Фиксированные цены на лекарственные средства. Опыт Азербайджана

1130Вопрос регулирования цен на фармацевтическом рынке не теряет своей актуальности вот уже несколько десятилетий. Ценообразование на лекарственные средства зависит от государственного регулирования, и в разных странах к этому вопросу подходят по-разному. При этом цели, которые преследуют государства, одинаковы. Речь идет об обеспечении доступности лекарственных средств и сокращении затрат на здравоохранение. Ранее мы уже анализировали опыт некоторых зарубежных в сфере регулирования ценообразования на препараты в виде фиксированных цен. В продолжение темы представляем вниманию читателей подходы к определению оптово-отпускных и розничных цен на лекарственные средства, применяемые в Республике Азербайджан.

Требования законодательства

1131Приказом Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 3 июня 2015 г. № 209 (далее — Приказ № 209) был утвержден «Порядок регулирования цен на зарегистрированные в государстве лекарственные средства и осуществления контроля над этими ценами» на основании Указа Президента Азербайджанской Республики от 18 марта 2015 г. № 493 «О внесении изменений в Указ Президента Азербайджанской Республики «О применении Закона Азербайджанской Республики «О лекарственных средствах» от 6 февраля 2007 года № 528».

Регуляторным органом, который решает вопросы, связанные с ценами и тарифами в этой стране является Тарифный (ценовой) совет Республики Азербайджан (далее — Совет), созданный на выполнение Указа Президента Азербайджана от 26.12.2005 г. № 341. Согласно Приказу № 209 был утвержден порядок регулирования цен на государственную регистрацию лекарственных средств и осуществление мониторинга за этими ценами.

Регулирование цен на препараты основывается на референтной цене. Референтные цены рассчитываются согласно Инструкции по методам расчета цен на лекарственные средства. Для определения референтных цен Совет должен каждый год выбирать по крайней мере 5 сравниваемых стран и утверждать их. На сегодня референтными странами в Азербайджане выступают Франция, Турция, Италия, Испания, Португалия, Греция, Польша, Венгрия, Болгария и Словения.

Метод референтного ценообразования определяется Советом в соответствии с подпунктом 2.1.2 Указа Президента Республики Азербайджан от 26.12.2005 г. № 341 «Положение о Тарифном (ценовом) совете Республики Азербайджан». Так, оптово-отпускная цена на лекарственные средства без учета налога на добавленную стоимость рассчитывается согласно порядку, представленному в таблице (2-я колонка). Розничная цена на лекарственные средства рассчитывается в соответствии с порядком, указанным в 3-й колонке таблицы.

Таблица Расчет надбавок для оптово-отпускных и розничных цен на лекарственные средства на основании референтных цен
Референтная цена Надбавка для оптовых фармацевтических компаний Надбавка для аптек
До 5 манат(5 включительно) 20% от референтной цены 20% оптово-отпускной цены**
От 5 до 20 манат
(20 включительно)
1 манат + 17% от размера референтной цены – 5 манат* 20% оптово-отпускной цены
От 20 до 50 манат
(50 включительно)
3,55 маната + 13% от размера референтной цены – 20 манат 20% оптово-отпускной цены
От 50 до 100 манат
(100 включительно)
7,45 маната + 7% от размера референтной цены, – 50 манат 11,49 маната + 13% оптово-отпускной цены, – 57,45 маната
Более 100 манат 10,95 маната + 3% от размера референтной цены – 100 манат 18,45 маната + 11% оптово-отпускной цены – 110,95 маната
*Например, если цена препарата 7 манат, то размер референтной цены, исключая 5 манат, составляет 2 маната (7–5=2). Расчет в таком случае выглядит следующим образом: 1 манат + 17% · 2 маната
**Оптово-отпускная цена = референтная цена + надбавка для оптовых фармацевтических компаний

Для регулирования цен на препараты Советом разработаны формы деклараций для оригинальных и генерических лекарственных средств. При регистрации лекарственного средства на рынке Азербайджана заявитель обязан сразу же подать документы в Совет для регулирования ценообразования. В случае, если препараты уже есть на рынке (а мы все понимаем, что их большинство), Совет делает официальное заявление, в котором просит производителей по определенным международным непатентованным наименованиям (МНН) предоставить информацию о своих препаратах в Совет. Если производители не выполняют данные требования в определенный в заявлении срок, Совет утверждает розничную цену согласно рассчитанной референтной цене по данным из референтных стран.

Валютой для референтного ценообразования был определен доллар США. В случае изменения курса национальной валюты относительно доллара США более чем на 5% с минимальной продолжительностью в 2 мес цены на лекарственные средства пересматриваются Советом в экстренном порядке.

Одобренные розничные цены с учетом налога на добавленную стоимость должны указываться на упаковке лекарственного средства в печатной форме. Если это невозможно, то цена обозначается другим способом, установленным Министерством экономики Республики Азербайджан. Также все фиксированные цены указываются на сайте Совета в открытом доступе.

Как все обстоит на практике

30 июля 2015 г. на совещании Совета на первом этапе была утверждена стоимость более 250 жизненно необходимых и пользующихся наибольшим спросом лекарственных средств по 25 МНН. Согласно решению цены на указанные лекарственные средства вступили в силу до 15 сентября 2015 г. С этой даты невозможно реализовывать лекарственные средства по 25 МНН, указанным в решении Совета, в случае если цена не утверждена. Крайний срок приема документов (деклараций) для утверждения цен на другие лекарственные средства, относящиеся к указанным в приложении действующим веществам, был определен до 10 августа 2015 г.

25 декабря 2015 г. Совет пересмотрел цены уже на 3540 наименований лекарственных препаратов. По состоянию на 25 февраля 2016 г. этот показатель составил 5651, а на сегодня насчитывается 7075 лекарственных средств.

По данным информационно-аналитического и мониторингового портала Общественного объединения «За права человека», по состоянию на февраль 2016 г. цены на 20% лекарственных средств с отрегулированной стоимостью снизились более чем в 2 раза, еще для 8% лекарственных средств — более чем в 3 раза. В целом на фармацевтическом рынке Республики Азербайджан снижение цен отмечается для 60% лекарственного ассортимента.

В Украине вопрос регулирования цен на фармрынке стоит крайне остро, ведь разброс цен на одни и те же препараты достаточно большой. На протяжении нескольких лет ведется дискуссия относительно того, какую модель ценообразования стоит применить Украине. Возможно, прозрачная, доступная и открытая система фиксирования оптово-отпускных и розничных цен в Республике Азербайджан станет прекрасным примером для нашего государства.

Ирина Бондарчук
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті