| 
Общий объем аптечных продаж за ноябрь 2004 г. составил 537,3 млн грн. в денежном выражении, что на 12,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., и 133,7 млн упаковок в натуральном выражении, что на 11,3% выше соответствующего показателя 2003 г. (табл. 1). Приведенные данные свидетельствуют, что наибольший прирост продаж, как в денежном, так и в натуральном выражении, зафиксирован по категории ИМН. Следует отметить, что для категории ЛС при приросте объема продаж в денежном выражении 11,8% объем продаж в натуральном выражении уменьшился на 2%, то есть разница прироста в натуральном и денежном выражении составила 13,9%. Это может свидетельствовать, во-первых, о повышении средней стоимости одной упаковки ЛС и/или о снижении удельного веса продаж препаратов низкостоимостной ниши.
  | 
Любые изменения в ценовой структуре аптечных продаж влияют на структуру продаж отечественных и импортных препаратов в силу их принадлежности к разным ценовым категориям. На протяжении 2004 г., как правило, объем продаж отечественных ЛС в денежном выражении возрастал в основном за счет увеличения количества проданных упаковок, импортных ЛС — не только за счет увеличения количества проданных упаковок, но и вследствие повышения средневзвешенной стоимости. Так было на протяжении 9 мес 2004 г. Первые серьезные изменения произошли в октябре 2004 г., когда прирост средневзвешенной стоимости одной упаковки украинских ЛС был больше по сравнению с таковой импортных. В ноябре появились первые результаты такой ценовой политики: при приросте объема продаж отечественных препаратов в денежном выражении на 11,4% отмечено его уменьшение на 3,2% в натуральном выражении (табл. 2, 3). То есть потребление украинских ЛС снижается, но за счет повышения средневзвешенных цен объем продаж в денежном выражении увеличился. При этом отмечается прирост объема продаж импортных препаратов как в натуральном, так и в денежном выражении.
Прирост средневзвешенной стоимости отечественных ЛС в ноябре 2004 г. превысил на 4,3% таковой зарубежных (рис. 1). Естественно, в абсолютных значениях разница остается значительной, но учитывая количество продаваемых упаковок отечественных препаратов даже небольшой прирост средневзвешенной стоимости повлечет существенный прирост объема продаж в денежном выражении. По категории ИМН отмечено снижение стоимости, причем как для импортных, так и для украинских товаров. Видимо, в условиях динамичного развития этой категории «аптечной корзины» между производителями происходит довольно жесткая конкурентная борьба за потребителя, и в этом соперничестве один из основных инструментов — ценовая политика. Следует также отметить значительное подорожание косметики зарубежного производства, что, вероятно, явилось основной причиной значительного уменьшения количества проданных упаковок этой продукции (табл. 3).
Таблица 1
Объем розничных продаж в аптечной сети по категориям товаров
| Категория | Ноябрь 2003 г. | Ноябрь 2004 г. | D, % | Ноябрь 2003 г. | Ноябрь 2004 г. | D, % | ||||
| млн грн. | удельный вес, % | млн грн. | удельный вес, % | млн упаковок | удельный вес, % | млн упаковок | удельный вес, % | |||
| ЛС | 420,17 | 88,14 | 469,95 | 87,46 | 11,85 | 91,94 | 76,50 | 90,09 | 67,36 | -2,02 | 
| ИМН | 35,00 | 7,34 | 44,43 | 8,27 | 26,95 | 24,93 | 20,74 | 40,51 | 30,29 | 62,52 | 
| Косметика | 12,78 | 2,68 | 12,64 | 2,35 | -1,07 | 2,30 | 1,91 | 1,65 | 1,24 | -28,07 | 
| БАД | 8,77 | 1,84 | 10,31 | 1,92 | 17,65 | 1,02 | 0,85 | 1,49 | 1,11 | 46,56 | 
| Всего | 476,71 | – | 537,34 | – | 12,72 | 120,18 | – | 133,74 | 11,28 | |
Таблица 2
Объем розничных продаж в аптечной сети в денежном выражении 
 в разрезе категорий товаров отечественного и зарубежного производства
| Категория | Товары зарубежного производства | D, % | Товары отечественного производства | D, % | ||||||
| Ноябрь 2003 г. | Ноябрь 2004 г. | Ноябрь 2003 г. | Ноябрь 2004 г. | |||||||
| млн грн. | доля категории, % | млн грн. | доля категории, % | млн грн. | доля категории, % | млн грн. | доля категории, % | |||
| ЛС | 303,73 | 72,29 | 340,20 | 72,39 | 12,01 | 116,44 | 27,71 | 129,76 | 27,61 | 11,43 | 
| ИМН | 22,13 | 63,23 | 27,49 | 61,86 | 24,20 | 12,87 | 36,77 | 16,94 | 38,14 | 31,67 | 
| Косметика | 8,13 | 63,64 | 9,12 | 72,16 | 12,16 | 4,64 | 36,36 | 3,52 | 27,84 | -24,23 | 
| БАД | 4,94 | 56,38 | 5,34 | 51,80 | 8,08 | 3,82 | 43,62 | 4,97 | 48,20 | 30,02 | 
| Всего | 338,93 | 71,10 | 382,14 | 71,12 | 12,75 | 137,78 | 28,90 | 155,19 | 28,88 | 12,64 | 
Таблица 3
Объем розничных продаж в аптечной сети в натуральном выражении 
 в разрезе категорий товаров отечественного и зарубежного производства
| Категория | Товары зарубежного производства | D, % | Товары отечественного производства | D, % | ||||||
| Ноябрь 2003 г. | Ноябрь 2004 г. | Ноябрь 2003 г. | Ноябрь 2004 г. | |||||||
| млн упаковок | доля категории, % | млн упаковок | доля категории, % | млн упаковок | доля категории, % | млн упаковок | доля категории, % | |||
| ЛС | 25,75 | 28,01 | 26,03 | 28,89 | 1,08 | 66,19 | 71,99 | 64,06 | 71,11 | -3,22 | 
| ИМН | 10,95 | 43,91 | 17,92 | 44,23 | 63,70 | 13,98 | 56,09 | 22,59 | 55,77 | 61,60 | 
| Косметика | 1,00 | 43,72 | 0,72 | 43,65 | -28,19 | 1,29 | 56,28 | 0,93 | 56,35 | -27,98 | 
| БАД | 0,33 | 32,36 | 0,37 | 25,03 | 13,37 | 0,69 | 67,64 | 1,12 | 74,97 | 62,44 | 
| Всего | 38,03 | 31,64 | 45,04 | 33,68 | 18,44 | 82,15 | 68,36 | 88,70 | 66,32 | 7,97 | 
Рассмотрим более подробно основную категорию аптечных продаж — ЛС. В октябре и ноябре 2004 г. препаратов не стало продаваться больше по сравнению с 2003 г. (рис. 2, 3). Розничный рынок растет исключительно за счет повышения средневзвешенной стоимости, причем и путем прямого повышения цен, и путем повышения удельного веса продаж более дорогих препаратов. В ноябре 2004 г. зафиксирован максимальный за год прирост средневзвешенной стоимости ЛС — 14,1% (см. рис. 3). Таким образом, потеряв в количестве проданных упаковок производители приобрели в объеме продаж в денежном выражении. На данный момент сложно сказать выигрышная ли сложившаяся ситуация для производителей, итоги можно будет подводить лишь в процессе развития событий, но то, что ожидаемое повышение цен состоялось — неоспоримый факт.
  | 
  | 
Кто страдает больше всего при повышении среднерыночной стоимости? В первую очередь та группа товаров, для которых цена является основным конкурентным преимуществом. Единственная группа препаратов, по которым уменьшилось количество проданных упаковок — препараты низкостоимостной ниши (табл. 4). При этом максимальный прирост как в натуральном, так и в денежном выражении зафиксирован для высокостоимостной ниши. В целом, отмечен положительный прирост продаж ЛС всех ценовых ниш в денежном выражении.
  | 
Удельный вес ЛС высокостоимостной ниши в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении увеличился на 4,3%, низко- и среднестоимостной — уменьшился на 1,9% и 2,5% соответственно. В натуральном выражении уменьшился только удельный вес ЛС низкостоимостной ниши.
То есть, тенденции, наметившиеся в октябре 2004 г., сохранились и в ноябре, но стали еще более выраженными. Высокостоимостные препараты пользуются все большим спросом и прирост объема их продаж по сравнению с 2003 г. растет от месяца к месяцу (рис. 5, 6). По схожему сюжету, только с несколько меньшим приростом, изменялся объем продаж ЛС среднестоимостной ниши, а вот низкостоимостную нишу явно «лихорадит». Логично предположить, что потери в количестве проданных упаковок недорогих ЛС обусловлены в первую очередь быстро растущей средневзвешенной стоимостью: по приросту последней они уже обогнали препараты «среднего звена» (рис. 7). Теряется основное конкурентное преимущество — цена, что не может не сказаться на лояльности потребителей. К чему приведет политика повышения средневзвешенной стоимости недорогих препаратов? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, предприятия получают дополнительную прибыль, с другой — теряют в количестве проданных упаковок. Вряд ли потеря лояльного потребителя ведет к светлому будущему. Как сложится ситуация на украинском фармрынке, покажет время.
Таблица 4
Объем розничных продаж ЛС в аптечной сети по ценовым нишам
| Ниша | Ноябрь 2003 г. | Ноябрь 2004 г. | D, % | Ноябрь 2003 г. | Ноябрь 2004 г. | D, % | ||||
| млн грн. | удельный вес, % | млн грн. | удельный вес, % | млн упаковок | удельный вес, % | млн упаковок | удельный вес, % | |||
| Низкостоимостная | 90,97 | 21,65 | 92,93 | 19,77 | 2,16 | 69,54 | 75,64 | 66,99 | 74,36 | -3,67 | 
| Среднестоимостная | 204,44 | 48,66 | 217,16 | 46,21 | 6,22 | 19,56 | 21,27 | 19,96 | 22,16 | 2,05 | 
| Высокостоимостная | 124,76 | 29,69 | 159,87 | 34,02 | 28,14 | 2,84 | 3,09 | 3,14 | 3,48 | 10,47 | 
| Всего | 420,17 | – | 469,95 | – | 11,85 | 91,94 | – | 90,09 | -2,0 | |
Таблица 5
Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении за ноябрь 2004 г.
| № п/п | ATC-код | Название | Ноябрь 2003, млн грн. | Ноябрь 2004, млн грн. | D, % | 
| 1 | N02B | Прочие анальгетики и антипиретики | 24,62 | 24,60 | -0,1 | 
| 2 | M01A | Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства | 11,94 | 14,57 | 22,1 | 
| 3 | R05C | Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства | 12,20 | 14,35 | 17,7 | 
| 4 | A11A | Поливитамины с добавками | 12,98 | 12,22 | -5,8 | 
| 5 | A16A | Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы | 9,98 | 12,10 | 21,2 | 
| 6 | C01E | Прочие кардиологические препараты | 9,48 | 12,07 | 27,3 | 
| 7 | A05B | Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества | 12,52 | 11,94 | -4,7 | 
| 8 | R01A | Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа | 12,50 | 11,53 | -7,8 | 
| 9 | R02A | Препараты, применяемые при заболеваниях горла | 11,75 | 10,85 | -7,7 | 
| 10 | R05X | Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях | 9,35 | 10,81 | 15,7 | 
| Прочие | 292,85 | 334,92 | 14,4 | ||
  | 
Среди групп АТС-классификации свое законное в осенне-зимний период первое место занимают препараты группы N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» (табл. 5). Тем не менее, наибольший прирост объема продаж в денежном выражении в ноябре 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. среди групп-лидеров зафиксирован для M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства», A16A «Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы», C01E «Прочие кардиологические препараты», которые ни в коей мере не относятся к противопростудным средствам, традиционно популярным в это время. В какой-то степени это может свидетельствовать об уровне промоционной активности торговых марок, представленных в этих группах.
Что касается рейтинга торговых марок за ноябрь 2004 г., то следует отметить достаточно высокие позиции различных препаратов, предназначенных для симптоматического лечения простудных заболеваний, таких как ЛАЗОЛВАН, КОЛДРЕКС и другие (табл. 6). Тем не менее, лидерами рейтинга остаются торговые марки, которые входят в первую пятерку на протяжении уже довольно длительного времени. Следует отметить, что топ-50 брэндов обновился почти на 25% по сравнению с ноябрем 2003 г.
Изменения в ценовой структуре аптечных продаж не могли не коснуться операторов рынка. В рейтинге производителей за ноябрь 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. сменился лидер, им стала компания Berlin Chemie/Menarini Group (табл. 7). Значительно улучшились позиции в рейтинге некоторых компаний GlaxoSmithKline, Борщаговского ХФЗ, Egis и др.
Удельный вес производителей, занимающих места ниже 50-го по общему объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении, повысился по сравнению с таковым в ноябре 2003 г. на 1,2% (рис. 8, 9). Что интересно, удельный вес производителей первой пятерки не изменился и перераспределения произошли среди компаний, занимающих позиции ниже 5-й.
  | 
  | 
Таблица 6
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2004 г.
| № п/п | Титульное наименование ЛС | 
| 1 | ЭССЕНЦИАЛЕ | 
| 2 | АКТОВЕГИН | 
| 3 | ЦЕФТРИАКСОН | 
| 4 | МИЛДРОНАТ | 
| 5 | ЦЕФАЗОЛИН | 
| 6 | НО-ШПА | 
| 7 | ЛАЗОЛВАН | 
| 8 | ФЕСТАЛ | 
| 9 | МЕЗИМ | 
| 10 | ПРОСТАМОЛ УНО | 
| 11 | ФЕРВЕКС | 
| 12 | ВИТРУМ | 
| 13 | КОЛДРЕКС | 
| 14 | ТЕРАФЛЕКС | 
| 15 | НАТРИЯ ХЛОРИД | 
| 16 | АМБРОКСОЛ | 
| 17 | СТРЕПСИЛС | 
| 18 | ДИКЛОБЕРЛ | 
| 19 | КЕТАНОВ | 
| 20 | МУЛЬТИ-ТАБС | 
| 21 | ПРЕДУКТАЛ | 
| 22 | ЭНАП | 
| 23 | ДОКТОР МОМ | 
| 24 | КОФОЛ | 
| 25 | КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ | 
| 26 | АМПИЦИЛЛИН | 
| 27 | БИСЕПТОЛ | 
| 28 | ВИАГРА | 
| 29 | ФЛУКОНАЗОЛ | 
| 30 | АЦЦ | 
| 31 | МАКРОПЕН | 
| 32 | ФАСТУМ | 
| 33 | ВИГОР | 
| 34 | КАПТОПРЕС | 
| 35 | КАЛЬЦЕМИН | 
| 36 | ФЕЗАМ | 
| 37 | РАНИТИДИН | 
| 38 | ЦИТРАМОН | 
| 39 | МОВАЛИС | 
| 40 | ЦЕРЕБРОЛИЗИН | 
| 41 | ТРАУМЕЛЬ С | 
| 42 | КАВИНТОН | 
| 43 | ФАРМАЗОЛИН | 
| 44 | НАФТИЗИН | 
| 45 | КАРСИЛ | 
| 46 | ФЛЮКОЛД | 
| 47 | АНАЛЬГИН | 
| 48 | ЛИНЕКС | 
| 49 | ЦИКЛОФЕРОН | 
| 50 | НИЗОРАЛ | 
Таблица 7
Топ-лист компаний-производителей ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2004 г.
| Компания-производитель | № п/п за ноябрь 2004 | № п/п за ноябрь 2003 | 
| Berlin Chemie/Menarini Group (Италия) | 1 | 2 | 
| Дарница (Украина) | 2 | 1 | 
| Novartis (Швейцария) | 3 | 3 | 
| KRKA (Словения) | 4 | 5 | 
| Aventis Pharma (Франция) | 5 | 4 | 
| Фармак (Украина) | 6 | 6 | 
| Здоровье (Украина) | 7 | 7 | 
| GlaxoSmithKline (Великобритания) | 8 | 11 | 
| Борщаговский ХФЗ (Украина) | 9 | 13 | 
| Киевмедпрепарат (Украина) | 10 | 9 | 
| Sanofi-Synthelabo (Франция) | 11 | 8 | 
| Gedeon Richter (Венгрия) | 12 | 12 | 
| Heel (Германия) | 13 | 10 | 
| Boehringer Ingelheim (Германия) | 14 | 14 | 
| Sagmel (США) | 15 | 15 | 
| Genom Biotech (Индия) | 16 | 18 | 
| Nycomed (Норвегия) | 17 | 30 | 
| BMS (США) | 18 | 16 | 
| Pfizer Inc. (США) | 19 | 21 | 
| ratiopharm (Германия) | 20 | 20 | 
| Bittner (Австрия) | 21 | 19 | 
| Actavis (Исландия) | 22 | 17 | 
| Ranbaxy (Индия) | 23 | 24 | 
| Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 24 | 26 | 
| Servier (Франция) | 25 | 34 | 
| Pliva (Хорватия) | 26 | 29 | 
| Галичфарм (Украина) | 27 | 23 | 
| Schering (Германия) | 28 | 40 | 
| Киевский витаминный завод (Украина) | 29 | 28 | 
| Sopharma (Болгария) | 30 | 33 | 
| Egis (Венгрия) | 31 | 59 | 
| J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) | 32 | 32 | 
| Концерн Стирол (Украина) | 33 | 25 | 
| Zentiva (Чешская Республика) | 34 | – | 
| Grindeks (Латвия) | 35 | 55 | 
| Naturwaren (Германия) | 36 | 22 | 
| Roche (Швейцария) | 37 | 31 | 
| IVAX (США) | 38 | 35 | 
| Yamanouchi Europe (Нидерланды) | 39 | 36 | 
| Биофарма (Украина) | 40 | 45 | 
| Johnson & Johnson (США) | 41 | 27 | 
| Ferrosan (Дания) | 42 | 37 | 
| Сперко Украина (Украина) | 43 | 47 | 
| Dr. Reddy’s (Индия) | 44 | 57 | 
| Unipharm (США) | 45 | 43 | 
| Bionorica (Германия) | 46 | 51 | 
| Nabros Pharma (Индия) | 47 | 54 | 
| Hexal AG (Германия) | 48 | 62 | 
| Boots Healthcare International (Великобритания) | 49 | 41 | 
| Mili Healthcare (Великобритания) | 50 | 120 | 
Подводя итоги, отметим несколько значимых моментов ноября 2004 г.:
• розничный рынок ЛС растет исключительно за счет повышения средневзвешенной стоимости препаратов. При этом стоимость отечественных ЛС повышается быстрее по сравнению с таковой импортных;
• количество проданных упаковок украинских препаратов уменьшается на фоне прироста объема продаж зарубежных ЛС как в денежном, так и в натуральном выражении.
• в связи с ростом цен в целом по рынку уменьшилось количество проданных упаковок недорогих препаратов. При этом значительно возрос объем продаж ЛС высокостоимостной ниши. Высокая эластичность спроса на препараты низкостоимостной ниши дает о себе знать.
В целом можно отметить уже утвердившуюся за последние 2 мес тенденцию к значительному перераспределению объема рынка между его ценовыми сегментами. Можно предположить, что дальнейшее увеличение средневзвешенной стоимости недорогих препаратов приведет лишь к дальнейшему уменьшению объема их продаж в натуральном выражении. На данный момент такая политика пока еще приносит свои дивиденды — объем продаж препаратов низкостоимостной ниши в денежном выражении возрастает независимо от уменьшения количества проданных упаковок. Но повышение невелико — всего 2%, в то время как менее чувствительные к цене средне- и высокостоимостная ниши приросли соответственно на 6% и 28%. Следовательно, производителям недорогих препаратов игра на повышение цен менее выгодна. Слишком стремительное повышение цены может восприниматься конкретным потребителем в конкретный отрезок времени как чрезмерное, что автоматически повлечет за собой снижение уровня потребления. n
  | 
  | 
Игорь Хмилевский
						








Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим