ЖИЗНЬ — ДЕРЖИСЬ! Мнение врачей и фармацевтов относительно финансового кризиса


Общеизвестно, что экономика развивается циклически — рост экономики сменяется рецессией. Поэтому ничего удивительного или необычного в настоящий момент не произошло. Конечно, у каждого явления (а тем более в нашей стране) есть свои особенности, связанные с рядом экономических и политических показателей, но в целом рецессия экономики в определенные периоды — явление весьма закономерное. Однако иногда этот процесс выходит из-под контроля и незаметно превращается в финансовый кризис, что и произошло в Украине в конце 2008 г.

Дальнейшее развитие событий подтвердило следующую закономерность — финансовый кризис ознаменовал начало развития кризиса экономического, а это уже принципиально другой уровень явлений.

Во время кризиса ценна любая информация как о рынке, так и о состоянии экономики в стране. И важнейшим элементом здесь является информация об отношении к кризису различных целевых групп. Особенности восприятия кризиса, резистентность к нему и информация о предполагаемых формах поведения могут рассматриваться как основные элементы, на базе которых может строиться маркетинговая стратегия компаний- производителей в кризисный период.

Предвосхищая это, в рамках комплекса регулярных исследований компании «КОМКОН-Фарма» в анкеты были включены новые разделы, позволяющие узнать отношение целевых групп (врачи и провизоры/фармацевты) к кризису в целом, а также определить проявившиеся новые поведенческие или профессиональные установки как этих целевых аудиторий, так и пациентов/покупателей в аптечных учреждениях. Компания «КОМКОН Фарма-Украина» поделилась результатами исследования, проведенного в апреле–мае 2009 г. (опрошено 3,7 тыс. врачей 9 различных специальностей (исследование MEDI-Q) и 1,2 тыс. провизоров/фармацевтов (исследование Pharma-Q)).

Результаты исследования свидетельствуют, что 65% врачей различных специальностей и 45% фармацевтов считают, что за последние 6 мес их материальное положение ухудшилось (рис. 1). Наиболее материально пострадавшими считают себя терапевты — 71%, наименее — гастроэнтерологи — 52% (рис. 2).

РИС 1 ?
Рис.1
Мнение врачей и фармацевтов об изменении их материального положения
РИС 2 ?
Рис.2
Изменение материального положения врачей различных специальностей в связи с кризисом

Интересно, что наибольшее количество терапевтов, отметивших ухудшение своего материального положения, среди городов-миллионников было выявлено в Одессе и Киеве (рис. 3). Уменьшение потока пациентов отмечено у 37% врачей, а 44% фармацевтов считают, что посетителей в аптеке стало меньше (рис. 4). При этом наиболее часто уменьшение количества визитов пациентов отмечают дерматологи, гинекологи и урологи (48; 46 и 45% соответственно). А наиболее низким этот показатель был у педиатров (рис. 5).

РИС 3 ?
Рис.1
Изменение материального положения терапевтов в разных городах Украины
РИС 4 ?
Рис.1
Мнение врачей и фармацевтов об изменении количества визитов пациентов к врачам и посетителей в аптеках
РИС 5 ?
Рис.5
Изменение количества визитов пациентов к врачам различных специальностей

Интересным дополнением к исследованию мнения врачей является мониторинг их назначений и потоков пациентов (исследование PrIndex, 17 врачебных специальностей). В частности, на основании этих данных было выявлено незначительное снижение потока пациентов у терапевтов в Киеве и Львове. А в Донецке и Харькове этот показатель, напротив, увеличился (рис. 6). Однако в целом следует отметить уменьшение общего количества рецептов, выписанных принимавшими участие в исследовании терапевтами.

РИС 6 ?
Рис.6

Изменение потока пациентов и выписанных рецептов у терапевтов в различных городах Украин?


*Указано абсолютное количество пациентов и выписанных рецептов у терапевтов, принимавших участие в исследовании

Комментарий эксперта:

И.Литовка
И. Литовка

В основе любого экономического кризиса лежит ряд глубинных причин, касающихся стабильности работы банковской системы, глобального состояния макроэкономики, политических процессов. Причины во многом имеют общий характер, но в каждой стране есть свои особенности течения и восприятия кризисных изменений. Естественно, и реакция на эти изменения всех участников рынка (в том числе и конечного потребителя) будет различной.

В это сложное время особую ценность приобретает информация, помогающая компаниям понять и спрогнозировать возможную реакцию целевых аудиторий и своих партнеров. Поэтому в системе принятия управленческих решений роль исследовательских компаний, проводящих мониторинг глубинных изменений на рынке, должна возрастать. По крайней мере, это утверждение имеет отношение к тем производителям лекарственных препаратов, которые стремятся наладить свои бизнес-процессы с наибольшей эффективностью.

Ключевым вопросом в поведении этих целевых аудиторий является понимание соотношения запросов пациентов/покупателей аптек на выписку/покупку более дешевых препаратов, с одной стороны, и готовность врачей и провизоров/фармацевтов к самостоятельным предложениям о выписке и рекомендациях более дешевых препаратов, с другой. Из опрошенных врачей 87% ответили, что пациенты стали к ним обращаться чаще или намного чаще с просьбой выписать более дешевый препарат-аналог, и почти в 60% случаев врачи идут навстречу таким пожеланиям (рис. 7).

РИС 7 ?
Рис.7

Частота просьб выписки врачами более дешевых препаратов и частота назначений таковых

В аптечных учреждениях ситуация выглядит иначе. Почти 80% фармацевтов отметили увеличение просьб со стороны посетителя аптеки порекомендовать более дешевый препарат, но только 37% из них рекомендуют дешевые препараты чаще или значительно чаще (рис. 8).

РИС 8 ?
Рис.8

Частота просьб к фармацевтам рекомендовать более дешевый препарат и частота рекомендаций таковых

Одним из значимых маркеров развития экономического кризиса является товарная дефектура в аптеках. Здесь сходятся воедино сразу несколько процессов: проблемы с товаром у дистрибьюторов и с оборотными средствами у аптек. В результате — отсутствие привычных товарных позиций на полках или изменение подходов к формированию ассортимента в сторону его меньшей насыщенности, причем отрицательные показатели по рынку связаны отчасти именно с этим.

Другими словами, к той части минуса, когда покупатель не может купить товар, добавляется и та часть, когда он хочет это сделать, но продавец не в состоянии удовлетворить его потребность.

Согласно результатам исследования 60% фармацевтов и 58% менеджеров аптек, ответственных за закупку лекарственных препаратов, отметили появление в аптеках дефектурной «бреши» (отсутствие препаратов повышенного спроса). Другими словами, участились случаи, когда посетитель аптеки не может найти необходимый для него препарат (рис. 9).

РИС 9 ?
Рис.9

Появление случаев отсутствия в аптеках препаратов повышенного спроса за последние 6 мес

Экономический кризис для любой страны — это испытание на крепость не только финансовой системы или индустрии, но и физического здоровья людей. Конечно, народ у нас выносливый, его внутренние ресурсы почти неисчерпаемы. Но отсутствие в аптечных учреждениях препаратов повышенного спроса и желание лечиться более дешевыми аналогами явно не способствуют их укреплению.

Безусловно, экономический кризис-2009 закончится, сложно только определить — когда. Но можно с уверенностью сказать лишь одно — после его окончания все мы станем сильнее и мудрее!

Игорь Литовка,
генеральный директор компании
«КОМКОН Фарма-Украина»

Компания «КОМКОН Фарма-Украина» выражает искреннюю благодарность всем специалистам, работающим в системе здравоохранения и принимавшим участие в исследованиях.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті