Существует, по меньшей мере, три основных области негативного воздействия коррупции в товаропроводящей цепи лекарственных средств: это нецелесообразное расходование государственных средств на лекарственное обеспечение, проникновение на рынок некачественных или фальсифицированных препаратов, ненадлежащее и неэффективное использование лекарственных средств.
Эффективное использование государственных средств на здравоохранение критически важно для обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения, что играет особую роль для стран с низким и средним уровнем дохода, в которых большая часть финансового бремени ложится на плечи пациентов.
Расходы на лекарственные средства составляют значительную часть бюджетов здравоохранения. Так, в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development — OECD) более 1/6 расходов на здравоохранение тратится на лекарства. И этот показатель, вероятно, будет повышаться, поскольку мировые расходы на лекарственные средства, согласно прогнозам аналитической компании «IMS Health», будут увеличиваться на 4–7% ежегодно следующие 5 лет и к 2020 г. достигнут 1,4 трлн дол. США.
Растрата бюджетов здравоохранения, наличие коррупционной составляющей в государственных закупках приводят к переплате за товары и услуги, что, в свою очередь, может поставить под угрозу способность страны обеспечить всеобщий охват населения медицинским обслуживанием (universal health coverage). Наличие коррупционных процессов не позволяет надлежащим образом финансировать учреждения здравоохранения и, что не менее важно, — подрывает доверие к государству со стороны населения, специалистов здравоохранения (в частности их готовность серьезно принимать государственные инструкции). Безусловно, негативные последствия коррупции в системе здравоохранения сказываются на показателях заболеваемости и смертности.
КОРРУПЦИЯ В ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ ЦЕПИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ…
Как мы уже отметили выше, коррупция в фармацевтической отрасли существует во всех звеньях цепи — от научных исследований и разработок до распределения и стимулирования сбыта лекарственных средств. Важно проанализировать все звенья этой цепи, чтобы лучше понять, как проявляется коррупция в фармацевтической отрасли и какие коррупционные риски существуют на каждом этапе.
… НА ЭТАПЕ исследований и разработок (R&D)
Этот этап включает ранние стадии исследований, доклинические и клинические исследования, а также подачу заявки на патент.
Здоровье общества во многом зависит от компаний, которые занимаются разработкой и выведением на рынок новых лекарственных средств, а также осуществляют контроль за их эффективностью после лонча. Известно, что процесс исследований и разработок (research and development — R&D) связан с высоким уровнем риска и расходов для фармкомпаний, поэтому они, как правило, учитывают потенциал окупаемости затрат и рентабельности препарата в будущем при принятии решения о разработке. При отсутствии надлежащего контроля процесса R&D со стороны регуляторных органов, существует риск, что компания будет приоритезировать свои финансовые интересы над потребностями системы здравоохранения. В связи с этим могут возникать определенные коррупционные риски.
Например, регуляторные органы, задача которых заключается в том, чтобы действовать в интересах общества, «захватываются» компаниями, деятельность которых они призваны регулировать, и начинают действовать в пользу коммерческих интересов. В частности, исследования, проведенные в Канаде, Франции и Нидерландах, отмечают уменьшение в последние годы количества новых препаратов, которые могут предложить терапевтические преимущества по сравнению с препаратами, утвержденными ранее (результаты исследования опубликованы в «Journal of Law, Medicine & Ethics», 2013 г.).
Перед выведением кандидата в препараты на рынок он должен доказать свою эффективность и безопасность для оценки регуляторными органами путем проведения рандомизированных контролируемых исследований (РКИ). Ввиду отсутствия надлежащего контроля относительно соблюдения требований к публикации данных клинических исследований фармкомпания может иметь стимул для манипулирования данными о результатах клинических исследований (например преувеличить положительные результаты, скрыть отрицательные). А это, в свою очередь, может привести к неадекватному назначению, ведь специалисты здравоохранения полагаются на данные клинических исследований в принятии решения о том, какие лекарства назначать пациентам.
Обеспечить прозрачность данных клинических исследований (что может быть полезным инструментом борьбы с коррупцией) возможно путем введения обязательной регистрации клинических исследований, применения санкций за отсутствие регистрации результатов или непредоставления информации о клинических исследованиях, публикации как положительных, так и отрицательных результатов.
Во многих странах фармкомпании не обязаны публиковать информацию о РКИ. Но есть примеры стран, где существуют реестры клинических исследований.
Строгое законодательство в сфере раскрытия данных клинических исследований недавно введено в ЕС. Новое регулирование клинических исследований (EU Clinical Trials Regulation) требует публичного раскрытия отчетов клинических исследований в течение года после их завершения. Инициатива требует ведения публичных баз данных, в которых представлен список всех текущих клинических исследований с полными протоколами и результатами для гарантии целостности исследований и минимизации ошибок.
Учитывая, что фармкомпании активно сотрудничают с университетами и небольшими компаниями для проведения первоначальных стадий R&D, введение мер по обеспечению прозрачности и подотчетности финансовых взносов в этой области также очень актуально.
…НА ЭТАПЕ ПРОИЗВОДСТВА
Соответствие производства требованиям надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP) гарантирует безопасность и качество лекарственных средств. Этот международный стандарт включает требования к управлению качеством, упаковке и маркировке, обеспечению соответствующей концентрации активных фармацевтических ингредиентов, тестированию партий препаратов, лабораторному контролю. За соответствие требованиям GMP ответственность несут производители, регуляторные органы и инспекторы GMP.
Коррупционные риски на этом участке товаропроводящей цепочки включают возможность подкупа уполномоченных сотрудников для получения сертификата GMP или создания барьеров для входа конкурентов. Коррупция также может проявляться в преднамеренном несоблюдении требований GMP (при наличии соответствующего сертификата) с целью увеличения прибыли. Все эти формы коррупции могут привести к поступлению в систему здравоохранения некачественных/поддельных/ложномаркированных/фальсифицированных/контрафактных препаратов, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья населения.
Контрафактная продукция является широко распространенной проблемой и затрагивает как развивающиеся, так и развитые страны. По оценкам ВОЗ, около 25% лекарственных средств, потребляемых в странах с низким и средним уровнем дохода, являются фальсифицированными или некачественными.
Некачественные лекарства вносят свой вклад в повышение резистентности к противомикробным препаратам и дальнейший неблагоприятный исход лечения. Кроме того, наличие в системе здравоохранения некачественных препаратов наносит ущерб репутации сфере здравоохранения и государству в целом, поскольку доверие пациентов к способности обеспечить их безопасным и эффективным лечением снижается.
Причина, по которой фальсифицированные препараты попадают в сферу обращения, может быть заложена в неэффективности политики противодействия.
Эффективность регулирования в сфере производства препаратов может варьировать в зависимости от применяемых политических мер и способности законодательной системы обеспечить их реализацию. Так, государству необходимо иметь политическую волю, а также потенциал и ресурсы для обеспечения контроля соответствия производственных площадок стандартам GMP.
Улучшению контроля за соблюдением требований GMP способствуют проверки производственных площадок. Также может проводится выборочный контроль для выявления некачественных лекарственных средств до их выхода на рынок. Но для этого необходимо достаточное количество инспекторов, способных проводить такое тестирование.
…НА ЭТАПЕ РЕГИСТРАЦИИ
Регистрация лекарственных средств входит в обязанности регуляторных органов по контролю за обращением лекарственных средств. Затягивание процесса регистрации может формировать значительную стоимость для фармацевтических компаний, ведь какая-либо задержка в допуске препарата на рынок влияет на показатели прибыли. Как фармацевтические компании, так и регуляторные органы при финансовом давлении могут искать короткие пути и применять ненадлежащие процедуры регистрации, если за этим нет достаточного контроля.
Проведение регистрации препаратов ненадлежащим образом может быть следствием недостаточного финансирования ведомства, которое этим занимается, наличием неквалифицированного персонала. Уровень полномочий государственных служащих при лицензировании производства и регистрации препарата также повышает риск для злоупотребления властью.
При наличии таких коррупционных рисков может иметь место подкуп чиновников для регистрации лекарств без соблюдения необходимых требований или для ускорения этого процесса. Государственные служащие также могут намеренно задерживать процесс регистрации, чтобы запрашивать незаконную оплату от поставщиков препаратов.
Для минимизации коррупционных рисков в сфере регистрации лекарственных средств важно, чтобы ведомства, которые занимаются данным вопросом, были надлежащим образом обеспечены финансово. Немаловажно и то, что оценкой заявления на регистрацию должны заниматься специалисты с необходимыми научными, медицинскими и техническими знаниями.
Необходимо, чтобы стандартные операционные процедуры и директивы содержали четкое определение критериев для регистрации препаратов, информацию об исключениях, руководства по ускоренной процедуре регистрации, временные рамки для обработки заявок и критерии для выбора внешних экспертов. Также может быть установлен кодекс поведения для внутреннего персонала и внешних экспертов.
Создание общественных онлайн-баз данных для лекарственных средств, которые на этот момент рассматриваются или уже зарегистрированы, может способствовать уменьшению числа случаев применения незарегистрированных лекарственных средств и ускорению процесса регистрации.
…ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ
Расходы на продвижение лекарственных средств составляют значительную часть бюджетов фармацевтических компаний. Продвижение лекарственных средств предполагает взаимодействие фармкомпаний и специалистов здравоохранения, в частности с врачебной аудиторией.
Эти взаимоотношения имеют большое значение в контексте непрерывного медицинского образования и контроля за побочными эффектами. Однако при отсутствии строгого регулирования и механизмов надзора могут иметь место неэтичные маркетинговые приемы. Наиболее простой из них — это прямой подкуп специалиста здравоохранения с целью стимулирования назначения конкретных препаратов.
Неэтичные приемы маркетинга также могут проявляться в обеспечении специалистов недостоверной информацией относительно эффективности и безопасности препарата и поощрении назначений вне зарегистрированных показаний (с целью увеличения продаж).
Введение в заблуждение специалистов здравоохранения через распространение недостоверной информации может оказать негативное воздействие на показатели состояния здоровья пациентов (вследствие неэффективного назначения). Зачастую неэтичные методы продвижения приводят к выбору и назначению более дорогостоящих препаратов, которые не имеют терапевтического преимущества перед уже существующими методами лечения, а также назначению вне зарегистрированных показаний.
Существует вопрос относительно того, что фармкомпании добровольно осуществляют постмаркетинговый контроль за лекарственными средствами. Ведь надежность оценок фармкомпаниями своих собственных препаратов может вызывать сомнения. В странах с низким уровнем регулирования постпродажного контроля фармацевтические компании могут использовать медицинских представителей для сбора данных о безопасности и эффективности от врачей, которые даже не выписывают лекарства, которые изучаются, в обмен на своего рода компенсацию. Кроме того, соблюдение стандартов постпродажного контроля часто не обеспечивается, что позволяет фармацевтическим компаниям откладывать исследования или отказаться от них вообще.
Меры по снижению подверженности сферы продвижения препаратов коррупционным схемам фокусируются на регулировании и мониторинге взаимоотношений между фармкомпаниями и специалистами здравоохранения. Могут быть установлены кодексы поведения (на национальном, международном уровне) с требованием обязательного раскрытия конфликта интересов (финансовых взаимоотношений). Вместе с тем необходимы механизмы контроля за выполнением таких кодексов должным образом.
В качестве примера раскрытия информации о финансовых взаимоотношениях между врачами и фармкомпаниями может быть США, где действует Закон о раскрытии суммы вознаграждений, получаемых врачами (Physician Payment Sunshine Act), который требует от компаний раскрывать в онлайн-базе данных свои выплаты врачам.
Антикоррупционными мерами (для сдерживания неэтичной маркетинговой деятельности) могут быть увеличение штрафов и введение уголовного наказания. Однако стоит отметить, что размер штрафа зачастую ничтожно мал по сравнению с прибылью от продаж, которую могут обеспечить неэтичные методы продвижения.
Для минимизации коррупционных рисков на законодательном уровне могут быть реализованы такие инициативы, как введение требования при назначении отдавать предпочтение генерическим препаратам вместо брэндированных или выбирать оптимальное с экономической точки зрения лечение. Проведение независимого анализа недавно разработанных препаратов для обучения и информирования специалистов здравоохранения о новых препаратах также может быть полезным.
…В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ
Закупки являются главным связующим звеном между государственной системой и поставщиками лекарственных средств. Это технически сложный и многоуровневый процесс. Сфера государственных закупок лекарственных закупок весьма подвержена коррупционным рискам.
Коррупция может присутствовать на различных этапах процесса закупок:
- предварительный этап закупок включает оценку потребности, определение условий и метода закупок. На данном этапе возможна косвенная коррупция, когда заявка тщательно прорабатывается таким образом, что только определенная компания может выиграть тендер;
- второй этап закупок — торги. На этом этапе возможна прямая коррупция — когда вследствие подкупа выбирается конкретный победитель независимо от предложения;
- выполнение договора о поставке. Коррупция на данном этапе может включать неправильное выставление счетов и изменение условий договора.
Закупка лекарственных средств представляет собой сложный процесс, который может быть централизованным и децентрализованным на разных уровнях. Многие страны с высоким уровнем дохода не имеют национального руководства по закупкам. Отсутствие минимального порядка в управлении и надзоре является фундаментальной слабостью в системах государственных закупок.
Таким образом, политика в области борьбы с коррупцией в сфере закупок часто сосредоточена на разработке и внедрении руководящих принципов в целях обеспечения эффективности и контроля в сфере закупок.
Для обеспечения конкурентных условий торгов закупки должны осуществляться за счет использования эффективных механизмов их проведения. Например, электронная система государственных закупок. Применение данного механизма способствует повышению прозрачности тендерных процедур, поскольку позволяет осуществлять сбор данных о сроках и условиях договоров, предложениях поставщиков и закупочных ценах, что может выступать сдерживающим фактором для манипулирования ценами и способствовать устранению переплат.
Такие механизмы контроля, как санкции и штрафы, также могут применяться для минимизации коррупционных рисков в процессе закупок. Их использование предполагает постоянный мониторинг побочных реакций на лекарства, показателей эффективности закупок и стоимости поставок.
Также распространенной практикой в различных сферах экономики является заключение Соглашения о честном поведении (Integrity Pact) между заказчиком и компаниями, которые участвуют в торгах, о том, что все стороны будут воздерживаться от взяточничества, сговора и других коррупционных действий (требуется наличие системы мониторинга соблюдения этих условий, который, как правило, осуществляют общественные организации).
…НА ЭТАПЕ ДИСТРИБУЦИИ
Эта деятельность включает получение, хранение, управление запасами, перевозку и утилизацию препаратов. Как известно, обеспечение целостности цепочки сбыта лекарственных средств имеет важное значение для предоставления пациентам качественных и безопасных препаратов.
Но коррупционные риски существуют и в сбытовой цепочке, например, воровство медикаментов для последующей их продажи на черном рынке или для личного использования. Такие ситуации могут стать причиной частых случаев дефектуры. В свою очередь, пациенты в поисках необходимого лекарства, которое невозможно найти в открытой продаже, могут обратиться к возможностям черного рынка, рискуя приобрести фальсифицированные или некачественные лекарственные средства. Кроме того, существует риск проникновения фальсифицированных и некачественных лекарственных средств в официальные каналы распределения. По данным Института фармацевтической безопасности (Pharmaceutical Security Institute), за период 2005–2010 гг. количество случаев использования не по назначению/хищения лекарственных средств увеличилось на 66%, а случаев подделки в этот же период — на 122%.
Причиной воровства может быть низкий уровень заработной платы, что является общей проблемой практически на всех этапах создания стоимости.
Внедрение современных технологий, которые способны контролировать дистрибуцию лекарственных средств и способствовать предотвращению воровства, может быть полезным в сфере борьбы с коррупцией. Например, аптеки могут пользоваться электронной системой для определения происхождения и контроля качества лекарственных средств, которые они реализовывают. Сканирование этикетки препаратов при помощи мобильных приложений может помочь потребителю убедится, что препарат не является фальсифицированным.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Важно понимать, что коррупция может проявляться по-разному. Не существует простого универсального законодательства по борьбе с коррупцией в фармацевтическом секторе.
Отчасти сложность борьбы с коррупцией заключается в недостаточности знаний о реальной распространенности и масштабах коррупции. Отсутствие прозрачности и недостаточный контроль за обращением лекарственных средств могут сдерживать накопление необходимых знаний о том, в каких сферах и в какой степени проявляется коррупция. Проведение тщательной оценки, где в фармацевтическом секторе и в какой мере присутствует коррупция, является дорогостоящим. Зачастую финансирование борьбы с коррупцией сосредоточено на отдельных направлениях — ВИЧ/СПИД, туберкулез, малярия.
Большую роль также играет менталитет. Так, взяточничество часто оправдывают: «так все работает» или «это благодарность».
Слабая законодательная и нормативно-правовая база, ненадлежащий уровень контроля за обращением лекарственных средств создают простор для взяточничества и иных злоупотреблений. В целом в любой сфере, где отсутствует надлежащий контроль, существуют коррупционные риски.
Правительства стран сталкиваются с определенными проблемами на каждом этапе создания стоимости лекарств. На уровне государства необходимо утверждение стандартов по лицензированию, маркетированию и применению лекарственных средств, а также надзор за соблюдением этих стандартов с целью обеспечения надлежащего качества, эффективности и безопасности препаратов, находящихся в обращении.
Безусловно, фармкомпании стремятся максимизировать прибыль. В этом нет ничего плохого, если это достигается в соответствии с правовыми нормами, но если такая деятельность выходит за рамки закона и этических норм и оказывает негативное влияние на систему здравоохранения и состояние здоровья населения — это серьезная проблема. Фармкомпании могут использовать свои возможности и ресурсы путем лоббирования своих интересов на политическом уровне (например путем финансирования политических деятелей, общественных организаций), неэтичного продвижения среди специалистов здравоохранения, стимулируя назначение конкретных препаратов (может негативно повлиять на здоровье пациентов, а также способствовать увеличению расходов на здравоохранение).
По данным «Transparency International», за последние годы коррупционные скандалы, связанные с крупнейшими представителями фарминдустрии, возникали неоднократно. Флагманы рынка потратили миллиарды долларов, чтобы урегулировать споры после скандала в связи с неправомерным продвижением продукции на рынке США.
Еще одна проблема заключается в том, что зачастую коррупция не рассматривается правительством как проблема, требующая приоритетного решения: реформы по усилению регулирования и контроля проводятся тогда, когда проблема достигает уровня кризиса. Это может быть связано с тем, что коррупция глубоко укоренилась в системе. Нежелание руководства страны предпринимать действия по борьбе с коррупцией может быть обусловлено тем, что они получают определенную выгоду от коррупционных деяний.
Наличие политической воли и обеспечение лидерства в борьбе с коррупцией имеют важнейшее значение для снижения уровня коррупции. Без этого, как показывает практика, помощь негосударственных организаций в этой сфере зачастую оказывается неэффективной.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Важна приверженность усилиям по борьбе с коррупцией всех участников фармрынка — государства, представителей фармбизнеса, общественных, международных организаций. Для проведения системных изменений необходимы политическая воля и лидерство, готовность к действию всех игроков.
Хороший пример объединения усилий — кампания «The AllTrials campaign», которая призывает к оглашению результатов (полный отчет) всех клинических исследований: проведенных в прошлом, осуществляемых сейчас и в будущем — всех исследований о применяемых в наши дни лекарственных средствах (петицию подписало более 600 организаций).
Как уже отмечалось, ключевой драйвер изменений — это правительства стран. Чтобы снизить уровень коррупции в фармсекторе, необходимо демонстрировать реальную приверженность борьбе с коррупцией. Все предполагаемые случаи коррупции необходимо расследовать и применять соответствующие санкции к нарушителям (независимо от компании, выслуги лет чиновника или авторитета и репутации специалиста здравоохранения).
Международные организации могут оказывать помощь (в частности финансовую) в борьбе с коррупцией. Зачастую применяется финансирование, основанное на результатах (performance based financing), — финансирование получают только после согласования мероприятий по усилению контроля.
Широкое применение цифровых технологий для учета данных упрощает доступ к различной информации, обеспечивает прозрачность и способствует выявлению коррупции. Также важно, чтобы правительство обладало необходимым потенциалом и ресурсами для контроля, выявления коррупционных деяний и наказания нарушителей.
Следует отметить, что в ряде стран с целью укрепления принципов грамотного руководства, повышения прозрачности и подотчетности на уровне всей системы обращения лекарственных средств посредством привлечения к этой работе всех причастных субъектов, заинтересованных в надлежащей работе рынка лекарственных средств, реализовывается проект Альянс за прозрачность лекарственного обеспечения (Medicines Transparency Alliance — МeTA).
УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ В УКРАИНЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ МИРА
Проблема коррупции в Украине поднимается регулярно и является предметом многих дискуссий. С приходом нового правительства начали проводиться новые антикоррупционные реформы. Улучшилась ли ситуация?
Ежегодно организация «Transparency International» составляет рейтинг стран по показателю Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index — CPI). Этот индекс основывается на независимых опросах, в которых принимают участие международные финансовые и правозащитные эксперты. В 2015 г. Индекс восприятия коррупции распределял страны по шкале от 0 до 100 баллов. Высший балл присваивается стране с самым низким уровнем восприятия коррупции, что фактически означает ее отсутствие. Лидерами в мировом антикоррупционном рейтинге CPI 2015 г. являются Дания и Финляндия (самый низкий уровень коррупции). Наиболее коррумпированными странами мира являются Северная Корея и Сомали.
Какое место в рейтинге восприятия коррупции занимает Украина? Нашей стране удалось улучшить CPI на 1 балл по сравнению с предыдущим годом — индекс CPI составляет 27 баллов из 100. Коллегами Украины по индексу 27 баллов являются Иран, Камерун, Непал, Никарагуа и Парагвай. В мировом рейтинге восприятия коррупции Украина занимает 130-е место из 168 позиций.
Небольшого повышения индекса CPI, по мнению экспертов «Transparency International», удалось достичь благодаря более критическому отношению общества к коррупционерам, созданию антикоррупционных органов. Но в то же время высокопоставленные лица редко привлекаются к ответственности и получают должное наказание за свои преступления.
Согласно данным исследования власть действительно сделала ряд позитивных шагов в сторону создания антикоррупционного законодательства, но медлит с его внедрением. Отдельным больным вопросом остается попытка представителей власти лично контролировать избрание руководства этих органов. По словам директора «Transparency International Ukraine» Алексея Хмары, движущей силой перемен в Украине являются сами граждане — именно они контролируют чиновников, под их давлением дела против коррупционеров при власти доходят до суда. Но дальше система сопротивляется, и реально мало кто из них получает справедливое наказание.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На Саммите Организации Объединенных Наций (ООН) в сентябре 2015 г. государства — члены ООН приняли повестку дня в области устойчивого развития до 2030 г., в основу которой легли цели устойчивого развития (Sustainable Development Goals), которые, в частности, включают задачи в сфере противодействия коррупции (как важный и необходимый фактор для достижения целей устойчивого развития), что подчеркивает серьезность и глобальность этой проблемы.
Поддельные или не соответствующие международным стандартам производства лекарства оказывают негативное влияние на здоровье населения и представляют угрозу для их жизни. Ведь способность лекарственных средств спасать жизни, уменьшать страдания и улучшать здоровье зависит от их качества, безопасности, доступности и надлежащего применения.
Коррупционные риски в фармацевтической отрасли существуют во всех звеньях цепочки создания стоимости. Поэтому важно, чтобы при реализации антикоррупционная политика охватывала существующие проблемы во всех составляющих цепочки создания стоимости и способствовала повышению прозрачности и контроля за обращением лекарственных средств на всех этапах. Безусловно, при реализации антикоррупционной политики важно наличие политической воли. Сотрудничество с международными организациями, локальными общественными организациями также играет важную роль в обеспечении прозрачности и контроля.
по материалам
www.transparency.org;
www.ti-ukraine.org;
www.who.int;
www.ncbi.nlm.nih.gov;
www.fda.gov;
www.oecd.org;
www.imshealth.com
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим