Рыночные трансформации как они есть! Аптечные продажи в Украине: итоги I кв. 2010 г.

Как отмечалось в одной из наших предыдущих публикаций, вслед за бушующими страстями 2009 г. в текущем году ожидается значительное улучшение атмосферного давления на отечественном фармрынке. Ему прогнозируют стабильность и умеренное развитие. Операторы фармацевтического рынка уже приспособились к различным макроэкономическим изменениям в стране, курсовой разнице валют, а также рыночным перипетиям. Они двигаются вперед к новым вершинам, наполняют фармрынок и трансформируют его. Какими были изменения в развитии отечественного фармрынка в I кв. 2010 г. — читайте далее. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

ФАРМКОРЗИНА

По итогам I кв. 2010 г. общий объем фармрынка увеличился как в денежном, так и в натуральном выражении и составил 5,6 млрд грн. практически за 450 млн упаковок (рис. 1). Темпы прирос­та относительно I кв. 2009 г. составили 15,6% в денежном и 6,1% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте темпы прироста объе­ма розничного фармрынка приблизились к таковым в национальной валюте и составили 11,4% — до 701,6 млн дол. США.

В первые месяцы 2010 г. фармрынок словно затаился на некоторое время. Да и всплеск продаж, обусловленный эпидемической ситуацией в стране (в конце октября — начале ноября), наложил отпечаток на объем реализации лекарственных средств (ЛС) в аптеках в начале текущего года. Большое количество товаров, закуп­ленных впрок, были помехой в развитии продаж в зимний период в начале 2010 г. Как и следовало ожидать, уже в первый месяц весны объем фармрынка превысил таковой предыдущих месяцев и составил 2,0 млрд грн. за 163,0 млн упаковок, обеспечив максимальный вклад в общий объем фармрынка за I кв. 2010 г.

Впервые за долгое время более активную, чем ранее, динамику среди товаров «аптечной корзины» продемонстрировала парафармацевтическая продукция (табл. 1). Темпы прироста объема продаж косметики превысили общерыночные в денежном и натуральном выражении; для биологически активных добавок (БАД) отмечают схожее развитие. Однако по-прежнему их суммарная доля в общем объеме реализации не достигает 10% в денежном и натуральном выражении.

Замедленная динамика характерна для изделий медицинского назначения (ИМН), которые аккумулируют по продажам около 10% в деньгах и 30% в упаковках. В I кв. 2010 г. темпы прироста/убыли объема реализации этой категории товаров составили всего +4,3% и –2,0% в денежном и натуральном выражении соответственно.

Традиционно развитие фармрынка пред­определено динамикой главной категории товаров «аптечной корзины» — ЛС. Относительно I кв. 2009 г. удельный вес этой продукции в общем объеме реализации увеличился как в денежном, так и в натуральном выражении (до 83,3 и 63,7% соответственно). Темпы прироста продаж ЛС были несколько выше общерыночных.

Розничный фармрынок и рынок ЛС растут в упаковках

Таким образом, в I кв. 2010 г. окрепли и без того прочные позиции главной категории товаров «аптечной корзины» — ЛС. Также активнее развивались продажи парафармацевтической продукции.

С конца 2008 г. отечественный фармрынок был пропитан инфляционными всплесками (рис. 2). Индекс цен на фармацевтическую продукцию и медицинские товары и оборудование в 2008 г. был ниже индекса потребительских цен. В течение всего 2009 г. наблюдалась абсолютно противоположная ситуация. В недавнем прошлом цены на товары «аптечной корзины» корректировались под воздействием инфляционных процессов и изменения курса иностранной валюты по отношению к национальной. Если вспомнить I кв. 2009 г., то повышение средневзвешенной стоимости (с 24 до 55%) было характерно для всех категорий товаров «аптечной корзины» (рис. 3). Год спустя — в I кв. 2010 г. — средневзвешенная стоимость продукции осталась практически на прежнем уровне. А для БАД этот показатель и вовсе снизился — на 3% (в среднем до 17,7 грн. за упаковку).

В целом сегмент БАД более чем на 75% представлен товарами отечественного производства в натуральном и на 40% —в денежном выражении (табл. 2, 3). В сегменте косметики отечественные производители также преуспели — в I кв. 2010 г., кроме увеличения их доли по двум показателям, темпы прироста объема продаж в денежном и натуральном выражении были выше, чем у косметики зарубежного производства.

Таким образом, драйверами развития парафармацевтической продукции в I кв. 2010 г. были отечественные производители.

В текущем году парафармацевтическая продукция демонстрирует лучшую, чем ранее, динамику развития<.p>

РЫНОК ЛС
Напомним, что в 2009 г. ЛС украинского производства оказались в выигрышном положении за счет ценового фактора. Темпы прироста объе­ма продаж отечественных ЛС ежемесячно опережали таковые зарубежного производства. В январе–марте 2010 г. эта тенденция сохранилась (рис. 4). Если говорить о натуральном выражении, то еще в 2009 г. продажи ЛС отечественного производства первыми вышли из убыли (рис. 5). А уже в январе– марте 2010 г. темпы прироста реализации зарубежных и отечественных ЛС практически вышли на один уровень.

 

В целом в текущем году рынок ЛС в денежном выражении прирастает умеренными/скромными темпами. В абсолютном значении его объем ежемесячно превышает 1,5 млрд грн. (рис. 6). Количество реализованных упаковок в текущем году также каждый месяц опережает уровень таковых за аналогичный период 2009 г. (рис. 7). В долларовом эквиваленте ситуация аналогична. Приросты объема аптечных продаж ЛС за I кв. 2010 г. в национальной валюте (+16,7%) и долларовом эквиваленте находятся в близком диапазоне (+12,5%).

Таким образом, рынок постепенно переформатируется. Количество реализованных упаковок уже не уменьшается, как это было ранее, а постепенно увеличивается.

Если раньше (в 2009 г.) ключевую роль в приросте объема реализации ЛС играла инфляционная составляющая, то в текущем году все кардинально изменилось (рис. 8). Максимальный вклад в прирост объема аптечных продаж ЛС в январе–марте 2010 г. обеспечил индекс замещения, который указывает на увеличение объема продаж в натуральном выражении, а также на пере­распределение в структуре продаж в пользу более дорогостоящих препаратов. В январе 2010 г. индекс замещения обеспечил приросту рынка ЛС 10% (при общем приросте 12,7%), а уже в марте он был значительно больше — 20,4%.

С января 2010 г. на рынке ЛС постепенно увеличивается доля высокостоимостных (ВС) препаратов в денежном выражении (рис. 9). Темпы прироста объема аптечных продаж высокостоимостных ЛС в текущем году постепенно опередили развитие таковых низко- (НС) и среднестоимостной (СС) ниши (рис. 10). А в натуральном выражении этот показатель куда более ярко выражен (рис. 11).

 

 

По итогам I кв. 2010 г. на рынке ЛС в денежном выражении лидировали среднестоимостные препараты с долей 45,4% (табл. 4). Опережающие темпы развития в денежном выражении в этот период отмечают для продаж ЛС низкостоимостной ниши — на 24,1%, а в натуральном — для высокостоимостной — на 24,0%. По итогам в I кв. 2010 г. доля высокостоимостных ЛС увеличилась как в денежном, так и в натуральном выражении. Причем важно, что средневзвешенная стоимость таких ЛС относительно I кв. 2009 г. уменьшилась на 3,2% (рис. 12). В это же время средневзвешенная стоимость среднестоимостных ЛС практически не изменилась (+2,3%), а низкостоиомстных — увеличилась до 3,2 грн.

Темпы прироста объема продаж высокостоимостных ЛС постепенно опередили таковые низко- и среднестоимостных препаратов в натуральном выражении

ФАРМАКОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Фармакотерапевтическая структура розничного рынка ЛС особых изменений не претерпела. Традиционно лидером по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в разрезе групп АТС-классификации в I кв. 2010 г. была группа А «Средства, влияющие на пище­варительную систему и метаболизм». Эта группа аккумулирует наибольшую долю среди других участников АТС-классификации — 23,4% в денежном выражении. На 2-м месте по объему аптечных продаж в денежном выражении была группа С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (почти 14%).

В целом среди всех 14 групп препаратов максимальные темпы прироста объема аптечных продаж в I кв 2010 г. продемонстрировали ЛС групп V «Различные средства» (49,0%) и B «Средства, влияющие на систему крови и гемо­поэз» (29,5%).

Среди групп АТС-классификации третьего уровня в I кв. 2010 г. традиционно максимальный объем продаж ЛС в денежном выражении аптечным учреждениям обеспечили препараты группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» (226,3 млн грн.).

УЧАСТНИКИ/ФАВОРИТЫ РЫНКА

Рейтинг брэндов по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I кв. 2010 г., как и в аналогичный период 2009 г., возглавил АКТОВЕГИН (табл. 5). Второй год подряд 2-ю строчку занимает ЭССЕНЦИАЛЕ. Следует отметить, что большинство участников представленного топ-листа значительно улучшили свои позиции по сравнению с I кв. 2009 г. Значительный прорыв в рейтинге продемонстрировал ТРАУМЕЛЬ С. 15% — такова суммарная доля представленной топ-30 брэндов в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I кв. 2010 г. В аналогичный период годом ранее этот показатель был таким же.
В рейтинге крупнейших маркетирующих организаций лидером по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам I кв. 2010 г. 1-е место традиционно занимает компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 6). 2-е мес­то занял отечественный производитель «Фармак». Объем продаж ЛС представленной топ-30 маркетирующих организаций в денежном выражении составляет 57% рынка ЛС.
Для того чтобы оценить развитие той или иной компании, мы воспользовались таким показателем, как индекс эволюции (Evolution Index). Evolution Index был рассчитан по показателю МАТ (Moving Annual Total) за 12 мес — с апреля 2009 по март 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущих лет. Также для этих компаний мы рассмотрели показатель Evolution Index по YTD (Year-to-date; накопительный итог) за январь–март 2010 г. Из топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам I кв. 2010 г. наилучшее развитие индекса эволюции по МАТ продемонстрировали компании, представленные в табл. 7.
Есть игроки, у которых значение Evolution Index в разные анализируемые периоды схожее или несколько отличаются. Это означает, что в один период компания преуспела более, а в другой — менее.

О ФАРМРЫНКЕ В АПРЕЛЕ…

Пожалуй, после вышесказанного нашего читателя заинтересует развитие рынка в текущем месяце. Напомним, что оперативные данные системы исследования рынка «Фармстандарт»/ «PharmXplorer» на регулярной основе позволяют увидеть, каким рынок был буквально вчера. 13-я и 14-я апрельские недели демонстрируют умеренное развитие продаж на отечественном фармрынке, а на 15-й и 16-й отмечено небольшое увеличение реализации как в денежном, так и натуральном выражении (рис. 13).

P.S.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что самый сложный период для отечественного фармрынка уже позади. Он уже прирастает по 3 измерениям — в национальной валюте, в упаковках и в долларах.

Совместными усилиями операторов объем розничного фармрынка в I кв. 2010 г. достиг 5,6 млрд грн. практически за 450 млн упаковок, увеличившись на 15,6% в денежном и на 6,1% в натуральном выражении. Прирост в долларовом эквиваленте был приближен к таковому в национальной валюте (+11,4%).

Наступил новый этап развития на фармрынке. Он трансформируется и постепенно возвращается к прежним тенденциям. Например, восстанавливается потребление в натуральном выражении. Также оживился сегмент парафарма­цевтической продукции, о чем свидетельствуют темпы прироста продаж таковой. Причем драйверами развития этого сегмента являются оте­чественные производители. Преуспели они и на рынке ЛС — препараты украинского производства демонстрируют лучшую динамику развития в денежном выражении, нежели зарубежные. Однако «соревнования» между производителями в натуральном выражении закончились ничьей, по всей видимости, за счет того, что зарубежные фармкомпании приложили для этого немало усилий. Основным стало снижение цен на ЛС. Ситуация с курсом валют стабилизировалась, инфляция также сбавила свои обороты. Производители отреаги­ровали быст­ро и откорректировали цены на ЛС. Ежемесячно в текущем году средневзвешенная стоимость высокостоимостных ЛС снижалась. Такие препараты постепенно начали расширять свое присутствие на рынке ЛС как в денежном, так и в натуральном выражении.

Еще одной приятной новостью стал рост фармрынка в целом и рынка ЛС в частности в упаковках. Следует сказать, что рост натуральных показателей фармрынка обусловлен не только продажами ЛС, но косметики и БАД.

Заслуга в развитии рынка принадлежит, пожалуй, всем и каждому из операторов. Маркетирующие организации, количество которых на рынке увеличивается, обладают собственными секретами построения успешного бизнеса. Индексу эволюции некоторых из них можно даже позавидовать (в хорошем смысле этого слова). Искренне желаем, чтобы количество таких участников неустанно увеличивалось!

Оксана Сергиенко

Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com. ua. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: 0 (44) 585-97-10 или e-mail: sergey@ morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті