Анализ госпитального рынка препаратов в помесячной динамике

Традиционно на страницах «Еженедельника АПТЕКА» мы представляли аналитический обзор госпитального сегмента украинского рынка лекарственных средств в поквартальной динамике. Как было отмечено в одной из наших предыдущих публикаций, посвященной основным показателям развития госпитального сегмента украинского рынка лекарственных средств по итогам 2015 г. (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 13 (1034) от 11.04.2016 г.), в аналитической системе компании «Proxima Research» («PharmXplorer») стала доступной возможность мониторинга помесячной динамики госпитального рынка. Это новый продукт компании «Proxima Research», запущенный в рамках проекта «Госпитальное потребление лекарственных средств в Украине». Этот проект готовился 3 года и включает новую методологию сбора, обработки и расчета госпитальных данных на ежемесячной основе. О том, какие возможности и преимущества может предоставить «ежемесячный госпиталь», читатели могут узнать из этой публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Компания «Proxima Research» представляет новый продукт, основанный на ежемесячном сборе, обработке и расчете госпитальных данных.

Методология аудита включает новые дополнительные источники, в частности, данные по акцептированным тендерам и данные дистрибьюторских отгрузок.

Таким образом, новая методология расчета основана на ежемесячно предоставляемых данных:

  • выборки лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ);
  • финансирования системы здравоохранения (с разделением на государственный и местные бюджеты и с учетом доли финансирования закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения);
  • по акцептированным тендерам;
  • по отгрузкам дистрибьюторов в ЛПУ.

В результате в расчете участвует более 10 000 товарных позиций (Stock Keeping Unit — SKU) препаратов и 2300 ЛПУ Украины.

Новые данные по госпитальному рынку (динамика с 2013 г.) доступны для клиентов «PharmXplorer» в дашборде «Ukraine» и обновляются ежемесячно (на 30-й день следующего месяца).

ТЕНДЕНЦИИ ГОСПИТАЛЬНОГО РЫНКА В ПОМЕСЯЧНОЙ ДИНАМИКЕ

Объем госпитальных закупок в помесячной динамике значительно варьирует. Последние 2 года пик госпитальных закупок приходится на последний месяц года, что связано с традиционным всплеском бюджетных оплат и поздним проведением тендеров МЗ Украины (рис. 1, 2).

Рис. 1
7897
Помесячная динамика госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении с января 2013 по февраль 2016 г.
Рис. 2
7898
Помесячная динамика госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном выражении с января 2013 по февраль 2016 г.

В частности, следует обратить внимание на значимое увеличение объема госпитальных закупок в ноябре и декабре 2015 г. в денежном выражении, что, вероятно, обусловлено тем, что закупки препаратов по централизованным программам, осуществляемые МЗ Украины, начали проводиться только в сентябре (рис. 3). В течение первых 8 мес закупки препаратов проводились по тендерам на региональном уровне.

Рис. 3
1
Динамика тендерных закупок лекарственных средств в январе 2013 — феврале 2016 г. в разрезе финансирования*

Комментируя динамику тендерных закупок, необходимо отметить, что резкий рост объема тендерных закупок в феврале 2016 г. за средства местных бюджетов обусловлен тем, что Территориальное медицинское объединение «ПСИХИАТРИЯ» в этот месяц провела процедуру тендерной закупки лекарственных средств на сумму 515,4 млн грн. (по рамочным соглашениям сроком на 3 года).

Как показывает анализ госпитального рынка препаратов в натуральном выражении, объем госпитальных закупок в 2014 и 2015 г. значимо сократился по сравнению с 2013 г. (рис. 2). Значимую роль в этом сыграла девальвация национальной валюты, обусловившая значительное повышение цен на лекарственные средства (особенно зарубежного производства). Так, в течение 2014–2015 гг. инфляционная составляющая стабильно обеспечивала положительный вклад в изменение объема госпитальных закупок в денежном выражении (рис. 4).

Рис. 4
4
Индикаторы прироста/убыли объема госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении в январе 2014 — феврале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе отечественных и зарубежных препаратов объем госпитальных закупок в денежном выражении варьирует в помесячной динамике, однако в целом бюджетные средства распределены примерно поровну (рис. 5). В то же время в натуральном выражении в структуре госпитальных закупок лекарственных средств со значительным перевесом превалируют отечественные препараты (рис. 6).

Рис. 5
5
Структура госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе зарубежного и украинского производства в денежном выражении в январе 2013 — феврале 2016 г.
Рис. 6
6
Структура госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе зарубежного и украинского производства в натуральном выражении в январе 2013 — феврале 2016 г.

В рейтинге по объему госпитальных закупок в денежном выражении за 2015 г. лидером среди брэндов лекарственных средств украинского производства является Фармасулин (табл. 1). На 2-й позиции расположился препарат Натрия хлорид, 3-е место закрепилось за брэндом Лантус. В аналогичном рейтинге среди препаратов зарубежного производства лидируют Раствор для перитонеального диализа с глюкозой и низким содержанием кальция, Дианил и вакцина Пентаксим.

Таблица 1 Топ-20 брэндов лекарственных средств (в разрезе зарубежного и украинского производства) по объему госпитальных закупок в денежном выражении по итогам 2015 г.

п/п
Брэнд
Украинские Зарубежные
1 Фармасулин Раствор для перитонеального диализа с глюкозой и низким содержанием кальция
2 Натрия хлорид Дианил
3 Лантус Пентаксим
4 Реосорбилакт Алувиа
5 Тивортин Протафан
6 Кислород Адваграф
7 Фентанил Роменем
8 Хумодар Актрапид
9 Цефимек Новорапид
10 Фленокс Микамин
11 Гепацеф Метализе
12 Инсуман Иммунат
13 БиоКлот Куросурф
14 Промедол Програф
15 Пегферон Левемир
16 Тиопентал Севоран
17 Цефтриаксон Октагам
18 Ритуксим Ванкомицин
19 Юнитрон Креон
20 Томогексол Приорикс

По международному непатентованному наименованию (МНН) лидерами по объему госпитальных закупок в денежном выражении стали инсулин человеческий, натрия хлорид и цефепим среди препаратов отечественного производства, а тройку лидеров МНН лекарственных средств зарубежного производства сформировали инсулин человеческий, меропенем и такролимус (табл. 2).

Таблица 2 Топ-20 МНН лекарственных средств (в разрезе зарубежного и украинского производства) по объему госпитальных закупок в денежном выражении по итогам 2015 г.

п/п
МНН
Украинские Зарубежные
1 Инсулин человеческий Инсулин человеческий
2 Натрия хлорид Меропенем
3 Цефепим Такролимус
4 Инсулин гларгин Лопинавир + ритонавир
5 Аргинин Фактор свертывания VIII
6 Кислород Инсулин аспарт
7 Фентанил Микафунгин
8 Эноксапарин натрия Тенектеплаза
9 Спирт этиловый Инсулин детемир
10 Пропофол Севофлуран
11 Цефтриаксон Иммуноглобулин человека
12 Цефтазидим Ванкомицин
13 Левофлоксацин Ритуксимаб
14 Тримеперидин Микофеноловая кислота
15 Пегинтерферон
альфа-2а
Паклитаксел
16 Тиопентал натрий Гемцитабин
17 Ритуксимаб Доцетаксел
18 Пегинтерферон
альфа-2b
Зидовудин + ламивудин
19 Йогексол Идурсульфаза
20 Морфин Циклосерин

Рейтинг маркетирующих организаций по объему госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2015 г. возглавляет украинская компания «Фармак». На 2-м и 3-м месте рейтинга расположились отечественные компании «Юрия-Фарм» и корпорация «Артериум» (табл. 3). В целом в топ-20 маркетирующих организаций данного рейтинга входит 8 украинских производителей.

Таблица 3 Топ-20 маркетирующих организаций по объему госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2015 г. с указанием их позиции в рейтинге за 2013–2014 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2015 2014 2013
Фармак (Украина) 1 2 2
Юрия-Фарм (Украина) 2 1 3
Артериум Корпорация (Украина) 3 3 6
Sanofi (Франция) 4 6 1
Здоровье Группа компаний (Украина) 5 8 8
Novo Nordisk (Дания) 6 5 4
Baxter (Швейцария) 7 20 16
Roche (Швейцария) 8 16 12
Дарница (Украина) 9 10 7
AbbVie Biopharmaceuticals (Швейцария) 10 21 5
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) 11 11 17
Bieffe Medital (Италия) 12 17 28
ФЗ Биофарма (Украина) 13 14 10
Actavis Group (Ирландия) 14 32 24
Борщаговский ХФЗ (Украина) 15 26 31
Takeda (Япония) 16 15 11
Merck & Co (США) 17 12 19
Boehringer Ingelheim (Германия) 18 13 15
GSK (Великобритания) 19 31 22
Стелекс (Украина) 20 7 21

СИНЕРГИЯ С РОЗНИЦЕЙ

Очень важно видеть и понимать рынок в целом во всем многообразии его проявлений. Благодаря запуску нового продукта компании «Proxima Research» («ежемесячного госпиталя») в дашборде «Ukraine» можно анализировать развитие украинского фармацевтического рынка, который сформирован розничным и госпитальным сегментами, располагая актуальной информацией.

Новые данные по госпитальному рынку (динамика с 2013 г.) доступны для клиентов «PharmXplorer» в дашборде «Ukraine» и обновляются ежемесячно (на 30-й день следующего месяца)

Рынок лекарственных средств в Украине большей частью является рынком розничных продаж, при этом доля госпитального сегмента сравнительно мала. Прежде всего, это обусловлено особенностями существующей в нашей стране системы здравоохранения, отсутствием государственного медицинского страхования.

Поэтому львиная доля потребления лекарственных средств финансируется из личных средств населения (розничный сегмент). В зависимости от активности госпитальных закупок долевое участие госпитального сегмента в общей структуре рынка лекарственных средств в помесячной динамике варьирует (рис. 7, 8).

Рис. 7
7
Динамика объема розничных продаж лекарственных средств, а также госпитальных закупок в денежном выражении в январе 2013 — феврале 2016 г.
Рис. 8
8
Динамика объема розничных продаж лекарственных средств, а также госпитальных закупок в натуральном выражении в январе 2013 — феврале 2016 г.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЕЖЕМЕСЯЧНОГО мониторинга госпитального рынка

Мониторинг основных тенденций украинского фармацевтического рынка, понимание объективных реалий его развития — основа успешного, динамично развивающегося бизнеса.

Постоянный мониторинг фармацевтического рынка является одной из важнейших составляющих работы его операторов. А наличие актуальной и достоверной информации о динамике развития украинского фармрынка в изменяющихся условиях бизнес-среды дает возможность участникам фармрынка рационально принимать решения.

Ключевые преимущества ежемесячного мониторинга госпитального рынка это:

  • возможность мониторинга госпитального рынка лекарственных средств в помесячной динамике;
  • актуальные данные ежемесячно (выкладка на 30-й день следующего месяца);
  • комплексный анализ украинского рынка в целом (розничный + госпитальный сегмент).
Екатерина Дмитрик
*Закупки лекарственных средств осуществляются за счет средств местных бюджетов, которыми распоряжаются областные, городские и районные учреждения здравоохранения Украины, и государственного бюджета, распорядителями которого являются МЗ Украины, Национальная академия медицинских наук Украины, Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, органы Государственной пенитенциарной службы Украины и другие ведомства.
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті