Госпитальные закупки лекарственных средств по итогам 2015 г. Helicopter View

Данная публикация посвящена основным показателям развития госпитального сегмента украинского рынка лекарственных средств в 2015 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Украинский фармрынок сформирован двумя сегментами — розничным и госпитальным (рис. 1). По итогам 2015 г. суммарный объем украинского рынка лекарственных средств составил 50,2 млрд грн. за 1,1 млрд упаковок, увеличившись на 27% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом. В натуральном выражении общий объем рынка уменьшился на 8,9%.

Рис. 1
Динамика объема розничных продаж лекарственных средств, а также госпитальных закупок в денежном и натуральном выражении по итогам 2013–2015 гг. с указанием доли сегментов в общей структуре рынка лекарственных средств
Динамика объема розничных продаж лекарственных средств, а также госпитальных закупок в денежном и натуральном выражении по итогам 2013–2015 гг. с указанием доли сегментов в общей структуре рынка лекарственных средств

В структуре рынка лекарственных средств как в денежном, так и в натуральном выражении со значительным перевесом превалирует розничный сегмент. Удельный вес госпитального сегмента в общем объеме рынка лекарственных средств по итогам 2015 г. составил 15,2% в денежном и 9,0% в натуральном выражении.

В абсолютном выражении объем госпитальных закупок лекарственных средств составил 7,6 млрд грн. за 98,6 млн упаковок, увеличившись относительно показателей предыдущего года на 60,5% в денежном и 8,7% в натуральном выражении (рис. 2).

Рис. 2
Объем госпитальных закупок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем госпитальных закупок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Пик госпитальных закупок лекарственных средств приходится на последние месяцы года, о чем свидетельствует помесячная динамика (рис. 3). Отметим, что помесячная динамика госпитального рынка — новая возможность для мониторинга госпитального сегмента украинского фармрынка при помощи системы «PharmXplorer».

Рис. 3
Помесячная динамика госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении, с января 2014 по декабрь 2015 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Помесячная динамика госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении, с января 2014 по декабрь 2015 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Развитие госпитального рынка лекарственных средств во многом определяет динамика тендерных закупок. Поэтому для анализа развития госпитального сегмента интересно проследить за динамикой тендерных закупок лекарственных средств. Так, в первой половине 2015 г. зафиксированы высокие темпы прироста госпитальных закупок, что связано с большими объе­мами тендеров, проведенных в конце 2014 г.

Как свидетельствует динамика тендерных закупок лекарственных средств, в первой половине 2015 г. закупки препаратов осуществлялись только за счет средств местных бюджетов и госбюджета (без учета закупок МЗ Украины) (рис. 4). Закупки препаратов по централизованным программам, осуществляемые МЗ Украины, начали проводить только в сентябре. Напомним, что в 2015 г. МЗ Украины акцептированы торги по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ИМН) на сумму 1,483 млрд грн.

Рис. 4
Динамика тендерных закупок лекарственных средств* в январе 2014 — декабре 2015 г. в разрезе органа финансирования
Динамика тендерных закупок лекарственных средств* в январе 2014 — декабре 2015 г. в разрезе органа финансирования

В 2015 г. централизованные закупки препаратов и ИМН осуществлялись не только по тендерам МЗ Украины, но и через международные организации (первые торги были объявлены в декаб­ре 2015 г.). Так, на международные закупки выделено почти 2,2 млрд грн., что составляет около 60% бюджета средств, выделенных на закупку лекарственных средств и ИМН. Поскольку поставок по результатам международных закупок в 2015 г. осуществлено не было, в настоящем анализе эти данные не отражены.

В разрезе украинского и зарубежного производства в структуре госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении с незначительным перевесом превалируют препараты зарубежного производства (однако прослеживается четкая тенденция сокращения их доли) (рис. 5). В то же время в натуральном выражении в структуре госпитальных закупок лекарственных средств со значительным перевесом превалируют препараты украинского производства (это неудивительно, учитывая, что стоимость импортных препаратов значительно выше по сравнению с отечественными лекарственными средствами).

Рис. 5
Удельный вес лекарственных средств зарубежного и отечественного производства в общем объеме госпитальных закупок в денежном и натуральном выражении по итогам 2013–2015 гг.
Удельный вес лекарственных средств зарубежного и отечественного производства в общем объеме госпитальных закупок в денежном и натуральном выражении по итогам 2013–2015 гг.

По итогам 2015 г. в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня по объему госпитальных закупок в денежном выражении лидирует группа J «Противомикробные средства для системного применения» (рис. 6). Также значительную долю занимают препараты групп В «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз» и А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». В общей структуре госпитальных закупок суммарный удельный вес препаратов этих АТС-групп составляет 62,6% в денежном и 64,1% в натуральном выражении.

Рис. 6
Удельный вес препаратов групп АТС-классификации по объему госпитальных закупок в денежном и натуральном выражении по итогам 2015 г.
Удельный вес препаратов групп АТС-классификации по объему госпитальных закупок в денежном и натуральном выражении по итогам 2015 г.

Лидером среди брэндов лекарственных средств по объему тендерных закупок за средства государственного и местных бюджетов в денежном выражении по итогам 2015 г. является Раствор для перитонеального диализа с глюкозой и низким содержанием кальция (табл. 1). На 2-м и 3-м местах рейтинга расположились соответственно брэнды Эмоклот и Фармасулин. Для сравнения в рейтинге приведены топ-20 брэндов, которые в анализируемый период поставлялись только за средства местных бюджетов.

Таблица 1 Топ-20 брэндов лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам 2015 г.
№ п/п Брэнд
Госбюджет + местные бюджеты Местные бюджеты
1 Раствор для перитонеального диализа с глюкозой и низким содержанием кальция Раствор для перитонеального диализа с глюкозой и низким содержанием кальция
2 Эмоклот Фармасулин
3 Фармасулин Дианил
4 Протафан Протафан
5 Актрапид Лантус
6 Лантус Актрапид
7 Элапраза Хумодар
8 Хумодар Новорапид
9 Куросурф Инсуман
10 Новорапид Левемир
11 Церезим Хумулин
12 Хумира Натрия хлорид
13 Програф Метализе
14 Левемир Фентанил
15 Натрия хлорид Генсулин
16 Мифортик Эпайдра
17 Инсуман Мирцера
18 Фентанил Програф
19 Метализе Микстард
20 Хумулин Севоран

В рейтинге поставляемых препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН) по объему тендерных закупок за средства государственного и местных бюджетов в денежном выражении лидируют инсулин человеческий, фактор свертывания VIII и инсулин гларгин (табл. 2). В табл. 2 также представлен рейтинг МНН, которые в анализируе­мый период закупались за средства местных бюджетов.

Таблица 2 Топ-20 МНН лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам 2015 г.
№ п/п МНН
Госбюджет + местные бюджеты Местные бюджеты
1 Инсулин человеческий Инсулин человеческий
2 Фактор свертывания VIII Инсулин гларгин
3 Инсулин гларгин Инсулин аспарт
4 Инсулин аспарт Инсулин детемир
5 Идурсульфаза Такролимус
6 Такролимус Натрия хлорид
7 Имиглюцераза Тенектеплаза
8 Микофеноловая кислота Фентанил
9 Адалимумаб Фактор свертывания VIII
10 Инсулин детемир Инсулин глулизин
11 Ритуксимаб Микофеноловая кислота
12 Интерферон бета Метоксиполиэтиленгликоль-эпоэтин бета
13 Натрия хлорид Севофлуран
14 Фентанил Эноксапарин натрия
15 Тенектеплаза Морфин
16 Глатирамера ацетат Циклоспорин
17 Эноксапарин натрия Меропенем
18 Иммуноглобулин человека Тримеперидин
19 Пегинтерферон альфа-2а Калия йодид
20 Севофлуран Диазепам

Рейтинг поставщиков по объему тендерных закупок лекарственных средств в денежном выражении за средства государственного и местных бюджетов по итогам 2015 г. возглавляют «ДИАВИТА», «Медфарком-Центр», и «Людмила-Фарм» (табл. 3).

Таблица 3 Топ-20 поставщиков по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам 2015 г.
№ п/п Поставщик
1 ДИАВИТА (Киев)
2 Медфарком-Центр (Киев)
3 Людмила-Фарм (Киев)
4 БАДМ-Б (Днепропетровск)
5 ФАРМАДИС (Крюковщина)
6 Фармацевтический завод БИОФАРМА (Белая Церковь)
7 Оптима-Фарм (Киев)
8 Укроптпостач (Киев)
9 Бизнес Центр Фармация (Вышгород)
10 ЛИНК-МЕДИТАЛ (Киев)
11 Аптека 3И (Сокольники, Львовская обл.)
12 Фармпланета (Киев)
13 Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев)
14 Фармация (Киев)
15 Индар (Киев)
16 ФРАМ КО (Киев)
17 Сана КО (Одесса)
18 ТЕВА УКРАИНА (Киев)
19 Буковина-Фарм (Черновцы)
20 ГЕМОФАРМ (Горенка)

P.S.

В 2015 г. госпитальный сектор подвергся активному реформированию со стороны государства. В частности, централизованные закупки лекарственных средств осуществлялись не только через тендеры МЗ Украины (начали проводиться с сентября), но и с помощью международных организаций (первые объявления о проведении тендерных закупок через Программу развития ООН (ПРООН) и Crown Agents были сделаны в начале декабря). Первые результаты закупок препаратов международными организациями обнародованы 4 февраля 2016 г.

Если в 2015 г. около 60% централизованных закупок препаратов и ИМН за средства государственного бюджета (на сумму 2,2 млрд грн.) было передано трем международным организациям (ПРООН, Crown Agents и ЮНИСЕФ), то в 2016 г. через них будут осуществляться уже все централизованные закупки МЗ Украины (постановление КМУ от 04.11.2015 г. № 1396-р).

В этом контексте стоит отметить, что международные закупки не регулируются украинским законодательством, в частности сроки проведения тендеров, что вызывает вопрос по свое­временной поставке необходимых лекарственных средств.

Также в феврале 2015 г. в пилотном режиме стартовала система электронных государственных закупок ProZorro (ее использование было добровольным). В течение 2016 г. планируется полный переход на электронную систему закупок. Так, 1 апреля 2016 г. введен в действие Закон Украины «О публичных закупках», который обеспечивает перевод всех государственных закупок в Украине в электронный формат. При этом его действие не распространяется на закупки, которые осуществляются через международные организации.

С 1 апреля в систему ProZorro обязаны перевести все свои закупки центральные органы исполнительной власти и предприятия, действующие в отдельных сферах хозяйствования, а с 1 августа использование электронной системы государственных закупок станет обязательным для остальных государственных заказчиков.

Екатерина Дмитрик
*Закупки лекарственных средств осуществляются за счет средств местных бюджетов, которыми распоряжаются областные, городские и районные учреждения здравоохранения Украины, и государственного бюджета, распорядителями которого являются МЗ Украины, Национальная академия медицинских наук Украины, Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, органы Государственной пенитенциарной службы Украины и другие ведомства.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті