларовом выражении (рис. 6).
Анализ индикаторов прироста рынка лекарственных средств отчетливо демонстрирует, что с апреля 2015 г. темпы прироста инфляционной составляющей снижаются по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Несмотря на отрицательные значения индексов замещения и эластичности спроса, которые свидетельствуют об изменении структуры потребления в сторону более дешевых лекарств и отказа от покупки, в последние месяцы отмечается уменьшение их негативного влияния на развитие рынка (рис. 7).
В разрезе рецептурного статуса препаратов в I полугодии 2015 г. отмечаются более высокие показатели прироста продаж рецептурных препаратов в денежном выражении при практически идентичных показателях темпов убыли их продаж в натуральном выражении. Это свидетельствует о перераспределении структуры потребления рецептурных препаратов в сторону более дорогих. В связи с этим долевое соотношение Rx- и ОТС-препаратов незначительно сместилось в сторону Rx-сегмента (рис. 8).
По итогам I полугодия 2015 г. темпы прироста продаж отечественных лекарственных средств в денежном выражении более чем в 2 раза превышают аналогичный показатель для зарубежных препаратов, а в натуральном выражении показатели убыли ниже в 5 раз. Благодаря этому лекарства отечественного производства продолжают укреплять свои позиции в рынке, аккумулируя ¾ проданных упаковок и 40% аптечной выручки (рис. 9).
Ключевое влияние на изменение структуры потребления отечественных и зарубежных лекарственных средств оказывает их стоимость. По итогам I полугодия 2015 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки препарата зарубежного производства составила 105,5 грн., в то время как для украинских лекарств этот показатель почти в 5 раз ниже и оставляет 21,4 грн. (рис. 10).
В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», на 2-й строчке разместились препараты группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», а 3-е место заняла группа R «Средства, действующие на респираторную систему».
Как уже сообщалось, в последние месяцы отмечается снижение и стабилизация курса гривни по отношению к доллару, что способствует снижению розничных цен на лекарственные средства. Так, по итогам июня 2015 г. средний индекс розничных цен на препараты по отношению к январю 2014 г. составил 91,4%, в то время как в апреле этот показатель достигал 94,7%. Особенно значимое снижение цен отмечается в сегменте лекарственных средств, закупаемых непосредственно у зарубежных производителей за валюту, индекс цен для которых снизился со 150% в марте до 128% в июне 2015 г. (рис. 11).
КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ
По итогам I полугодия 2015 г. рейтинг брэндов по объему розничных продаж в денежном выражении возглавляют АКТОВЕГИН, НО-ШПА и НАТРИЯ ХЛОРИД. Также значительно улучшив свои позиции по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., в топ-30 вошли такие брэнды, как НАЛБУФИН, КОДТЕРПИН, ЦЕФТРИАКСОН, ФАНИГАН, АРМАДИН и ПАНКРЕАТИН (табл. 2).
Таблица 2 | Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за I полугодие 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014гг. |
Брэнд | № п/п, год | ||
---|---|---|---|
2015 | 2014 | 2013 | |
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
НО-ШПА | 2 | 3 | 5 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 3 | 7 | 7 |
НАЛБУФИН | 4 | 38 | 37 |
НУРОФЕН | 5 | 10 | 19 |
НИМЕСИЛ | 6 | 6 | 15 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 7 | 4 | 3 |
ЦИТРАМОН | 8 | 5 | 6 |
КОДТЕРПИН | 9 | 33 | 2 |
СПАЗМАЛГОН | 10 | 8 | 16 |
ТИВОРТИН | 11 | 24 | 34 |
ФАРМАЦИТРОН | 12 | 11 | 20 |
ЦЕФТРИАКСОН | 13 | 43 | 39 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 14 | 22 | 21 |
КАРДИОМАГНИЛ | 15 | 2 | 4 |
АЦЦ | 16 | 28 | 45 |
КАРСИЛ | 17 | 16 | 14 |
ЛИНЕКС | 18 | 9 | 8 |
АУГМЕНТИН | 19 | 20 | 17 |
СИНУПРЕТ | 20 | 26 | 32 |
ДИКЛОБЕРЛ | 21 | 25 | 47 |
КАПТОПРЕС | 22 | 30 | 23 |
КАНЕФРОН | 23 | 23 | 22 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 24 | 13 | 12 |
ГРОПРИНОЗИН | 25 | 12 | 10 |
ФАНИГАН | 26 | 34 | 154 |
АРМАДИН | 27 | 54 | 146 |
КЕТАНОВ | 28 | 19 | 18 |
СИОФОР | 29 | 29 | 65 |
ПАНКРЕАТИН | 30 | 74 | 96 |
Значительные изменения произошли в рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж в денежном выражении. В I полугодии 2015 г. лидером по объему продаж является отечественная компания «Фармак», 2-е место прочно удерживает немецкая «Berlin-Chemie/Menarini Group». 3-ю строчку занимает отечественная компания — Фармацевтическая фирма «Дарница». Также отмечается заметное улучшение позиций в рейтинге большинства отечественных производителей (табл. 3).
Таблица 3 | Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за I полугодие 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг. |
Маркетирующая организация | № п/п, год | ||
---|---|---|---|
2015 | 2014 | 2013 | |
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 2 | 2 |
Дарница (Украина) | 3 | 3 | 4 |
Артериум Корпорация (Украина) | 4 | 5 | 7 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 5 | 9 | 9 |
Sanofi (Франция) | 6 | 6 | 5 |
Takeda (Япония) | 7 | 4 | 3 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 8 | 7 | 8 |
KRKA (Словения) | 9 | 10 | 11 |
Sandoz (Швейцария) | 10 | 11 | 12 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 11 | 17 | 17 |
Teva (Израиль) | 12 | 8 | 6 |
Юрия-Фарм (Украина) | 13 | 19 | 22 |
Кусум Фарм (Украина) | 14 | 20 | 28 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 15 | 15 | 15 |
Борщаговский ХФЗ (Украина, Киев) | 16 | 18 | 16 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 17 | 14 | 13 |
Servier (Франция) | 18 | 12 | 10 |
Actavis Group (Исландия) | 19 | 13 | 14 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 20 | 16 | 18 |
Stada (Германия) | 21 | 22 | 20 |
ИнтерХим (Украина) | 22 | 28 | 21 |
Sopharma (Болгария) | 23 | 27 | 27 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 24 | 21 | 23 |
Фарма Старт (Украина) | 25 | 33 | 40 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 26 | 24 | 25 |
Дельта Медикел (Украина) | 27 | 23 | 19 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) | 28 | 26 | 29 |
Heel (Германия) | 29 | 51 | 24 |
Bayer Pharma (Германия) | 30 | 34 | 36 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ
Суммарный объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения за I полугодие 2015 г. составил 17 млрд грн. в ценах закупки аптечными учреждениями, превысив соответствующий показатель предыдущего года на 26,0%. При этом в натуральном выражении объем поставок сократился на 12,9%. В долларовом эквиваленте снижение объемов поставок составило 39,5% (рис. 12).
Рейтинг дистрибьюторов традиционно возглавляет компания «БаДМ», также в тройку лидеров вошли «Оптима-Фарм» и «Вента» (табл. 4). При этом стоит отметить, что в I полугодии 2015 г. компания «Оптима-Фарм» перманентно наращивает свою долю на рынке (рис. 13).
Таблица 4 | Топ-10 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за I полугодие 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг. |
Дистрибьютор | 2015 | 2014 | 2013 |
---|---|---|---|
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Вента (Днепропетровск) | 3 | 3 | 4 |
ФРАМ КО (Киев) | 4 | — | — |
Фармпланета (Киев) | 5 | 6 | 6 |
Фито-Лек (Харьков) | 6 | 7 | 7 |
Фра-М (Донецк) | 7 | 4 | 5 |
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) | 8 | 8 | 9 |
Аметрин ФК (Киев) | 9 | 10 | 18 |
Фармако (Киев) | 10 | 9 | 8 |
ИТОГИ
Ключевые макроэкономические показатели страны ухудшаются. В таких условиях украинский фармрынок продолжает развиваться. По итогам I полугодия 2015 г. темпы прироста объема розничных продаж в денежном выражение составляют 23,6%. Также замедляются темпы убыли продаж в упаковках.
С марта 2015 г. фиксируется стабилизация курса гривни по отношению к доллару, что способствовало снижению розничных цен на лекарственные средства зарубежного производства. И если в ближайшие месяцы сохранится стабильность национальной валюты, то цены на лекарственные средства также стабилизируются.
Структура потребления постепенно смещается в сторону отечественной продукции. Вследствие чего украинские производители значительно укрепили свои позиции в рейтинге по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим