Левша, правша или владеющий обеими руками в равной степени: что из этого норма, а что патология?

22 Квітня 2016 5:22 Поділитися

56Когда дети становятся старше, они, как правило, преимущественно используют одну руку (правую или левую) для выполнения различных задач, в частности для письма и рисования. При этом с рождения дети могут использовать обе руки, правую или левую, для выполнения задач и, как правило, становятся праворукими или леворукими в тот период, когда начинают активно общаться, примерно в возрасте 4 лет. Это остается устойчивым характерным признаком человека на протяжении всей его жизни.

Левое и правое полушария мозга контролируют движения на противоположных сторонах тела. Пока в детстве оба полушария в равной степени контролируют движения, одна рука не преобладает над другой. Со временем же происходит доминирование одного полушария над другим, что влияет на поведение и деятельность человека, и называется этот процесс церебральной латерализацией. Ученые считают, что существуют определенные причины такой эволюции головного мозга. Прежде всего доминирование одного полушария над другим в определенных процессах определяет отсутствие конкуренции между ними в этих процессах. Это также способствует возможности выполнения одновременно нескольких задач, например, речи и внимания.

У большинства левое полушарие головного мозга является доминирующим, если это касается речи. При этом полушарие, которое отвечает за речь, контролирует также и действия рук, поэтому большинство людей являются праворукими, и для жестов в разговоре используют именно правую руку. Психологи предполагают, что использование жестов играет важную роль в эволюции человеческой речи. Одна из теорий состоит в том, что поскольку зрение является одним из основных чувств, именно жесты, а не слова, появились первыми для общения между людьми. Со временем речь стала доминировать над жестами.

Для того чтобы приобрести комплекс сложных навыков, таких как речь, дети должны сначала развить основные сенсорные и моторные способности. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики создает условия для последующего развития речи.

В начале ХХ в. ученые считали леворукость аномалией развития. Это было связано с рядом нарушений развития, начиная от языковых и заканчивая психическими. В самом деле многие леворукие дети той эпохи были вынуждены писать правой рукой в процессе их «перевоспитания». Сегодня же стало известно, что когда дети начинают развивать свои двигательные навыки, они могут пользоваться как левой, так и правой рукой в равной степени для простых движений, например, для того, чтобы что-то взять. Это обусловлено тем, что обеими руками можно выполнить такие задачи с легкостью. Однако для большинства людей более сложные задачи требуют контроля именно одного полушария мозга. Например, дети чаще всего выбирают правую руку для письма. Этот навык развивается со временем и в результате человек становится правшой. Другие же дети начинают выполнять сложные задачи левой рукой и в результате становятся левшами.

Последние исследования показывают, что дети, которые используют в основном одну руку — правую или левую, — имеют хорошую церебральную латерализацию и нормальное развитие речи. С другой стороны, те, у кого с возрастом не происходит доминирования одной руки над другой (смешанный тип), часто имеют атипичное развитие двигательных и речевых навыков.

Люди со смешанным типом, то есть владеющие обеими руками в равной степени, составляют около 3–4% во всем мире. Эта цифра возрастает до 17–47% в популяции детей с расстройствами аутистического спектра. Лица с такой патологией имеют двигательные нарушения, которые начинают проявляться с 7–8-месячного возраста. Это указывает на то, что эти нарушения в раннем развитии ребенка потенциально можно исправить с помощью сложных функций, которые формируются позже, например, с помощью речи.

Диагноз «расстройство аутистического спектра», как правило, ставят детям сравнительно поздно, когда они уже испытывают расстройства речи. Поздняя диагностика может ограничить преимущества раннего вмешательства и лечения данной патологии. Младенческий мозг невероятно гибкий и ранняя коррекция может улучшить последующее когнитивное и психическое развитие ребенка, считают ученые, однако необходимы дополнительные исследования в этой области.

По материалам www.theconversation.com
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті