Фиксированные розничные цены. Эффективен ли подход для снижения цен на фармрынке?

4369Ценообразование на фармацевтическом рынке — одна из наиболее актуальных тем на протяжении последних десятилетий. В мире регулирование цен используется для достижения различных целей. В экономически развитых странах такие подходы применяют для снижения нагрузки на бюджеты страховых фондов. В то же время в государствах с низким уровнем дохода населения с помощью контроля цен пытаются повысить доступность лекарственных средств для населения. Ведь надлежащего участия государства (или страховых фондов) в обеспечении медикаментами населения в таких странах, как правило, нет. В публикации проанализирована политика фиксирования цен на лекарственные средства на примере экономически развитой страны с наибольшим фармрынком ЕС — Германии, и развивающегося государства — Индии.

Ценообразование в Германии: экономия страховых бюджетов

Принципы формирования розничных цен в Германии связаны с политикой всеобщего страхования. Страховые фонды покрывают практически все расходы на рецептурные лекарственные средства, выписанные немецкими врачами. В разрезе безрецептурных препаратов действуют другие подходы. До 2011 г. в Германии действовала достаточно свободная система ценообразования. Это привело к тому, что на 2010 г. там были одни из наиболее высоких цен на лекарственные средства в мире. Расходы на здравоохранение, в том числе на лекарственные средства, ежегодно увеличивались. Львиную долю фармрынка Германии составляют рецептурные препараты, включенные в систему реимбурсации. До 2011 г. фонды страхования покрывали 100% расходов на все рецептурные лекарственные средства. Поэтому рост расходов на лекарственные средства являлся тяжелым бременем для них. В то же время производители устанавливали цены в свободном порядке. Ограничение цен применяли достаточно редко, и только к отдельным лекарственных средствам.

До проведения реформы 2011 г. в Германии регулировались розничные наценки, а на рынке существовали требования относительно унифицированной розничной цены.

С 2012 г. в Германии функционирует Немецкая система референтного ценообразования. Также введена в действие практика проведения переговоров для получения скидок на лекарственные средства. После изменений цены на лекарственные средства стали регулироваться косвенно: с помощью референтного цено­образования (входит в компетенцию Федерального объединенного комитета — Federal Joint Committee) и установления уровня реимбурсации, а также изменения принципа формирования цены производителя (переговоры со страховым фондом).

На сайте Немецкого института медицинской документации (German Institute of Medical Documentation and Information) и информации представлен перечень референтных цен (уровней реимбурсации) на лекарственные средства, а также перечень препаратов, стоимость которых полностью покрывается страховыми фондами.

В 2014 г. немецкие законодатели проголосовали за продление программы фиксирования цен на реимбурсируемые лекарственные средства (стартовала в 2010 г.) до 2017 г.

При выведении нового (инновационного) препарата на рынок предполагается предоставление 1 года свободного ценообразования, и только после этого, — проведение переговоров и фиксирование цены (на основании показателя затраты/эффективность). Цены на орфанные препараты не регулируются таким образом.

Бундестаг также проголосовал за прекращение практики использования цены, установленной производителем. С этого момента цены должны устанавливаться по результатам переговоров.

Следует отметить, что снижение цен производителя в Германии может повлечь за собой снижение цен на препараты во многих странах. Это связано с тем, что Германия является референтной страной для нескольких десятков государств (при внешнем референтном ценообразовании). Цена продажи для рецептурных лекарств и аптечный сбор определяются в соответствии с юридическими требованиями, изложенными в Постановлении цен на лекарственные средства (Arzneimittelpreisverordnung).

Чтобы облегчить финансовое бремя на фонды медицинского страхования, законодатели предусмотрели льготы и скидки, а также совместные платежи (копеймент) от застрахованных лиц.

На уровне поставщика к цене производителя добавляется оптовая наценка (максимальная оптовая наценка составляет 3,15% цены производителя) и фиксированный сбор на уровне 0,70 евро. Далее добавляется розничная наценка. Это комбинированная наценка, содержащая надбавку на уровне 3% от закупочной цены аптеки и фиксированного аптечного сбора (8,35 евро). Также к цене добавляется сбор за оказание экстренных услуг (0,16 евро). Затем к цене добавляется НДС на уровне 19% (от сформированной аптечной цены). При реализации лекарственного средства покупатель оплачивает некую сумму (10%) от аптечной стоимости. При этом аптека предоставляет обязательную скидку на уровне 1,77 евро.

Также обязательную скидку предоставляет производитель. Для лекарственных средств, цены на которые не зафиксированы, скидка составляет 7% от цены производителя. На препараты, цены которых фиксированы, производитель предоставляет скидку на уровне 10%. Размер скидки был снижен в 2014 г. (совместно с другими реформаторскими шагами) с 16%. Скидки, которые аптеки и производители предоставляют Фонду обязательного медицинского страхования (Statutory Health Insurance), позволяют последнему экономить достаточно серьезные средства (около 1 млрд евро в год).

С 2007 г. страховые фонды могут заключать контракты с производителями по предоставлению скидок на лекарственные средства. К концу 2014 г. контрактов между производителями и страховыми фондами заключено более 18 тыс. В этих контрактах задействовано более 130 страховых и столько же фармацевтических компаний. Под действие таких договорных скидок подпадает более 30% реимбурсируемых препаратов (как полностью, так и посредством копеймента).

Фонд обязательного медицинского страхования постановил, что пациенты должны покупать лекарственные средства посредством копеймента. Покупатели должны оплачивать 10% стоимости препарата в аптеке, но не больше 10 евро. Средний показатель доплаты покупателя в 2014 г. составил 2,7 евро.

Определенные категории застрахованных пациентов получают препараты бесплатно, а не по системе копеймента. Так, застрахованные лица не должны тратить на копеймент более 2% от их годового дохода. Для хронических больных этот показатель снижен, и составляет 1% от годового дохода. Всего в Германии застраховано около 70 млн человек, и каждый десятый освобожден от совместной оплаты (копеймент).

За счет этих механизмов страховым фондам удается сэкономить несколько миллиардов евро в год.

Прим. ред.: объем аптечных продаж в Германии в 2014 г. (без НДС) составил 45,8 млрд евро, рынок лекарственных средств — 42,7 млрд евро, рецептурных — 38 млрд евро. Национальный страховой фонд и частные страховые компании оплатили 39,1 млрд евро.

Ценообразование в Индии: повышение доступности лекарственных средств

В Индии действует комплексная система контроля цен. Правительство Индии в 2013 г. приняло приказ «О лекарственных средствах (контроль цен)» (Drug (Prices Control) Order). Этим приказом устанавливаются цены на 348 жизненно необходимых лекарственных средств (более 1200 генериков).

Этим приказом утверждается, что регулированием цен на жизненно необходимые лекарственные средства занимается Национальный орган ценообразования в фармации (National Pharmaceutical Pricing Authority), подчиненный Министерству химической промышленности и удобрений Индии (Ministry of Chemicals and Fertilizers). До приказа 2013 г. в стране действовал приказ 1995 г., которым устанавливались цены на 74 препарата. Применялись фиксированные цены, основу которых составляли производственные затраты, о которых сообщали сами производители.

Сегодня на все формы выпуска и дозировки, указанные в Национальном перечне жизненно необходимых лекарственных средств, распространяется государственный контроль цен.

В законе прописаны формулы для расчета предельной цены (ПЦ). Существует основная формула расчета. Расчет проводится в 2 этапа. В первую очередь рассчитывают среднюю арифметическую розничную цену (СРЦ) — стоимость всех брэндов и генериков определенного международного непатентованного наименования (МНН) с учетом форм выпуска и дозировок. При расчете используют данные по препаратам, доля которых в денежном выражении в своей категории (среди всех препаратов одного МНН в одной форме выпуска и дозировке) составляет не менее 1% за 1 год.

Средняя розничная цена рассчитывается в переводе на установленную суточную дозу (DDD). Предельная цена упаковки рассчитывается на основании умножения количества DDD в упаковке на цену 1 DDD. Если провести расчет по DDD невозможно, для этого используется наименьшая форма выпуска.

Далее розничная наценка (М), фиксированная на уровне 16%.

Расчет проводят по такой формуле:

ПЦ = СРЦ · (1+М:100).

Розничная цена нового лекарственного средства, которое впервые появляется на рынке, фиксируется правительством на основании принципов фармакоэкономики (нового препарата), а также рекомендаций Постоянного комитета экспертов. К установленной цене добавляется розничная наценка на уровне 16%. Компетентный орган должен зафиксировать цену нового препарата в течение 30 дней с момента начала его маркетирования.

Если фиксирование предельной розничной цены не приводит к снижению цен на рынке из-за отсутствия конкуренции, необходимо сформировать новую предельную розничную цену. Для этого используется показатель наиболее высокой розничной цены (ВРЦ), уровень снижения СРЦ других дозировок и форм выпуска (УС) (разница между наиболее высокой и средними ценами), а также количество других дозировок и форм выпуска (N).

Расчет осуществляют по формуле:

СРЦ = ВРЦ · (1–(УС 1 +УС 2 +…):(N · 100),

ПЦ = СРЦ · (1+М/100).

При том, что производители обязаны фиксировать предельную цену, разрешается установление розничной наценки на уровне 16%.

Что представляет собой максимальная розничная цена? Она должна быть зафиксирована производителями на основании предельной цены (рассчитанной и согласованной компетентным органом) и местных налогов (там, где они взимаются). Данные для всех расчетов, связанных с ценообразованием, компетентный орган получает от компании «IMS Health».

При выведении препарата на рынок производитель может установить цену на уровне или ниже уровня предельной цены. Когда производитель устанавливает розничную цену, которая может быть как на уровне, так и ниже предельной цены, он должен уведомить об этом компетентный орган. Производитель должен сдерживать установленную им цену.

Ежегодное повышение максимальной розничной цены может быть реализовано в соответствии с ростом индекса оптовых цен по сравнению с предыдущим годом. Индекс оптовых цен публикуется Департаментом промышленной политики и промоции (Department of Industrial Policy & Promotion).

(Индекс оптовых цен — среднее изменение цен на товары, закупленные у предприятий-производителей в отдельной стране. Индекс цен производителей включает данные о сделках на покупку различных товаров, а также некоторых видов услуг. Он не отражает розничную цену, которую платят за товар конечные потребители).

Компетентный орган должен пересматривать предельные цены ежегодно (в апреле). Если изменения внесены, производитель обязан направить эту информацию в компетентный орган в течение 15 дней. Соответственно, если индекс оптовых цен снижается, предельные цены также должны быть снижены.

За правительством остается право в экстраординарных ситуациях, если оно посчитает это нужным в интересах общества, зафиксировать предельную или розничную цену на любой препарат. Когда предельная или розничная цена уже зафиксирована, в случае необходимости правительство может принять решение о ее повышении или снижении на неопределенный срок.

Компетентный орган занимается мониторингом цен, а также наличием регулируемых препаратов на рынке. Производитель, который намеревается вывести регулируемый препарат с рынка, должен уведомить компетентный орган и общественность о своем намерении за 6 мес.

Каждый производитель обязан нанести несмываемую печатную метку на этикетке упаковки о минимальной форме отпуска, максимальной розничной цене, основанной на предельной цене, а также сообщение, что налоги включены в нее.

Данные регуляторные требования не распространяются на инновационные препараты.

Цены публикуются в издании Чрезвычайные ведомости Индии (Gazette of India Extraordinary), и с этого момента препараты не могут реализоваться по ценам, превышающим установленные. Предельные и максимальные розничные цены остаются действительными на протяжении 5 лет с момента публикации, однако при этом осуществляется их ежегодный пересмотр.

Также компетентным органом публикуется Компендиум предельных цен регулируемых лекарственных средств. В Компендиуме представлена такая информация: МНН, дозировка, форма выпуска, минимальная форма выпуска, предельная цена и дата ее утверждения.

По данным, представленным в индийских источниках, этот подход позволил снизить цены на регулируемые препараты на 10–15%.

Общие выводы: Чего позволяют достичь фиксированные цены?

В двух проанализированных случаях государство принимает активное участие в регулировании (контроле) цен на лекарственные средства. В зависимости от потребностей и проблем системы здравоохранения и лекарственного обеспечения применяются различные подходы к ограничению предельных цен.

В Германии, где львиная доля расходов на рецептурные лекарственные средства приходится на Национальный фонд медицинского страхования и частные страховые фонды, возникла необходимость сократить расходы и, соответственно, снизить цены, которые были одними из наиболее высоких в мире.

Одним из элементов политики уменьшения расходов на лекарственные средства стало фиксирование цены производителя. Это реализуется с использованием подхода референтного ценообразования, а также проведения переговоров между производителем, регулятором и страховым фондом.

По данным немецкой профессиональной организации ABDA, новая политика ценообразования, копеймент, а также скидки (производителей и аптек) позволяют сократить расходы (страховых фондов — главных плательщиков) на лекарственные средства на несколько миллиардов евро в год.

Перед национальным регулятором Индии стояла совершенно иная задача — повысить доступность лекарственных средств для населения. Индийский фармацевтический рынок является генерическим. До внедрения пороговых цен (максимальной розничной цены) разброс цен был достаточно большим и, по мнению индийских регуляторов, часто цены были необос­нованно высокими.

Возможные уроки ценообразования для Украины

Проблема ценообразования является актуальной для украинского фармацевтического рынка. Разброс цен на одни и те же лекарственные средства является достаточно большим, что отрицательно влияет на имидж всей фармацевтической отрасли.

На уровне регуляторных органов и профессиональной общественности на протяжении нескольких лет ведется обсуждение относительно того, какая модель ценообразования является оптимальной для Украины.

Один из возможных вариантов урегулирования этого вопроса — зафиксировать розничные цены лекарственных средств и уровни скидок, которые могут предоставлять производители (поставщики).

Участие государства в регулировании цен — практика, к которой обращаются как развитые, так и развивающиеся страны. Она позволяет контролировать расходы страховых фондов, а также создать прозрачную систему ценообразования, при которой всем заинтересованным сторонам известно, как формируется конечная розничная цена.

Галина Галковская,
список использованной литературы
находится в редакции

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті