Рынок дорожает. Растет ли он? Аптечные продажи в ноябре 2004 г.

Как отмечалось в предыдущей публикации, по итогам октября 2004 г. начало сезонного повышения спроса на ЛС охарактеризовалось резкими изменениями в структуре аптечных продаж (см. «Еженедельник Аптека» № 50 (471) от 27 декабря 2004 г.). Что можно ожидать от ноябрьского рынка? Получили ли продолжение тенденции, наметившиеся в октябре, или все вернулось на круги своя? Изучению этих вопросов посвящена данная публикация. При подготовке материала использованы данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».


Общий объем аптечных продаж за ноябрь 2004 г. составил 537,3 млн грн. в денежном выражении, что на 12,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., и 133,7 млн упаковок в натуральном выражении, что на 11,3% выше соответствующего показателя 2003 г. (табл. 1). Приведенные данные свидетельствуют, что наибольший прирост продаж, как в денежном, так и в натуральном выражении, зафиксирован по категории ИМН. Следует отметить, что для категории ЛС при приросте объема продаж в денежном выражении 11,8% объем продаж в натуральном выражении уменьшился на 2%, то есть разница прироста в натуральном и денежном выражении составила 13,9%. Это может свидетельствовать, во-первых, о повышении средней стоимости одной упаковки ЛС и/или о снижении удельного веса продаж препаратов низкостоимостной ниши.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий в разрезе отечественных и импортных товаров в ноябре 2003 и 2004 гг.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий в разрезе отечественных и импортных товаров в ноябре 2003 и 2004 гг.

Любые изменения в ценовой структуре аптечных продаж влияют на структуру продаж отечественных и импортных препаратов в силу их принадлежности к разным ценовым категориям. На протяжении 2004 г., как правило, объем продаж отечественных ЛС в денежном выражении возрастал в основном за счет увеличения количества проданных упаковок, импортных ЛС — не только за счет увеличения количества проданных упаковок, но и вследствие повышения средневзвешенной стоимости. Так было на протяжении 9 мес 2004 г. Первые серьезные изменения произошли в октябре 2004 г., когда прирост средневзвешенной стоимости одной упаковки украинских ЛС был больше по сравнению с таковой импортных. В ноябре появились первые результаты такой ценовой политики: при приросте объема продаж отечественных препаратов в денежном выражении на 11,4% отмечено его уменьшение на 3,2% в натуральном выражении (табл. 2, 3). То есть потребление украинских ЛС снижается, но за счет повышения средневзвешенных цен объем продаж в денежном выражении увеличился. При этом отмечается прирост объема продаж импортных препаратов как в натуральном, так и в денежном выражении.

Прирост средневзвешенной стоимости отечественных ЛС в ноябре 2004 г. превысил на 4,3% таковой зарубежных (рис. 1). Естественно, в абсолютных значениях разница остается значительной, но учитывая количество продаваемых упаковок отечественных препаратов даже небольшой прирост средневзвешенной стоимости повлечет существенный прирост объема продаж в денежном выражении. По категории ИМН отмечено снижение стоимости, причем как для импортных, так и для украинских товаров. Видимо, в условиях динамичного развития этой категории «аптечной корзины» между производителями происходит довольно жесткая конкурентная борьба за потребителя, и в этом соперничестве один из основных инструментов — ценовая политика. Следует также отметить значительное подорожание косметики зарубежного производства, что, вероятно, явилось основной причиной значительного уменьшения количества проданных упаковок этой продукции (табл. 3).

Таблица 1

Объем розничных продаж в аптечной сети по категориям товаров

Категория Ноябрь 2003 г. Ноябрь 2004 г. D, % Ноябрь 2003 г. Ноябрь 2004 г. D, %
млн грн. удельный вес, % млн грн. удельный вес, % млн упаковок удельный вес, % млн упаковок удельный вес, %
ЛС 420,17 88,14 469,95 87,46 11,85 91,94 76,50 90,09 67,36 -2,02
ИМН 35,00 7,34 44,43 8,27 26,95 24,93 20,74 40,51 30,29 62,52
Косметика 12,78 2,68 12,64 2,35 -1,07 2,30 1,91 1,65 1,24 -28,07
БАД 8,77 1,84 10,31 1,92 17,65 1,02 0,85 1,49 1,11 46,56
Всего 476,71 537,34 12,72 120,18 133,74 11,28


Таблица 2

Объем розничных продаж в аптечной сети в денежном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного и зарубежного производства

Категория Товары зарубежного производства D, % Товары отечественного производства D, %
Ноябрь 2003 г. Ноябрь 2004 г. Ноябрь 2003 г. Ноябрь 2004 г.
млн грн. доля категории, % млн грн. доля категории, % млн грн. доля категории, % млн грн. доля категории, %
ЛС 303,73 72,29 340,20 72,39 12,01 116,44 27,71 129,76 27,61 11,43
ИМН 22,13 63,23 27,49 61,86 24,20 12,87 36,77 16,94 38,14 31,67
Косметика 8,13 63,64 9,12 72,16 12,16 4,64 36,36 3,52 27,84 -24,23
БАД 4,94 56,38 5,34 51,80 8,08 3,82 43,62 4,97 48,20 30,02
Всего 338,93 71,10 382,14 71,12 12,75 137,78 28,90 155,19 28,88 12,64


Таблица 3

Объем розничных продаж в аптечной сети в натуральном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного и зарубежного производства

Категория Товары зарубежного производства D, % Товары отечественного производства D, %
Ноябрь 2003 г. Ноябрь 2004 г. Ноябрь 2003 г. Ноябрь 2004 г.
млн упаковок доля категории, % млн упаковок доля категории, % млн упаковок доля категории, % млн упаковок доля категории, %
ЛС 25,75 28,01 26,03 28,89 1,08 66,19 71,99 64,06 71,11 -3,22
ИМН 10,95 43,91 17,92 44,23 63,70 13,98 56,09 22,59 55,77 61,60
Косметика 1,00 43,72 0,72 43,65 -28,19 1,29 56,28 0,93 56,35 -27,98
БАД 0,33 32,36 0,37 25,03 13,37 0,69 67,64 1,12 74,97 62,44
Всего 38,03 31,64 45,04 33,68 18,44 82,15 68,36 88,70 66,32 7,97


Рассмотрим более подробно основную категорию аптечных продаж — ЛС. В октябре и ноябре 2004 г. препаратов не стало продаваться больше по сравнению с 2003 г. (рис. 2, 3). Розничный рынок растет исключительно за счет повышения средневзвешенной стоимости, причем и путем прямого повышения цен, и путем повышения удельного веса продаж более дорогих препаратов. В ноябре 2004 г. зафиксирован максимальный за год прирост средневзвешенной стоимости ЛС — 14,1% (см. рис. 3). Таким образом, потеряв в количестве проданных упаковок производители приобрели в объеме продаж в денежном выражении. На данный момент сложно сказать выигрышная ли сложившаяся ситуация для производителей, итоги можно будет подводить лишь в процессе развития событий, но то, что ожидаемое повышение цен состоялось — неоспоримый факт.

Рис. 2. Динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в январе–ноябре 2003 и 2004 гг.

Рис. 2. Динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в январе–ноябре 2003 и 2004 гг.

Рис. 3. Динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–ноябре 2003 и 2004 гг.

Рис. 3. Динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–ноябре 2003 и 2004 гг.


Кто страдает больше всего при повышении среднерыночной стоимости? В первую очередь та группа товаров, для которых цена является основным конкурентным преимуществом. Единственная группа препаратов, по которым уменьшилось количество проданных упаковок препараты низкостоимостной ниши (табл. 4). При этом максимальный прирост как в натуральном, так и в денежном выражении зафиксирован для высокостоимостной ниши. В целом, отмечен положительный прирост продаж ЛС всех ценовых ниш в денежном выражении.

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в январе–ноябре 2003 и 2004 гг.

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в январе–ноябре 2003 и 2004 гг.

Удельный вес ЛС высокостоимостной ниши в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении увеличился на 4,3%, низко- и среднестоимостной — уменьшился на 1,9% и 2,5% соответственно. В натуральном выражении уменьшился только удельный вес ЛС низкостоимостной ниши.

То есть, тенденции, наметившиеся в октябре 2004 г., сохранились и в ноябре, но стали еще более выраженными. Высокостоимостные препараты пользуются все большим спросом и прирост объема их продаж по сравнению с 2003 г. растет от месяца к месяцу (рис. 5, 6). По схожему сюжету, только с несколько меньшим приростом, изменялся объем продаж ЛС среднестоимостной ниши, а вот низкостоимостную нишу явно «лихорадит». Логично предположить, что потери в количестве проданных упаковок недорогих ЛС обусловлены в первую очередь быстро растущей средневзвешенной стоимостью: по приросту последней они уже обогнали препараты «среднего звена» (рис. 7). Теряется основное конкурентное преимущество — цена, что не может не сказаться на лояльности потребителей. К чему приведет политика повышения средневзвешенной стоимости недорогих препаратов? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, предприятия получают дополнительную прибыль, с другой — теряют в количестве проданных упаковок. Вряд ли потеря лояльного потребителя ведет к светлому будущему. Как сложится ситуация на украинском фармрынке, покажет время.

Таблица 4

Объем розничных продаж ЛС в аптечной сети по ценовым нишам

Ниша Ноябрь 2003 г. Ноябрь 2004 г. D, % Ноябрь 2003 г. Ноябрь 2004 г. D, %
млн грн. удельный вес, % млн грн. удельный вес, % млн упаковок удельный вес, % млн упаковок удельный вес, %
Низкостоимостная 90,97 21,65 92,93 19,77 2,16 69,54 75,64 66,99 74,36 -3,67
Среднестоимостная 204,44 48,66 217,16 46,21 6,22 19,56 21,27 19,96 22,16 2,05
Высокостоимостная 124,76 29,69 159,87 34,02 28,14 2,84 3,09 3,14 3,48 10,47
Всего 420,17 469,95 11,85 91,94 90,09 -2,0


Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении за ноябрь 2004 г.

№ п/п ATC-код Название Ноябрь 2003, млн грн. Ноябрь 2004, млн грн. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 24,62 24,60 -0,1
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 11,94 14,57 22,1
3 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 12,20 14,35 17,7
4 A11A Поливитамины с добавками 12,98 12,22 -5,8
5 A16A Прочие средства, влияющие на  пищеварительную систему и метаболические процессы 9,98 12,10 21,2
6 C01E Прочие кардиологические препараты 9,48 12,07 27,3
7 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 12,52 11,94 -4,7
8 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 12,50 11,53 -7,8
9 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 11,75 10,85 -7,7
10 R05X Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях 9,35 10,81 15,7
Прочие 292,85 334,92 14,4
Рис. 5. Динамика прироста/убыли объема продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном выражении за январь–ноябрь 2004 г. по сравнению с 2003 г.

Рис. 5. Динамика прироста/убыли объема продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном выражении за январь–ноябрь 2004 г. по сравнению с 2003 г.

Среди групп АТС-классификации свое законное в осенне-зимний период первое место занимают препараты группы N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» (табл. 5). Тем не менее, наибольший прирост объема продаж в денежном выражении в ноябре 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. среди групп-лидеров зафиксирован для M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства», A16A «Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы», C01E «Прочие кардиологические препараты», которые ни в коей мере не относятся к противопростудным средствам, традиционно популярным в это время. В какой-то степени это может свидетельствовать об уровне промоционной активности торговых марок, представленных в этих группах.

Что касается рейтинга торговых марок за ноябрь 2004 г., то следует отметить достаточно высокие позиции различных препаратов, предназначенных для симптоматического лечения простудных заболеваний, таких как ЛАЗОЛВАН, КОЛДРЕКС и другие (табл. 6). Тем не менее, лидерами рейтинга остаются торговые марки, которые входят в первую пятерку на протяжении уже довольно длительного времени. Следует отметить, что топ-50 брэндов обновился почти на 25% по сравнению с ноябрем 2003 г.

Изменения в ценовой структуре аптечных продаж не могли не коснуться операторов рынка. В рейтинге производителей за ноябрь 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. сменился лидер, им стала компания Berlin Chemie/Menarini Group (табл. 7). Значительно улучшились позиции в рейтинге некоторых компаний GlaxoSmithKline, Борщаговского ХФЗ, Egis и др.

Удельный вес производителей, занимающих места ниже 50-го по общему объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении, повысился по сравнению с таковым в ноябре 2003 г. на 1,2% (рис. 8, 9). Что интересно, удельный вес производителей первой пятерки не изменился и перераспределения произошли среди компаний, занимающих позиции ниже 5-й.

Рис. 6. Динамика прироста/убыли объема продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в натуральном выражении за январь–ноябрь 2004 г. по сравнению с 2003 г.

Рис. 6. Динамика прироста/убыли объема продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в натуральном выражении за январь–ноябрь 2004 г. по сравнению с 2003 г.


Рис. 7. Динамика прироста/убыли средневзвешенной стоимости ЛС в разрезе ценовых ниш за январь–ноябрь 2004 г. по сравнению с 2003 г.

Рис. 7. Динамика прироста/убыли средневзвешенной стоимости ЛС в разрезе ценовых ниш за январь–ноябрь 2004 г. по сравнению с 2003 г.


Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2004 г.

№ п/п Титульное наименование ЛС
1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 АКТОВЕГИН
3 ЦЕФТРИАКСОН
4 МИЛДРОНАТ
5 ЦЕФАЗОЛИН
6 НО-ШПА
7 ЛАЗОЛВАН
8 ФЕСТАЛ
9 МЕЗИМ
10 ПРОСТАМОЛ УНО
11 ФЕРВЕКС
12 ВИТРУМ
13 КОЛДРЕКС
14 ТЕРАФЛЕКС
15 НАТРИЯ ХЛОРИД
16 АМБРОКСОЛ
17 СТРЕПСИЛС
18 ДИКЛОБЕРЛ
19 КЕТАНОВ
20 МУЛЬТИ-ТАБС
21 ПРЕДУКТАЛ
22 ЭНАП
23 ДОКТОР МОМ
24 КОФОЛ
25 КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ
26 АМПИЦИЛЛИН
27 БИСЕПТОЛ
28 ВИАГРА
29 ФЛУКОНАЗОЛ
30 АЦЦ
31 МАКРОПЕН
32 ФАСТУМ
33 ВИГОР
34 КАПТОПРЕС
35 КАЛЬЦЕМИН
36 ФЕЗАМ
37 РАНИТИДИН
38 ЦИТРАМОН
39 МОВАЛИС
40 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
41 ТРАУМЕЛЬ С
42 КАВИНТОН
43 ФАРМАЗОЛИН
44 НАФТИЗИН
45 КАРСИЛ
46 ФЛЮКОЛД
47 АНАЛЬГИН
48 ЛИНЕКС
49 ЦИКЛОФЕРОН
50 НИЗОРАЛ


Таблица 7

Топ-лист компаний-производителей ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2004 г.

Компания-производитель № п/п за ноябрь 2004 № п/п за ноябрь 2003
Berlin Chemie/Menarini Group (Италия) 1 2
Дарница (Украина) 2 1
Novartis (Швейцария) 3 3
KRKA (Словения) 4 5
Aventis Pharma (Франция) 5 4
Фармак (Украина) 6 6
Здоровье (Украина) 7 7
GlaxoSmithKline (Великобритания) 8 11
Борщаговский ХФЗ (Украина) 9 13
Киевмедпрепарат (Украина) 10 9
Sanofi-Synthelabo (Франция) 11 8
Gedeon Richter (Венгрия) 12 12
Heel (Германия) 13 10
Boehringer Ingelheim (Германия) 14 14
Sagmel (США) 15 15
Genom Biotech (Индия) 16 18
Nycomed (Норвегия) 17 30
BMS (США) 18 16
Pfizer Inc. (США) 19 21
ratiopharm (Германия) 20 20
Bittner (Австрия) 21 19
Actavis (Исландия) 22 17
Ranbaxy (Индия) 23 24
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 24 26
Servier (Франция) 25 34
Pliva (Хорватия) 26 29
Галичфарм (Украина) 27 23
Schering (Германия) 28 40
Киевский витаминный завод (Украина) 29 28
Sopharma (Болгария) 30 33
Egis (Венгрия) 31 59
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) 32 32
Концерн Стирол (Украина) 33 25
Zentiva (Чешская Республика) 34
Grindeks (Латвия) 35 55
Naturwaren (Германия) 36 22
Roche (Швейцария) 37 31
IVAX (США) 38 35
Yamanouchi Europe (Нидерланды) 39 36
Биофарма (Украина) 40 45
Johnson & Johnson (США) 41 27
Ferrosan (Дания) 42 37
Сперко Украина (Украина) 43 47
Dr. Reddy’s (Индия) 44 57
Unipharm (США) 45 43
Bionorica (Германия) 46 51
Nabros Pharma (Индия) 47 54
Hexal AG (Германия) 48 62
Boots Healthcare International (Великобритания) 49 41
Mili Healthcare (Великобритания) 50 120


Подводя итоги, отметим несколько значимых моментов ноября 2004 г.:

розничный рынок ЛС растет исключительно за счет повышения средневзвешенной стоимости препаратов. При этом стоимость отечественных ЛС повышается быстрее по сравнению с таковой импортных;

количество проданных упаковок украинских препаратов уменьшается на фоне прироста объема продаж зарубежных ЛС как в денежном, так и в натуральном выражении.

в связи с ростом цен в целом по рынку уменьшилось количество проданных упаковок недорогих препаратов. При этом значительно возрос объем продаж ЛС высокостоимостной ниши. Высокая эластичность спроса на препараты низкостоимостной ниши дает о себе знать.

В целом можно отметить уже утвердившуюся за последние 2 мес тенденцию к значительному перераспределению объема рынка между его ценовыми сегментами. Можно предположить, что дальнейшее увеличение средневзвешенной стоимости недорогих препаратов приведет лишь к дальнейшему уменьшению объема их продаж в натуральном выражении. На данный момент такая политика пока еще приносит свои дивиденды — объем продаж препаратов низкостоимостной ниши в денежном выражении возрастает независимо от уменьшения количества проданных упаковок. Но повышение невелико — всего 2%, в то время как менее чувствительные к цене средне- и высокостоимостная ниши приросли соответственно на 6% и 28%. Следовательно, производителям недорогих препаратов игра на повышение цен менее выгодна. Слишком стремительное повышение цены может восприниматься конкретным потребителем в конкретный отрезок времени как чрезмерное, что автоматически повлечет за собой снижение уровня потребления. n

Рис. 8. Распределение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении по компаниям-производителям в ноябре 2003 г.

Рис. 8. Распределение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении по компаниям-производителям в ноябре 2003 г.

Рис. 9. Распределение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении по компаниям-производителям в ноябре 2004 г.

Рис. 9. Распределение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении по компаниям-производителям в ноябре 2004 г.

Игорь Хмилевский


Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи