Ступень вверх — год 2005-й. Идем выше? Аптечные продажи в Украине, декабрь и 2005 г. в целом

Розничный фармацевтический рынок Украины, год 2005-й. На какой ноте он закончился? Каковы его результаты? Что готовят нам в будущем тенденции развития рынка, появившиеся в 2005 г.? На эти вопросы мы и постараемся ответить в настоящей публикации. При подготовке материала использовались данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Итак, попытаемся подвести итоги. Общий объем розничного рынка в 2005 г. достиг своей рекордной величины и составил 7,6 млрд грн. и 1,7 млрд упаковок, что выше аналогичных показателей 2004 г. на 36,7% в денежном и 20,0% в натуральном выражении (табл. 1). Наибольший прирост объема продаж по сравнению с 2004 г. был зафиксирован в категориях косметики и БАД, однако с одним заметным отличием — объем продаж косметики увеличивался в основном за счет повышения удельного веса более дорогой продукции, а БАД — за счет увеличения объема проданных упаковок. В пользу этого также свидетельствует динамика средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки продукции, относящейся к перечисленным категориям (рис. 1). В течение последних трех лет наблюдаются постоянно высокие темпы повышения стоимости косметики, тогда как для БАД характерна противоположная тенденция. По итогам исследуемого периода средневзвешенная стоимость 1 упаковки косметики повысилась на 16,8% по сравнению с 2004 г., а БАД — снизилась на 14,3%. По категории ИМН в 2005 г. также отмечена положительная динамика прироста объема аптечных продаж, которая, однако, была ощутимо ниже общерыночной — на 8,5% в денежном и 1,4% в натуральном выражении. В связи с этим их доля в объеме продаж товаров «аптечной корзины» уменьшилась на 0,5% в денежном и 0,4% в натуральном выражении, а средневзвешенная розничная стоимость при этом увеличилась на 8,6% по сравнению с 2004 г.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в 2003–2005 гг. с указанием  процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с  предыдущим годом

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Год Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, % Млн упак. Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2003 4618,1 87,6 988,6 73,6
2004 4808,6 87,0 4,1 986,6 68,5 -0,2
2005 6583,8 87,1 36,9 1181,0 68,4 19,7
Косметика
2003 140,7 2,7 25,0 1,9
2004 133,6 2,4 -5,0 18,8 1,3 -24,8
2005 200,7 2,7 50,2 24,2 1,4 28,6
ИМН
2003 391,1 7,4 315,7 23,5
2004 481,2 8,7 23,0 419,5 29,1 32,9
2005 618,2 8,2 28,5 496,1 28,7 18,3
БАД
2003 120,5 2,3 13,6 1,0
2004 104,4 1,9 -13,4 14,6 1,0 7,5
2005 155,8 2,1 49,2 25,4 1,5 74,0
ВСЕГО
2003 5270,4 1342,9
2004 5527,8 4,9 1439,6 7,2
2005 7558,4 36,7 1726,8 20,0

Наибольший удельный вес в общем объеме аптечных продаж традиционно приходится на категорию ЛС (87,1% в денежном и 68,4% в натуральном выражении). Естественно, что, обладая столь внушительной долей на рынке, именно эта категория в значительной степени определяет его структуру и темпы развития. Закономерно, что прирост объема продаж ЛС по итогам 2005 г. отличался от общерыночного показателя всего на доли процентов как в денежном (36,9%), так и в натуральном (19,7%) выражении (рис. 2). При этом объем розничного рынка ЛС достиг в исследуемый период небывалой величины — 6,6 млрд грн. и 1,2 млрд упаковок. Отметим, что столь существенная величина является результатом не хаотичного, а вполне планомерного и упорядоченного хода событий, когда в течение всего 2005 г. ежемесячно наблюдался постоянно высокий прирост объема продаж ЛС, причем в случае денежного выражения с явной тенденцией к повышению его темпов (рис. 3, 4). Это привело к тому, что последние 4 мес 2005 г. ознаменовались непрерывно возрастающими рекордными показателями объема продаж ЛС в денежном выражении (в это время, кроме ноября 2005 г., рекорд был поставлен и по объему продаж в натуральном выражении). Однако апогея показатели продаж достигли в декабре 2005 г., когда месячный объем рынка ЛС вышел на максимальный уровень за все время своего существования — 755,5 млн грн. и 123,5 млн упаковок.

Рис. 2. Объем розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Объем розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Рис. 3. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в январе–декабре 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в январе–декабре 2003–2005 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с  предыдущим годом
Рис. 4. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–декабре 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 4. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в  натуральном выражении в январе–декабре 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки ЛС в течение 2005 г. от месяца к месяцу варьировала в пределах 5 грн. 3 коп. – 6 грн. 21 коп., в целом за год составила 5 грн. 57 коп., превысив аналогичный показатель 2004 г. на 14,4% (рис. 5, см. рис. 1).

Рис. 5. Помесячная динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–декабре 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 5. Помесячная динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–декабре 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с  предыдущим годом

По итогам 2005 г. практически во всех категориях аптечной корзины отмечен несколько больший прирост объема продаж зарубежных препаратов, чем отечественных, причем как в денежном, так и в натуральном выражении (табл. 2, 3). Исключением была только косметика. В этой категории объем проданных упаковок отечественного производства увеличился больше, чем зарубежных (на 10%) по сравнению с 2004 г.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, % Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, %
ЛС
2003 3383,2 73,3 1234,9 26,7
2004 3451,5 71,8 2,0 1357,0 28,2 9,9
2005 4743,1 72,0 37,4 1840,6 28,0 35,6
Косметика
2003 91,2 64,8 49,5 35,2
2004 94,0 70,3 3,1 39,7 29,7 -19,9
2005 141,2 70,4 50,3 59,5 29,6 50,0
ИМН
2003 271,4 69,4 119,8 30,6
2004 303,5 63,1 11,8 177,7 36,9 48,4
2005 402,0 65,0 32,5 216,2 35,0 21,6
БАД
2003 72,2 59,9 48,4 40,1
2004 53,0 50,8 -26,5 51,4 49,2 6,2
2005 81,2 52,1 53,1 74,5 47,9 45,1
ВСЕГО
2003 3817,8 72,4 1452,6 27,6
2004 3902,0 70,6 2,2 1625,8 29,4 11,9
2005 5367,5 71,0 37,6 2190,8 29,0 34,8

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, %
ЛС
2003 285,9 28,9 702,7 71,1
2004 265,1 26,9 -7,3 721,6 73,1 2,7
2005 350,2 29,6 32,1 830,9 70,4 15,1
Косметика
2003 11,3 45,1 13,7 54,9
2004 8,2 43,5 -27,4 10,6 56,5 -22,7
2005 10,1 41,6 23,0 14,1 58,4 33,0
ИМН
2003 160,3 50,8 155,4 49,2
2004 196,0 46,7 22,3 223,5 53,3 43,8
2005 231,8 46,7 18,3 264,3 53,3 18,2
БАД
2003 5,4 39,7 8,2 60,3
2004 3,4 23,3 -36,9 11,2 76,7 36,8
2005 6,9 27,2 103,1 18,5 72,8 65,2
ВСЕГО
2003 462,8 34,5 880,1 65,5
2004 472,6 32,8 2,1 966,9 67,2 9,9
2005 599,0 34,7 26,7 1127,8 65,3 16,6

Заслуживает внимания ощутимая разница в структуре прироста продаж ЛС отечественного и зарубежного производства, которая в 2005 г. приобрела черты стойкой тенденции. Если по итогам 2005 г. прирост объема продаж отечественных и зарубежных препаратов в денежном выражении отличался сравнительно мало (1,8% в пользу зарубежных), то при исследовании натуральных показателей продаж зафиксирована иная закономерность. Так, начиная с февраля 2005 г. прирост продаж отечественных препаратов в натуральном выражении был значительно ниже такового зарубежных, причем в целом за год разница составила 17%. В результате удельный вес ЛС отечественного производства в общем объеме продаж в денежном выражении остался практически на уровне 2004 г., тогда как их доля в натуральном выражении уменьшилась на 2,7%.

Результаты исследования структуры продаж отечественных и зарубежных препаратов в разрезе ценовых ниш свидетельствуют, что направления их развития кардинально отличаются. В случае зарубежных ЛС по итогам 2005 г. зафиксирован практически равномерный прирост продаж (35– 40%) в денежном и натуральном выражении по всем ценовым нишам (рис. 6).

Рис. 6. Прирост продаж зарубежных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в 2005 г. по сравнению с 2004

Рис. 6. Прирост продаж зарубежных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в 2005 г. по  сравнению с 2004

Вместе с тем, в структуре продаж отечественных препаратов отмечена четкая тенденция к увеличению удельного веса средне- и особенно высокостоимостных ЛС (рис. 7). Прирост объема продаж украинских ЛС, относящихся к среднестоимостной ценовой нише, по сравнению с 2004 г. составил 44,4% в денежном и 35,8% в натуральном выражении (аналогичные показатели в высокостоимостной нише составили 73,8 и 66,3% соответственно).

Рис. 7. Прирост продаж отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в 2005 г. по сравнению с 2004

Рис. 7. Прирост продаж отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в 2005 г. по  сравнению с 2004

Изменение структуры реализации отечественных препаратов наложило ощутимого отпечатка на распределение объема продаж ЛС по ценовым нишам в целом. В 2005 г. наибольший прирост аптечных продаж отмечен в среднестоимостной нише — 40,8% в денежном и 34,0% в натуральном выражении (табл. 4). На втором месте по этому показателю с незначительным отставанием расположилась высокостоимостная ниша — здесь прирост составил 37,2% в денежном и 32,0% в натуральном выражении. В результате удельный вес продаж препаратов среднестоимостной ниши увеличился на 1,3% в денежном и 2,4% в натуральном выражении, высокостоимостной — на 0,1 и 0,4% соответственно. Вместе с тем доля низкостоимостных препаратов в общем объеме продаж ЛС уменьшилась на 1,4% в денежном и 2,8% в натуральном выражении.

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Октябрь Млн грн. Удельный вес
ниши, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
ниши, %
D, %
Низкостоимостная
2003 987,8 21,4 742,1 75,1
2004 998,2 20,8 1,0 750,7 76,1 1,2
2005 1278,3 19,4 28,1 865,6 73,3 15,3
Среднестоимостная
2003 2164,6 46,9 211,0 21,3
2004 2120,4 44,1 -2,0 200,9 20,4 -4,8
2005 2986,3 45,4 40,8 269,3 22,8 34,0
Высокостоимостная
2003 1465,6 31,7 35,5 3,6
2004 1690,0 35,1 15,3 35,0 3,5 -1,4
2005 2319,1 35,2 37,2 46,2 3,9 32,0
ВСЕГО
2003 4618,1 988,6
2004 4808,6 4,1 986,6 -0,2
2005 6583,8 36,9 1181,0 19,7

Тем не менее, в низкостоимостной нише по итогам 2005 г. отмечено наиболее существенное повышение средневзвешенной розничной стоимости ЛС — прирост составил 11,1% (рис. 8). Для сравнения, аналогичные показатели в средне- и высокостоимостной нишах составили 5,1 и 4,0% соответственно. Сравнительно низкий прирост стоимости в высокостоимостной нише обусловлен существенным влиянием продаж отечественных препаратов в ней, поскольку их средневзвешенная стоимость в 2005 г. находилась ближе к нижней границе этой ниши.

Рис. 8. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 8. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в  2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по  сравнению с предыдущим годом

Среди топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня наибольший показатель прироста продаж по сравнению с 2004 г. зафиксирован по группе М01А – 58,7% (табл. 5). По итогам 2005 г. эта группа заняла второе место по объемам продаж ЛС в денежном выражении. То есть, по сути, на данный момент это самая динамично развивающаяся группа. Также высокие показатели прироста зафиксированы по группам С01Е и N02В, причем последняя заняла 1-е место по объемам продаж в 2005 г. Различные подгруппы, относящиеся к группе А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», прогнозированно постепенно утрачивают свои позиции на рынке. Все они опустились в топ-10 минимум на 1 позицию. В целом за последние два года удельный вес группы А в общем объеме продаж в денежном выражении уменьшился на 1,1% (рис. 9), это достаточно весомая величина, учитывая большие объемы продаж.

Рис. 9. Удельный вес групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в 2003–2005 гг.

Рис. 9. Удельный вес групп АТС-классификации первого уровня по  объемам продаж в денежном выражении в 2003–2005 гг.

Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п АТС-код

Наименование АТС-группы

Млн грн.
2003 г. 2004 г. D, % 2005 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 258,3 237,7 -8,0 355,5 49,6
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 131,1 154,8 18,1 245,6 58,7
3 C01E Прочие кардиологические препараты 98,0 123,6 26,0 181,6 47,0
4 A16A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 122,9 125,6 2,2 172,4 37,3
5 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 113,0 125,4 11,1 169,7 35,3
6 J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 69,7 118,1 69,6 159,7 35,2
7 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 116,5 114,2 -2,0 159,4 39,6
8 A11A Поливитамины с добавками 137,5 125,7 -8,6 156,6 24,6
9 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 123,6 111,2 -10,1 150,1 35,1
10 N05C Снотворные и седативные препараты 124,1 111,3 -10,3 147,8 32,8
Прочие 3321,3 3459,7 4,2 4684,7 35,4
Всего 4616,1 4807,2 4,1 6583,2 36,9

Декабрьский рейтинг брэндов лишь засвидетельствовал общую картину традиционного увеличения в этот период продаж препаратов группы cough&could (табл. 6). Тем не менее лидер все так же остается неизменным как по итогам декабря, так и по итогам 2005 г. — Эссенциале. Хотя удельный вес группы А постепенно уменьшается, основу топ-10 в целом за 2005 г. составляют препараты именно этой группы (табл. 7).

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в декабре 2005 г.

№ п/п Титульное наименование
1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 ЦЕФТРИАКСОН
3 АКТОВЕГИН
4 КОЛДРЕКС
5 МЕЗИМ
6 ФЕРВЕКС
7 МИЛДРОНАТ
8 НО-ШПА
9 ВИТРУМ
10 ПРЕДУКТАЛ
11 НАТРИЯ ХЛОРИД
12 ЛАЗОЛВАН
13 ФЕЗАМ
14 ФЕСТАЛ
15 ЦЕФАЗОЛИН
16 ЭНАП
17 ЛИНЕКС
18 ПРОСТАМОЛ УНО
19 КЕТАНОВ
20 СТРЕПСИЛС
21 ТЕРАФЛЕКС
22 ВИАГРА
23 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА
24 РАНИТИДИН
25 КСЕНИКАЛ
26 КОФОЛ
27 КАПТОПРЕС
28 ГЕПАБЕНЕ
29 ДИКЛОБЕРЛ
30 АЦЦ
31 АМБРОКСОЛ
32 КАЛЬЦЕМИН
33 ТРАУМЕЛЬ С
34 КАРСИЛ
35 ЦИТРАМОН
36 ДОКТОР МОМ
37 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
38 ФАРМАЗОЛИН
39 ДОЛАРЕН
40 НОКСПРЕЙ
41 МУЛЬТИ-ТАБС
42 ФАРМАЦИТРОН
43 КАВИНТОН
44 ФЛУКОНАЗОЛ
45 АМИЗОН
46 ИНГАЛИПТ
47 ПРОТЕФЛАЗИД
48 НАФТИЗИН
49 ОМЕЗ
50 ГЕРБИОН

Таблица 7

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в 2005 г.

№ п/п Титульное наименование
1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 ЦЕФТРИАКСОН
3 АКТОВЕГИН
4 МИЛДРОНАТ
5 НО-ШПА
6 МЕЗИМ
7 ЦЕФАЗОЛИН
8 ФЕСТАЛ
9 ВИТРУМ
10 ПРЕДУКТАЛ
11 НАТРИЯ ХЛОРИД
12 КОЛДРЕКС
13 ЛАЗОЛВАН
14 КЕТАНОВ
15 ЭНАП
16 ФЕРВЕКС
17 ВИАГРА
18 ПРОСТАМОЛ УНО
19 ФЕЗАМ
20 ДИКЛОБЕРЛ
21 КАПТОПРЕС
22 ТЕРАФЛЕКС
23 РАНИТИДИН
24 СТРЕПСИЛС
25 ЛИНЕКС
26 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА
27 ЦИТРАМОН
28 АМБРОКСОЛ
29 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
30 КАЛЬЦЕМИН
31 КОФОЛ
32 ТРАУМЕЛЬ С
33 ФЛУКОНАЗОЛ
34 КАВИНТОН
35 КАРСИЛ
36 ФАСТУМ
37 ГЕПАБЕНЕ
38 ВИГОР
39 АНАЛЬГИН
40 МАКРОПЕН
41 БИСЕПТОЛ
42 ФАРМАЗОЛИН
43 МОВАЛИС
44 АМПИЦИЛЛИН
45 ЭНТЕРОСГЕЛЬ
46 АЦЦ
47 НАФТИЗИН
48 КСЕНИКАЛ
49 ТРОКСЕВАЗИН
50 ДОКТОР МОМ

Среди маркетирующих организаций лидером по объему продаж в денежном выражении как в декабре, так и среди корпораций в целом за 2005 г. осталась компания «sanofi-aventis» (табл. 8, 9). Однако следует отметить, что расстояние от преследователей становится все меньше и меньше. Если в январе 2005 г., когда «sanofi-aventis» только образовалась, ее объемы продаж были на 28,8% выше, чем таковые у ближайшего преследователя, то по итогам 2005 г. это расстояние сократилось до 11,7%. Следует также отметить, что в 2005 г. все крупнейшие отечественные производители, сохранили свое присутствие в топ-10.

Таблица 8

Топ-лист маркетирующих организаций ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в декабре 2004 и 2005 гг.

Маркетирующая организация

№ п/п
2005 г. 2004 г.
Sanofi-Aventis (Франция) 1
Menarini Group (Италия) 2 1
Дарница (Украина) 3 2
Артериум Корпорация (Украина) 4
KRKA (Словения) 5 4
GlaxoSmithKline (Великобритания) 6 6
Фармак (Украина) 7 5
Борщаговский ХФЗ (Украина) 8 7
Здоровье ФК (Украина) 9 8
Sandoz (Швейцария) 10 11
Heel (Германия) 11 13
Gedeon Richter (Венгрия) 12 12
Sagmel (США) 13 15
Servier (Франция) 14 24
Boehringer Ingelheim (Германия) 15 14
Actavis (Исландия) 16 20
Nycomed (Норвегия) 17 21
Genom Biotech (Индия) 18 16
Pfizer Inc. (США) 19 18
ratiopharm (Германия) 20 22
Bittner (Австрия) 21 19
BMS (США) 22 17
Ranbaxy (Индия) 23 23
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 24 25
Киевский витаминный завод (Украина) 25 28
Naturwaren (Германия) 26 35
Egis (Венгрия) 27 31
Bayer (Германия) 28 89
Mili Healthcare (Великобритания) 29 51
Schering (Германия) 30 26
Sopharma (Болгария) 31 29
Bionorica (Германия) 32 48
Материа Медика (Россия) 33 68
Биофарма (Украина) 34 36
Unipharm (США) 35 47
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 36
Pliva (Хорватия) 37 30
Zentiva (Чешская Республика) 38 34
Концерн Стирол (Украина) 39 32
Dr. Reddy’s (Индия) 40 46
Hexal AG (Германия) 41 50
Grindeks (Латвия) 42 41
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) 43 33
Сперко Украина (Украина) 44 39
Johnson & Johnson (США) 45 38
Novartis Consumer Health (Швейцария) 46 42
Pharmascience (Канада) 47 52
Yamanouchi Europe (Нидерланды) 48 49
IVAX (США) 49 40
Фитофарм (Украина) 50 63

Таблица 9

Топ-лист корпораций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в 2004 и 2005 г.

Корпорация

№ п/п
2005 г. 2004 г.
Sanofi-Aventis (Франция) 1
Menarini Group (Италия) 2 1
Дарница (Украина) 3 2
Артериум Корпорация (Украина) 4
Novartis (Швейцария) 5 10
KRKA (Словения) 6 4
Борщаговский ХФЗ (Украина) 7 8
Фармак (Украина) 8 5
Здоровье (Украина) 9 6
GlaxoSmithKline (Великобритания) 10 11
Gedeon Richter (Венгрия) 11 12
Heel (Германия) 12 13
Sagmel (США) 13 15
Actavis (Исландия) 14 18
Boehringer Ingelheim (Германия) 15 14
Pfizer Inc. (США) 16 16
Servier (Франция) 17 24
Genom Biotech (Индия) 18 17
Nycomed (Норвегия) 19 20
ratiopharm (Германия) 20 19
Ranbaxy (Индия) 21 22
Bittner (Австрия) 22 21
BMS (США) 23 23
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 24 27
Schering (Германия) 25 25
Egis (Венгрия) 26 34
Киевский витаминный завод (Украина) 27 30
Sopharma (Болгария) 28 29
Pliva (Хорватия) 29 26
Grindeks (Латвия) 30 37
Концерн Стирол (Украина) 31 31
Биофарма (Украина) 32 43
Johnson & Johnson (США) 33 32
Dr. Reddy’s (Индия) 34 41
Naturwaren (Германия) 35 39
Zentiva (Чешская Республика) 36 36
Сперко Украина (Украина) 37 44
Bionorica (Германия) 38 51
Unipharm (США) 39 46
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) 40 38
Mili Healthcare (Великобритания) 41 67
IVAX (США) 42 45
Yamanouchi Europe (Нидерланды) 43 40
Материа Медика (Россия) 44 62
Schering-Plough Corp. (США) 45 47
Hexal AG (Германия)* 46 61
Roche (Швейцария) 47 33
Фитофарм (Украина) 48 69
Ferrosan (Дания) 49 42
Bayer (Германия) 50 89

*По итогам 2005 г. компания Hexal AG учитывается отдельно от корпорации Novartis

 Что касается топ-листа владельцев лицензий, то Фармацевтическая фирма «Дарница» сохранила свое лидерство как по итогам декабря, так и в целом за 2005 г. (табл. 10, 11).

Таблица 10

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в декабре 2004 и 2005 гг.

Владелец лицензии

№ п/п
2005 г. 2004 г.
Дарница (Украина) 1 1
Berlin-Chemie (Германия) 2 2
KRKA (Словения) 3 3
Фармак (Украина) 4 4
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 5
Здоровье (Украина) 6 6
Киевмедпрепарат (Украина) 7 7
Heel (Германия) 8 9
Gedeon Richter (Венгрия) 9 8
Sagmel (США) 10 11

Таблица 11

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в 2004 и 2005 гг.

Владелец лицензии

№ п/п
2005 г. 2004 г.
Дарница (Украина) 1 1
Berlin-Chemie (Германия) 2 2
KRKA (Словения) 3 3
Фармак (Украина) 4 4
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 7
Здоровье (Украина) 6 5
Киевмедпрепарат (Украина) 7 6
Gedeon Richter (Венгрия) 8 8
Heel (Германия) 9 9
Sagmel (США) 10 11

ИТОГИ. ПРОГНОЗЫ

Итак, что же нам принес 2005 г.? Во-первых, это самый успешный год в истории развития фармацевтического рынка Украины, и это подтвердили данные его розничного сегмента, где зафиксированы рекордные показатели продаж различных категорий товаров «аптечной корзины». Во-вторых, 2005 г. — это новый вектор развития ценовой структуры рынка: низкостоимостные препараты постепенно утрачивают свою значимость на рынке, наивысшие показатели прироста зафиксированы в средне- и высокостоимостной нишах. В-третьих, как следствие изменения ценовой структуры – это увеличение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. И, наконец, в-четвертых, один из самых важных факторов развития рынка — это изменения в структуре продаж отечественных ЛС, а именно увеличение доли средне- и высокостоимостных препаратов.

К чему может привести такое развитие событий? Прогнозы дело неблагодарное, но можно попробовать заглянуть на 5 лет вперед. Если мы предположим, что с украинским фармрынком не произойдет никаких особых потрясений, а Украина будет динамично развиваться экономически, то при сохранении темпов прироста к 2010 г. рынок достигнет величины в 3,9 млрд дол. США (рис. 10).

Рис. 10. Объем рынка в ценах производителей (импорт + производство) в 1997–2005 гг. и прогноз до 2010 г.

Рис. 10. Объем рынка в  ценах производителей (импорт + производство) в  1997–2005 гг. и прогноз до 2010 г.

Конечно, утверждение достаточно спорное и можно найти десятки возражений. Но хотелось бы отметить, что в 2005 г. тоже никто не ожидал таких приростов продаж. А кто 2 года назад мог утверждать, что увеличение продаж украинских препаратов будет основой прироста среднестоимостной ниши? И что половину доходов украинские производители будут получать от продажи средне- и высокостоимостных препаратов? Да, такая прогностическая модель очень проста и не учитывает множества факторов, но базируется она на данных года уже минувшего, года, который «не на слове, а на деле» показал, каким может у нас быть рынок в будущем. Дело в том, что мы сейчас являемся свидетелями достаточно редкого явления, которое практически невозможно в развитых странах — украинский рынок растет и интенсивно, и экстенсивно. То есть потребитель не только покупает больше упаковок ЛС, но и платит (заметьте «уже» платит, а не «может быть, будет платить») за них больше денег. Приведенные в публикации данные это подтверждают: средневзвешенная стоимость одной упаковки повысилась на 14,4% вместе с увеличением количества проданных упаковок на 19,7%. И смеем предположить, что этот процесс роста с двойным эффектом будет продолжаться настолько быстро, насколько быстро будет возрастать благосостояние граждан нашей страны.

В условиях, когда потребительский спрос акцентируется на более дорогих препаратах, возникает резонный вопрос: а сохранят ли свою долю рынка отечественные препараты, которым по результатам прогнозной кривой в 2010 г. будет принадлежать около 30% рынка в денежном выражении (см. рис. 10)? Смеем предположить, что есть основания для такого утверждения. Его величество потребитель диктует свои условия на рынке, и отечественные производители идут в ногу со временем: как уже отмечалось, в 2005 г. объем реализации средне- и высокостоимостных ЛС составил половину их доходов (рис. 11).

Рис. 11. Структура продаж отечественных ЛС в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в 2003–2005 гг.

Рис. 11. Структура продаж отечественных ЛС в денежном выражении в  разрезе ценовых ниш в 2003–2005 гг.

В итоге по результатам 2005 г. сложилось впечатление, что отечественные и импортные препараты поменялись местами. Объемы продаж зарубежных ЛС в большей степени увеличивались экстенсивно, украинских — интенсивно. Как следствие — повышались и различные показатели прироста средневзвешенной стоимости (рис. 12). Удельный вес украинских препаратов будет уменьшаться, но, скорее всего, незначительно. Да, сегмент отечественной продукции пока еще не может конкурировать на равных с зарубежным в скорости принятия решений, и украинским производителям еще только предстоит научиться строить качественную маркетинговую стратегию по продвижению новых, более дорогих препаратов. Это минус, и отечественные производители неминуемо утратят небольшую долю рынка, причем потеря эта будет связана в основном с менее крупными производителями. Но при этом нет никаких сомнений в правильности выбранного ими в 2005 г. курса развития, и это большой плюс, который позволит им на равных конкурировать со своими зарубежными соперниками в будущем, сохранив треть рынка в своих руках.

Рис. 12. Прирост средневзвешенной стоимости отечественных и зарубежных ЛС в 2004 и 2005 гг. по сравнению с предыдущим годом

Рис. 12. Прирост средневзвешенной стоимости отечественных и  зарубежных ЛС в 2004 и 2005 гг. по сравнению с  предыдущим годом

Объем рынка в 3,9 млрд дол. к 2010 г. можно опровергать с помощью математических расчетов, можно кивать на соседние страны с якобы одинаковой (или практически одинаковой) экономикой, можно, наконец, просто не верить на интуитивном уровне. А можно взглянуть на 1998–2000 гг., когда от украинского фармацевтического рынка не ожидали вообще ничего, и о результатах, подобных прошлогодним, не могло быть и речи. Можно еще подсчитать величину своей прибыли в 2005 г., проанализировать тенденции, свойственные рынку образца 2005 г., оценить свои позиции на рынке и каждому сделать новый шаг вперед. И вот из таких шажков каждого из операторов и будет состоять общий успех рынка. Величина в 3,9 млрд — это не заоблачная цифра. Учитывая тенденции 2005 г. — это достижимая величина, просто над ней нужно работать, много и упорно. В конце концов — это всего лишь объем рынка Нидерландов… n

ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ

Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–9-ю неделю 2006 г.

Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–9-ю неделю 2006 г.

Представленные данные свидетельствуют, что уже в феврале 2006 г. активность аптечных продаж превысила рекордные показатели декабря 2005 г. С 6-й по 7-ю неделю индекс повысился на 5 пунктов и составил 1,47. Показатель первой мартовской недели (9-я неделя 2006 г.) увеличился еще на 6 пунктов и составил рекордные 1,53. То есть уже в начале 2006 г. можно говорить о том, что рынок не будет стоять на месте и в ближайшее время нас ожидает превышение показателей объема розничного рынка рекордного декабря 2005 г.

Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж». В рамках этого проекта вы получаете возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети.

Если Вы хотите оценить успешность Вашей компании, — звоните: (044) 569-44-60 или пишите: [email protected].

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Игорь Хмилевский, Евгений Кунда

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті